Вопросы конференции
С точки зрения внешнеторгового оборота Африканский континент в большинстве своем пока остается белым пятном в географии торгово-экономических связей Беларуси с зарубежными странами. Тем не менее, очевидно, что работа ведется. Не так давно открылись посольства в Нигерии и Эфиопии, МИД регулярно сообщает о визитах различного уровня. Реализации каких крупных проектов с участием Беларуси можно ожидать в африканских странах, и можно ли рассчитывать на то, что в нашу страну придут инвестиции из этого региона?
Африка – направление, которое представляет для нас интерес, но оно тяжелоподъемное. Есть специфика региона, уже устоявшееся присутствие наших конкурентов. Китай, например, давно и серьезно пришел в Африку. Это связано, в том числе с проектами по добыче ресурсов. Мы в свою очередь не теряем оптимизма. Наши дипломатические точки – это по сути региональные центры. То есть наше посольство в ЮАР – работа на весь юг Африки. Недавно открытое посольство в Эфиопии работает не только по этой стране, но и в Восточной Африке, включая штаб-квартиру Африканского союза, через которую проходят крупные программы по всему континенту. Посольство в Египте отвечает соответственно за север Африки. То, что было открыто в Нигерии – это Западная Африка.
За последнее время мы по Южной Африке и соседним странам, включая Мозамбик, достаточно серьезно продвинулись с точки зрения поставок нашей карьерной техники и грузовых автомобилей. БелАЗ фактически вышел на рынок ЮАР, и сегодня наши машины там работают, подписываются новые контракты. Есть аналогичные договоренности с Мозамбиком. По Нигерии мы организовали работу Белорусского торгового дома. Это самая большая по численности населения африканская страна, мы пытаемся выстраивать там свою работу, несмотря на внутренние военные конфликты. Будем думать, как нам развивать дальнейшее сотрудничество с новым правительством. Уже организуем работу представителей МАЗ и МТЗ в Нигерии и по западной части Африки.
С Эфиопией также ведется работа. Мы реанимировали переговоры по заводу по производству там белорусских тракторов. Спрос есть. Пытаемся нащупать ниши, которые сможем потянуть. Конкуренты не дремлют, по многим позициям нам тяжело тягаться с их предложениями.
За последнее время мы по Южной Африке и соседним странам, включая Мозамбик, достаточно серьезно продвинулись с точки зрения поставок нашей карьерной техники и грузовых автомобилей. БелАЗ фактически вышел на рынок ЮАР, и сегодня наши машины там работают, подписываются новые контракты. Есть аналогичные договоренности с Мозамбиком. По Нигерии мы организовали работу Белорусского торгового дома. Это самая большая по численности населения африканская страна, мы пытаемся выстраивать там свою работу, несмотря на внутренние военные конфликты. Будем думать, как нам развивать дальнейшее сотрудничество с новым правительством. Уже организуем работу представителей МАЗ и МТЗ в Нигерии и по западной части Африки.
С Эфиопией также ведется работа. Мы реанимировали переговоры по заводу по производству там белорусских тракторов. Спрос есть. Пытаемся нащупать ниши, которые сможем потянуть. Конкуренты не дремлют, по многим позициям нам тяжело тягаться с их предложениями.
В сентябре прошлого года Вы заявляли, что диалог с США по вопросу присоединения Беларуси к ВТО сдвинулся с мертвой точки. На какой стадии он находится сейчас, и какие еще препятствия необходимо преодолеть? Спасибо. И еще один вопрос. Какова Ваша оценка отмены санкций в отношении ПО "Белоруснефть" со стороны США? И прослеживается ли какая-то взаимосвязь?
Мы с американскими и европейскими партнерами вели достаточно серьезный диалог на различные темы, начиная от регулирования взаимной торговли и заканчивая присоединением к ВТО. Реанимированы экспертные переговоры представителей Беларуси и США, Беларуси и Евросоюза. Напомню, за последний год состоялись контакты и в Брюсселе, и в Минске с представителями Европейской комиссии. Одновременно прошло несколько раундов переговоров с американскими представителями в Женеве и Вашингтоне. Мы говорим о том, что сегодня барьеров для завершения двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг нет. Речь идет лишь о том, чтобы мы с учетом всех временных рамок и бумажной работы смогли все необходимое сделать быстро. Понимание есть, многосторонние рабочие группы функционируют, блокировки процесса не происходит.
Сегодня основная увязка обусловлена тем, каким образом будет складываться присоединение Казахстана к ВТО, потому что в этой связи для Беларуси может многое проясниться, часть работы может стать относительно автоматической.
