Вопросы конференции
Петр Петрович, как, на ваш взгляд, можно решить проблему эмиграции кадров? И стоит ли?
В настоящее время миграционные потоки между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, другими странами - это реалии. Отток кадров из Беларуси в основном носит характер временной подработки с целью материальной поддержки семей, продолжающих жить, учиться, работать в республике.
Временный выезд наших граждан на заработки за пределы страны несет в себе и определенные позитивные последствия.
С одной стороны, трудовая миграция содействует решению проблемы избыточной занятости в организациях. Наниматели получают возможность сконцентрироваться на повышении эффективности производства и, соответственно, на повышении производительности труда, заработной платы, расширении занятости в будущем. Снижается давление на национальный рынок труда. Трудящиеся-мигранты обогащаются профессиональными навыками и знаниями для дальнейшего применения на родине. С другой стороны, временный экспорт труда сопровождается интенсивными инвалютными переводами в страну.
Миграция высококвалифицированных специалистов является залогом взаимовыгодного развития стран - участниц тех или иных международных союзов. Поскольку речь идет об обогащении идеями, знаниями, профессиональными навыками, которые и определяют эффективность современного экономического развития, миграция этих специалистов представляет общий интерес. Но только в том случае, если речь идет о временной, возвратной миграции.
Одним из значимых факторов, влияющих на перемещение рабочей силы в ЕЭП, в том числе и на отток кадров, является уровень оплаты труда. Высокий уровень заработной платы в крупных городах и прилегающих к ним областях России обуславливает потоки миграции трудовых ресурсов преимущественно в эти регионы.
Именно поэтому в настоящее время политика в области оплаты труда в республике направлена на расширение прав и возможностей нанимателей в установлении условий и размеров оплаты труда работников реального сектора экономики.
В настоящее время наниматель имеет возможность установить в организации независимо от формы собственности и вида экономической деятельности любую систему оплаты труда и заплатить работнику тот размер заработной платы, который он заработал своим трудом.
Со стороны министерства и комитетов по труду, занятости и социальной защите проводится постоянная работа по оказанию методической помощи и правовому просвещению руководителей и специалистов организаций и граждан в области оплаты труда.
Ресурсом повышения уровня оплаты труда работников в реальном секторе экономики является применение гибких систем оплаты труда в сочетании с улучшением организации труда и производства.
Действенной мерой, способствующей закреплению в организациях высококвалифицированных кадров, является предоставление им дополнительных гарантий. Министерством подготовлен примерный перечень трудовых и социальных гарантий, рекомендуемых для включения в контракты, коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций (так называемый социальный пакет).
Учитывая предоставленные на законодательном уровне возможности в стимулировании труда работников и имеющиеся положительные примеры успешно работающих организаций, для сохранения кадрового потенциала нашей страны, прежде всего, необходимо повышать эффективность деятельности организаций.
Временный выезд наших граждан на заработки за пределы страны несет в себе и определенные позитивные последствия.
С одной стороны, трудовая миграция содействует решению проблемы избыточной занятости в организациях. Наниматели получают возможность сконцентрироваться на повышении эффективности производства и, соответственно, на повышении производительности труда, заработной платы, расширении занятости в будущем. Снижается давление на национальный рынок труда. Трудящиеся-мигранты обогащаются профессиональными навыками и знаниями для дальнейшего применения на родине. С другой стороны, временный экспорт труда сопровождается интенсивными инвалютными переводами в страну.
Миграция высококвалифицированных специалистов является залогом взаимовыгодного развития стран - участниц тех или иных международных союзов. Поскольку речь идет об обогащении идеями, знаниями, профессиональными навыками, которые и определяют эффективность современного экономического развития, миграция этих специалистов представляет общий интерес. Но только в том случае, если речь идет о временной, возвратной миграции.
Одним из значимых факторов, влияющих на перемещение рабочей силы в ЕЭП, в том числе и на отток кадров, является уровень оплаты труда. Высокий уровень заработной платы в крупных городах и прилегающих к ним областях России обуславливает потоки миграции трудовых ресурсов преимущественно в эти регионы.
Именно поэтому в настоящее время политика в области оплаты труда в республике направлена на расширение прав и возможностей нанимателей в установлении условий и размеров оплаты труда работников реального сектора экономики.
В настоящее время наниматель имеет возможность установить в организации независимо от формы собственности и вида экономической деятельности любую систему оплаты труда и заплатить работнику тот размер заработной платы, который он заработал своим трудом.
Со стороны министерства и комитетов по труду, занятости и социальной защите проводится постоянная работа по оказанию методической помощи и правовому просвещению руководителей и специалистов организаций и граждан в области оплаты труда.
Ресурсом повышения уровня оплаты труда работников в реальном секторе экономики является применение гибких систем оплаты труда в сочетании с улучшением организации труда и производства.
Действенной мерой, способствующей закреплению в организациях высококвалифицированных кадров, является предоставление им дополнительных гарантий. Министерством подготовлен примерный перечень трудовых и социальных гарантий, рекомендуемых для включения в контракты, коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций (так называемый социальный пакет).
Учитывая предоставленные на законодательном уровне возможности в стимулировании труда работников и имеющиеся положительные примеры успешно работающих организаций, для сохранения кадрового потенциала нашей страны, прежде всего, необходимо повышать эффективность деятельности организаций.