Вопросы конференции
Согласно рейтингу Всемирного банка, Беларусь находится на третьем месте по регистрации недвижимого имущества. Но, как известно, предела совершенству нет. Что планируется делать в этом направлении в дальнейшем?
Будет развиваться информационная составляющая по предоставлению комплекса услуг, связанных с получением аналитической информации из единого регистра недвижимого имущества в электронной форме. Будут решаться вопросы, связанные с сокращением (хотя они и так минимизированы) посещений заинтересованных в оформлении прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в агентствах по регистрации. Для тех, кто обладает электронной цифровой подписью, уже сегодня существует возможность обращаться в агентство в электронном виде. Граждане, у которых есть недвижимость не по месту жительства, а в других регионах, могут решить все свои вопросы, обратившись в организацию по регистрации по месту своего пребывания.
Внедряются новые сервисы. Не так давно в интернете в свободном доступе появилась публичная кадастровая карта, носящая справочно-информационный характер, где можно увидеть сведения о зарегистрированных земельных участках. Такие сервисы будут развиваться и в дальнейшем. По сути, программное обеспечение будет строиться таким образом, чтобы по принципу конструктора можно было при желании получить ту или иную информацию, не выходя из дома.
Внедряются новые сервисы. Не так давно в интернете в свободном доступе появилась публичная кадастровая карта, носящая справочно-информационный характер, где можно увидеть сведения о зарегистрированных земельных участках. Такие сервисы будут развиваться и в дальнейшем. По сути, программное обеспечение будет строиться таким образом, чтобы по принципу конструктора можно было при желании получить ту или иную информацию, не выходя из дома.
А как это все повлияет на стоимость оказываемых услуг? Стоит ли ожидать, что за счет сокращения бумажного документооборота, временных затрат, услуги будут дешеветь?
Размер платы за совершение административных процедур определен законодательно и привязан к базовой величине. Эта плата небольшая. Размер платы за сопутствующие регистрации услуги (например, связанные с технической инвентаризацией, оценкой), формируется организациями исходя из тех затрат, которые они реально несут. Я скажу так: с одной стороны сокращаются временные затраты, упрощается процедура работы в отношении конкретного объекта недвижимого имущества, а с другой стороны растут затраты, связанные с разработкой программного обеспечения, с привлечением квалифицированных специалистов, которые могли бы эту работу выполнять. Но мы всегда ориентируемся на то, чтобы данные услуги, носящие социальный характер, оплачивались исходя из объективных реалий. И этот процесс будет контролироваться.
Много ли ваши службы выявляют нарушений порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земельных участков из одной категории в другую, нецелевого использования?
Сейчас эти вопросы отнесены полностью к компетенции исполнительных комитетов, в структуре которых находятся землеустроительные службы. Мы выявляем эти вопросы при подготовке материалов, которые идут на рассмотрение главы государства, связанные с изъятием, предоставлением лесных, сельскохозяйственных земель, при рассмотрении обращений, поступающих в комитет, при проведении работ в сфере землеустройства. Опять же аэрофотосъемка дает возможность увидеть такие моменты. В прошлом году была приобретена новейшая аэрофотокамера, которая дает качественные результаты изображений. При выявлении таких моментов мы направляем материалы в исполкомы или в Комитет государственного контроля для принятия мер реагирования. Сейчас в проекте указа, касающегося дальнейшего совершенствования земельных отношений, предусматривается норма, что мы регулярно, раз в месяц будем имеющиеся факты предоставлять в КГК для дальнейшего реагирования по ситуациям.
Вопрос об оценке приватизируемого жилья в спорных случаях. Много ли таких спорных случаев, когда стоимость приватизации существенно отличается от среднего по региону ценника?
Ситуации бывают разные, действительно, после принятия нормативного правового акта о приватизации количество обращений в Госкомимущество по данному вопросу увеличилось. В ряде ситуаций, узнав стоимость приватизации, люди полагают, что данную квартиру им должны были передать чуть ли не бесплатно и начинают обращаться в Госкомимущество или вышестоящие органы. Но бывают и ситуации, когда оценочные комиссии допускают ошибки, и с этим приходится разбираться.