Что касается санкций США, то их отмена по ряду белорусских субъектов хозяйствования - хороший сигнал. Вместе с тем нельзя говорить о том, что санкционные решения раньше как-то препятствовали или сдерживали наше взаимодействие. Приведу простой пример. За прошлый год сотрудничество с Соединенными Штатами - с сохранением определенных ограничений и санкционных решений - улучшилось. Так, экспорт товаров увеличился на 30-40%, экспорт услуг возрос еще больше. Инвестиционные проекты, о которых шла речь на двустороннем форуме в Нью-Йорке в прошлом году, реализуются. Это значит, американский бизнес с интересом смотрит на нашу страну, в том числе и как на площадку для выхода на единый рынок, в котором сегодня присутствует Беларусь.
Нельзя сказать, что снятие санкций, в частности, с "Белоруснефти" открывает новую страницу в истории взаимоотношений. Но это дает основания шаг за шагом вести переговоры и устранять причинно-следственную связь появления санкционных решений. Для практической деятельности ПО "Белоруснефть" или для Трастбанка, которые ушли из санкционных списков, это, конечно, плюс. Они в дальнейшем не будут сталкиваться в том числе с определенными ограничениями на финансовых рынках.
Что касается санкций США, то их отмена по ряду белорусских субъектов хозяйствования - хороший сигнал. Вместе с тем нельзя говорить о том, что санкционные решения раньше как-то препятствовали или сдерживали наше взаимодействие. Приведу простой пример. За прошлый год сотрудничество с Соединенными Штатами - с сохранением определенных ограничений и санкционных решений - улучшилось. Так, экспорт товаров увеличился на 30-40%, экспорт услуг возрос еще больше. Инвестиционные проекты, о которых шла речь на двустороннем форуме в Нью-Йорке в прошлом году, реализуются. Это значит, американский бизнес с интересом смотрит на нашу страну, в том числе и как на площадку для выхода на единый рынок, в котором сегодня присутствует Беларусь.
Нельзя сказать, что снятие санкций, в частности, с "Белоруснефти" открывает новую страницу в истории взаимоотношений. Но это дает основания шаг за шагом вести переговоры и устранять причинно-следственную связь появления санкционных решений. Для практической деятельности ПО "Белоруснефть" или для Трастбанка, которые ушли из санкционных списков, это, конечно, плюс. Они в дальнейшем не будут сталкиваться в том числе с определенными ограничениями на финансовых рынках.
Планируется ли в инновационных отраслях приход в Беларусь мировых корпораций, готовых открыть в Беларуси свои центры разработок в Парке высоких технологий либо заводов в Белорусско-китайском индустриальном парке?
ПВТ сам по себе - это площадка для инновационных проектов. Думаю, наша поддержка им не нужна. Главное, чтобы не мешали. Сегодня повышенный интерес к Парку высоких технологий. Я упоминал про рынок Соединенных Штатов. Есть хороший пример: в прошлом году в США больше поставили услуг по линии ПВТ (имеется в виду аутсорсинг программного обеспечения), чем товаров. Это говорит о том, что потенциал Парка хороший.
Что касается Белорусско-китайского индустриального парка, там основная идея - привлечение именно инновационных производств. Речь не идет о том, чтобы создавать конкурентов уже действующим предприятиям. И здесь мы ведем работу не только с китайскими компаниями (это международный парк), но и с японскими, корейскими производителями, нашими ближайшими соседями. Например, Латвия вынашивает планы строительства в парке фармацевтического производства. Поэтому здесь мы, конечно, имеем интерес, но воплощение будет зависеть от того, насколько серьезно мы будем отрабатывать наши проектные предложения, которые, к сожалению, пока дефицит. То есть мы имеем интерес инвесторов, имеем хорошие инициативы, но не всегда это положено на бумагу и просчитано. Как раз наше Национальное агентство инвестиций и приватизации основную цель сегодня видит в том, чтобы подтянуть работу именно с точки зрения бизнес-планов, которые дают хороший коммерческий эффект. А площадки уже есть. Фактически тем режимом, который создан в ПВТ, в свободных экономических зонах, в индустриальном парке нужно пользоваться на полную катушку. И мы видим в этой связи интерес иностранных партнеров.
По инвестициям я хочу так сказать: это тоже одна из задач наших загранучреждений. Мы всегда говорили, что не будут и не смогут, наверное, посол и дипломаты, которые работают за границей замещать непосредственную работу наших субъектов хозяйствования, но они всегда готовы и помогут наладить контакты, привести хорошего партнера. В частности, в прошлом году мы закрепили за нашими загранучреждениями около 50 значимых проектов. Вплоть до того, что за руку водили, чтобы пройти какие-то бюрократические барьеры, решить технические вопросы, юридически правильно оформить сделки. И результат есть. Около $1 млрд за прошлый год прямых иностранных инвестиций привлечено именно под таким кураторством белорусских посольств. Еще раз скажу: мы не вмешиваемся, мы не хотим диктовать условия, а помогаем.
