ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 13 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
В конце 2015 года должно быть подписано новое климатическое соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу. На саммите ООН по вопросам климата в сентябре прошлого года Беларусь изложила свои предложения по новому соглашению. В том числе по более эффективным экономическим механизмам поощрения экологически ответственных государств. Поддержало ли мировое сообщество предложения Беларуси? Какие принципиальные положения войдут в новое соглашение?
Климатическое соглашение ООН на период с 2020 года должно быть заключено в декабре нынешнего года в Париже. Предполагается, что документ будет рамочным и установит общие правила долгосрочных действий для всех стран, а также процесс регулярного, через каждые пять лет, пересмотра национальных целей и действий. В результате мы, соответственно, подойдем к тем глобальным целям, которые, как мы понимаем, будут также определены в документе.

Переговорный текст (сейчас представляет собой достаточно большой документ), который собрал все предложения стран, выработан 13 февраля 2015 года в Женеве в ходе переговорной сессии Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Представитель Минприроды также принимал участие в данной сессии. Это важный этап, теперь по мере нахождения согласия между странами, текст будут сокращать, но добавлять в него уже ничего нельзя. К концу года он должен превратиться в краткое и работоспособное соглашение. То есть до декабря месяца этот текст должен быть согласован внутри, а все соглашения - унифицированы.

Что касается позиции белорусской стороны, в общем-то, основные принципы и посылы, которые Беларусь хотела бы видеть в этом соглашении, были озвучены премьер-министром в Нью-Йорке в сентябре прошлого года. К таким основным посылам была отнесена в первую очередь всеобщность - имеется в виду, что все государства должны взять на себя определенные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Это, конечно, добровольность - то есть мы никого не принуждаем к выполнению каких-то обязательств. И каждое государство по мере того, насколько оно готово взять на себя эти обязательства, может либо принять, либо не принять участие в этом соглашении. Кроме того, среди наших посылов - то, что национальные обязательства, которые на себя возьмет каждое из государств-участников соглашения, должны быть выполнены. Еще один момент - отчетность, т. е. та система отчетности, которая должна быть создана под новое Парижское соглашение, должна быть достаточно прозрачной, чтобы каждый из участников понимал, насколько заявленные требования выполнены на практике и была возможность проверить цифры, которые докладывают национальные агенты.

Какие аспекты останутся в конечном варианте соглашения, мы будем контролировать. Но говорить на данном этапе, какие конкретно из наших предложений будут учтены, пока рано.
Кислинская Марина, Минск
По данным Минприроды, отходы, содержащие вторсырье, поступают на полигоны в основном от населения. То есть это означает, что, несмотря на все принимаемые меры по организации раздельного сбора мусора, эта схема не работает, или работает очень плохо. С учетом того, что с 1 января вступили в силу новые требования к полигонам и мини-полигонам, как будет решаться эта проблема?
Многие из нас могут привести примеры, когда вроде бы и стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, но вместе с тем в конечном итоге они все идут в одну машину. Это мы знаем и об этом знает Минжилкомхоз. Мы активно работаем с этим ведомством для того, чтобы максимально искоренить такие факты. Что касается отходов, которые содержат вторсырье, то я бы разделила эту проблему на две. С одной стороны - это те отходы, которые образуются в результате работы промышленности, и здесь у нас отмечаются неплохие показатели, но данная работа может быть организована более эффективно. Мы называли, в том числе на итоговой коллегии, цифру 86% - это использование и вовлечение вторичных материальных ресурсов (ВМР) во вторичный хозяйственный оборот.