Если у граждан возникают вопросы по стоимости приватизации, то они должны обратиться в райисполком или другой орган, при котором создана оценочная комиссия. При несогласии с полученной информацией можно обратиться в облисполком. Если и там люди не находят поддержки, тогда они могут обратиться в Госкомимущество, и наши специалисты вникнут в суть конкретного дела, дадут пояснения и рекомендации.
В целом скажу, что любым вопросом, в том числе приватизацией, оформлением имущества, необходимо заниматься своевременно. Ведь была возможность использовать чеки "Жилье", и тем, кто это сделал, не пришлось сталкиваться с вопросами, которые сейчас решают некоторые люди. Вместе с тем, если посмотреть на стоимость приватизации, которая иногда вызывает возмущение людей, с учетом рассрочки на 40 лет и сравнить ее с рыночной стоимостью объекта, то суммы как раз получаются совсем небольшими.
Бывает так, что в одном доме приватизируемая квартира может оцениваться в Br200 млн, а в соседнем доме аналогичной планировки - в Br400 млн. Надо учесть, что затраты на строительство сетей для нескольких объектов могли быть включены в стоимость жилья последнего введенного в эксплуатацию дома. Выходит, что люди по объективным причинам сталкиваются с такой ситуацией. В этом случае законодательством предусмотрено, что если стоимость приватизируемого жилья отличается от стоимости ранее приватизированных в данной местности объектов на 30%, то есть возможность провести рыночную оценку. Для этого нужно обратиться в соответствующие структуры, гражданину не нужно за это платить. Если рыночная стоимость окажется меньше, то по ней и будет производиться приватизация. В связи с такими обращениями мы планируем выйти с инициативой предусмотреть в случае несогласия со стоимостью приватизации возможность обращения к независимому оценщику, заказать у него оценку, чтобы потом была возможность приватизировать жилье по рыночной стоимости. Сейчас это предложение в стадии разработки.
Всего поступило около 130 обращений по поводу переоценки стоимости приватизации. Их них около 10-15% - ситуации, когда приходилось корректировать стоимость приватизации. При этом бывали случаи, когда выявлялась ошибка со стороны оценочной комиссии, и стоимость пересматривалась в сторону увеличения.
В настоящее время в целом по стране осталось приватизировать от 5% до 7% жилого фонда. Срок приватизации установлен до 1 июля 2016 года. Поэтому хотелось бы напомнить людям, что не нужно дожидаться окончания этого срока, нужно обращаться по этому вопросу сейчас. Стоимость приватизации определяется на момент обращения гражданина, а индексы строительно-монтажных работ меняются, поэтому лучше сделать это как можно раньше.
Если у граждан возникают вопросы по стоимости приватизации, то они должны обратиться в райисполком или другой орган, при котором создана оценочная комиссия. При несогласии с полученной информацией можно обратиться в облисполком. Если и там люди не находят поддержки, тогда они могут обратиться в Госкомимущество, и наши специалисты вникнут в суть конкретного дела, дадут пояснения и рекомендации.
В целом скажу, что любым вопросом, в том числе приватизацией, оформлением имущества, необходимо заниматься своевременно. Ведь была возможность использовать чеки "Жилье", и тем, кто это сделал, не пришлось сталкиваться с вопросами, которые сейчас решают некоторые люди. Вместе с тем, если посмотреть на стоимость приватизации, которая иногда вызывает возмущение людей, с учетом рассрочки на 40 лет и сравнить ее с рыночной стоимостью объекта, то суммы как раз получаются совсем небольшими.
Бывает так, что в одном доме приватизируемая квартира может оцениваться в Br200 млн, а в соседнем доме аналогичной планировки - в Br400 млн. Надо учесть, что затраты на строительство сетей для нескольких объектов могли быть включены в стоимость жилья последнего введенного в эксплуатацию дома. Выходит, что люди по объективным причинам сталкиваются с такой ситуацией. В этом случае законодательством предусмотрено, что если стоимость приватизируемого жилья отличается от стоимости ранее приватизированных в данной местности объектов на 30%, то есть возможность провести рыночную оценку. Для этого нужно обратиться в соответствующие структуры, гражданину не нужно за это платить. Если рыночная стоимость окажется меньше, то по ней и будет производиться приватизация. В связи с такими обращениями мы планируем выйти с инициативой предусмотреть в случае несогласия со стоимостью приватизации возможность обращения к независимому оценщику, заказать у него оценку, чтобы потом была возможность приватизировать жилье по рыночной стоимости. Сейчас это предложение в стадии разработки.