Что касается Белорусско-китайского индустриального парка, там основная идея - привлечение именно инновационных производств. Речь не идет о том, чтобы создавать конкурентов уже действующим предприятиям. И здесь мы ведем работу не только с китайскими компаниями (это международный парк), но и с японскими, корейскими производителями, нашими ближайшими соседями. Например, Латвия вынашивает планы строительства в парке фармацевтического производства. Поэтому здесь мы, конечно, имеем интерес, но воплощение будет зависеть от того, насколько серьезно мы будем отрабатывать наши проектные предложения, которые, к сожалению, пока дефицит. То есть мы имеем интерес инвесторов, имеем хорошие инициативы, но не всегда это положено на бумагу и просчитано. Как раз наше Национальное агентство инвестиций и приватизации основную цель сегодня видит в том, чтобы подтянуть работу именно с точки зрения бизнес-планов, которые дают хороший коммерческий эффект. А площадки уже есть. Фактически тем режимом, который создан в ПВТ, в свободных экономических зонах, в индустриальном парке нужно пользоваться на полную катушку. И мы видим в этой связи интерес иностранных партнеров.
По инвестициям я хочу так сказать: это тоже одна из задач наших загранучреждений. Мы всегда говорили, что не будут и не смогут, наверное, посол и дипломаты, которые работают за границей замещать непосредственную работу наших субъектов хозяйствования, но они всегда готовы и помогут наладить контакты, привести хорошего партнера. В частности, в прошлом году мы закрепили за нашими загранучреждениями около 50 значимых проектов. Вплоть до того, что за руку водили, чтобы пройти какие-то бюрократические барьеры, решить технические вопросы, юридически правильно оформить сделки. И результат есть. Около $1 млрд за прошлый год прямых иностранных инвестиций привлечено именно под таким кураторством белорусских посольств. Еще раз скажу: мы не вмешиваемся, мы не хотим диктовать условия, а помогаем.
МИД активно участвует в подготовке белорусской экспозиции на предстоящей в Милане Всемирной выставке "ЭКСПО-2015". С учетом предыдущего опыта белорусского участия в подобных мероприятиях (в том числе других крупных международных выставках) насколько велик последующий экономический эффект в виде конкретных договоренностей и контрактов?
Если говорить о том, зачем нужно участие в выставке для Беларуси, следует отметить, что год-два назад мы достаточно серьезно занялись вопросом улучшения внешнего имиджа нашей страны. Неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда говорят: белорусы - люди хорошие, у вас много интересного, вы делаете много хорошего, но иногда не умеете себя презентовать и правильно продать то, что делаете. Поэтому участие в таких выставках, как "ЭКСПО-2015" (многоцелевая выставка, которая проводится раз в пять лет), - это площадка для хорошей презентации страны. Напомню, что идеология "ЭКСПО" в Милане - "накормить планету энергией для жизни", то есть там взят ориентир на сельскохозяйственное производство и здоровый образ жизни. Наше присутствие на выставке продлится 6 месяцев в рамках отдельного павильона, поэтому мы хотим на полную мощность использовать предоставленную возможность для презентации страны, в том числе экспортных возможностей, инвестиционных проектов, культурных традиций, национальной кухни. В первую очередь мы рассматриваем это как имиджевый проект.
Учитывая планы организаторов "ЭКСПО", за 6 месяцев проведения выставки ожидается не менее 15-20 млн посетителей. Определенная доля этих посетителей побывает и в павильоне Беларуси. Мы делаем виртуальную часть нашей экспозиции, готовы достаточно серьезно и профессионально представить свою страну, в том числе поговорить в рамках нашего национального дня и дней экономики и науки Беларуси о практических вопросах сотрудничества с итальянскими партнерами и других стран. В выставке, как ожидается, примут участие представители более 150 государств. Поэтому на полгода "ЭКСПО-2015" станет площадкой для активного диалога бизнес-кругов, региональных властей, отраслевых представителей. Беларусь не должна стоять в стороне от таких процессов.
Учитывая планы организаторов "ЭКСПО", за 6 месяцев проведения выставки ожидается не менее 15-20 млн посетителей. Определенная доля этих посетителей побывает и в павильоне Беларуси. Мы делаем виртуальную часть нашей экспозиции, готовы достаточно серьезно и профессионально представить свою страну, в том числе поговорить в рамках нашего национального дня и дней экономики и науки Беларуси о практических вопросах сотрудничества с итальянскими партнерами и других стран. В выставке, как ожидается, примут участие представители более 150 государств. Поэтому на полгода "ЭКСПО-2015" станет площадкой для активного диалога бизнес-кругов, региональных властей, отраслевых представителей. Беларусь не должна стоять в стороне от таких процессов.