Что касается отходов потребления, которые образуются в процессе жизнедеятельности населения, то это достаточно сложный вопрос. И здесь нужны не только агитационные меры, но и ряд экономических стимулов, которые должны стимулировать как непосредственно население осуществлять раздельный сбор вторсырья, так и субъекты хозяйствования, которые в дальнейшем могут использовать это вторсырье. Определенные меры в этом плане уже приняты, у нас в 2012 году был принят указ, который регулирует вопросы обращения с отходами потребления. Также Минжилкомхоз был инициатором создания Оператора вторичных материальных ресурсов, это государственное учреждение, которое как раз и призвано максимально концентрировать эту работу. Это сложные вопросы, они внедряются в жизнь достаточно проблематично, но вместе с тем по сравнению с 2005 годом, когда у нас показатель вовлечения ВМР в оборот был только 2,3%, то в 2014 году - 14%, то есть определенная динамика есть. Да, может она не такая активная, как нам бы хотелось, но вместе с тем, я думаю, здесь нужно продумать стратегию в целом для государства управления отходами. В этом плане у нас уже есть пока устная договоренность с ПРООН, что они нам помогут.
Стахно Наталья Викторовна, Минск
В последние годы учреждения образования страны активно включились в раздельный сбор опасных отходов, в частности отработанных батареек и аккумуляторов. Однако согласно Положению о порядке сбора от физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю, товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 2 декабря 2014 года №1124, сбор батареек, утративших потребительские свойства, осуществляется организациями торговли. В связи с этим каким образом можно решить вопрос вывоза, хранения и утилизации опасных отходов учреждениям образования?
Что касается вопросов координации учреждений образования, то я бы рекомендовала обратиться к специально созданному оператору (http://vtoroperator.by) Это государственное учреждение, которое работает в рамках Минжилкомхоза.
Паращенко Светлана, Ивенец
В 2016 году в Беларуси ожидают миссию МАГАТЭ по оценке регулирующей инфраструктуры в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности при строительстве АЭС. Как известно, перед посещением экспертов МАГАТЭ принимающая страна должна провести так называемую самооценку. Какая работа в этом направлении планируется по линии Минприроды?
В сентябре прошлого года по рекомендации Евросоюза, которая была заложена по результатам нашего визита в Женеву во время совещания сторон Конвенции Эспо, нам было рекомендовано пригласить миссию МАГАТЭ для оценки ряда мероприятий, связанных со строительством АЭС. Соответственно, в сентябре 2014 года Беларусь направила заявку на приглашение миссии МАГАТЭ. В феврале этого года мы получили ряд дополнительных уточняющих вопросов, и, как только мы будем готовы на них ответить (сейчас работа над этим ведется, в том числе Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды), МАГАТЭ определит и согласует время посещения нашей страны.

Что касается миссии МАГАТЭ в целом, это, конечно же, больше прерогатива Министерства по чрезвычайным ситуациям. Насколько мне известно, эти миссии бывают регулярно по самым разным вопросам в зависимости от необходимости.

Если же говорить о компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, то здесь, скорее всего, речь идет о мониторинге в зоне строительства АЭС по экологической обстановке. Мониторинг, проводимый в зоне строительства Белорусской АЭС, и данные, получаемые от автоматических пунктов контроля, подтверждают, что экологическая обстановка вокруг Белорусской АЭС соответствует нормативам качества окружающей среды, которые не только установлены нашим законодательством, но и соответствуют нормативам Европейского союза.

Думаю, что в ближайшее время мы ответим на те процедурные вопросы, которые интересуют МАГАТЭ, и эта миссия состоится.
Надежда, Брест
В декабре 2014 года вступило в силу постановление Совета Министров, согласно которому сбор отработанных элементов питания (батареек) должен быть налажен в розничных торговых объектах всех типов и видов с торговой площадью 100 кв.м и более. Ртутьсодержащие лампочки этим же постановлением обязывают собирать непродовольственные магазины всех типов с торговой площадью 400 кв.м и более. Кроме того, их должны принимать у населения подразделения МЧС и некоторые ЖЭСы. Кто и как будет контролировать соблюдение этого постановления? Я, например, каждый день хожу в продовольственный магазин и ни разу не видела, чтобы где-то было можно сдать батарейки. Рядовые граждане и не знают об этом. Может, стоит лучше информировать? И в связи с этим еще один вопрос: когда будут реализованы планы по организации сбора тех же батареек, лампочек или пэт-бутылок через автоматы, как, например, в Германии?
В конце прошлого года было принято постановление Совета Министров, которое обязало осуществлять сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки. Соответственно были определены организации торговли, которые должны этот сбор осуществлять. Подробная информация о том, какие конкретно организации торговли осуществляют сбор в том или ином регионе, размещена на официальных сайтах областных (г. Минска) исполнительных комитетов. И со своей стороны, мы как орган, который определяет политику в области обращения с отходами, периодически проверяем эти сайты на наличие данной информации, и она там действительно есть, мы это подтверждаем.

