Вопросы конференции
Установлена ли в настоящее время административная ответственность за неправильное оформление первичных учетных документов?
Нет. С 2011 года на основании Директивы №4 введен мораторий на действовавшую тогда статью 23.17 КоАП, согласно которой применялись меры административной ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Административная ответственность наступала за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов, а также за указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях. В новой редакции КоАП, вступившей в силу с 28 августа 2013 года, статья 23.17 исключена. Следовательно, в настоящее время административная ответственность за неправильное оформление первичных учетных документов в законодательстве отсутствует.
Что изменилось в порядке обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам налоговых проверок?
Глава 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) "Обжалование действий и решений судьи, органа, ведущего административный процесс" дополнена нормами, устанавливающими возможность обжаловать постановления о прекращении дела об административном производстве, вынесенное в рамках статьи 10.26 ПИКоАП, также определены виды принимаемых по жалобе решений.
Организация обжаловала постановление о привлечении ее к административной ответственности по результатам налоговой проверки. В течение какого срока организация должна получить сообщение о результатах рассмотрения жалобы?
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом в месячный срок со дня ее поступления (статья 12.7 ПИКоАП).
Какие изменения произошли в порядке применения такой меры административной ответственности по результатам налоговых проверок, как конфискация? В каких случаях вместо конфискации предмета административного правонарушения применяется взыскание его стоимости?
В целях защиты имущественных прав субъектов хозяйствования предусмотрено, что в случаях, когда подлежащий конфискации предмет административного правонарушения (орудия и средства его совершения) не является собственностью правонарушителя, к нему вместо конфискации применяется взыскание стоимости таких предметов. С этой целью внесены соответствующие изменения в статьи 6.2, 6.3 КоАП, статья 6.12 изложена в новой редакции, а из санкций статей 12.7, 12.17, 12.30 и 12.35 исключена оговорка о том, что конфискация применяется независимо от того, в чьей собственности находится подлежащее конфискации имущество.
В каком порядке будет применяться административная ответственность за правонарушения, совершенные до 28 августа 2013 года, но выявленные после этой даты?
По общему правилу противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Таким образом, за правонарушения, совершенные до вступления в силу новой редакции КоАП (до 28.08.2013), должны применяться меры ответственности, установленные законодательными актами, действовавшими во время их совершения, если нет оснований для придания обратной силы нормам КоАП.
При этом КоАП (часть 2 статьи 1.5) устанавливает исключение из общего правила. В частности, предусмотрено, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
При этом КоАП (часть 2 статьи 1.5) устанавливает исключение из общего правила. В частности, предусмотрено, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
Какова динамика выявляемых правонарушений в сфере налогообложения?
К сожалению, мы вынуждены констатировать рост числа выявляемых правонарушений против порядка налогообложения, как со стороны юридических лиц, так и со стороны индивидуальных предпринимателей. Так, если за 10 месяцев 2012 года в отношении юридических лиц было составлено 8 797 протоколов об административных правонарушениях, а за тот же период 2013 года - 10 337 протоколов.
В отношении должностных лиц организаций за январь-октябрь текущего года налоговыми органами было составлено 8 504 протокола об административных правонарушениях против 8 390 за такой же период прошлого года.
Также возросло количество нарушений, выявленных у индивидуальных предпринимателей. Число составленных в отношении ИП протоколов об административных правонарушениях увеличилось с 21 727 в январе-октябре 2012 года до 23 672 за десять месяцев 2013 года.
Эти данные свидетельствуют о невысоком уровне налоговой культуры многих плательщиков, которые, пользуясь принятыми законодателем мерами по либерализации ответственности за налоговые правонарушения, ради краткосрочной выгоды идут на нарушение налогового законодательства (речь идет о своевременности и полноте уплаты налогов, сборов, пошлин в бюджет). Однако мы полагаем, что принимаемые на государственном уровне меры будут способствовать повышению уровня ответственности налогоплательщиков, так как это определяет возможность стабильного ведения и развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
В отношении должностных лиц организаций за январь-октябрь текущего года налоговыми органами было составлено 8 504 протокола об административных правонарушениях против 8 390 за такой же период прошлого года.
Также возросло количество нарушений, выявленных у индивидуальных предпринимателей. Число составленных в отношении ИП протоколов об административных правонарушениях увеличилось с 21 727 в январе-октябре 2012 года до 23 672 за десять месяцев 2013 года.
Эти данные свидетельствуют о невысоком уровне налоговой культуры многих плательщиков, которые, пользуясь принятыми законодателем мерами по либерализации ответственности за налоговые правонарушения, ради краткосрочной выгоды идут на нарушение налогового законодательства (речь идет о своевременности и полноте уплаты налогов, сборов, пошлин в бюджет). Однако мы полагаем, что принимаемые на государственном уровне меры будут способствовать повышению уровня ответственности налогоплательщиков, так как это определяет возможность стабильного ведения и развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
Платежное поручение на перечисление налогов из заработной платы (подоходный налог, отчисление в ФСЗН) предоставлено в обслуживающий банк на 3 дня позже срока выплаты заработной платы. Какие санкции будут применены к предприятию?
Налоговые органы не применяют меры ответственности за несвоевременную выплату заработной платы, равно как и за несвоевременность направления платежной инструкции в банк. Можно предположить, что хотели спросить о мерах ответственности за невыполнение или выполнение не в полном объеме организацией как налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины). За это нарушение ответственность наступает по основаниям ст. 13.7 КоАП, безусловно, с учетом озвученных сегодня положений статей 7.9 и 7.2, при наличии смягчающих обстоятельств.