Вопросы конференции
Когда завершится оптимизация системы среднего специального и профессионально-технического образования, что уже сделано, что планируется сделать и когда? С какой целью это делается, как это отразится на качестве образования?
Некоторые оптимизацию системы профессионального образования понимают как то, что у государства нет средств, и связывают с уменьшением финансирования. Оптимизацию системы образования нужно понимать как необходимость более эффективного использования денежных средств. Со времен существования Советского Союза, к нашему счастью, мы не закрыли и не перевели ни одного учебного заведения. Ну а ту мощную структуру, которая у нас сегодня есть, требуется оптимизировать - то есть создать какие-то объединенные учреждения образования, которые могли бы решать конкретные задачи. Мы начали этот процесс, в Министерстве образования состоялась коллегия совместно с руководством областей. Мы создаем в республике два типа учебных заведений. Первый - это колледж, который будет реализовывать все виды образовательных программ согласно Кодексу (это четыре программы профессионально-технического образования и четыре программы среднего специального образования). Второй, как мы предполагаем, - профессиональный лицей, в котором будут реализовываться только программы профессионально-технического образования. Причем колледж будет заниматься не только программой ссуза, но также программой профессионально-технического образования. Это поможет лучше адаптироваться к потребностям региона.
Такие колледжи мы уже создаем. Потом часть учреждений образования с республиканского бюджета мы передаем на областные, потому что у нас средние специальные учебные заведения, которые фактически готовят людей для областей, содержались за счет республиканского бюджета. При переходе на областной бюджет учреждение образования сможет в большей степени ориентироваться на потребности своего региона.
Думаю, что колледжи, которые находятся сегодня в подчинении различных министерств и ведомств, тоже должны перейти в подчинение Министерства образования. Мы и так проводим единое научно-методическое обеспечение, но есть перекосы. Например, во многих колледжах, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, готовят экономистов и юристов, так что в этих учреждениях сами определяют планы набора. Я бы не сказал, что в таком случае Министерство сельского хозяйства и продовольствия перестанет оказывать им содействие. Но если мы создадим соответствующие механизмы, многие вопросы отпадут сами по себе.
Такие колледжи мы уже создаем. Потом часть учреждений образования с республиканского бюджета мы передаем на областные, потому что у нас средние специальные учебные заведения, которые фактически готовят людей для областей, содержались за счет республиканского бюджета. При переходе на областной бюджет учреждение образования сможет в большей степени ориентироваться на потребности своего региона.
Думаю, что колледжи, которые находятся сегодня в подчинении различных министерств и ведомств, тоже должны перейти в подчинение Министерства образования. Мы и так проводим единое научно-методическое обеспечение, но есть перекосы. Например, во многих колледжах, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, готовят экономистов и юристов, так что в этих учреждениях сами определяют планы набора. Я бы не сказал, что в таком случае Министерство сельского хозяйства и продовольствия перестанет оказывать им содействие. Но если мы создадим соответствующие механизмы, многие вопросы отпадут сами по себе.
Посещая один из столичных лицеев, премьер-министр Михаил Мясникович предложил официально трудоустраивать учащихся строительных специальностей на время практики. Готовы ли к такому шагу работодатели и сами учащиеся?
Это общепринятая система подготовки специалистов в профессионально-технической школе. У нас есть сплошная производственная практика, где-то в течение шести месяцев на третьем курсе студенты идут работать на предприятии. Если сегодня предприятие скажет, что готово принять их на работу или практику, то мы будем очень рады. У нас сейчас нет проблем со стороны научно-методического обеспечения, но есть проблемы по оплате труда, которые должны решать сами предприятия.
Зарубежные эксперты отмечают, что Беларусь имеет значительные преимущества благодаря тому, что сохранила систему профессионально-технического образования. Как бы вы оценили в этой связи привлекательность наших ПТУ для иностранных абитуриентов? Сколько иностранных учащихся получает профессионально-техническое и среднее специальное образование в Беларуси?
Конечно, признание нашей системы национального образования на постсоветском пространстве - очень приятный факт. Мы проводим переподготовку и курсы по повышению квалификации специалистов России и Казахстана. В конце сентября планируется открытие ресурсного центра по строительным профессиям в Азербайджане. Сейчас мы активно сотрудничаем с Вьетнамом и Таджикистаном, а также в ближайшее время планируем открыть представительство республиканского института образования в Казахстане. Это позволит выйти Беларуси на рынок профессий в Средней Азии.
