Вопросы конференции
Документ имеет большое значение. В Содружестве осознают необходимость согласованных действий и развития межгосударственных отношений в создании правовых основ охраны окружающей среды и природопользования. Важно также проводить скоординированные исследования в области экологии, как фундаментального, так и прикладного характера. Соглашение предусматривает, что страны-участницы будут согласованно разрабатывать и реализовывать межгосударственные программы и проекты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Особое внимание уделяется редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных и растений. Планируется разрабатывать общие подходы и проводить согласованные мероприятия по их восстановлению. В соответствии с соглашением страны СНГ договорились обмениваться информацией о состоянии окружающей среды. Для его реализации создается Межгосударственный экологический совет стран Содружества.
Несомненно, важным событием для Содружества в этом году стало присоединение к зоне свободной торговли Узбекистана. Соответствующий протокол был подписан в Минске. Узбекистан стал девятым членом зоны свободной торговли.
За время белорусского председательства договорная база СНГ пополнилась документами, касающимися самых разных сфер, в том числе профилактики и тушения природных пожаров на приграничных территориях государств Содружества, координации межгосударственных отношений в использовании атомной энергии в мирных целях. Ряд важных соглашений принят в сфере сельского хозяйства, образования.
Еще два соглашения планируется рассмотреть на заседании Совета глав государств 25 октября в Минске и пять - на заседании Совета глав правительств СНГ 20 ноября в Санкт-Петербурге. В их числе - соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ, о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности, об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции.
Конечно же, опыт, накопленный в Союзном государстве, может быть весьма полезен для развития межрегионального взаимодействия в СНГ. Большой интерес представляет, например, опыт подготовки и реализации союзных программ в наукоемких и высокотехнологичных сферах.
В Содружестве такое сотрудничество пока остается на уровне совместных программ без общего финансирования. То есть деньги на их реализацию идут из бюджетов отраслевых ведомств заинтересованного государства. В какой-то мере это сдерживает развитие сотрудничества, особенно в реализации инновационных проектов. Между тем они имеют особое значение для модернизации экономик стран СНГ, обеспечения конкурентоспособности их производств, товаров и услуг на мировых рынках.
В то же время в СНГ предпринимаются определенные шаги для того, чтобы повысить уровень взаимодействия, в том числе на межрегиональном уровне. Так, в 2008 году была принята Конвенция о приграничном сотрудничестве. В ее рамках Беларусь и Россия, например, организуют мониторинг окружающей среды, разрабатывают программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводят учения по ликвидации трансграничных ЧС. Также налажено активное сотрудничество между органами внутренних дел приграничных регионов Беларуси, России и Украины. Правоохранители проводят комплекс мероприятий по противодействию незаконному обороту спирта, алкогольной и табачной продукции, по выявлению иностранных граждан, незаконно находящихся на территории государств, принимают меры по предупреждению с их стороны преступлений и правонарушений, а также по установлению каналов незаконной миграции.
Эффективное сотрудничество налажено в здравоохранении. В СНГ создан координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств - участников Содружества от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. В совет из стран СНГ поступает информация об эпидемиологическом надзоре за карантинными и другими опасными инфекционными болезнями и о контроле за потенциально опасными для здоровья населения товарами и грузами. Обобщенные данные направляются заинтересованным специалистам для использования в работе. Ежемесячно со странами СНГ осуществляется информационный обмен данными государственного статистического наблюдения об инфекционной заболеваемости населения.
Активно сотрудничают ученые стран СНГ. Так, Институт биофизики и клеточной инженерии, Институт физиологии, Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси успешно осуществляют ряд совместных научных проектов с российской и украинской стороной. Если говорить о конкретных проектах, то, например, специалисты Института экспериментальной ботаники участвовали в создании трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Освея - Красный Бор - Себежский" (Верхнедвинский, Россонский районы Витебской области Беларуси, Псковская область России). На этих объектах создана система комплексного мониторинга экосистем.
На постоянной основе проводятся различные международные научно-практические конференции, семинары с российскими и украинскими коллегами, обучающие семинары для студентов, совместно издаются книги и коллективные монографии.
Действительно, этот год в Содружестве проходит в напряженном динамичном ритме. Не буду перечислять все организованные мероприятия, но на некоторых из них стоит остановиться. Так, проведен ряд важных заседаний органов СНГ - Совет глав правительств (31 мая в Минске), три заседания Экономического совета, заседание Совета министров иностранных дел, 60 заседаний отраслевых органов Содружества, из них более 10 - в Минске. В этой части из огромного спектра важных принятых решений, чтобы подчеркнуть их значимость для граждан государств Содружества, хотел бы отметить только одно соглашение - о взаимном признании документов о высшем образовании. Практическая реализация данного документа имеет огромное значение для развития рынка труда и расширения рынка образовательных услуг. Как известно, только в 2012/2013 учебном году и только в Беларуси на дневной форме обучались около 8,8 тыс. человек из 10 государств - участников СНГ. Признание документов о полученном образовании в других государствах Содружества, конечно же, будет способствовать расширению рынка образовательных услуг, будет легче трудоустроиться, получив соответствующий документ об образовании, в другом государстве СНГ. Как правило, международные соглашения, подписанные в рамках Содружества, проходят еще и внутригосударственную процедуру. Надеемся, что в течение года все необходимые условия будут выполнены и документ вступит в силу.