Недавно появилось сообщение, что "Белоруснефть" планирует принять участие в тендере на право проведения сейсморазведочных работ в Аргентине, и в случае победы и успешной сейсморазведки вести добычу сланцевой нефти и газа в этой стране. Насколько велики ставки МИД на то, что ПО "Белоруснефть" удастся закрепиться в этом сегменте?
У МИД ставок много. Не хотелось бы говорить за ПО "Белоруснефть", которое само по себе является достаточно успешной компанией (ее услуги и технологический опыт востребован во многих регионах). "Белоруснефть" по ряду рынков, включая Латинскую Америку, выступает локомотивом. От того, как это производственное объединение работает, формируется отношение в целом к Беларуси, к другим нашим проектным предложениям. ПО "Белоруснефть" достаточно серьезно продвинулось в своих проектах по новым направлениям - Эквадор, Аргентина и другие страны. Не утеряны и позиции в Венесуэле, продолжаем там все те проекты, которые в свое время начинали. Что касается Эквадора, то не так давно состоялось второе заседание межправительственной комиссии в столице этой страны, есть принципиальная договоренность и подписаны новые соглашения о расширении присутствия "Белоруснефти" в проектах сейсморазведки и нефтедобычи. Причем с учетом этого опыта формируются наработки с новыми странами. Следует подчеркнуть, что используется наш опыт с привлечением финансовых возможностей партнеров - третьих стран. В Эквадоре, например, работаем в консорциуме с рядом латиноамериканских государств.
В продолжение этой темы: каковы перспективы наращивания объема внешней торговли в данном регионе?
На ближайшие два года, и это было отмечено на совещании главы государства с руководителями белорусских дипломатических миссий, мы должны выйти на уровень поставок на рынок Латинской Америки в $5 млрд. Причем здесь исходим из текущих наработок и из перспективных проектов. Так, Бразилия - ключевой рынок по калийным удобрениям (наряду с Китаем и Индией), все складывается хорошо, мы восстановили наши позиции. Следует отметить, что Латинская Америка с точки зрения белорусских сборочных производств также достаточно привлекательна, потому что страны этого региона хотят отвязаться, скажем так, от сырьевой ориентации и стремятся развивать свою промышленность. Мы для себя определили приоритеты, к которым относится поддержание активного формата взаимодействия и наращивание сотрудничества с Венесуэлой, развитие на основе внешнеполитических договоренностей сотрудничества с Эквадором и Боливией, развитие активного взаимодействия с Бразилией, Аргентиной. Мы рассчитываем и на сотрудничество с теми странами, контакты с которыми пока вялотекущие, но мы будем настойчиво их продвигать (речь идет о Колумбии, Чили). В частности, Чили является значимым потребителем горнодобывающего оборудования, и мы предлагаем услуги БелАЗа, сопровождение проектов в горнодобывающем секторе. Перу имеет опыт сотрудничества с Беларусью, предлагаем новые проекты.
В ближайшей перспективе планируем серьезное продвижение политического сопровождения наших интересов в Латинской Америке.
В ближайшей перспективе планируем серьезное продвижение политического сопровождения наших интересов в Латинской Америке.
Периодически мы слышим упреки в адрес маркетинговых служб ряда белорусских предприятий за беззубую политику на внешних рынках, неумение икать новых партнеров, элементарное незнание иностранного языка. Насколько часто с этим сталкиваются наши дипломаты, и имеет ли эта проблема некое системное решение?
Проблемы, безусловно, есть. Рассматривая эти вопросы, в том числе на уровне правительства, договорились, что проведем углубленную оценку работы маркетинговых служб белорусских предприятий. Не всегда маркетинговые специалисты действуют активно. Нам не хватает именно агрессивности. Поэтому работаем над тем, чтобы, во-первых, маркетинговые службы были укомплектованы квалифицированными кадрами со знанием иностранных языков, современных технологий. Во-вторых, чтобы использовались все доступные средства продвижения продукции (не только телефонные разговоры, факсы и т.д.), необходимо участие в выставках, маркетинговая работа в электронных сетях, присутствие на торговых интернет-площадках. Конечно, очень важно качество переговорной работы, этому уделяем самое пристальное внимание. Отдельный акцент необходимо сделать на сопровождении белорусской продукции после того, как товар продан. Просто продать - тот же комбайн, трактор, автомобиль - не значит сделать хорошую работу. Важно то, как клиент будет использовать эту технику, какое у него останется впечатление от ее применения, как будут устраняться возникающие в процессе эксплуатации проблемы - речь идет о качественном сервисе.
Мы не выносим горячие текущие темы на широкое обсуждение, работаем на упреждение, улучшение. И позитивные результаты есть.
Мы не выносим горячие текущие темы на широкое обсуждение, работаем на упреждение, улучшение. И позитивные результаты есть.