Понимаете, организациям торговли должно быть интересно этим заниматься, саму систему стимулов мы сегодня и прорабатываем. Как раз по проекту зеленой экономики хотим предложить правительству какую-то комплексную систему мер и экономических стимулов, и стимулировать либо через предоставление налоговых льгот, либо продумаем другую стимулирующую меру, мы еще думаем. Мы пока не готовы сказать, что предложим субъектам хозяйствования, чтобы им было выгодно работать с населением по сбору ВМР, но то, что мы это сделаем, это однозначно, мы уже сегодня активно над этим вопросом работаем.

Мы понимаем значение работы с отходами и знаем, что необходимо сделать, но нам нужно четко определить как. Есть вариант привлекать инвесторов для строительства предприятий по переработке, так как это достаточно экономически затратное мероприятие. Так, прежде чем строить завод по утилизации батареек, нужно взвесить и просчитать, насколько нам это будет экономически целесообразно делать, а может, нам будет дешевле собирать и вывозить на утилизацию в соседнюю страну. Вопрос этот прорабатывается на сегодняшний день. Пока же мы вывозим батарейки за пределы республики, но в дальнейшем я не исключаю, что действительно придем к пониманию того, что готовы привлечь сюда инвестора для этого строительства.

Что касается других видов ВМР, то это поле, куда мы стремимся максимально привлекать инвесторов, именно для утилизации различного вида отходов, как ВМР, так и отходов животноводческих ферм и т.д. Например, в Гродненской области в Лиде в прошлом году было введено новое предприятие по утилизации отходов животноводства.

Мы над этим работаем, может быть, не так активно, как хотелось, потому что этот процесс трудоемкий и требует достаточно большого количества согласований и поиска компромисса между нашими желаниями и возможностями.
Антон, Минск
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то, по мнению экологов, проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и реконструкцию очистных сооружений. Основным источником загрязнения водных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объема сточных вод. Какое решение этой проблемы видит Минприроды?
В настоящее время порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод определяется техническим нормативным правовым актом Минприроды (ТКП 17.06-08-2012), разработка которого осуществлялась с привлечением научного потенциала Белорусского национального технического университета (кафедры "Водоснабжение и водоотведение") и на основе адаптации прогрессивных подходов к нормированию, применяемых в странах Европейского союза. В основу этого документа был заложен один из принципов директивы по очистке городских сточных вод (91/271/EEC) - зависимость сброса сточных вод от эквивалента населения (ЭН) для коммунальных очистных сооружений. Нормирование сбросов городских сточных вод в водные объекты осуществляется по шести биогенным показателям, что аналогично подходам в странах Европейского союза.

Вопрос сокращения количества загрязняющих веществ в составе сточных вод решается через установление целевых показателей в программе социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы, стратегии в области охраны окружающей среды, водной стратегии Беларуси на период до 2020 года. Кроме того что у нас есть республиканские механизмы решения этой проблемы, практически в каждом регионе реализуются программы "Чистая вода", которые как раз и регулируют вопросы строительства различных очистных сооружений. В целом я бы не сказала, что у нас вопросы по качеству воды критичны - они решаемы.
Деревянко Т.А.
Насколько актуальна для нашей страны проблема инвазивных (случайно занесенных, широко распространившихся и наносящих вред экосистеме и народному хозяйству) растений и животных? У всех на слуху, например, борщевик Сосновского. Какие еще виды представляют угрозу для Беларуси? И возможно ли предотвратить их распространение?
Виды дикорастущих растений, которые оказывают вредное воздействие и (или) представляют угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан, перечислены в постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси от 10 января 2009 года № 2 "О некоторых вопросах регулирования распространения и численности видов дикорастущих растений". Почему так много сейчас говорят о борщевике Сосновского? Потому что это один из наших бичей сейчас. Согласно данным инвентаризации на 1 апреля 2014 года, в республике установлено 1109 пользователей земельных участков и водных объектов, у которых выявлено около 2,9 тыс. мест произрастания борщевика Сосновского на площади 2153,75 га. Во всех областях республики и Минске утверждены планы мероприятий и мер борьбы с борщевиком Сосновского. В 2014 году мероприятия по уничтожению этого инвазивного растения осуществлялись на площади 2100,78 га, или 97,5% от общей площади произрастания. Правильный выбор методов борьбы с борщевиком и обеспеченность проведения мероприятий по регулированию его распространения на протяжении последних двух лет способствовали тому, что в ряде областей и городов республики отмечается сокращение площади произрастания инвазивного растения. Так, в целом по республике площадь произрастания растения сократилась на 140,75 га, или 6,1%, к уровню 2013 года.