Сейчас в Беларуси на уровне профессионально-технического образования проходят обучение 281 человек из 15 стран, а на среднем специальном - 768 из 27 стран. Тенденция роста количества иностранных студентов, желающих получить в Беларуси профессиональное образование, конечно, есть, но многое зависит от нас. Нам необходимо правильно проводить маркетинговые исследования и постоянно предоставлять информацию о своих возможностях в сфере профобучения. Так, недавно мы подготовили 30 нигерийцев. Они выбрали Беларусь для получения рабочей квалификации газоэлектросварщика и оператора-штамповщика. Мы предлагали предприятиям и миграционным службам разработать программу по обучению. Например, сегодня нам необходимы кадры в строительной отрасли. Мы можем привести людей, но для начала их необходимо отобрать, доставить в Беларусь и через нашу систему профессионального образования изучить русский язык и профессии. Было предложено нуждающимся предприятиям оплатить их обучение. В свою очередь иностранцы готовы подписать контракт о сотрудничестве сроком не менее 3 лет. Я считаю, что привлекательная система профессионального обучения страны имеет под собой определенную почву, но для этого необходимы дилерские структуры во всех странах, где есть наши интересы. Это привлечет серьезный капитал в Беларусь.
Сейчас в Беларуси на уровне профессионально-технического образования проходят обучение 281 человек из 15 стран, а на среднем специальном - 768 из 27 стран. Тенденция роста количества иностранных студентов, желающих получить в Беларуси профессиональное образование, конечно, есть, но многое зависит от нас. Нам необходимо правильно проводить маркетинговые исследования и постоянно предоставлять информацию о своих возможностях в сфере профобучения. Так, недавно мы подготовили 30 нигерийцев. Они выбрали Беларусь для получения рабочей квалификации газоэлектросварщика и оператора-штамповщика. Мы предлагали предприятиям и миграционным службам разработать программу по обучению. Например, сегодня нам необходимы кадры в строительной отрасли. Мы можем привести людей, но для начала их необходимо отобрать, доставить в Беларусь и через нашу систему профессионального образования изучить русский язык и профессии. Было предложено нуждающимся предприятиям оплатить их обучение. В свою очередь иностранцы готовы подписать контракт о сотрудничестве сроком не менее 3 лет. Я считаю, что привлекательная система профессионального обучения страны имеет под собой определенную почву, но для этого необходимы дилерские структуры во всех странах, где есть наши интересы. Это привлечет серьезный капитал в Беларусь.
Говоря о профессиональном образовании, мы всегда говорим о молодежи. Но учитывая то, что у нас, наверное, один из самых низких пенсионных возрастов - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, - как вы считаете, актуально ли для Беларуси получение профессионального образования среди пенсионеров или переобучение с дальнейшим использованием их трудовых ресурсов?
Если говорить о системе непрерывного профессионального образования, то мы занимаемся не только молодежью, но и взрослыми людьми. Мы убеждены, что для обеспечения трудовых ресурсов требуются люди разных возрастов и разных возможностей. Поэтому такая система для подготовки взрослого населения может совершенно нормально у нас работать. Кстати, мы правильно сделали: не лицензировали это, а даем возможность людям заниматься под жестким научно-методическим контролем. То есть в этом направлении мы применяем рыночные механизмы. Мы даем всем свободу, но, если ты хочешь получить государственно признанное свидетельство, работай по правилам. Поэтому то, что вы говорите, естественно: любой человек любого возраста должен иметь право получить соответствующее образование и профессиональную подготовку. Такая возможность есть сейчас, и есть учебные заведения в разных областях страны, где пенсионеры, например, учатся вязать, занимаются соломкой и т.д.
Если смотреть с точки зрения выгоды для профессионально-технического образования, нужно ли ужесточать набор в 10-11-е классы?
Введение такого ограничения проблематично. Я лично являюсь сторонником проведения экзаменов после 9-го класса для тех, кто хотел бы продолжить обучение дальше в школе. Но мы пока этого не можем сделать, потому что у нас сейчас такие учебные программы, что после 9-го класса дети по математике, физике и химии еще многих тем не изучили, им нужно обучение по ряду предметов в 10-11-х классах. Поэтому нужно обязательно выполнить ту задачу, которую сейчас ставит министр образования, чтобы после 9-го класса образование было законченным по основным предметам. Мы тогда обеспечили бы поступление детей в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, а продолжение среднего образования осталось бы для тех, кто хочет его получать. Важно, повторюсь, сделать образование законченным после 9 классов. Это важно, а не то, сколько лет учиться в средней школе - 11 или 12. Россияне и казахи уже перешли к этому, и специалисты нашего Минобразования также работают над этим вопросом.
