Вопросы конференции
Какая работа запланирована в 2014 году по подготовке крупных высоколиквидных открытых акционерных обществ к проведению в 2014-2015 годах IPO на белорусском и зарубежных фондовых рынках? О каких ОАО идет речь? Какой экономический эффект может принести такая работа?
Законодательство, регламентирующее процедуру выпуска и размещения акций, в том числе размещения дополнительных акций путем открытой продажи через торговую систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", то есть народного IPO, создано. Процедура проведения народного IPO урегулирована и отработана. Биржа проводит работу по предоставлению эмитентам информационной, методологической и технологической поддержки при проведении размещения акций путем открытой продажи, как на стадии процедуры их допуска к размещению, так и в процессе заключения сделок в торговой системе биржи.
В 2011 году было проведено 1 размещение путем открытой продажи через биржу дополнительных акций, в 2012-м - 4. Общий объем сделок по размещению акций через биржу составил в прошлом году Br738,9 млрд. (в 2011 году - Br106,2 млн.). В первом полугодии нынешнего года проведено второе народное IPO ОАО "Минский завод игристых вин", в результате которого осуществлено размещение акций на общую сумму Br21,4 млрд.
Опыт проведения народных IPO наглядно демонстрирует, что все условия для привлечения предприятиями республики долгосрочных инвестиционных ресурсов таким способом созданы. В целях создания законодательных условий для размещения акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах с использованием иностранных депозитарных расписок Министерством финансов подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах выпуска, размещения и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок", который находится на рассмотрении в Администрации Президента Беларуси. Принятие данного документа позволит в значительной мере повысить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, увеличить объемы привлекаемых иностранных ресурсов в экономику страны за счет использования более широкого круга инструментов рынка ценных бумаг и расширения сотрудничества с иностранными инвестиционными организациями, а также существенно улучшить условия привлечения иностранных ресурсов за счет снижения их стоимости и увеличения срока использования.
Конкретную работу по перечням открытых акционерных обществ ведет Государственный комитет по имуществу совместно с госорганами, концернами, облисполкомами и Минским горисполкомом.
В 2011 году было проведено 1 размещение путем открытой продажи через биржу дополнительных акций, в 2012-м - 4. Общий объем сделок по размещению акций через биржу составил в прошлом году Br738,9 млрд. (в 2011 году - Br106,2 млн.). В первом полугодии нынешнего года проведено второе народное IPO ОАО "Минский завод игристых вин", в результате которого осуществлено размещение акций на общую сумму Br21,4 млрд.
Опыт проведения народных IPO наглядно демонстрирует, что все условия для привлечения предприятиями республики долгосрочных инвестиционных ресурсов таким способом созданы. В целях создания законодательных условий для размещения акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах с использованием иностранных депозитарных расписок Министерством финансов подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах выпуска, размещения и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок", который находится на рассмотрении в Администрации Президента Беларуси. Принятие данного документа позволит в значительной мере повысить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, увеличить объемы привлекаемых иностранных ресурсов в экономику страны за счет использования более широкого круга инструментов рынка ценных бумаг и расширения сотрудничества с иностранными инвестиционными организациями, а также существенно улучшить условия привлечения иностранных ресурсов за счет снижения их стоимости и увеличения срока использования.
Конкретную работу по перечням открытых акционерных обществ ведет Государственный комитет по имуществу совместно с госорганами, концернами, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Бюджет на 2014 год запланирован бездефицитным. За счет чего планируется обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджета? Какими будут его основные приоритеты? Чем он будет отличаться от бюджета 2013 года, учитывая изменения в бюджетной политике, предусмотренные планом структурных реформ экономики правительства и Нацбанка?
В целом структура расходов консолидированного бюджета не претерпела существенных изменений. Половина из них – это социально ориентированные расходы, темп прироста которых (8%) опережает прирост доходов.
Важнейшие социальные расходы – образование и здравоохранение – в структуре бюджета прирастают. Так, доля расходов на образование увеличивается с 16,7% до 17,2% консолидированного бюджета, а на здравоохранение – c 13,3% до 14,1%. Таким образом, расходы на образование и здравоохранение составляют 31% расходов консолидированного бюджета. В частности, бюджетное финансирование образования составит Br35,4 трлн. (в том числе Br4,7 трлн. на реализацию 22 государственных программ). Этот уровень финансирования позволяет сохранить доступность образования для населения, обеспечит функционирование около 8,5 тыс. государственных учреждений образования.