Что касается других инвазивных растений, то можно вспомнить еще клен ясенелистный. Его распространение в лесных массивах вызывает определенное беспокойство, потому что это дерево вытесняет нашу традиционную березу и другие виды. Перечень инвазивных растений, которые с точки зрения экологов вызывают у нас опасения, четко определен. Для фауны мы сейчас не видим таких видов, которые активно бы вытесняли привычных для нашей страны животных.
Адамович Семен, Бобруйск
Ия Витальевна, на итоговой коллегии Минприроды вы говорили о том, что в 2015 году ужесточится административная ответственность за нарушения природоохранного законодательства. Это связано с тем, что растет число нарушений. Какие конкретно изменения будут внесены в нормативно-правовую базу?
Предложение об ужесточении ответственности вызвано тем, что та ответственность, которая на сегодняшний день существует – не эффективна. Нас всех очень расстраивает, когда мы выходим весной или летом в любую приграничную лесную полосу около Минска и уже через 100 м от дороги видим среди деревьев кучи мусора. После этого неприятно там будет взять гриб или ягоду, или просто с детьми подышать свежим воздухом. Все те усилия, которые прилагают и наши инспекции, и инспекции лесного хозяйства, не дают нужного эффекта. Мы сами позиционируем себя, как чистое государство, и, действительно, очень многие говорят, что наша страна чистая. Потому что проезжают по дорогам и не проходят эти 100 м от дороги. Но мы хотели бы все-таки соответствовать тому имиджу, который сложился о нас в мире.

Конечно, мы не анонсируем, что за выброшенный окурок в окно автомобиля, будет изыматься автомобиль. Но определенные предложения по ужесточению административной ответственности за загрязнение лесов и иной древесно-кустарниковой растительности мы внесли. В частности, предложили увеличить штраф для физических лиц от Br1,5 до Br7,5 млн, для ИП – от Br7,5 до Br15 млн, для юрлиц – от Br30 до Br120 млн.

Это будет касаться и садовых товариществ. Здесь также предполагается усиление штрафа за неиспользование земельных участков, за нецелевое использование. Мы вносим предложение, чтобы данные статьи тоже были отнесены к компетенции Минприроды. Кроме того, усилится ответственность за самовольное занятие земельного участка. Например, штраф за неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, для физических лиц предлагается увеличить в размере от Br1,5 до Br4,5 млн, для ИП – от Br3 до Br4,5 млн, для юрлиц – от Br7,5 до Br30 млн.

Также мы планируем увеличить штрафные санкции: в первую очередь поднять минимальное пороговое значение за нарушение режима содержания водоохранных зон, а также за ненадлежащее содержание прибрежных зон. Мы все хотим приехать на Минское море и не видеть рядом с собой груды мусора. Штраф мы предлагаем увеличить для физических лиц от Br1,5 до Br7,5 млн, ИП – от Br7,5 до Br15 млн, для юрлиц – от Br30 до Br150 млн.

Указанные нормы включены в разработанный Минприроды проект закона, реализация которого запланирована на текущий год.

