Вопросы конференции
В 2013 году совершенствование нормативной правовой базы было направлено на дальнейшее реформирование рынка ценных бумаг, а именно на создание условий для внедрения новых финансовых инструментов и появления новых финансовых институтов, расширение круга участников рынка ценных бумаг и, как следствие, создание альтернативных существующим способов вложения временно свободных денежных средств инвесторов и их аккумулирования для последующего инвестирования в развитие экономики республики.
Основой преобразований стали подготовленные Министерством финансов и внесенные в правительство проекты законов "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О секьюритизации".
Основными целями подготовки проекта закона "О рынке ценных бумаг" являются обеспечение полноты и актуализации правового регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг с учетом практики применения действующих законов "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь", актов главы государства, а также процессов гармонизации законодательства о ценных бумагах в рамках ЕЭП, принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Директив Европейского союза.
Законопроект направлен на совершенствование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг и дальнейшее развитие в республике организованной торговли ценными бумагами путем установления возможности функционирования нескольких организаторов такой торговли. В числе задач также повышение прозрачности рынка ценных бумаг путем раскрытия для всеобщего сведения полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности его участников, эффективное предотвращение незаконного использования ими закрытой, служебной информации, защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Кроме того, документ предусматривает создание новых инфраструктурных институтов - саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.
Принятие законопроекта позволит активизировать развитие рынка ценных бумаг и повысить его привлекательность для инвесторов, в том числе иностранных, будет способствовать более тесному взаимодействию финансовых рынков Беларуси, России и Казахстана, интеграции национального рынка ценных бумаг в ЕЭП, а также в мировую финансовую систему.
Проект закона "Об инвестиционных фондах" направлен на определение правового положения инвестиционных фондов в Беларуси. Он регулирует отношения, связанные с деятельностью акционерных инвестиционных фондов, их реорганизацией и ликвидацией, условия и порядок формирования, существования и прекращения существования паевых инвестфондов, а также вопросы управления имуществом и отдельные аспекты деятельности инвестиционных фондов на рынке ценных бумаг.
Законопроект предусматривает создание в республике двух видов инвестиционных фондов: акционерных (только в форме открытого акционерного общества) и паевых (открытого и закрытого типа), а также внедрение нового вида именных ценных бумаг – паев инвестиционного фонда.
Становление и развитие таких институтов коллективного инвестирования позволит увеличить приток инвестиций в экономику. Это, в свою очередь, создаст дополнительные условия для экономического роста, усилит конкуренцию в сфере привлечения средств инвесторов, увеличит спрос на финансовые инструменты, позволит устранить перекос в развитии финансового рынка, выражающийся в доминировании банковского сектора, и повысить инвестиционную активность граждан.
Проект закона "О секьюритизации" направлен на определение правовых основ и условий классической (традиционной) секьюритизации в Беларуси.
При классической секьюритизации компания продает свои активы специально созданному юридическому лицу - специальной финансовой организации (СФО), которое, в свою очередь, финансирует покупку таких активов путем выпуска ценных бумаг на рынке капитала. Исполнение обязательств по облигациям СФО осуществляется за счет денежных поступлений по приобретенным активам.
Механизм секьюритизации является рыночным инструментом, направленным на стимулирование развития финансового рынка в среднесрочной перспективе, расширение возможностей юридических и физических лиц для осуществления инвестиций.
Все перечисленные законопроекты в полной мере согласуются с положениями международных соглашений, к которым присоединилась Беларусь, а также с принципами IOSCO и Директивами ЕС.
Поскольку проекты законов «Об инвестиционных фондах», «О секьюритизации» не были включены в план подготовки законопроектов на 2014 год, Министерством финансов для обеспечения скорейшего внедрения на рынке новых финансовых институтов и инструментов подготовлены и внесены в правительство документы, включившие в себя положения обозначенных законопроектов: концепция проекта Закона Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах», что предусмотрено планом подготовки законопроектов на 2014 год, и проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах финансирования под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем выпуска облигаций», определяющего правовые основы секьюритизации.