Предусмотренные в бюджете средства на здравоохранение (Br29 трлн.) будут направлены на финансирование 12 государственных программ, укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения и внедрение новых технологий, обеспечение функционирования государственной системы здравоохранения, стабильной деятельности лечебно-профилактических учреждений, предоставление бесплатных медицинских услуг населению.
Объемы финансирования, предусмотренные проектом, позволяют повышать качество социальных услуг для населения. Расходы консолидированного бюджета на 2014 год на социальную политику предусмотрены в сумме около Br16 трлн., в том числе на удешевление процентов по льготным кредитам на жилищное строительство – Br2,5 трлн.
Основные направления расходов на социальную политику в структуре бюджета возрастают и включают в себя расходы на социальную защиту (Br6,2 трлн.), пенсионное обеспечение военнослужащих (Br6,0 трлн.), молодежную политику (Br4,7 млрд.), содействие занятости (Br0,2 трлн.). Важная составляющая этих расходов – расходы на оказание адресной социальной помощи. В 2014 году они возрастут на 20% и составят Br770 млрд.
Проектом бюджета предусмотрен механизм дополнительного повышения заработной платы. Реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. При этом минимальный объем бюджетного финансирования в отраслях здравоохранения и образования зафиксирован законодательно (законом о бюджете).
Государственная поддержка в бюджете 2014 года сосредоточена на двух основных направлениях: экспорте, а также модернизации и создании производств с высокой добавленной стоимостью.
Расходы на оказание государственной поддержки реальному сектору экономики (без учета агропромышленного комплекса) предусмотрены в размере Br4,7 трлн., что позволит привлечь новые кредиты с господдержкой на общую сумму около Br12,5 трлн. на модернизацию и поддержку и стимулирование экспорта.
Сохранена значительная поддержка АПК. В реальном выражении увеличиваются расходы на выполнение государственных функций на селе, в части мелиорирования и поддержания плодородия земель, селекции и семеноводства, научного обеспечения, реализации важнейших госпрограмм. Общий объем поддержки сельхозорганизаций составит более Br14 трлн.
В бюджете сохраняется значительная поддержка населения по услугам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Так, в 2014 году на субсидирование жилищно-коммунальных услуг планируется направить из местных бюджетов более Br9 трлн., или около 8% их общих расходов. При формировании проекта бюджета учтено принятое главой государства решение о предельном повышении тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги на 5 долларов США в эквиваленте по стандартной двухкомнатной квартире с 1 января 2014 года с их последующей ежеквартальной индексацией с учетом роста доходов населения (указ от 5 декабря 2013 г. № 550). Таким образом, если сегодня население возмещает 20% стоимости услуг ЖКХ, то в 2014 году с учетом сохранения бюджетной поддержки, оно будет возмещать не более 25% этих затрат.
При планировании расходов на транспорт сохраняются подходы по поэтапному повышению тарифов для населения. В этих условиях субсидии организациям транспорта на возмещение части затрат по перевозке пассажиров в 2014 году сократятся примерно на Br0,5 трлн. рублей и составят Br2,1 трлн. Также планируется направить более Br800 млрд. на обновление подвижного состава пассажирского транспорта.
Еще одна важная отрасль – дорожное хозяйство. Расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство планируются в размере Br4,8 трлн. с ростом почти на 40% к текущему году. Из них Br1,6 трлн. составят поступления от введения пошлины с владельцев автотранспортных средств. Причем эти средства будут распределяться между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50 на 50 и направляться их целевым порядком на ремонт, реконструкцию и строительство республиканских и местных автомобильных дорог, а в городе Минске –магистральных улиц радиального направления.
Будет продолжена значительная бюджетная поддержка выполнения программы жилищного строительства. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 2,5 млн.кв.м жилья с господдержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 0,4 млн.кв.м социального и арендного жилья. В целом, с учетом кредитования банками, объем средств на жилищное строительство в 2014 году составит более Br26 трлн. (включая инфраструктуру), что на 16% больше по сравнению с текущим годом.
