Вопросы конференции
Организация имеет земельный участок, на котором размещена автостоянка, где хранятся одновременно автомобили организаций и физических лиц, т.е. земельный участок предоставлен для нескольких целей. Как правильно исчислить земельный налог в таком случае?
В соответствии с приложением 4 к НК земельные участки для размещения объектов автостоянок (за исключением предоставленных организациям, осуществляющим хранение транспортных средств физических лиц, кооперативам, эксплуатирующим автомобильные стоянки по функциональному использованию), относятся к общественно-деловой зоне, а земельные участки для размещения объектов организаций, осуществляющих хранение транспортных средств физлиц, относятся к жилой усадебной зоне.
Приложением 5 к НК в зависимости от вида функционального использования участков установлены ставки земельного налога: 0,55% - общественно-деловая зона и 0,1% - жилая усадебная зона.
Согласно статье 195 НК налоговая база земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых предусмотрены разные ставки налога, определяется на 1 января календарного года, за который исчисляется налог. Размер налоговой базы определяется в размере суммы кадастровой стоимости, исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.
Таким образом, по земельному участку кадастровая стоимость по видам оценочных зон для применения налоговых ставок в размере 0,55% или 0,1% распределяется пропорционально площади участка, занимаемой машино-местами, принадлежащими физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) или юридическим лицам, в общей площади земельного участка гаражного кооператива, на основании имеющихся у кооператива данных.
Приложением 5 к НК в зависимости от вида функционального использования участков установлены ставки земельного налога: 0,55% - общественно-деловая зона и 0,1% - жилая усадебная зона.
Согласно статье 195 НК налоговая база земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых предусмотрены разные ставки налога, определяется на 1 января календарного года, за который исчисляется налог. Размер налоговой базы определяется в размере суммы кадастровой стоимости, исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.
Таким образом, по земельному участку кадастровая стоимость по видам оценочных зон для применения налоговых ставок в размере 0,55% или 0,1% распределяется пропорционально площади участка, занимаемой машино-местами, принадлежащими физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) или юридическим лицам, в общей площади земельного участка гаражного кооператива, на основании имеющихся у кооператива данных.
Суммы земельного налога за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, не включаются в стоимость объекта строительства в бухгалтерском учете. Учитываются ли такие суммы при налогообложении прибыли?
С 24 апреля 2013 года в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства от 22 декабря 2012 года № 38 вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете. Пунктом 6 инструкции определено, что к затратам, не увеличивающим стоимость объекта учета, относятся суммы земельного налога за земельные участки или их части, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что налоговое законодательство не регламентирует вопросы определения состава затрат на строительство, отраженных в бухгалтерском учете и образующих первоначальную стоимость объекта учета, при наступлении обстоятельств, являющихся основанием для применения к ставкам земельного налога коэффициента 2 после 24 апреля 2013 года, сумма земельного налога, исчисленного с применением указанного коэффициента, за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, на увеличение стоимости объекта незавершенного строительства не относится. Возможность включения таких сумм в состав затрат, учитываемых при налогообложении, не предусмотрена.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что налоговое законодательство не регламентирует вопросы определения состава затрат на строительство, отраженных в бухгалтерском учете и образующих первоначальную стоимость объекта учета, при наступлении обстоятельств, являющихся основанием для применения к ставкам земельного налога коэффициента 2 после 24 апреля 2013 года, сумма земельного налога, исчисленного с применением указанного коэффициента, за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, на увеличение стоимости объекта незавершенного строительства не относится. Возможность включения таких сумм в состав затрат, учитываемых при налогообложении, не предусмотрена.
Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога в случае, когда обнаружено, что земельный участок используется не в соответствии с целью его предоставления?
Согласно пункту 3 статьи 202 НК сведения об используемых не по целевому назначению земельных участках представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения этих участков в электронном виде, в порядке и по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении.
После предоставления этих сведений в налоговый орган будет признано использование земельного участка не по целевому назначению. Статьями 196 – 201 НК определено, что на земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
При возникновении вопросов по целевому назначению земельных участков необходимо обращаться в соответствующую землеустроительную службу местного исполнительного комитета.
