Вопросы конференции
Комиссия вместе с уполномоченными национальными антимонопольными органами разработала ряд нормативных правовых актов, таких, например, как методика оценки состояния конкуренции и определения монопольно высоких (низких) цен, расчета и порядка наложения штрафов, порядки рассмотрения заявлений (материалов), проведения расследований о нарушении правил конкуренции, рассмотрения дел о нарушении конкуренции, взаимодействия комиссии и национальных уполномоченных органов и иные документы, необходимые для обеспечения реализации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.
В 2013 году стороны завершили гармонизацию национального антимонопольного законодательства. К примеру, в Беларуси принят новый антимонопольный закон, так же как и в Казахстане. Президентами трех государств подписан модельный закон о конкуренции, принято решение о передаче ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных товарных рынках.
После проведения внутригосударственных процедур по Соглашению о порядке защиты конфиденциальной информации – последнего этапа перед передачей комиссии полномочий, комиссия получает полномочия по рассмотрению заявлений о нарушении правил конкуренции и начинает работать в полной мере исключительно на трансграничных товарных рынках, таких как авиаперевозки, железнодорожные перевозки, нефтепродуктов, электроэнергии и так далее. То есть в полном объеме выполнять свои функции. Надеемся, что это станет возможно уже в первом полугодии 2014 года.
Модельный закон "О конкуренции" полностью соответствует международным стандартам, предъявляемым к такого рода документам, и получил положительную оценку Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Отделения по конкуренции Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Следует отметить, что модельный закон по защите конкуренции ЮНКТАД – это в настоящее время своеобразный правовой ориентир (стандарт) на международном уровне.
Модельный закон "О конкуренции" носит рекомендательный характер. Тем не менее это очень важный документ, поскольку он является ориентиром в законотворческой работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года № 50, которым был утвержден модельный закон "О конкуренции", правительствам "тройки" поручено в срок, не превышающий 12 месяцев с даты вступления решения в силу, проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о мерах по учету в законодательстве этих государств положений модельного закона.
Кроме того, главами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства дано поручение Евразийской экономической комиссии и правительствам Беларуси, Казахстана и России учитывать положения модельного закона "О конкуренции" в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе, который в свою очередь является уже следующей ступенью интеграции "тройки".
В модельном законе обобщены лучшие нормы антимонопольного законодательства трех стран ЕЭП, ведущих европейский стран. Так, например, новациями являются: для Беларуси и России - нормы по контролю за участием государства в экономике, для Казахстана и Беларуси – нормы по контролю за манипулированием цен на розничном рынке электроэнергии, для Казахстана - институты предостережения и предупреждения.
Ожидаемый эффект от имплементации норм модельного закона "О конкуренции" в конкурентное законодательство Беларуси, Казахстана и России - это дальнейшее развитие конкуренции на территории ЕЭП и, как следствие, снижение цен для потребителей на товары, работы и услуги; повышение конкурентоспособности белорусских, казахстанских и российских товаров; улучшение организации взаимодействия и сотрудничества национальных антимонопольных органов и комиссии; а также усиление противодействия возможности ухода от ответственности путем смены юрисдикции.
Одним из направлений работы комиссии является исследование трансграничных товарных рынков международной сотовой связи, железнодорожных и авиационных перевозок, электроэнергии, нефтепродуктов, цемента и других.
Исследования на рынке международных железнодорожных пассажирских перевозок показали, что по отдельным направлениям железнодорожные тарифы превышают авиационные тарифы.
Существует значительная разница в тарифах на авиационные перевозки между странами ЕЭП, обусловленная состоянием конкуренции на трансграничном рынке. На отдельных маршрутах, где участвуют два перевозчика, цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков. Разница в стоимости авиабилетов доходит до 50%.
Легализация параллельного импорта позволит значительно снизить цены на автозапчасти, спорттовары, парфюмерию и так далее.
Также предусматривается проведение анализа трансграничных товарных рынков апатитового концентрата, легковых автомобилей, синтетических моющих средств и других.
Комиссия будет осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами сторон единых правил конкуренции в части запрета на недобросовестную конкуренцию, антиконкурентные соглашения и злоупотребление доминирующим положением, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
Хочу отметить, что и Республика Беларусь активно отказывается от госрегулирования. В прошлом году перечень регулируемых государством цен был существенно сокращен. В стране принят новый антимонопольный закон, который содержит нормы, аналогичные тем, что есть в странах, где развиты конкурентные отношения.
В области государственных закупок стоит задача создать правовые основы для обеспечения равных условий доступа к рынкам государственных закупок государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. В этих целях правительствами Беларуси, Казахстана и России заключено Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года и ратифицировано в этих государствах. Соглашение входит в перечень документов, формирующих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и является открытым для присоединения других государств – членов Таможенного союза.
Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 года и имеет поэтапную реализацию. Первый этап для Беларуси и России предусматривает внесение изменений, направленных на приведение законодательства в соответствие с соглашением, внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате, и введение национального режима для России и Беларуси. Второй этап для Казахстана подразумевает внесение изменений в законодательство и внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате в соответствии с соглашением. Третий этап (до 1 января 2014 года) – это введение национального режима для всех трех государств.
Если говорить кратко о результатах работы по интеграции в области государственных (муниципальных) закупок в ТС/ЕЭП, то национальное законодательство государств-членов ТС/ЕЭП в основном приведено в соответствие с соглашением. Определены официальные веб-порталы государств-членов ТС/ЕЭП для размещения информации о госзакупках. Сформировано правовое поле и созданы информационные системы для проведения процедур государственных закупок в электронном формате. В практику госзакупок внедрены электронные аукционы. Обеспечена возможность участия нерезидентов – белорусских и российских поставщиков в электронных закупках, проводимых в Беларуси и России, непосредственно с территории регистрации поставщика.
На завершающем этапе находится аналогичная работа по казахстанским поставщикам и рынку государственных закупок Казахстана, которая направлена на выполнение приоритетной задачи в области государственных закупок - введение в трех государствах единой системы электронных аукционов в 2014 году. В странах – членах ТС/ЕЭП проводится работа по обеспечению национального режима для поставщиков Беларуси, Казахстана и России.
Впервые определен государственный уполномоченный орган по госзакупкам. Эти функции выполняет Министерство торговли (с 1 июля 2013 года были переданы ему от Минэкономики).
Информация о государственных закупках (планы, приглашения к участию в процедурах закупок и сообщения об их результатах, конкурсные и аукционные документы, сведения о заключенных договорах и др.) стала общедоступной на официальном сайте госзакупок – www.icetrade.by.
Можно говорить о том, что уже наработан опыт проведения электронных аукционов при осуществлении госзакупок. По данным статистики, в 2011 и 2012 годах проведено 1494 электронных аукциона, по результатам которых заключено договоров на Br386,9 млрд. Cубъекты хозяйствования Беларуси получили доступ к участию в электронных аукционах, проводимых в России, без необходимости открытия на территории России своих представительств. В конце 2012 года начался процесс аккредитации субъектов хозяйствования Республики Беларусь на электронных торговых площадках Российской Федерации, которые определены для проведения электронных аукционов по государственным (муниципальным) закупкам, что позволило участвовать в российских электронных аукционах с территории Беларуси. Имеются факты как участия в электронных аукционах России, так и заключения договоров с белорусскими поставщиками, но, к сожалению, статистическое наблюдение в России по данным вопросам не ведется.
ЕЭК отменены изъятия из национального режима в отношении белорусской продукции, установленные постановлением правительства России от 30 марта 2012 года № 269 "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки вещевого имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти", что обеспечило право белорусских поставщиков вещевого имущества на участие в размещении таких заказов.
Объем госзакупок стран-членов ТС и ЕЭП составляет около $300 млрд. Это закупки за счет бюджетных средств, а также иных денежных источников. В 2012 году по сравнению с 2011 годом объем госзакупок стран-членов ТС и ЕЭП уменьшился на 5,3% и составил $288 млрд 960,3 млн. При этом в Казахстане он снизился на 41,8%, в России – на 0,2%, а в Беларуси увеличился более чем в два раза. Доля России в объеме закупок государств-членов ТС и ЕЭП составила 93%, Казахстана – 6-4%, Беларуси – 1-3%. Среднее количество заявок на участие в одной процедуре закупок в государствах-членах ТС и ЕЭП увеличилось с 2 заявок в 2011 году до 3 заявок в 2012 году.
С учетом этого большое значение имеет разъяснительная работа по снятию торговых барьеров, препятствующих развитию конкуренции, а также в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, картельные соглашения, недобросовестную конкуренцию. Комиссия в рамках адвокатирования конкуренции проводит различные круглые столы в странах Единого экономического пространства. В частности, в Беларуси мы провели такие мероприятия в Гродно и Бресте. Такой же круглый стол мы планируем в Витебске. В его рамках планируется обсуждение вопроса по конкуренции с приглашением бизнесменов, представителей органов государственной власти из России, Казахстана, Беларуси.
Кроме того, принимаемые комиссией акты публикуются на официальном сайте ЕЭК. Под эгидой комиссии издается журнал "Антимонопольная деятельность Единого экономического пространства", который информирует о деятельности Евразийской экономической комиссии и национальных антимонопольных органов по развитию конкуренции и государственным закупкам. Очередной выпуск журнала будет посвящен модельному закону о конкуренции.