На строительство социального, арендного жилья будет направлено Br3 трлн. из бюджета, на инфраструктуру - Br5,9 трлн. Около Br4 трлн. предусмотрено на компенсацию потерь банкам, финансовую помощь в погашении кредитов многодетным и молодым семьям, а также на погашение кредитов на инфраструктуру, ранее полученных местными бюджетами.
На финансирование объектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, планируется направить Br5,7 трлн. (рост на 8,3%). За счет этих средств в 2014 году намечено завершить строительство ряда важнейших социальных объектов, таких как первый пусковой комплекс РНПЦ «Кардиология», общежитие №14 жилого комплекса «Студенческая деревня», учебно-тренировочный центр фристайла со спортивно-оздоровительным комплексом по ул.Сурганова в г.Минске и др.
Предусмотрена также передача в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь средств республиканского бюджета на частичное возмещение расходов Фонда по выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Объем этих расходов составит Br1,3 трлн. и является дополнительной гарантией обеспечения Фондом своих обязательств.
Важнейшие социальные расходы – образование и здравоохранение – в структуре бюджета прирастают. Так, доля расходов на образование увеличивается с 16,7% до 17,2% консолидированного бюджета, а на здравоохранение – c 13,3% до 14,1%. Таким образом, расходы на образование и здравоохранение составляют 31% расходов консолидированного бюджета. В частности, бюджетное финансирование образования составит Br35,4 трлн. (в том числе Br4,7 трлн. на реализацию 22 государственных программ). Этот уровень финансирования позволяет сохранить доступность образования для населения, обеспечит функционирование около 8,5 тыс. государственных учреждений образования.
Предусмотренные в бюджете средства на здравоохранение (Br29 трлн.) будут направлены на финансирование 12 государственных программ, укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения и внедрение новых технологий, обеспечение функционирования государственной системы здравоохранения, стабильной деятельности лечебно-профилактических учреждений, предоставление бесплатных медицинских услуг населению.
Объемы финансирования, предусмотренные проектом, позволяют повышать качество социальных услуг для населения. Расходы консолидированного бюджета на 2014 год на социальную политику предусмотрены в сумме около Br16 трлн., в том числе на удешевление процентов по льготным кредитам на жилищное строительство – Br2,5 трлн.
Основные направления расходов на социальную политику в структуре бюджета возрастают и включают в себя расходы на социальную защиту (Br6,2 трлн.), пенсионное обеспечение военнослужащих (Br6,0 трлн.), молодежную политику (Br4,7 млрд.), содействие занятости (Br0,2 трлн.). Важная составляющая этих расходов – расходы на оказание адресной социальной помощи. В 2014 году они возрастут на 20% и составят Br770 млрд.
Проектом бюджета предусмотрен механизм дополнительного повышения заработной платы. Реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. При этом минимальный объем бюджетного финансирования в отраслях здравоохранения и образования зафиксирован законодательно (законом о бюджете).
Государственная поддержка в бюджете 2014 года сосредоточена на двух основных направлениях: экспорте, а также модернизации и создании производств с высокой добавленной стоимостью.
Расходы на оказание государственной поддержки реальному сектору экономики (без учета агропромышленного комплекса) предусмотрены в размере Br4,7 трлн., что позволит привлечь новые кредиты с господдержкой на общую сумму около Br12,5 трлн. на модернизацию и поддержку и стимулирование экспорта.
Сохранена значительная поддержка АПК. В реальном выражении увеличиваются расходы на выполнение государственных функций на селе, в части мелиорирования и поддержания плодородия земель, селекции и семеноводства, научного обеспечения, реализации важнейших госпрограмм. Общий объем поддержки сельхозорганизаций составит более Br14 трлн.
В бюджете сохраняется значительная поддержка населения по услугам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Так, в 2014 году на субсидирование жилищно-коммунальных услуг планируется направить из местных бюджетов более Br9 трлн., или около 8% их общих расходов. При формировании проекта бюджета учтено принятое главой государства решение о предельном повышении тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги на 5 долларов США в эквиваленте по стандартной двухкомнатной квартире с 1 января 2014 года с их последующей ежеквартальной индексацией с учетом роста доходов населения (указ от 5 декабря 2013 г. № 550). Таким образом, если сегодня население возмещает 20% стоимости услуг ЖКХ, то в 2014 году с учетом сохранения бюджетной поддержки, оно будет возмещать не более 25% этих затрат.
