Вопросы конференции
На самом деле это процесс не хаотичный, к нему подходят серьезно. Некоторые родители предлагают отменить экзамены после 9-го класса. Но я считаю, что экзамены хороши хотя бы с той точки зрения, что приводят мысли в порядок. Часто привожу в пример моего сына. Он тоже бурчал, что ему нужно сдавать экзамены. После того, как он подготовился, то сказал, что вообще-то это очень хорошо, потому что он систематизировал все, что у него было накоплено.
А какой предмет сдавать в каком классе, то это определяют специалисты. Здесь задействована большая группа людей. Есть Национальный институт образования, есть великолепные учителя, которых мы привлекаем к этому процессу, чтобы определить, какие предметы надо бы сдавать в 9-м, а какие перенести на 11-й класс. Историю перенесли на 11-й класс потому, что у нас немного поменялась учебная программа. В 9-м классе история Беларуси заканчивается 1917 годом, а современный этап изучают в 10-11 классах. Поэтому экзамен как раз и перенесен на 11-й класс, чтобы ученик сдал экзамен за весь курс истории. Эта профилизация по истории введена в 2008 году. Те дети, которые будут в 2015 и 2016 годах сдавать выпускные экзамены, будут сдавать историю за 10-й и 11-й классы. То, что они сдали в 9-м классе, им сейчас сдавать не надо.
Если я скажу, что совсем не будет меняться, то это, наверное, неправильно. Стоимость обучения будет меняться, особенно для учащихся первого курса, но это все связано с изменением тарифной ставки первого разряда. Будет меняться ставка первого разряда - будет меняться стоимость обучения. Но в разы, естественно, не увеличится. Этот вопрос мы согласовываем с Министерством финансов, Министерством экономики, и вообще он очень серьезно обсуждается в Совете Министров и Администрации Президента.
Россияне имеют возможность обучаться у нас по разным так называемым вступительным программам. Они имеют право поступать на тех же правах, что и белорусы. То есть если абитуриент успешно сдает централизованное тестирование, то проходит на бюджет. Если не хватает баллов, можно идти на платное обучение тоже на правах белоруса. И стоимость обучения для него будет такая же, как и для белоруса. Кроме того, россиянам предоставили право обучаться у нас как иностранным гражданам, не сдавая ЦТ. В этом случае он оплачивает учебу как иностранец. Часто эти понятия путают, говорят: "Я россиянин и плачу больше", но при этом лукавят, что не сдавали ЦТ, а просто прошли собеседование.
Наши студенты, которые хотят обучаться в России, в свою очередь сдают ЕГ. То есть здесь все по-честному.
Система "Антиплагиат" уже в некоторых университетах, на отдельных факультетах используется достаточно давно и зарекомендовала себя как эффективная. Я знаю несколько факультетов БГУ, где в обязательном порядке все дипломные работы студентов проверяются на плагиат. Например, на философском факультете. У некоторых университетов есть Кодекс чести студентов. Первокурсник принимает этот кодекс и говорит, что обязуется не списывать, не пользоваться чужими знаниями и все делать самостоятельно. По признанию ректоров, этот кодекс достаточно хорошо действует на определенную группу студентов.
В борьбе с плагиатом, по моему мнению, надо начинать с сознания человека - он должен понимать, что учится не для кого-то, а для себя. Очень много зависит здесь и от принципиальной позиции самого преподавателя, который, проверяя работу студента, знает, что он ее уже не раз видел, закрывает на это глаза и тем самым поощряет плагиат. А есть преподаватели, которые совершенно по-другому к этому относятся и для них это вопрос чести. Если ты сумел так обмануть, своровать, то какой ты будешь специалист? Нужно воспитывать людей, чтобы у них не было желания этим заниматься.
Это вечный вопрос. Что лучше: письменный или устный экзамен? Конечно, дети должны уметь писать сочинение для того, чтобы уметь формулировать свои мысли. Но, вы знаете, в школьной программе в рамках определенных предметов предусмотрено написание сочинений. То есть дети учатся писать, формулировать свои мысли и излагать их письменно, грамотно. На наш взгляд, сегодня у нас достаточно хорошо продуманные программы, чтобы дети научились писать сочинения. На мы не предполагаем введения специального экзамена - сочинения - при поступлении в высшие или средние учебные заведения.