Всего поступило около 130 обращений по поводу переоценки стоимости приватизации. Их них около 10-15% - ситуации, когда приходилось корректировать стоимость приватизации. При этом бывали случаи, когда выявлялась ошибка со стороны оценочной комиссии, и стоимость пересматривалась в сторону увеличения.
В настоящее время в целом по стране осталось приватизировать от 5% до 7% жилого фонда. Срок приватизации установлен до 1 июля 2016 года. Поэтому хотелось бы напомнить людям, что не нужно дожидаться окончания этого срока, нужно обращаться по этому вопросу сейчас. Стоимость приватизации определяется на момент обращения гражданина, а индексы строительно-монтажных работ меняются, поэтому лучше сделать это как можно раньше.
Где можно получить актуальную информацию о планируемых аукционах по продаже земельных участков?
Надо выходить на сайты исполкомов, есть соответствующие обязанности. То есть надо посмотреть, где, на какой территории есть желание получить земельный участок, и выяснять подробности на местности.
Недавно Национальное кадастровое агентство Госкомимущества Беларуси представило в Киеве пилотный проект по массовому формированию и кадастровой оценке недвижимости на территории Кобринского района Брестской области и Советского района Минска. Предполагалось, что по итогам реализации этого проекта может быть принято решение о целесообразности перехода к исчислению налога на недвижимость, исходя из ее кадастровой стоимости, на всей территории Беларуси. В чем преимущество такого подхода и какова перспектива его применения?
Да, это перспективное направление. Процесс запущен, в результате мы должны, если все сложится удачно, получить упрощение налогообложения недвижимости. Есть все предпосылки к тому, что этот вопрос будет решаться на уровне лучших мировых образцов, что этот налог действительно будет отталкиваться от объективной картины, от стоимости того, что находится в данном месте на данный момент.
Кроме налогообложения, мы получим повышение эффективности управления имуществом, потому что полученная общая картина даст возможность видеть оперативную ситуацию на конкретный момент времени в конкретном месте для принятия решений по использованию, определению направлений эффективности использования собственности, которая есть на данной территории. Все это будет интегрировано в систему регистра недвижимости. На основе этого можно будет получать различную информацию, которая связана с конкретной территорией или несколькими административно-территориальными единицами.
После презентации проекта началась конкретная работа: мы посмотрим, в какие это суммы выливается, в какие временные рамки будем вкладываться. Если экономика вопроса будет показывать эффективность принятия мер по введению единого налога в зависимости от кадастровой стоимости, то такие решения будут дальше готовиться и это процесс пойдет на территорию всей республики.
Напомню, что с прошлого года поменялось законодательство в области проведения кадастровой оценки земель, земельных участков. Раньше было требование, оно сохранилось и сейчас, что раз в 5 лет необходимо проводить переоценку. Раньше инициатива должна была исходить от исполкомов, но, учитывая опыт, было внесено предложение и оно поддержано, что сейчас кадастровая оценка будет проходить централизовано, она будет проводиться слоями: один слой в год. В настоящее время приступили к этой работе, результат по первому слою - многоквартирной жилой застройке - будет к середине 2016 года. Дальше до 1 июля каждого следующего года будет каждый слой отрабатываться.
Кроме налогообложения, мы получим повышение эффективности управления имуществом, потому что полученная общая картина даст возможность видеть оперативную ситуацию на конкретный момент времени в конкретном месте для принятия решений по использованию, определению направлений эффективности использования собственности, которая есть на данной территории. Все это будет интегрировано в систему регистра недвижимости. На основе этого можно будет получать различную информацию, которая связана с конкретной территорией или несколькими административно-территориальными единицами.