При планировании расходов на транспорт сохраняются подходы по поэтапному повышению тарифов для населения. В этих условиях субсидии организациям транспорта на возмещение части затрат по перевозке пассажиров в 2014 году сократятся примерно на Br0,5 трлн. рублей и составят Br2,1 трлн. Также планируется направить более Br800 млрд. на обновление подвижного состава пассажирского транспорта.
Еще одна важная отрасль – дорожное хозяйство. Расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство планируются в размере Br4,8 трлн. с ростом почти на 40% к текущему году. Из них Br1,6 трлн. составят поступления от введения пошлины с владельцев автотранспортных средств. Причем эти средства будут распределяться между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50 на 50 и направляться их целевым порядком на ремонт, реконструкцию и строительство республиканских и местных автомобильных дорог, а в городе Минске –магистральных улиц радиального направления.
Будет продолжена значительная бюджетная поддержка выполнения программы жилищного строительства. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 2,5 млн.кв.м жилья с господдержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 0,4 млн.кв.м социального и арендного жилья. В целом, с учетом кредитования банками, объем средств на жилищное строительство в 2014 году составит более Br26 трлн. (включая инфраструктуру), что на 16% больше по сравнению с текущим годом.
На строительство социального, арендного жилья будет направлено Br3 трлн. из бюджета, на инфраструктуру - Br5,9 трлн. Около Br4 трлн. предусмотрено на компенсацию потерь банкам, финансовую помощь в погашении кредитов многодетным и молодым семьям, а также на погашение кредитов на инфраструктуру, ранее полученных местными бюджетами.
На финансирование объектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, планируется направить Br5,7 трлн. (рост на 8,3%). За счет этих средств в 2014 году намечено завершить строительство ряда важнейших социальных объектов, таких как первый пусковой комплекс РНПЦ «Кардиология», общежитие №14 жилого комплекса «Студенческая деревня», учебно-тренировочный центр фристайла со спортивно-оздоровительным комплексом по ул.Сурганова в г.Минске и др.
Предусмотрена также передача в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь средств республиканского бюджета на частичное возмещение расходов Фонда по выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Объем этих расходов составит Br1,3 трлн. и является дополнительной гарантией обеспечения Фондом своих обязательств.
Цены в магазинах растут каждый месяц, как и курс доллара, а зарплаты от этой гонки пока отстают. Изменится ли практика повышения заработной платы в 2014 году? От чего это будет зависеть?
В 2014 году существенно меняются подходы к повышению уровня заработной платы в бюджетном секторе. Ассигнования на заработную плату в бюджетных учреждениях проиндексированы на инфляцию, а реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций страны. Как показала проработка этого вопроса в текущем году, резервы для этого есть.
Проектом закона о бюджете предусмотрен соответствующий механизм. Его суть заключается в том, что руководителям организаций предоставляется право самостоятельно увеличивать заработную плату за счет введения повышающих коэффициентов к тарифной ставке. Таким образом, при оптимизации и сокращении иных расходов можно будет направить сэкономленные средства на повышение заработной платы в учреждениях социальной сферы. Порядок будет определен правительством.
При этом, как я уже говорил, законом о бюджете защищен минимальный уровень расходов на образование и здравоохранение как приоритетных отраслей. Это означает, что сэкономленные в этих отраслях средства запрещено направлять на другие сферы, они будут направляться на повышение зарплаты именно в данных сферах. Это будет хорошим стимулом для оптимизации структуры и численности в отраслях социальной сферы и решения поставленной главой государства задачи по повышению эффективности каждого потраченного бюджетного рубля.
Оптимизация организаций бюджетной сферы позволит уменьшить существующий разрыв в соотношении заработной платы в бюджетной сфере и экономике и повысить это соотношение с 74% до 80%. При этом ожидается, что средняя заработная плата бюджетников в 2014 году достигнет $530 в эквиваленте.
Проектом закона о бюджете предусмотрен соответствующий механизм. Его суть заключается в том, что руководителям организаций предоставляется право самостоятельно увеличивать заработную плату за счет введения повышающих коэффициентов к тарифной ставке. Таким образом, при оптимизации и сокращении иных расходов можно будет направить сэкономленные средства на повышение заработной платы в учреждениях социальной сферы. Порядок будет определен правительством.