Слышала, что в Могилевской области будут создавать региональные колледжи. Это новый тип учебного заведения? Для чего они нужны?
Конечно, есть специфика регионального колледжа: имеется в виду единый тип учебного заведения с разными образовательными программами. Мы вводим понятие регионализации, а это означает, что такой колледж должен стать центром культурного, нравственного и профессионального досуга молодежи и взрослого населения. То есть введение понятия "региональный колледж" обусловлено применением образовательных программ. Это обычный колледж, но с большими возможностями.
В Беларуси идет мониторинг Кодекса об образовании. На ваш взгляд, какие изменения в части профессионально-технического и среднего специального образования необходимы? Как будет развиваться система профессионального образования?
По мониторингу Кодекса об образовании, в соответствии с указом Президента, проведена колоссальная работа с участниками образовательного процесса, не один раз обсуждались проблемные вопросы на совещаниях в министерстве, в профильной комиссии Палаты представителей проходили заседания, было изучено много замечаний, поступивших от граждан, в том числе по профессионально-техническому образованию. Я бы не сказал, что грядущие изменения будут носить некий кардинальный или стратегический характер, но их достаточно много, потому что в ходе мониторинга было обнаружено много различных нюансов, которые людей не устраивают. Но то, что Беларусь в свое время пошла на создание единого нормативного акта - Кодекса об образовании, наш успех. И этот успех надо развивать и дорабатывать. Из главных изменений - появится единый тип учреждений образования ПТО-ССО, это будет закреплено законодательно. Хотя коллегия министерства уже приняла решение, и мы движемся в данном направлении. При этом я не являюсь сторонником привязки уровня образования, программ к определенному типу учебного заведения, но нам пока это не удается реализовать, пока все остается жестко привязанным. В России этого уже нет. Отступление от этой привязки необходимо, потому что изменились требования к квалификации подготавливаемых кадров. Например, кто может сегодня с уверенностью сказать: наладчику станков с числовым программным управлением необходимо дать среднее специальное или высшее образование? Но если определено среднее специальное, значит, он может готовиться только в ссузе. Вуз может готовить тоже таких специалистов, но это уже будет не профильная деятельность для него со всеми вытекающими последствиями. Моментов вроде этого в ходе мониторинга выявлено много, и мы попробуем решить проблемы. Но это не значит, что завтра не потребуются опять какие-то изменения. Жизнь меняется, а с ней и образование.
Сохранилась ли сокращенная форма обучения в вузах для выпускников колледжей, когда можно поступать на дневное отделение на второй-третий курс? Если да, каких специальностей это касается?
Сокращенная форма обучения в одном случае сохранилась, в другом - нет. Нам нужно возвращаться к непрерывности ПТУ - ссуз - вуз, и возвращаться очень быстро, чтобы у детей была возможность быстро идти на сокращенный срок обучения. Есть вузы, которые сохранили эту тенденцию, кто-то отказался от нее. Но это не должно быть прихотью высшей школы. Человек, получивший среднее специальное образование, должен иметь возможность за два-три года получить хорошее техническое образование. К сожалению, были упущены некоторые моменты непрерывности образования. Не думаю, что это катастрофа, просто нужно вернуться еще раз к некоторым аспектам. Мы над этим работаем, работает министерство. Правда, не все так легко получается. Но мы первые на просторах Советского Союза еще в 1989 году создали непрерывную систему образования ПТУ - ссуз - вуз. То есть мы занимаемся этим очень долго.
Будут ли у нас развивать государственно-частное партнерство в сфере профессионально-технического и среднего специального образования? Например, предприниматели, частные предприятия могли бы предоставлять на производстве места для практики. Такая система, как я знаю, есть в Германии, Австрии.