После предоставления этих сведений в налоговый орган будет признано использование земельного участка не по целевому назначению. Статьями 196 – 201 НК определено, что на земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
При возникновении вопросов по целевому назначению земельных участков необходимо обращаться в соответствующую землеустроительную службу местного исполнительного комитета.
Плательщик выполняет функции государственного заказчика (застройщика) по строительству, реконструкции (модернизации) объектов социальной сферы, инженерной инфраструктуры и жилищного строительства и имеет выручку от этой деятельности. Может ли он применить нормы пункта 9 статьи 202 НК в отношении подлежащих уплате сумм земельного налога?
В соответствии с пунктом 9 статьи 202 НК подлежащая уплате плательщиками-организациями сумма земельного налога уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за прошедший квартал без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, организация в указанной ситуации не вправе воспользоваться льготой по земельному налогу, предусмотренной пунктом 9 статьи 202 НК, так как она не выполняет работы по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения.
Таким образом, организация в указанной ситуации не вправе воспользоваться льготой по земельному налогу, предусмотренной пунктом 9 статьи 202 НК, так как она не выполняет работы по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения.
Пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и другие нетрудоспособные физические лица имеют право на льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных не по месту жительства указанных лиц и предоставленных таким лицам для гаражного строительства (ч. 4 подп. 1.25 п. 1 ст. 194 НК). Изменился ли порядок расчета площади земельных участков, приходящейся на таких физических лиц, в целях применения льготы? Если да, то чем он отличается от прежнего?
Согласно подпункту 1.23 пункта 1 статьи 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) эксплуатации гаражей, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК.
Площадь земельных участков, приходящаяся на физических лиц, имеющих право на такие льготы, определяется путем умножения общей площади земельного участка на удельный вес площадей гаражей, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех гаражей.
Таким образом, земельным налогом облагается вся площадь земельного участка, предоставленная организации для строительства и (или) эксплуатации гаражей. При этом организация освобождается от уплаты земельного налога в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по данному налогу. Следовательно, в 2014 году от земельного налога будет освобождаться не только площадь земельного участка под гаражами, принадлежащими таким физическим лицам, но и площадь, приходящаяся на места общего пользования.
Площадь земельных участков, приходящаяся на физических лиц, имеющих право на такие льготы, определяется путем умножения общей площади земельного участка на удельный вес площадей гаражей, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех гаражей.
Таким образом, земельным налогом облагается вся площадь земельного участка, предоставленная организации для строительства и (или) эксплуатации гаражей. При этом организация освобождается от уплаты земельного налога в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по данному налогу. Следовательно, в 2014 году от земельного налога будет освобождаться не только площадь земельного участка под гаражами, принадлежащими таким физическим лицам, но и площадь, приходящаяся на места общего пользования.
На основании каких документов необходимо рассчитывать долю в праве общей долевой собственности на земельный участок организации, имеющей в собственности нежилое помещение в многоквартирном доме, для целей исчисления земельного налога?
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Беларуси находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.
Пунктом 7 статьи 202 НК установлено, что за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в общей долевой собственности нескольких плательщиков, земельный налог исчисляется по каждому из этих плательщиков пропорционально их доле в праве собственности на эти объекты.
Также пунктом 10 статьи 202 НК установлено, что суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании жилые помещения государственного и частного жилищных фондов, в том числе жилищными кооперативами, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, товариществами собственников, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых, нежилых помещений, машино-мест в этих домах, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством собственники нежилых помещений в многоквартирном доме возмещают организации, которой предоставлен земельный участок, суммы земельного налога, приходящиеся на расположенные в этом жилом доме нежилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности, на основании правоудостоверяющих документов, имеющихся у собственников этих помещений.
Пунктом 7 статьи 202 НК установлено, что за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в общей долевой собственности нескольких плательщиков, земельный налог исчисляется по каждому из этих плательщиков пропорционально их доле в праве собственности на эти объекты.