При этом, как я уже говорил, законом о бюджете защищен минимальный уровень расходов на образование и здравоохранение как приоритетных отраслей. Это означает, что сэкономленные в этих отраслях средства запрещено направлять на другие сферы, они будут направляться на повышение зарплаты именно в данных сферах. Это будет хорошим стимулом для оптимизации структуры и численности в отраслях социальной сферы и решения поставленной главой государства задачи по повышению эффективности каждого потраченного бюджетного рубля.
Оптимизация организаций бюджетной сферы позволит уменьшить существующий разрыв в соотношении заработной платы в бюджетной сфере и экономике и повысить это соотношение с 74% до 80%. При этом ожидается, что средняя заработная плата бюджетников в 2014 году достигнет $530 в эквиваленте.
С 1 января 2014 года в Беларуси будет введена госпошлина на допуск автомобиля к дорожному движению. Каким будет механизм взимания этой пошлины, где ее можно будет уплатить, на что будут направляться средства? Есть ли такая практика за рубежом?
В целях изыскания дополнительных источников финансирования содержания и строительства дорог с 2014 года вводится государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Подобные сборы широко применяются в мире, включая наших экономических партнеров. При этом у всех у них цены на автомобильное топливо превышают наши.
Введение данного платежа именно в составе государственной пошлины, а не в виде нового налога в экономике, упрощает его администрирование. А привязка его уплаты к прохождению гостехосмотра обеспечивает взимание данного платежа с тех транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении.
Плательщиками государственной пошлины признаются все собственники транспортных средств - и организации, и физические лица. Ставки пошлины устанавливаются в базовых величинах с их дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, прицеп), а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства и будут составлять от 3 до 10 базовых величин для физических лиц. Это позволит взимать пошлину в большем размере с тех транспортных средств, которые наносят больший ущерб дорожной инфраструктуре.
С учетом характера платежа - возмещение ущерба дорожной инфраструктуре - льготы по уплате пошлины будут минимальны и предусмотрены в отношении специального транспорта, предназначенного для использования инвалидами, специальных транспортных средств МЧС и скорой помощи, а также в отношении общественного транспорта.
Механизм взимания госпошлины предполагает ее самостоятельную уплату гражданами и организациями к моменту прохождения государственного технического осмотра, на который наряду с иными обязательными документами (страховкой, водительским удостоверением, медицинской справкой водителя) должен быть представлен платежный документ об уплате государственной пошлины.
Введение этого сбора вызвало много дискуссий, но в итоге нам удалось убедить правительство и парламент в обоснованности этой меры, которая позволит возместить наносимый транспортом ущерб дорожной инфраструктуре, направив эти средства на ее реконструкцию и ремонт.
Подобные сборы широко применяются в мире, включая наших экономических партнеров. При этом у всех у них цены на автомобильное топливо превышают наши.
Введение данного платежа именно в составе государственной пошлины, а не в виде нового налога в экономике, упрощает его администрирование. А привязка его уплаты к прохождению гостехосмотра обеспечивает взимание данного платежа с тех транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении.
Плательщиками государственной пошлины признаются все собственники транспортных средств - и организации, и физические лица. Ставки пошлины устанавливаются в базовых величинах с их дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, прицеп), а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства и будут составлять от 3 до 10 базовых величин для физических лиц. Это позволит взимать пошлину в большем размере с тех транспортных средств, которые наносят больший ущерб дорожной инфраструктуре.
С учетом характера платежа - возмещение ущерба дорожной инфраструктуре - льготы по уплате пошлины будут минимальны и предусмотрены в отношении специального транспорта, предназначенного для использования инвалидами, специальных транспортных средств МЧС и скорой помощи, а также в отношении общественного транспорта.
Механизм взимания госпошлины предполагает ее самостоятельную уплату гражданами и организациями к моменту прохождения государственного технического осмотра, на который наряду с иными обязательными документами (страховкой, водительским удостоверением, медицинской справкой водителя) должен быть представлен платежный документ об уплате государственной пошлины.
Введение этого сбора вызвало много дискуссий, но в итоге нам удалось убедить правительство и парламент в обоснованности этой меры, которая позволит возместить наносимый транспортом ущерб дорожной инфраструктуре, направив эти средства на ее реконструкцию и ремонт.