Да, это один из актуальнейших вопросов, которые необходимо решить в нашей стране. Причем решить как можно быстрее. Мы одна из немногих стран, которая обеспечивает подготовку кадров исключительно за счет государственного бюджета. Ни в одной стране профобразование не обеспечивается только за счет государства - оно дорогое. Поэтому со стороны государства создаются различные механизмы, чтобы заинтересовать предприятия в подготовке кадров. Очень важно, чтобы бизнес и предприятия были заинтересованы вкладывать в это средства, не исходя из своей экономической ситуации. Во всех странах профессиональное образование - это инвестиции. Михаил Владимирович (премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. - Прим. БЕЛТА) при посещении одного из учебных заведений правильно поставил задачу об увеличении заработной платы мастерам производственного обучения, а также о том, чтобы в этой работе участвовал бизнес. Сейчас над этой темой работает Министерство образования. Мы будем вносить предложения по нахождению механизмов участия (бизнеса в подготовке кадров. - Прим. БЕЛТА). Мы знаем эти механизмы, знаем, как они работают в передовых странах. В частности, одно из предложений, которое мы будем вносить, касается создания фонда профессионального образования, которым бы распоряжалось Министерство образования. В дальнейшем будут рассматриваться источники финансирования, будем смотреть, как это делать.
Уважаемый Аркадий Хононович, как Вы оцениваете сегодняшний уровень профориентационной работы в школах? Лично я считаю ее неудовлетворительной. Большинство ребят ни к 9-му, ни к 11-му классу не могут определиться с будущей профессией. Во многом из-за того, что не имеют никакого представления о разнообразии профессий и, что важно, сферах, отраслях их применения. Дни открытых дверей, которые проводят ПТУ и ссузы, посещают неохотно и далеко не все. Да и программа этих презентаций неинформативна, зачем детям концерты самодеятельности? Им нужно рассказать и показать профессии и желательно те предприятия, на которых они смогут работать. В советское время детей возили на экскурсии на предприятия. Почему сейчас этого нет? Да и сломать стереотип о рабочей профессии, как о тяжком грязном труде можно только тогда, когда дети своими глазами увидят современные, чистые, высокотехнологичные предприятия, на которых мастер работает в чистой красивой форменной одежде и в белых перчатках. Даже если не водить, то хотя бы снимать качественные ролики и демонстрировать их ребятам. Чем больше у них будет информации, тем осознаннее будет их выбор. Вы со мной согласны? Какие новые формы профориентационной работы планируете внедрить в ближайшее время?
Профориентационная работа не только должна быть планомерной, но и требует активного участия государственных и региональных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов. В последнее время учреждения профтех- и среднего специального образования занялись активно созданием видеороликов профориентационной направленности, содержащих исчерпывающую информацию, отражающую престижность профессии, условия организации профессионального и производственного обучения, социальную поддержку учащихся, материально-техническую базу учреждения образования, условия труда, возможности карьерного роста, перспективы трудоустройства. Они выложены на сайтах учреждений, на портале Министерства образования и Республиканского института профобразования, в социальных сетях и других ресурсах Интернета. Безусловно, активность аудитории значительно увеличивается при проведении учреждениями образования онлайн-конференций и семинаров-практикумов.
Активное внедрение информационных технологий в современный образовательный процесс внесло свои направления и в профориентационную работу. На всех сайтах учреждений ПТО и ССО имеется рубрика "Абитуриенту" и "Выпускнику", в которой представлена информация профориентационной направленности: о перечне специальностей, условиях и контрольных цифрах приема, об особенностях и специфике профессий, о престиже профессии на рынке труда, о взаимодействии с базовыми предприятиями, об условиях и местах трудоустройства выпускников и др. С целью активизации привлечения молодежи в наши учреждения мы начали активно использовать современные формы и методы информирования.
Так, например, учреждения начали выпускать флаеры (небольшая рекламная листовка профориентационной направленности, раскрывающая приоритеты и уникальность учебного заведения, традиции, виды образовательных услуг, возможности продолжения образования, направления социальной защиты учащихся, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда) и распространяют их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания. Кроме того, в последнее время популярным стало размещение на рекламных щитах постер-мотиваторов, особенно на тех объектах, которые чаще всего посещает молодежь. Эксперты считают, что такие изображения способны побудить человека к действию и привлечь молодежь в профессию. Речь идет о таких слоганах, как "С профессиональным образованием - к успеху в жизни", "Профессиональное образование сегодня - стабильное будущее завтра".
Также хорошие отклики получает организация профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений ПТО и ССО с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования строят свою работу по профессиональной ориентации обучающихся на протяжении всего учебного года. Традиционно организовано проведение Дней открытых дверей, мастер-классов, экскурсии на предприятия. Кроме того, организована работа выездных агитбригад в учреждениях общего среднего образования. В нынешнем году будет активизирована работа по выступлению в школах выпускников учреждений профтехобразования, представителей базовых организаций. Также будут проведены выставки-ярмарки профессий, фестивали ("Профбум", "Арт-вакация"), выставки технического творчества учащихся и работников системы ПТО и ССО.