Что касается творческих специальностей, то там никто творческих экзаменов не отменял. Сейчас при поступлении на журфак, филологические специальности, архитектуру и художественные специальности в обязательном порядке сдается такой экзамен: сочинение, рисунок и так далее. Человек, который связывает свою жизнь, например, с журналистикой, должен написать сочинение, показать свою грамотность. Многие родители говорят: "Зачем детей мучают? Зачем их заставляют писать, если сейчас все на компьютере?". Мы говорим, что писать учат в младших классах не для того, чтобы был красивый почерк. Это как раз и умение излагать мысли, и развитие моторики. Специалисты, особенно психологи, много написали по этому поводу статей, где изложено, зачем человеку уметь писать и что это дает.
Совершенствованию нет предела, и мы, естественно, занимаемся оптимизацией системы образования в целом, изучаем опыт наших соседей, опыт, который уже у нас накоплен. Но твердо заявляю, что в ближайшем будущем количество высших учебных заведений в Беларуси не будет уменьшено.
Конечно, мы думаем, как оптимизировать нашу систему образования в целом, в том числе высшего образования. И сетевая организация обучения в наших вузах, на мой взгляд, покажет, какие из них окрепнут и останутся в том виде, в котором есть, а какие, может быть, станут структурными подразделениями более крепких вузов. Сетевая организация означает, что наши университеты кооперируются в учебную сеть по профильному принципу. Мы очень хотели бы, чтобы профессура ведущих университетов выезжала в региональные вузы или университеты, в которых обучаются студенты по тем же специальностям, для чтения специальных курсов и была внутренняя миграция студентов. Например, студенты из Бреста, Гродно, Гомеля приезжали в другие университеты - в Минске или в других регионах - на семестр для прослушивания каких-то лекций, чтобы посмотреть лабораторные работы или пройти практику на каком-то специальном высокотехнологичном предприятии. И эти курсы будут засчитываться им в их учебном процессе, а дальше студенты возвращаются обратно. При этом будет четко видно, какие университеты у нас сильные, где есть хорошие кадры и что пользуется популярностью у студентов.
Жизнь есть жизнь, выживает сильнейший: если университеты не будут стремиться к тому, чтобы повышать качество образовательного процесса, то мы будем ставить вопрос, чтобы они были не университетами, а например, институтами в составе какого-то ведущего вуза или даже переходили на ступеньку ниже и становились колледжами, что, конечно, плохо. Но речь об упразднении каких-то вузов пока не идет. У нас есть примеры, когда некоторые университеты мы закрывали, но ни один студент на улице не остался, с каждым был индивидуальный разговор, его переводили в другие университеты. В ближайшие год-два мы не ставим никаких вопросов о закрытии или упразднении университетов.
Конечно, нужно обучать нашу профессуру, если мы видим, что новые специальности будут у нас востребованы и будет необходимо большое количество специалистов. Если же специалистов необходимо мало, то зачем нам открывать новые специальности? Могу привести показательный пример - специалисты в области атомной энергетики. На первых порах мы отправляли наших студентов обучаться в Россию, кроме того, очень много студентов старших курсов проходят стажировку сейчас и будут проходить далее в ведущих европейских центрах. У нас есть даже специальное положение относительно студентов, которые обучаются по специальностям, связанным с атомной энергетикой. С ними заключается договор о том, что мы предоставляем им возможность пройти магистратуру в каком-то ведущем центре, а они в свою очередь подписывают обязательства, что вернутся и будут работать здесь. Наши преподаватели также выезжают на стажировку, на повышение квалификации. Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что у нас уже подготовлены свои преподаватели для того, чтобы на хорошем качественном уровне читать лекции и обучать студентов по атомной энергетике. То же касается и горных инженеров. Раньше мы отправляли студентов на обучение в ведущие горные университеты России, как правило, в Санкт-Петербург, Москву. И считали, что для получения того количества специалистов, которое нам необходимо, менее затратно отправить студентов туда. Теперь у нас есть целый факультет в БНТУ, где учат горных инженеров. Жизнь показала, что нам необходимо самим готовить таких специалистов.