Также пунктом 10 статьи 202 НК установлено, что суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании жилые помещения государственного и частного жилищных фондов, в том числе жилищными кооперативами, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, товариществами собственников, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых, нежилых помещений, машино-мест в этих домах, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством собственники нежилых помещений в многоквартирном доме возмещают организации, которой предоставлен земельный участок, суммы земельного налога, приходящиеся на расположенные в этом жилом доме нежилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности, на основании правоудостоверяющих документов, имеющихся у собственников этих помещений.
Являются ли собственники квартир в многоквартирном жилом доме плательщиками земельного налога? Если являются, то в какой доле?
Согласно пункту 1 статьи 192 и пункту 10 статьи 202 НК плательщиком земельного налога признается организация, так как именно ей предоставлен земельный участок, а собственники квартир в многоквартирном жилом доме возмещают плательщикам суммы земельного налога, подлежащие уплате в бюджет плательщиками – организациями.
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. Совершение каких "других действий" может свидетельствовать "об обращении иным способом отходов в собственность" за исключением условий договора аренды?
Фраза "совершение других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность" предполагает случаи, когда организацией в собственность обращаются бесхозяйные отходы производства.
В соответствии с п. 2 ст. 205 НК объектами налогообложения экологическим налогом не признаются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год. Как определяется общий суммарный объем выбросов, не облагаемый экологическим налогом: путем суммирования объемов выбросов по всем стационарным источникам организации или по каждому источнику отдельно? Если источники расположены в различных областях Беларуси, то как определяются объемы выбросов, не призываемые объектом налогообложения?
Принятие решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога за выбросы загрязняющих веществ следует производить в рамках каждого из выданных разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для этого требуется просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и веществ без установленного класса опасности, указанных в каждом отдельном разрешении, и каждый из полученных результатов сравнить с пороговым значением в 3 т.
При использовании организацией стационарного и нестационарного источников выбросов загрязняющих веществ происходит выброс оксида углерода. Выбросы оксида углерода указаны в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (выданное по стационарному источнику выбросов). Необходимо ли для определения объекта налогообложения экологическим налогом, с учетом нормы п. 2 ст. 205 НК, суммировать объемы выбросов оксида углерода за год по стационарному и нестационарному источникам?
Абзацем вторым пункта 2 статьи 205 НК установлено, что объектом обложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год.
При этом с учетом норм пункта 1 статьи 205 НК и статьи 206 НК в 2014 году фактически экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Таким образом, при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом, следует учитывать только выбросы, осуществляемые стационарным источником.
При этом с учетом норм пункта 1 статьи 205 НК и статьи 206 НК в 2014 году фактически экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Таким образом, при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом, следует учитывать только выбросы, осуществляемые стационарным источником.
В приложении 6 к НК исключены ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности. Включается ли объем выбросов загрязняющих веществ I класса опасности от стационарных источников в общий суммарный объем выбросов загрязняющих веществ, принимаемый для сравнения с предельным значением, не облагаемым экологическим налогом (3 т в год)?
До 1 января 2014 года минимальные значения выбросов загрязняющих веществ, которые не признавались объектом налогообложения, определялись по каждому загрязняющему веществу в зависимости от его класса опасности, и отслеживание таких значений представляло собой весьма кропотливый и трудоемкий процесс.
Для принятия решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога за выбросы загрязняющих веществ следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и веществ без установленного класса опасности, указанных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем в 2014 году установлено только три ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по веществам II (Br5 220 600 за 1 т), III (Br1 725 850 за 1 т) и IV (Br857 570 за 1 т) классов опасности. За выбросы загрязняющих веществ I класса опасности и веществ без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов таких веществ используется только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом.
Для упрощения заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу предусмотрено суммирование фактических объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.
Для принятия решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога за выбросы загрязняющих веществ следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и веществ без установленного класса опасности, указанных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем в 2014 году установлено только три ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по веществам II (Br5 220 600 за 1 т), III (Br1 725 850 за 1 т) и IV (Br857 570 за 1 т) классов опасности. За выбросы загрязняющих веществ I класса опасности и веществ без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов таких веществ используется только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом.
Для упрощения заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу предусмотрено суммирование фактических объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.