После презентации проекта началась конкретная работа: мы посмотрим, в какие это суммы выливается, в какие временные рамки будем вкладываться. Если экономика вопроса будет показывать эффективность принятия мер по введению единого налога в зависимости от кадастровой стоимости, то такие решения будут дальше готовиться и это процесс пойдет на территорию всей республики.
Напомню, что с прошлого года поменялось законодательство в области проведения кадастровой оценки земель, земельных участков. Раньше было требование, оно сохранилось и сейчас, что раз в 5 лет необходимо проводить переоценку. Раньше инициатива должна была исходить от исполкомов, но, учитывая опыт, было внесено предложение и оно поддержано, что сейчас кадастровая оценка будет проходить централизовано, она будет проводиться слоями: один слой в год. В настоящее время приступили к этой работе, результат по первому слою - многоквартирной жилой застройке - будет к середине 2016 года. Дальше до 1 июля каждого следующего года будет каждый слой отрабатываться.
Госкомимуществом сформирован перечень объектов для приватизации. Как будете действовать, чтобы найти инвестора для каждого из них?
Всего этих предприятий более 60. Это ориентир для работы на соответствующий период, скажем, на год. Кроме того, эти списки расцениваются международными рейтинговыми агентствами как индикатор наличия процесса приватизации в стране. Поэтому они, в том числе, и формируются.
Вместе с тем это не какой-то безусловный список, поскольку у нас соблюдают подходы и требования, которые озвучивал глава государства несколько лет назад о том, что акции любого акционерного общества могут быть приватизированы, если инвестор предложит такие условия, которые реально будут выгодны Беларуси, и белорусский народ, который своим трудом создал актив, получит больше эффекта от прихода инвестора, нежели чем от обладания управлением данной собственностью.
Собирались списки по предложениям органов госуправления. Иногда условия, которые определены, не всегда могут вызвать интерес потенциального инвестора к покупке, но мы открыты для диалога, и любой заинтересованный в приобретении тех или иных пакетов акций может отработать с нами этот вопрос. В итоге мы будем искать консенсус, компромисс для того, чтобы получить эффективный способ вовлечения в оборот пакета акций на конкретных условиях.
Осуществляется и будет осуществляться работа по доведению информации до потенциальных инвесторов, в том числе через наши посольства, через размещение на сайтах в Интернете и средствах массовой информации. Мы планируем более активно работать в сфере Интернета, чтобы быстрее донести информацию о наличии предложений о приватизации.
Вместе с тем это не какой-то безусловный список, поскольку у нас соблюдают подходы и требования, которые озвучивал глава государства несколько лет назад о том, что акции любого акционерного общества могут быть приватизированы, если инвестор предложит такие условия, которые реально будут выгодны Беларуси, и белорусский народ, который своим трудом создал актив, получит больше эффекта от прихода инвестора, нежели чем от обладания управлением данной собственностью.
Собирались списки по предложениям органов госуправления. Иногда условия, которые определены, не всегда могут вызвать интерес потенциального инвестора к покупке, но мы открыты для диалога, и любой заинтересованный в приобретении тех или иных пакетов акций может отработать с нами этот вопрос. В итоге мы будем искать консенсус, компромисс для того, чтобы получить эффективный способ вовлечения в оборот пакета акций на конкретных условиях.
Осуществляется и будет осуществляться работа по доведению информации до потенциальных инвесторов, в том числе через наши посольства, через размещение на сайтах в Интернете и средствах массовой информации. Мы планируем более активно работать в сфере Интернета, чтобы быстрее донести информацию о наличии предложений о приватизации.
Сообщалось, что разработан проект указа, который предусматривает упрощение процедуры продажи таких организаций. На каком этапе находится этот документ?
На этапе разработки. Мы сейчас анализируем те вещи, которые можно реально упростить, не меняя концептуальные подходы, которые сложились в государстве. Повторюсь: вопросы продажи собственности должны решаться тогда, когда государство понимает, что эффективнее найти иного собственника в конкретном случае, привлечь его на определенных условиях, чтобы получить потом больший эффект. Сейчас мы анализируем этот процесс и разрабатываем предложения.
С момента опубликования списка приватизируемых в 2015 году объектов уже прошло время. Может быть, есть конкретные наработки по определенным предприятиям? Как обстоит ситуация с СООО "МТС" и ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". Расскажите, пожалуйста.
