Вопросы конференции
В настоящее время микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с указом от 30 июня 2014 года №325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций". С начала этого года деятельность по регулярному предоставлению займов осуществляется только микрофинансовыми организациями, к которым относятся ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и фонды. В целях совершенствования деятельности обществ взаимного финансирования МСП Министерство экономики совместно с заинтересованными разработало изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в соответствующее постановление Совета Министров, которые направлены на формирование прозрачных механизмов создания этих обществ, состава, компетенции органов управления и контроля с целью наибольшего привлечения МСП.
Что касается той инициативы, о которой сказано в вопросе, действительно, в Министерство экономики в том числе был представлен проект, который был направлен на развитие микрофинансирования в Беларуси. В настоящее время его изучают. Также он был направлен в Национальный банк - в структуру, которая является компетентным экспертом в этой сфере деятельности. У заявителей есть информация о ситуации с рассмотрением этого проекта и его продвижением.
Хочу подчеркнуть, что в Минэкономики всегда приветствуют любую инициативу, которая поступает от бизнеса. При ее разумности и реальной воплотимости мы готовы оказывать всяческое содействие.
Данное предложение поступило от общественных объединений предпринимателей, и оно не нашло отторжения, негатива как со стороны Совета по развитию предпринимательства, так и со стороны Министерства экономики. Вместе с тем, поскольку это предложение было инициировано общественными объединениями предпринимателей, то им же было предложено воплотить его в жизнь. Не могу сказать, на каком этапе находится реализация этой идеи. Вместе с тем могу подтвердить готовность Минэкономики активно участвовать в работе этих комиссий и содействовать их функционированию посредством того, что оказывать помощь в привлечении соответствующих специалистов органов госуправления при рассмотрении тех либо иных вопросов. Будут ли созданы эти комиссии и как скоро, насколько динамичной будет их деятельность - дело инициаторов этой идеи и людей, которые должны воплотить ее в жизнь.
С точки зрения Минэкономики, и это отражено в проекте Директивы, необходимо действительно обеспечить возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в распределении квотируемых сырьевых ресурсов на конкурсной основе, для чего должен быть введен конкурсный механизм их распределения, исходя из заранее установленных, четко оговоренных и известных всем критериев. К ним, например, могут быть отнесены эффективность производства, темпы наращивания экспорта, вопросы привлечения дополнительной занятости. Их выработка будет темой и предметом реализации положений Директивы.
Вместе с тем для решения этой задачи на первоначальном этапе представляется необходимым определить перечень ресурсов, доступ к которым у субъектов хозяйствования в настоящее время действительно затруднен. Думаю, что в этой связи незаменимым помощником нам будет сам бизнес. При начале этой работы мы обратимся к общественной мысли.
Развитие таких форм организации бизнеса в Беларуси на законодательном уровне не ограничено. У нас законодательно определено понятие франчайзинга. Этому посвящена целая глава Гражданского кодекса. Даже есть такой пример, как "Милавица". Но иногда есть некоторое недопонимание экономической целесообразности передачи каких-то бизнес- и производственных функций. Зачастую это обусловлено отсутствием достаточных знаний у менеджеров крупных предприятий. Мы пытаемся решить эту проблему через семинары и конференции. Все это проводится и заложено в качестве мер в программе господдержки малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы.
В качестве примера по субконтрактации хочу привести традиционно проводимую в рамках Белорусского промышленного форума биржу субконтрактов. Была проведена уже четвертая по счету биржа, в которой приняли участие 18 контракторов и 55 субконтракторов. Между ними организовано более 70 деловых переговоров. С 12 по 15 мая в Минске планируется проведение Евразийской недели. Ее основой будет Белорусский промышленный форум, который будет включать и биржу, на которую уже подали заявки 35 контракторов и более 80 исполнителей. Интерес растет. Предполагаем, что может состояться более 200 переговоров.
С учетом процессов гармонизации национальных законодательств в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагается внесение изменений в критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Дело это непростое, потому что у всех стран-участниц свои критерии и подходы к определению, кто относится к субъектам МСП. При этом на сегодняшний день вопрос стоит гораздо шире, чем дополнение к численному критерию финансового. Должен еще появиться такой критерий, как зависимость от крупных компаний или государства, который будет определяться по доли участия крупной организации в уставном капитале субъекта либо доли участия государства. Когда общий для всех стран подход будет выработан, сказать сложно. Но работа в этом направлении ведется, и данная тема также обсуждается на межнациональном уровне.
При этом хочу отметить, что в Беларуси для понимания места и роли МСП существует дополнительная статистика, из которой мы исключаем по определенным показателям долю названных в вопросе компаний. Что касается финансовой поддержки МСП, то фильтр невозможности ее получения указанными компаниями стоит на законодательном уровне, где четко определен перечень тех организаций по видам деятельности, которые не могут претендовать на финансовую поддержку в силу того, что они по своей сути высокодоходны.
Насколько я понимаю, автор вопроса ведет речь о декрете №6 о стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних и малых поселений, сельской местности. Этот документ действительно показал свою результативность. Так, по состоянию на 1 января 2015 года, то есть за два с половиной года действия документа, количество малых и средних предпринимателей, зарегистрированных на территории средних и малых поселений, сельской местности выросло на 40%. Но сюда мы включаем и индивидуальных предпринимателей. При этом на территории крупных городов рост составил всего 1,5%.
В январе-декабре 2014 года налоговые льготы в соответствии с декретом №6 были предоставлены 1 тыс. 167 субъектам предпринимательской деятельности, в том числе 302 организациям и 865 ИП.
На сегодняшний день в Беларуси один из самых простых порядков регистрации субъектов хозяйствования, который от года к году совершенствуется. В этом году данная система перешла на онлайн-режим, и зарегистрировать свой бизнес можно, не выходя из дома.
Определенные проблемы в ликвидации своего дела на сегодняшний день все-таки существуют. В частности, тот же бизнес выказывает нарекания на некоторую обременительность процедур и достаточную растянутость их по времени. Хотя справедливости ради стоит сказать, что в определенных случаях вопрос, насколько все пройдет быстро и эффективно, зависит от самого бизнеса. Проблему мы понимаем, проводится работа по ее решению.
Вопрос необходимости упрощения ликвидации субъекта хозяйствования отражен в проекте Директивы, о которой мы вели речь. Говорить о каких-то конкретных шагах, принятых в данном направлении, пока преждевременно. Думаю, что они будут выработаны и озвучены в рамках подготовки мероприятий по реализации Директивы.