Активное внедрение информационных технологий в современный образовательный процесс внесло свои направления и в профориентационную работу. На всех сайтах учреждений ПТО и ССО имеется рубрика "Абитуриенту" и "Выпускнику", в которой представлена информация профориентационной направленности: о перечне специальностей, условиях и контрольных цифрах приема, об особенностях и специфике профессий, о престиже профессии на рынке труда, о взаимодействии с базовыми предприятиями, об условиях и местах трудоустройства выпускников и др. С целью активизации привлечения молодежи в наши учреждения мы начали активно использовать современные формы и методы информирования.
Так, например, учреждения начали выпускать флаеры (небольшая рекламная листовка профориентационной направленности, раскрывающая приоритеты и уникальность учебного заведения, традиции, виды образовательных услуг, возможности продолжения образования, направления социальной защиты учащихся, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда) и распространяют их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания. Кроме того, в последнее время популярным стало размещение на рекламных щитах постер-мотиваторов, особенно на тех объектах, которые чаще всего посещает молодежь. Эксперты считают, что такие изображения способны побудить человека к действию и привлечь молодежь в профессию. Речь идет о таких слоганах, как "С профессиональным образованием - к успеху в жизни", "Профессиональное образование сегодня - стабильное будущее завтра".
Также хорошие отклики получает организация профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений ПТО и ССО с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования строят свою работу по профессиональной ориентации обучающихся на протяжении всего учебного года. Традиционно организовано проведение Дней открытых дверей, мастер-классов, экскурсии на предприятия. Кроме того, организована работа выездных агитбригад в учреждениях общего среднего образования. В нынешнем году будет активизирована работа по выступлению в школах выпускников учреждений профтехобразования, представителей базовых организаций. Также будут проведены выставки-ярмарки профессий, фестивали ("Профбум", "Арт-вакация"), выставки технического творчества учащихся и работников системы ПТО и ССО.
Аркадий Хононович! Позвольте сказать вам огромное спасибо за многогранную и многолетнюю деятельность на ниве профессионального образования! Белорусские колледжи должны в течение определенного периода пройти сертификацию СМК. У нас есть достаточно "автономных" колледжей и ПТК, которые не завязаны на экспорт образовательных услуг, и к тому же это очень недешевая услуга - насколько СМК обязательно и как оно увязывается с аккредитацией по линии департамента контроля качества образования? Каково ваше мнение насчет квалификационных требований к руководителям колледжей и их заместителям? Должен ли хотя бы один из руководителей иметь образование и опыт работы, соответствующее профилю учебного заведения?
Считаю, что СМК не обязательно, но это не имеет никакого отношения к департаменту контроля качества образования. Потому что само учреждение образования должно понимать, что если оно готовит специалиста для любой отрасли экономики, сегодня наше производство сертифицировано в соответствии с международным стандартом ИСО 9000. Один из вопросов, когда производство сертифицирует свою продукцию, подготовлены ли кадры соответственно этому направлению? У нас есть учебные заведения, работающие, например, для Минского тракторного завода, и, если мы сертифицированы, естественно, предприятию уже не надо переподготавливать этих рабочих. Поэтому что касается обязательности в этом вопросе - не считаю нужным. К тому же это очень дорого. Не думаю, что для мелких учреждений образования это имеет смысл. Это моя точка зрения.
Если говорить о квалификационных требованиях к руководителям колледжей и их заместителям, они должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Сегодня нельзя руководить или даже быть преподавателем в профессиональной школе, не имея профессиональной педагогической подготовки. У нас есть примеры, когда ребята знают отрасль хорошо и при этом не могут руководить. Есть и другие примеры. Современный руководитель - это менеджер. Естественно, менеджер должен знать сферу своей деятельности. Он должен разбираться в современных понятиях - что такое бизнес-план и как его необходимо формировать. То есть он должен знать и понимать специфику рынка образовательных услуг.