Кроме того, были проведены значимые мероприятия в русле развития добрососедства и углубления взаимопонимания в человеческом измерении. Это, прежде всего, VIII Международный форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ в Минске, в котором приняли активное участие делегации всех государств Содружества; мероприятия по программе культурной столицы СНГ, которой в нынешнем году является Могилеве. Это и недельный ознакомительный тур для представителей административно-территориальных единиц государств Содружества для изучения опыта деятельности еврорегионов "Неман" и "Озерный край". Делегация посетила Минск, Поставы, Полоцк, Витебск, ознакомилась с опытом Беларуси по реализации приграничного сотрудничества с нашими соседними странами - странами Балтии, Польшей, а также регионами Российской Федерации. Состоявшийся по итогам обмен мнениями показал, что участникам тура был интересен опыт Беларуси в решении вопросов регионального приграничного сотрудничества.
Была также организована международная конференция по ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведено совместное учение "Запад-2013". Были организованы и весомые мероприятия в экологической сфере, сфере расширения доступности экологически чистых зеленых технологий.
Введение виз - это не выход из ситуации. И, как правило, ужесточение визового режима - это шаг назад по сравнению с теми достижениями, которые уже имеются. Нужны другие меры, другие действия, с разумным использованием тех свобод, которые имеются на сегодняшний день по взаимному перемещению граждан. В частности это касается и вопросов трудовой миграции. К тому же соответствующим мерам по борьбе с незаконной миграцией в СНГ уделяется повышенное внимание. Действительно, это очень значимый и серьезный вопрос. Мы имеем соответствующие компетентные органы, которые работают в данном направлении. Налажено взаимодействие не только в рамках государств - членов СНГ, но также и с международными организациями, поскольку борьба с незаконной миграцией актуальна на сегодняшний день во всем мире и ей уделяется очень серьезное внимание.
Что касается девиза белорусского председательства в СНГ в 2013 году, то задачи, которые были поставлены изначально, об углублении добрососедства и взаимопонимания как на приграничном, так и на межгосударственном уровне, конечно, многомерны и многочисленны. В этой части нам удалось провести недельный ознакомительный тур для представителей административно-территориальных единиц стран Содружества для изучения опыта деятельности еврорегионов "Неман" и "Озерный край", организовать конференции, провести заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству. Это поле достаточно глубокое, и работы в этом направлении предстоит сделать еще очень много. Мы открыты для сотрудничества в этом направлении, и работа продолжится с учетом принципа преемственности в СНГ.
Те государства, которые имеют свой интерес, более тесно взаимодействуют по конкретным направлениям, они имеют возможность практически реализовать этот интерес, договорившись на взаимоуважительных началах, как находить механизмы сочетания взаимных интересов во благо народов всех участвующих сторон. Я считаю серьезным плюсом, что в СНГ такая возможность имеется. Кроме того, появляется и здоровая конкуренция.
Задачи белорусского председательства ориентированы на важнейшие ценности развития Содружества на данном этапе. Их суть в том, чтобы дать дополнительный импульс развитию взаимодействия в этих сферах, и такой импульс дан в формате соответствующих мероприятий. Так, принято Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, которое будет содействовать развитию нашего взаимодействия в вопросах экологии, разработки и внедрения так называемых зеленых технологий. Также прошла международная выставка-конференция "Человек, экология, экопродукция и технологии", был организован XI Республиканский экологический форум, международный круглый стол в Национальной академии наук Беларуси, посвященный доступности экологически чистых зеленых технологий в энергетике, использованию возобновляемых источников энергии. Десятки аналогичных мероприятий прошли во многих государствах Содружества. Хотелось бы отметить некоторые конкретные предложения, которые внесла НАН Беларуси для развития сотрудничества в инновационной сфере. Среди них предложения по использованию биотехнологий, которые соответствуют 5-му и 6-му технологическим укладам в птицеводческой и животноводческой отраслях; разработки, ориентированные на создание объектов малой зеленой энергетики с использованием возобновляемых источников энергии и местных сырьевых ресурсов; предложения по организации производства энергоэффективных импортозамещающих светодиодных осветительных устройств и систем, органических светодиодов. Здесь следует отметить, что вопрос о концепции сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии и плане первоочередных мероприятий по ее реализации включен в повестку очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое, как планируется, пройдет 20 ноября в Санкт-Петербурге. То есть серьезные наработки в Содружестве в этом направлении есть, они доведены до уровня готовности в соответствующих документах, и Совет глав правительств их рассмотрит.
Говоря об организации, сотрудничестве на пространстве Содружества, я бы сослался на известную поговорку: дипломатия - это искусство возможного. Развитие интеграционных процессов в мире и СНГ - тернистый путь поиска взаимоприемлемых и взаимовыгодных механизмов взаимодействия с учетом конкретной, в том числе экономической, заинтересованности сторон в развитии своих экономик во взаимодействии с другими государствами и межгосударственными организациями. Без притирки здесь сложно обойтись. Хочется, чтобы возможных недоразумений, которые, несомненно, носят временный характер, было как можно меньше. Но это естественный и закономерный рабочий процесс поиска взаимоприемлемых решений в ходе развития интеграционных процессов. Надеюсь, чем дальше мы будем продвигаться по пути интеграции, тем таких притирок, недоразумений будет меньше.
По вопросу взаимоотношений Евразийского и Европейского союзов мы уверены, что они в обязательном порядке будут сотрудничать между собой.