Решение об отчуждении акций всегда принимается главой государства. После этого проводятся соответствующие процедуры в виде аукционов, конкурсов. Сейчас проводится подготовительная работа по поиску инвесторов. Что касается "Авиакомпании Трансавиаэкспорт", то аукцион был проведен в конце прошлого года и признан несостоявшимся, потому как был интерес и потенциальные приобретатели, но они не смогли оперативно решить вопросы по внесению необходимых средств для участия. Сейчас подготовлено предложение по продаже акций данного акционерного общества в 2015 году на тех же условиях. Этот процесс начат, подготовлен проект распоряжения главы государства по этому поводу.
То есть можно ожидать, что будет аукцион аналогичный прошлогоднему?
Да, совершенно верно.
А по МТС?
По МТС тоже планируется проведение работы в 2015 году. Но пока о чем-то конкретном говорить преждевременно. Проводятся подготовительные мероприятия. Потому что очень важно соблюсти и стоимостной баланс акций, и интересы государства в данном вопросе.
Какие современные электронные методы планируется использовать в геодезической и картографической деятельности?
В Беларуси завершается создание сети постоянно действующих станций точного позиционирования. Уже около 75 станций поставлены, мы ожидаем, что к концу текущего года около 90 таких станций всего будет установлено. Эту работу мы завершим в следующем году. Можно сказать так: по одной станции будет установлено на каждый район. В результате получим высокоточную геодезическую сеть республики на уровне лучших мировых образцов. Международные эксперты, которые приезжают в Беларусь, оценивая то, что сделано, говорят об очень высоком уровне. Это опять же сокращение затрат, повышение точности как при выполнении работ, направленных на обеспечение обороноспособности, безопасности государства, так и на решение обычных житейских вопросов по установлению границ земельных участков. Еще несколько лет назад приходилось вести чуть ли не километровые ходы для того, чтобы привязать конкретную территорию к системе координат, что могло повлечь определенные ошибки в вычислениях. Сейчас проблем нет: специалисты выезжают с высокоточным оборудованием, ставят на точку, спутник дает конкретную координату и быстро, четко, конкретно вопросы все решаются. Это направление в геодезии будет нами доводиться до конца.
В области картографии это те же новейшие информационные технологии картографирования. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войны "Белкартографией", нашим подчиненным предприятием, выпускается атлас "Беларусь в годы Великой Отечественной войны", который будет предусмотрен для использования в школах для старших школьников. На картах будет показано все, что происходило на территории Беларуси в этот период времени. Ожидается, что с нового учебного года он будет внедряться в учебный процесс, но 9 мая должны выпустить небольшой тираж.
Будет подготовлена специальная карта, отображающая места боевых действий, захоронений, которые на территории Беларуси в результате боевых действий образовались. К 9 мая такая работа будет завершена.
Сейчас реализуется масштабный проект, связанный с подготовкой к изданию "Вялiкага гiстарычнага атласу Беларусi", пока планировалось, что он будет издан в четырех томах. Уже издано два тома, сейчас подготавливается третий том, который будет охватывать период до 1917 года. Также в ближайшее время ожидаем, что он выйдет в печать.
В области картографии это те же новейшие информационные технологии картографирования. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войны "Белкартографией", нашим подчиненным предприятием, выпускается атлас "Беларусь в годы Великой Отечественной войны", который будет предусмотрен для использования в школах для старших школьников. На картах будет показано все, что происходило на территории Беларуси в этот период времени. Ожидается, что с нового учебного года он будет внедряться в учебный процесс, но 9 мая должны выпустить небольшой тираж.
Будет подготовлена специальная карта, отображающая места боевых действий, захоронений, которые на территории Беларуси в результате боевых действий образовались. К 9 мая такая работа будет завершена.
Сейчас реализуется масштабный проект, связанный с подготовкой к изданию "Вялiкага гiстарычнага атласу Беларусi", пока планировалось, что он будет издан в четырех томах. Уже издано два тома, сейчас подготавливается третий том, который будет охватывать период до 1917 года. Также в ближайшее время ожидаем, что он выйдет в печать.