Если говорить о квалификационных требованиях к руководителям колледжей и их заместителям, они должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Сегодня нельзя руководить или даже быть преподавателем в профессиональной школе, не имея профессиональной педагогической подготовки. У нас есть примеры, когда ребята знают отрасль хорошо и при этом не могут руководить. Есть и другие примеры. Современный руководитель - это менеджер. Естественно, менеджер должен знать сферу своей деятельности. Он должен разбираться в современных понятиях - что такое бизнес-план и как его необходимо формировать. То есть он должен знать и понимать специфику рынка образовательных услуг.
Изменились ли, по-вашему, характер и условия труда современного рабочего по сравнению с тем, какими они были, скажем, 15-20 лет назад? Какой он - обладатель рабочей профессии - сегодня? Оправданно ли до сих пор бытующее в обществе мнение, что труд рабочего непрестижен?
Человек рабочей профессии сегодня изменился кардинально. Он должен иметь очень серьезные фундаментальные знания и уметь работать на определенном оборудовании. Что касается мнения о непрестижности профессионально-технической школы, то есть в этой сфере вопросы, на которые мы должны ответить. Необходимо создать перечень профессий, которые относятся только к профессионально-технической школе, и изменить тенденцию, что того же, условно говоря, каменщика, нужно готовить три года. Будем смотреть в зависимости от направлений.
Конечно же, в плане профориентирования тоже нужно еще многое сделать, здесь нам очень могли бы помочь СМИ. Но есть сдерживающие факторы, которые отражаются на желании поступать в те либо иные учебные заведения. Мы не могли четыре года набрать людей в один из минских ссузов для обучения их в качестве сантехников. Но как только мы поставили туда современнейшее оборудование, сразу получили конкурс 1,5 человека на место. Человек сегодня информирован, и если он видит, что получит квалификацию, знания, нужные для жизни, для достойного заработка, то непрестижные профессии сразу же могут стать престижными.
Недавно мне довелось быть в России, в Нижнем Новгороде, на инновационном мероприятии по образованию, которое проводил губернатор Шанцев. Там были директора всех крупнейших предприятий, и они готовы драться за кадры, говорят, что и стипендию готовы платить, и прочее, только дайте им необходимых специалистов. Менталитет поменялся не у детей и родителей, а у производственников, которые стали крайне заинтересованы в кадрах.
На самом деле, принимая решение, какую специальность и когда выбрать, надо учитывать экономические факторы. Родителям просто стоит взять и посчитать, сколько денег надо затратить на обучение в школе старшеклассника и сколько надо затратить на обучение в ПТУ. Я посчитал - в три раза меньше надо денег в ПТУ. Мы там его и кормим, и одеваем, и после обучения ребенок уже имеет специальность, и тем, кто хочет учиться дальше, двери ведь тоже не закрыты. Однако если человек хочет получить высшее образование, а у него не хватает потенциала, то об этом ему тоже надо честно говорить, и родители должны объяснять, что дальнейшая теоретическая учеба будет пустой тратой времени.
Конечно же, в плане профориентирования тоже нужно еще многое сделать, здесь нам очень могли бы помочь СМИ. Но есть сдерживающие факторы, которые отражаются на желании поступать в те либо иные учебные заведения. Мы не могли четыре года набрать людей в один из минских ссузов для обучения их в качестве сантехников. Но как только мы поставили туда современнейшее оборудование, сразу получили конкурс 1,5 человека на место. Человек сегодня информирован, и если он видит, что получит квалификацию, знания, нужные для жизни, для достойного заработка, то непрестижные профессии сразу же могут стать престижными.
Недавно мне довелось быть в России, в Нижнем Новгороде, на инновационном мероприятии по образованию, которое проводил губернатор Шанцев. Там были директора всех крупнейших предприятий, и они готовы драться за кадры, говорят, что и стипендию готовы платить, и прочее, только дайте им необходимых специалистов. Менталитет поменялся не у детей и родителей, а у производственников, которые стали крайне заинтересованы в кадрах.
На самом деле, принимая решение, какую специальность и когда выбрать, надо учитывать экономические факторы. Родителям просто стоит взять и посчитать, сколько денег надо затратить на обучение в школе старшеклассника и сколько надо затратить на обучение в ПТУ. Я посчитал - в три раза меньше надо денег в ПТУ. Мы там его и кормим, и одеваем, и после обучения ребенок уже имеет специальность, и тем, кто хочет учиться дальше, двери ведь тоже не закрыты. Однако если человек хочет получить высшее образование, а у него не хватает потенциала, то об этом ему тоже надо честно говорить, и родители должны объяснять, что дальнейшая теоретическая учеба будет пустой тратой времени.