Сегодня на законодательном уровне созданы весьма благоприятные условия для выпуска предприятиями облигаций на внутреннем рынке. В республике существуют отлаженные механизмы проведения размещения облигаций и совершения сделок с ними как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. В качестве инвесторов могут выступать как национальные, так и иностранные юридические и физические лица, что позволяет привлекать иностранные инвестиции даже при размещении облигаций на внутреннем рынке.
Возможность использования различных вариантов погашения и, при необходимости, досрочного выкупа позволяет уменьшать затраты по обслуживанию заемных средств и улучшать состояние кредиторской задолженности.
Помимо возможности привлечь финансовые ресурсы дешевле, чем по банковскому кредиту, успешное размещение облигаций формирует благоприятный кредитный рейтинг эмитента, что способствует повышению имиджа компании (в том числе и на международном рынке) и, как следствие, снижению стоимости его последующих заимствований.
Профессиональными участниками рынка ценных бумаг накоплен достаточный опыт по размещению и обслуживанию выпусков облигаций, многие из них заинтересованы содействовать предприятиям в поисках инвесторов, размещении облигаций, оказании сопутствующих консультационных услуг.
Правительство Беларуси проводит достаточно активную работу по развитию рынка корпоративных облигаций. Одним из наиболее существенных факторов, оказавших влияние на развитие рынка облигаций, стала отмена налогообложения доходов по операциям с облигациями, выпускаемыми юридическими лицами с 1 апреля 2008 года. Эффективность привлечения инвестиций с использованием корпоративных облигаций подтверждается возросшим объемом выпусков таких облигаций. Так, на конец 2013 года в обращении находились корпоративные облигации на общую сумму эмиссии более чем Br73 трлн, что для внутреннего финансового рынка является достаточно серьезной суммой.
Таким образом, рынок корпоративных облигаций в Беларуси развивается достаточно динамично. В то же время нельзя не признать существование определенных сдерживающих факторов. Прежде всего, это по-прежнему настороженное отношение к рынку ценных бумаг в целом, и корпоративных облигаций в частности, как со стороны кредиторов, так и заемщиков, что сказывается на возможности оперативного поиска инвесторов и, соответственно, в определенной мере сдерживает развитие этого сегмента рынка в целом.
Юридические лица, являющиеся эмитентами акций, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев акций, и вправе предоставлять такие сведения только лицам, указанным в подпункте 1.4 пункта 1 указа "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (№ 277 от 28 апреля 2006 г.).
Соответственно, возможность предоставления организацией информации о владельцах ее акций в рассматриваемой ситуации не предусмотрена белорусским законодательством.
При этом обозначенная в вопросе проблема является достаточно сложной с правовой точки зрения и, как правило, требует индивидуального подхода к ее разрешению ввиду наличия большого количества существенных нюансов.
Процесс выпуска облигаций предусматривает ряд действий: подготовку к выпуску, подготовку эмиссионных документов (решение о выпуске, проспект эмиссии), государственную регистрацию выпускаемых облигаций и их последующее размещение.
Время подготовки к выпуску составляет в среднем от нескольких дней до трех месяцев. Это зависит от оперативности принятия решений эмитентом, способа обеспечения облигаций, а также профессионального участника рынка ценных бумаг, который оказывает услуги по подготовке эмиссионных документов. Больше времени занимает первый выпуск бумаг эмитента. Последующие осуществляются быстрее.
Государственная регистрация облигаций осуществляется в течение 15 календарных дней при условии, что предоставленные документы и содержащиеся в них сведения соответствуют требованиям законодательства.
В обращении на бирже находилось 24 серии финансовых инструментов. В течение отчетного периода на срочном рынке было заключено 28 сделок.
Суммарный объем торгов всеми видами срочных финансовых инструментов за 2013 год составил Br55,3 млрд, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 11,5%.
Однако законодательством о ценных бумагах не предусмотрен конкретный срок, в течение которого в обществе должно быть обеспечено наличие аттестованного специалиста. В случае выявления отсутствия в обществе аттестованного сотрудника Департамент по ценным бумагам вправе выносить требования (предписания) об устранении нарушений законодательства, выявленных по результатам камеральных проверок, с установлением срока устранения.