Зубович Е.М.
В конце прошлого года сообщалось, что разработан проект указа, наделяющего должностных лиц органов Минприроды дополнительными правами. О каких дополнительных полномочиях идет речь, и когда может быть принят этот указ?
Минприроды действительно в конце 2014 года разработан проект указа "О деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды", который предусматривает наделение должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, дополнительными полномочиями.

Мы предложили наделить инспекторский состав Минприроды полномочиями по проверке документов у тех лиц, которые предполагаемо совершают правонарушения в сфере природопользования. Кроме того, наши инспекторы смогут останавливать транспортные средства – и наземные, и водные, а также проводить их досмотр в случае, если правонарушение совершено.

Проект указа также предусматривает учреждение форменной одежды и знаков различия должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов.

В настоящее время проект указа согласован с заинтересованными государственными органами и внесен в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Беларусь. Я думаю, в ближайшее время он будет подписан.
Николай Жиль, Минск
На рассмотрении в Палате представителей в настоящее время находится два важных законопроекта: "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" и "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и участия общественности в принятии экологически значимых решений" (первое чтение). Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, какие нововведения они предусматривают.
Что касается закона "Об особо охраняемых природных территориях", то он призван более четко определить отдельные положения, связанные с определением понятий - к примеру, видов особо охраняемых природных территорий. Это законопроект, который не несет существенных изменений в регулирование вопросов, связанных с особо охраняемыми природными территориями, он просто адаптирует его к тем международным документам, которые у нас в последнее время принимались. Такие изменения приведут закон в соответствие с задачами, что в последнее время устанавливались нам по развитию природных территорий.

Второй законопроект тоже достаточно небольшой, но он является принципиально важным в свете выполнения Беларусью положений Орхусской конвенции. Он обязывает органы государственной власти и управления проводить определенные общественные слушания либо доводить до сведения общественности те проекты программ, концепций, стратегий, строительства, которые являются экологически значимыми с точки зрения восприятия населения.
Анна, Минск
Как вы оцениваете уровень подготовки специалистов, которые приходят в природоохранные службы? Охотно ли идет туда молодежь? Читала, что будет разработан специальный курс для вузов по вопросам изменения климата. Принимает ли в этом участие Минприроды, и появится ли этот курс в новом учебном году?
В природоохранные службы приходят специалисты с хорошим уровнем подготовки. И молодежь к нам на работу идет с удовольствием. В первую очередь потому, что это заинтересованные люди, которые стремятся работать над собой и совершенствованием своих знаний.

В вузах расширяется перечень дисциплин, в которых изучается климат Земли и последствия его изменения. Открываются новые специальности по данному направлению. Вопросы, связанные с климатом Земли и последствиях его изменения, изучаются в Белорусском государственном технологическом университете, Международном государственном экологическом университете имени А.Д. Сахарова, Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины, Витебском государственном университете имени П.М. Машерова, Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова, Мозырском педагогическом университете имени И.П. Шамякина и других вузах.

В Витебском государственном университете имени П.М. Машерова разработан проект программы "Изменение климата и управление рисками", которая в 2015 году будет проходить экспериментальную апробацию. Осуществляется подготовка учебно-методического комплекса по изменению климата и управлению рисками для студентов вузов. Этот курс реализуется под эгидой проекта международной технической помощи ПРООН. Витебский государственный университет выиграл конкурс на внедрение его в программу обучения, и с сентября 2015 года, я надеюсь, начнется реализация. Если курс оправдает себя, то его будут внедрять и в других университетах.

Я бы не сказала, что спрос на экологические специальности существенно вырос с точки зрения набора в учебные заведения. Но вопросы экологии все больше интересуют мировое сообщество, и мы не можем оставаться в стороне. Количество мест в учебных заведениях - еще не показатель интереса молодежи. У нас очень много и общественных экологов, и добровольных помощников, которые не экологи по образованию. Что касается будущего этой профессии, то оно очень перспективно. Если государство будет активно внедрять механизмы "зеленой экономики" и контролировать, как субъекты хозяйствования будут выполнять ключевые параметры, которые будем мы определять в развитии экономики, то последние, чтобы их выполнять грамотно, должны будут брать на работу экологов, которые смогут профессионально скоординировать работу всех служб.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси