Вопросы конференции
В текущем году пострадали более 2 тыс. детей. Подавляющее большинство ребят (1,8 тыс.) признаны потерпевшими в результате уклонения родителей от содержания детей либо ограничения расходов, затраченных государством на содержание детей, которые находятся на гособеспечении в рамках реализации Декрета №18.
В основном ребята страдают от краж, корыстных преступлений и мошенничества. Кроме того, подростки сами нарушают закон. Например, в прошлом году только один подросток в Минске совершил более 50 мошенничеств, связанных с мобильными телефонами. Имеют место и хулиганские мотивы совершения правонарушений как самими подростками, так и в отношении их.
В структуре преступности несовершеннолетних преобладают корыстные уголовно наказуемые деяния, большую часть из них составляют кражи. Однако в последние годы подростки совершают преступления, которые ранее были прерогативой взрослых. Например, незаконные действия, связанные с наркотиками, в сфере высоких технологий, мошенничества.
Большинство несовершеннолетних жертв преступлений - дети в возрасте от 14 до 18 лет. В таком же возрасте они сами совершают значительную часть правонарушений. Есть случаи, когда на учет в милиции необходимо ставить малолетних в возрасте 5-6 лет. Но мы понимаем, что в виду своего возраста дети не в полной мере осознают совершенное ими деяние. Поэтому МВД предложило определить на законодательном уровне минимальный возраст ребенка, с которого можно ставить его на учет в милицию и проводить с ним индивидуальную профилактическую работу. Мы думаем, что пока можно установить границу с 10 лет, учитывая, что с 11 лет можно уже направлять в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Этот год (с 10 до 11 лет) мы постараемся усиленно поработать с ребенком, чтобы он туда не попал. Этот вопрос мы рассмотрим с заинтересованными госорганами.
Что касается закона о профилактике правонарушений… Мы возлагаем большую надежду на защитные предписания и официальные предупреждения, которые предусмотрены законом. После официального предупреждения гражданину, допустившему правонарушение в семье в отношении своих близких, может быть вынесено защитное предписание, которое устанавливает запреты на общение, посещение, выяснение места пребывания пострадавшего от насилия в семье. В законе прописана обязанность гражданина, совершившего насилие, временно покинуть общее с пострадавшим жилое помещение.
Такая практика существует в других странах, в том числе в СНГ. Видя положительный пример, мы тоже решили пойти по этому пути.
Если подросток совершает правонарушение, а не преступление, это тоже влечет негативные последствия. Если будет доказано, что следствием этого явилось невыполнение обязанностей по воспитанию детей, предусмотрена административная ответственность по ст.9.4 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой может быть наложен штраф до 20 базовых величин.
Дарья Лебедева: В 2013 году по этой статье к ответственности было привлечено более 7,5 тыс. родителей. В последнее время эта цифра растет. Совместно с МВД по поручению заместителя премьер-министра Анатолия Тозика, который является председателем комиссии по делам несовершеннолетних при Совмине, разработан проект комплексного закона, где в том числе предлагается новая редакция ст.9.4. Ее идея заключается в том, чтобы ввести ответственность родителей за нахождение их детей в социально опасном положении. Если эта редакция будет воспринята парламентом, в недалеком будущем мы получим более оптимальную норму родительской ответственности.
Виктор Чайчиц: Адвокатура защищает ребенка, даже если его привлекают к уголовной ответственности. В Беларуси в отношении лиц 14-18 лет все дела рассматриваются с обязательным участием защитника. И это не зависит от того, есть ли средства у родителей на адвоката или нет. Мы также выступаем в учреждениях образования на разные правовые темы. Особенно по проблеме наркотиков. Это общая беда, и мы не можем стоять в стороне.
Кодекс о браке и семье возлагает обязанность на каждого родителя участвовать в воспитании ребенка. Если одна из сторон препятствует этому, то вторая вправе обратиться в суд, и тогда определят даже дни, когда родитель, с которым ребенок не проживает постоянно, будет с ним общаться. Кроме того, в кодексе указано, что ребенок, если ему уже есть 10 лет, самостоятельно определяет, с кем из родителей ему жить.
Дарья Лебедева: До 2012 года родители приходили в органы опеки и попечительства для заключения соглашения о том, как каждый из них будет участвовать в воспитании ребенка, и органы опеки всемерно способствовали достижению взаимного согласия. Тем не менее в ряде случаев впоследствии возникал судебный спор, даже судебный конфликт, где страдали органы опеки и попечительства. Очень рада, что сейчас эта норма изменена. Теперь разногласия родителей по вопросам воспитания детей разрешаются в судебном порядке.
Вообще, что такое насилие педагога, воспитателя по отношению к ребенку - это нигде не раскрывается в законодательстве. Но существует общий подход, есть международные стандарты, которые признала Беларусь. Это, например, психологическое, сексуальное и физическое насилие. Но, конечно, некоторый субъективизм трактовки есть.
Инесса Кислая: Прежде всего в таких случаях ребенок должен сообщить о насилии своему законному представителю - родителю, который защищает его законные права и интересы в учреждении образования и пытается разобраться в той конфликтной ситуации, которая возникла. Другого выхода нет.
Виктор Чайчиц: В практике были единичные случаи привлечения педагогов к ответственности за сексуальное насилие, и об этом писали СМИ.
Виталий Янчин: Да. Такие случаи были, о них все знают, просто имена конкретных людей не называются. Добавлю, что в мировой практике признается, что педагог и подросток - это такая сфера, в которой надо проводить профилактическую работу, потому что педагог имеет какое-то влияние на подростка и может воспользоваться этим влиянием, чтобы потом применить сексуальное насилие.
Виктор Чайчиц: Я хотел бы добавить, у меня по этой теме есть предложение. Полностью согласен с коллегами, что прежде всего очень важно, чтобы ребенок, который подвергается психологическому или какому-то другому насилию, к кому-то обратился. Но тут возникает вопрос. Иногда у ребенка не сильно доверительные отношения, и он не обращается, в милицию тоже не идет. По этой проблеме нужно разработать либо какой-то комплекс мер, либо программу. Адвокаты со своей стороны всегда согласны принять любого ребенка и выяснить ситуацию: действительно ли это насилие или тут хитрость самого ребенка. Мол, не пойду в школу, потому что там на меня учитель плохо смотрит.
В текущем году пострадало более 2 тыс. детей. Отмечу, что подавляющее большинство ребят (1,8 тыс.) признаны потерпевшими в результате уклонения родителей от обязанности по содержанию детей.
В основном ребята страдают от краж, корыстных преступлений и мошенничества. Кроме того, подростки сами нарушают закон. Например, в прошлом году только одним подростком в Минске было совершенно более 50 мошенничеств, связанных с мобильными телефонами. Имеют место и хулиганские мотивы совершения правонарушений как самими подростками, так и в их отношении.
В структуре преступности несовершеннолетних преобладают корыстные уголовно наказуемые деяния, большую часть из них составляют кражи. Однако в последние годы подростками также совершаются преступления, которые ранее были прерогативой только взрослых. Например, незаконные действия, связанные с наркотиками, в сфере высоких технологий, мошенничества.
Большинство несовершеннолетних жертв преступлений - это дети в возрасте от 14 до 18 лет. В таком же возрасте они сами совершают значительную часть правонарушений. Есть случаи, когда на учет в милиции необходимо ставить малолетних в возрасте 5-6 лет. Но мы понимаем, что ввиду своего возраста дети не в полной мере осознают совершенное ими деяние. Поэтому МВД предложило определить на законодательном уровне минимальный возраст ребенка, с которого можно ставить его на учет в милицию и проводить с ним индивидуальную профилактическую работу. Мы думаем, что пока можно установить границу - с 10 лет, учитывая, что с 11 лет можно уже направлять в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. То есть вот этот год (с 10 до 11 лет) мы постараемся усиленно поработать с ребенком, чтобы он туда не попал. Этот вопрос мы рассмотрим с заинтересованными госорганами.
Что касается закона о профилактике правонарушений, здесь мы большую надежду возлагаем на защитные предписания и официальные предупреждения, которые предусмотрены данным законом. После официального предупреждения гражданину, допустившему правонарушение в семье в отношении своих близких, может быть вынесено защитное предписание, которое устанавливает запреты на общение, посещение, выяснение места пребывания пострадавшего от насилия в семье. В законе также прописана обязанность гражданина, совершившего насилие, временно покинуть общее с пострадавшим жилое помещение.
Такая практика существует в других странах, в том числе и СНГ. Поэтому, видя положительный пример, мы тоже решили пойти по этому пути.
Добавим, что, если подросток совершает правонарушение, а не преступление - это тоже влечет негативные последствия. Если будет доказано, что оно совершено вследствие невыполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, то предусмотрена административная ответственность по ст.9.4 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой на родителей может быть наложен штраф до 20 базовых величин.
Дарья Лебедева: В 2013 году по данной статье к ответственности было привлечено более 7,5 тыс. родителей. Замечу, что в последнее время эта цифра растет. Совместно с МВД по поручению заместителя премьер-министра Анатолия Тозика, который является председателем комиссии по делам несовершеннолетних при Совмине, разработан проект комплексного закона, где в том числе предлагается новая редакция ст.9.4. Ее идея заключается в том, чтобы ввести ответственность родителей за нахождение их детей в социально опасном положении. Если эта редакция будет воспринята парламентом, то в недалеком будущем мы получим более оптимальную норму родительской ответственности.
Виктор Чайчиц: Адвокатура защищает ребенка, даже если его привлекают к уголовной ответственности. В Беларуси в отношении лиц 14-18 лет все дела рассматриваются с обязательным участием защитника. И это не зависит от того, есть средства у родителей на адвоката или нет. Несмотря на такое общепринятое мнение, что адвокатура начинает работать там, где не сработала профилактика, мы также выступаем в учреждениях образования на разные правовые темы, особенно это касается наркотиков. Это общая беда, и мы не можем стоять в стороне.
Статья 32 Конституции Республики Беларусь обязывает родителей воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Поэтому и предусмотрена уголовная ответственность родителей и иных лиц за оставление малолетних детей в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению в связи с малолетним возрастом (до 14 лет). В статье УК номер 159 "Оставление в опасности" говорится: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет". Такие случаи бывают, но тоже редко. Конкретные цифры я вам не назову, но они не настолько большие.
Алексей Подвойский: Существуют определенные проблемы при оценке опасных состояний для жизни и здоровья ребенка. Мы полагаем, что необходимо несколько расширить понимание данного вопроса (не касаемся уголовно-правовой сферы). В частности, признать, что если родители находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения - это также может являться опасным для жизни и здоровья ребенка. Пока соответствующие правовые механизмы у нас не выработаны. Но идет обсуждение, чтобы максимально обеспечить защищенность ребенка.
Дарья Лебедева: Хочется добавить, что проживание детей в ненадлежащих жилищно-бытовых условиях, в условиях технического или противопожарного жилого помещения - это также вопрос опасных состояний. Этот вопрос, когда опасность для жизни и здоровья ребенка существует (а он действительно широкий), нуждается в очень тщательной отработке. Часть таких состояний для ребенка относится к социально опасному положению и входит в перечень критериев. На взгляд Генеральной прокуратуры (эта идея поддерживается Министерством образования, Министерством здравоохранения), представляется, что нужно выработать некие более определенные критерии и формы, когда можно говорить об опасном для жизни и здоровья ребенка состоянии. В этом вопросе также есть много проблем, много субъективизма. Почему у нас крайне мало лиц привлекается к уголовной ответственности за оставление ребенка в опасности (ст 159 УК)? Потому что возникает вопрос, что это такое, насколько опасно то или иное положение малолетнего. Этот вопрос также обсуждается сегодня заинтересованными органами.
Инесса Кислая: Любой случай нахождения детей в опасном для жизни и здоровья состоянии, как только он становится известен, изучается, проводится социальное расследование по каждому случаю и принимается решение вплоть до отобрания ребенка из семьи в соответствии с декретом №18.
В 2013 году по ст.17.13 КоАП был привлечен 3171 родитель. За первые четыре месяца этого года - 1224 человека. Как вы видите, эта норма достаточно активно применяется. Когда ребенок не болтается в ночное время в общественных местах, а спит дома, то понятно, что такая норма сама по себе содержит профилактический компонент. Конечно, она повлияла на состояние преступности в подростковой среде позитивно. Как мы знаем, еще когда проект закона готовился, он широко обсуждался в обществе и СМИ. Очевидно, что ответственность родителей по этой статье дисциплинирует. Кому интересно платить штрафы за то, что твой ребенок где-то болтается, а ты не знаешь, где он.
Виталий Янчин: Норма была введена по нашей инициативе, и мы отслеживаем, как она влияет. Количество правонарушений, которые подростки совершают в ночное время, уменьшается. Оно еще большое - около 30% всех правонарушений, но было еще больше. Но нужно подчеркнуть, что привлечение родителей к ответственности для нас не самоцель. Из всех привлечений к ответственности более 70% - это предупреждения. Решение выносится коллегиально, и каждый случай рассматривается отдельно с учетом всех обстоятельств. Родители должны понимать, что это их ответственность - знать, где ребенок, с кем находится. Напомню, если у родителя нет возможности сопроводить ребенка, можно попросить об этом любого взрослого человека, которого он знает, которому доверяет.
Содержание работы в 6-й школьный день определено программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Беларуси, ежегодными инструктивно-методическими письмами для организации воспитательной и психологической работы в учреждениях общего и среднего образования.
Шестой школьный день предусмотрен для проведения с учащимися спортивно-массовых, культурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий, организации трудового обучения. Безусловно, какого-то отдельного плана работы с семьями нет. План работы любого учреждения образования, включающий мероприятия, направленные на здоровый образ жизни, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, включает и мероприятия с родителями. Проведена информационно-разъяснительная работа с родителями и законными представителями несовершеннолетних по их включению в организацию работы 6-го школьного дня и участию в культурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.
В данном случае я так понимаю, мы говорим просто про гиперактивного ребенка. Безусловно, никакого провожатого не предусмотрено. Мне кажется, что здесь не совсем правильно присутствие такого ребенка в классе воспринимают дети и родители. Здесь я думаю, необходим комплекс работы в отношении такого ребенка и в отношении его законных представителей.
Прежде всего, если сам родитель знает об особенностях поведения своего ребенка, он должен изначально предупредить классного руководителя. Они совместно могут организовывать работу при этом, привлекая социально-педагогическую и психологическую службы. Родители должны понимать, что не нужно бояться помощи, которую учреждение образования будет оказывать.
Конечно, здесь есть проблема. Да, было бы здорово, если бы на радио, в Интернете, на ТВ были бы циклы таких тематических, развивающих и образовательных программ. Это я говорю как гражданин и мать. Этого недостаточно на белорусских телеканалах... Надо работать в этом контексте.
Что же касается защиты детей от вредоносной информации, то многие знают, что в России в 2010 году был принят соответствующий закон. В нашем государстве это восприняли с энтузиазмом. Кстати, в России в КоАП установлена ответственность за нарушение этого закона. Среди санкций значительные суммы штрафов и конфискация, а также приостановление деятельности соответствующих субъектов. Кому интересно, это статья 6.17 КоАП РФ.
В Беларуси подвижки в этом плане пошли с принятием закона о рекламе. Только там что-то начало вырисовываться. Базовые законы, которые так или иначе в нашей стране дают какие-то основы с этой точки зрения - это законы о рекламе, о СМИ, о культуре и о правах ребенка. В них говорится, какая информация запрещена к обороту среди несовершеннолетних и какая информация может иметь ограниченный оборот среди детей, достигших определенного возраста. Очень хочется, чтобы был тематический закон.
Инесса Кислая: Я бы хотела сообщить, что как раз сейчас готовится проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам защиты детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию.
Алексей Подвойский: Нужно понимать, что молодежь и дети ушли в Интернет по большому счету. Меры российского закона достаточно хорошие, но они упускают интернет-контент. Мы прекрасно понимаем, что в случае с Интернетом какие-то механизмы будут достаточно дорогостоящими. Но Интернет нужно контролировать, особенно для детей. У провайдеров есть тарифы, которые предусматривают "родительский контроль", то есть определенные фильтры. По нашему мнению, нужно формировать определенный список интернет-ресурсов, который должен быть изначальным фильтром. Если же кто-то из взрослых полагает, что ему этот фильтр не требуется, то он обращается с заявлением, чтобы снять его. Но сейчас мы, наоборот, должны доплачивать. Мы понимаем, что вредоносная информация находится в свободном доступе. Любой ребенок зашел в любое время и все нашел. И здесь уже неважны ограничения по распространению определенных фильмов на дисках и так далее. Есть Интернет, и мы не должны упускать эту важную деталь. Дети сидят именно там: в соцсетях и на форумах.
Мы прекрасно понимаем, что ювенальная юстиция в европейском формате с учетом их культурного развития, конечно же, не сможет быть реализована в нашей стране. Поэтому лучшие элементы мы изучаем и будем использовать в Беларуси с учетом нашего опыта, культурных особенностей, ценностей.
Ведутся споры, в том числе со стороны религиозных организаций, о том, что детей у нас будут безосновательно забирать, хочу отметить, что у нас такого не будет никогда.
Ювенальная юстиция - система по защите прав ребенка. Она включает в себя правовую систему, систему государственных органов, общественных органов, взаимодействие с семьей и непосредственно с ребенком. Это при необходимости профилактика, реабилитация, социализация, различные этапы, которые у нас в законодательстве обозначены и реализуются на практике.
Виктор Чайчиц: Я полностью согласен с предыдущим выступающим. Элементы ювенальной юстиции у нас используются, и нельзя сказать, что где-то нарушаются права ребенка, несмотря на то что у нас отсутствует ювенальная юстиция.
Дарья Лебедева: Хочу напомнить, что в Беларуси будут созданы специализированные суды для несовершеннолетних. Это перспектива не такая уж отдаленная, мы очень на это рассчитываем.
Я как прокурор, юрист и мать хотела бы, чтобы у нас как элемент ювенальной юстиции появился кодекс о защите прав ребенка, который содержал бы социальный, гражданско-правовой и уголовно-правовой аспекты, поскольку вообще законодательство о защите прав ребенка содержится в многочисленных отраслях права, массив огромный и нередко противоречивый.
С этой точки зрения создание специализированного правосудия для несовершеннолетних, создание нормативно-правового кодифицированного акта, кодекса о правах ребенка - как раз те элементы ювенальной юстиции, которые были бы желательны в рамках национального законодательства, белорусской культуры и ожиданий гражданского общества.
Эти поправки уже предложены Верховным судом, и с ними согласилась Администрация Президента. Они также предусмотрены планом инноваций в судебной системе Беларуси.