Письменное уведомление об устранении нарушения должно быть направлено в Департамент по ценным бумагам лицом, в отношении которого вынесено требование (предписание), не позднее дня, установленного соответствующим требованием, с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений. Требование (предписание) подлежит обязательному исполнению. В случае его неисполнения виновный привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Должен отметить, что прямой выход с акциями на зарубежные рынки в мировой практике используется крайне редко, так как эмитентам при этом приходится сталкиваться с определенными трудностями. В их числе - отсутствие известности на зарубежном рынке, необходимость регистрации акций или проспекта эмиссии и составления эмиссионных документов в соответствии с иностранным законодательством и на иностранном языке, а также сложности в последующем взаимодействии с акционерами и пр.
Акции белорусских компаний учитываются только в республиканской депозитарной системе. Депозитарная система и система расчетов по ценным бумагам (клиринговая система) Беларуси не интегрированы в мировые расчетно-клиринговые и депозитарные системы. Соответственно, акции не могут быть переданы в другую депозитарную систему и не могут попасть на иностранный рынок. Таким образом, размещение акций можно осуществить только на белорусском рынке.
В целях создания законодательных условий для размещения акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах с использованием иностранных депозитарных расписок Министерством финансов подготовлен проект указа Президента "О некоторых вопросах выпуска, размещения и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок".
Процедура выпуска и размещения дополнительных акций с использованием иностранных депозитарных расписок (ИДР) аналогична процедуре выпуска дополнительных акций, размещаемых путем проведения народного IPO. Выпуск акций осуществляется по белорусскому законодательству, но по упрощенной схеме (без регистрации проспекта эмиссии, краткой информации об эмиссии). Акции передаются эмитенту ИДР (крупному иностранному инвестиционному банку).
Акции не покидают пределов Беларуси, а зачисляются и блокируются на счете "депо" эмитента ИДР, открытом в депозитарной системе Республики Беларусь. За рубежом вместо белорусских акций будут размещаться ИДР на эти акции, выпускаемые эмитентом ИДР в соответствии с иностранным законодательством. Средства от продажи ИДР перечисляются эмитенту акций.
В любом случае, выход на зарубежный рынок невозможен без привлечения квалифицированной команды из иностранных юристов, консультантов, аудиторов и т.п., совместно с которыми эмитент будет вырабатывать детальный порядок действий по выходу на зарубежный рынок с учетом конъюнктуры рынка, особенностей эмитента и прочих условий.
Наличие в штате эмитента облигаций специалиста с квалификационным аттестатом не обязательно. Но если такой специалист имеется, то это дополнительный плюс для изучения конъюнктуры рынка ценных бумаг и принятия эмитентом взвешенного решения по привлечению инвестиций путем выпуска облигаций.
Для выпуска облигаций эмитенту необходимо заключить договор с профучастником рынка ценных бумаг для оказания консультационных услуг по подготовке эмиссионных документов, а также заключить договор на депозитарное обслуживание, если облигации выпускаются в бездокументарной форме.
При подготовке выпуска необходимо определиться с его параметрами (валюта, объем), способом обеспечения и способом размещения облигаций (открытая или закрытая продажа), сроком заимствования, после чего приступить к подготовке соответствующих документов.
В остальном в процессе эмиссии акций и облигаций эмитент может действовать самостоятельно.
Для совершения сделок на биржевом рынке использование услуг профучастника является обязательным, поскольку право на совершение сделок в торговой системе ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" имеют только профучастники – члены биржи. Чтобы воспользоваться их услугами, необходимо заключить договор комиссии с брокером либо договор доверительного управления с доверительным управляющим. Перечень профучастников (в том числе брокеров и доверительных управляющих) размещен на сайте Министерства финансов minfin.gov.by.
На внебиржевом рынке любое лицо может совершить сделку с ценными бумагами самостоятельно либо с использованием услуг профучастника, что не является обязательным. В случае совершения сделок с акциями и облигациями в процессе их обращения необходимо зарегистрировать такую сделку у профучастника (брокера или депозитария).
Кроме того, если размещение облигаций осуществляется путем открытой продажи, необходимы средства на размещение краткой информации об открытой продаже в СМИ.
В целом затраты на выпуск облигаций в нашей стране весьма незначительны, что неоднократно отмечалось иностранными специалистами и международными экспертами.