Вопросы конференции
Ольга Михайловна, Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС Республики Беларусь, который вы возглавляете, был создан не так давно, около 6 лет назад. Чем занимается Госатомнадзор?
Республика Беларусь является участником ряда международных конвенций - это конвенция физической защиты ядерного материала, конвенция о ядерной безопасности и объединенная конвенция о безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Они предполагают, что для осуществления надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью в стране должен быть создан регулирующий орган, который обеспечит все вопросы, связанные с надзором. Таким органом у нас в стране является Министерство по чрезвычайным ситуациям. В структуре министерства департамент по ядерной и радиационной безопасности был создан в 2007 году указом Президента. Основные функции в обеспечении ядерной и радиационной безопасности были переданы нашему структурному подразделению: государственный контроль и надзор при проектировании, выборе площадки, эксплуатации и строительстве сооружений ядерных объектов. Сейчас, в частности, мы говорим, что 2007-й - это год, когда уже были приняты решения о сооружении атомной станции в стране, и, соответственно, департамент создавался под эту основную задачу. Министерство по чрезвычайным ситуациям выдает разрешительные документы - специальные лицензии на деятельность в области использования атомной энергии. Соответственно, Госатомнадзор является ответственным в министерстве за выдачу таких разрешений. Мы занимаемся вопросами организации проведения экспертизы на безопасность ядерных установок таких объектов, которые относятся к нашей компетенции, участвуем в разработке регулирующих требований в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Вот это основной круг наших задач.
Нельзя сказать, что мы в 2007 году были созданы на пустом месте. Беларусь - страна индустриально развитая, и у нас было много поднадзорных объектов именно в области радиационной безопасности. К примеру, работал научно-исследовательский институт, который занимался вопросами установок, действующих с использованием ядерных материалов. Эти вопросы были под контролем всегда. Сегодня самый важный и основной объект с точки зрения усилий - это, конечно, атомная станция. Наша предтеча - это Госпроматомнадзор. Было управление, в котором работали специалисты, обеспечивающие контроль и надзор за источниками ионизирующего излучения.
Нельзя сказать, что мы в 2007 году были созданы на пустом месте. Беларусь - страна индустриально развитая, и у нас было много поднадзорных объектов именно в области радиационной безопасности. К примеру, работал научно-исследовательский институт, который занимался вопросами установок, действующих с использованием ядерных материалов. Эти вопросы были под контролем всегда. Сегодня самый важный и основной объект с точки зрения усилий - это, конечно, атомная станция. Наша предтеча - это Госпроматомнадзор. Было управление, в котором работали специалисты, обеспечивающие контроль и надзор за источниками ионизирующего излучения.
Я видела анонс в газете, что скоро будет публичное слушание для всех желающих по поводу строительства АЭС в Островце. Могут ли принимать участие граждане Литвы в конференции и что для этого нужно?
Специалисты Госатомнадзора не участвуют в этих слушаниях и не занимаются их организацией. Но мы в курсе этих событий. Для того чтобы никого не ввести в заблуждение, рекомендую обратиться на сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, где размещена подробная информация о регламенте слушаний, о том, кто на них приглашен. Есть программа проведения этого мероприятия, и все желающие могут ознакомиться с ней.
Но хочу также сказать, что отчет оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) мы изучали еще на первоначальном этапе. Данный документ является частью того пакета материалов, которые Госатомнадзор очень тщательно исследовал, когда шел процесс выдачи лицензии на размещение. В этой связи мы считаем, что запрещающих факторов размещения на Островецкой площадке нет, лицензия выдана с учетом положительного экспертного заключения. Проведение же слушаний общественных - момент процедурного характера. Это предполагается конвенцией Эспо, поскольку наша страна является подписантом конвенции. И я понимаю, что все, что можно было и нужно было для выполнения наших обязательств по этой конвенции, страной уже делалось. Дополнительные мероприятия сейчас проводятся, потому что это нормально, ведь мы хотим, чтобы напряженность была снята, чтобы все и в Литве разобрались, что никаких вопросов с точки зрения ядерной и радиологической безопасности здесь нет. Мы все сделали со своей стороны. В плане ядерной безопасности площадка одобрена, лицензия выдана, пожалуйста, убедитесь в этом, проводите слушания.
Но хочу также сказать, что отчет оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) мы изучали еще на первоначальном этапе. Данный документ является частью того пакета материалов, которые Госатомнадзор очень тщательно исследовал, когда шел процесс выдачи лицензии на размещение. В этой связи мы считаем, что запрещающих факторов размещения на Островецкой площадке нет, лицензия выдана с учетом положительного экспертного заключения. Проведение же слушаний общественных - момент процедурного характера. Это предполагается конвенцией Эспо, поскольку наша страна является подписантом конвенции. И я понимаю, что все, что можно было и нужно было для выполнения наших обязательств по этой конвенции, страной уже делалось. Дополнительные мероприятия сейчас проводятся, потому что это нормально, ведь мы хотим, чтобы напряженность была снята, чтобы все и в Литве разобрались, что никаких вопросов с точки зрения ядерной и радиологической безопасности здесь нет. Мы все сделали со своей стороны. В плане ядерной безопасности площадка одобрена, лицензия выдана, пожалуйста, убедитесь в этом, проводите слушания.
Ольга Михайловна, не раз доводилось слышать про некий природный радиационный фон. Насколько высок этот показатель в Беларуси? Следит ли за ним Госатомнадзор?
Природный радиационный фон складывается из космического излучения и излучения от естественных радионуклидов, рассеянных в земной коре, почве, воздухе, воде и других объектах окружающей среды. На основании этого совокупного излучения формируется естественный радиционный фон. Радиоактивные вещества присутствуют на Земле в небольших количествах с момента ее образования. Разумеется, уровни природного радиационного фона неодинаковы для разных мест земного шара. Наибольшие дозы облучения от природных источников излучения получают жители горных районов и местностей, расположенных на массивах гранитных пород. Беларусь не относится к регионам с высокими уровнями природного радиационного фона. Тем не менее, у нас в стране система мер по ограничению облучения населения от природных источников ионизирующего излучения установлена законом "О радиационной безопасности населения", а также санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. Требования по обеспечению радиационной безопасности населения распространяются на регулируемые природные источники излучения: изотопы радона и продукты их распада в воздухе помещений, гамма-излучение природных радионуклидов, содержащихся в строительных материалах, природные радионуклиды в питьевой воде, удобрениях и полезных ископаемых. Государственный надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при воздействии природных источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь, которое тоже является надзорным органом в части исполнения закона Беларуси "О радиационной безопасности населения".
Будут ли представители белорусского Госатомнадзора постоянно присутствовать на АЭС после ее запуска? Кто вообще будет контролировать безопасность на станции, следить за работой персонала? Смогут ли наши, литовские специалисты приехать с инспекцией на белорусскую станцию?
Представители Госатомнадзора, конечно, будут присутствовать на АЭС после ее запуска. Мы для того и создавались, чтобы обеспечить контроль и надзор за деятельностью в области использования атомной энергии. Надзор осуществляется на всех этапах жизненного цикла объекта ядерной установки. Даже когда атомная станция выведена из эксплуатации, она находится под надзором. Конечно, самый важный этап – эксплуатация. Наши специалисты будут на этом этапе присутствовать, причем постоянно.
В 2007 году Госатомнадзор создавался, а в 2013-м в нем произошли кардинальные изменения, существенно увеличилась его численность. Основные подразделения, которые были увеличены, это как раз те, что связаны с вопросами атомной станции. Был создан территориальный отдел: сама инспекция в составе 12 человек, из которых 9 человек, как планируется, будут находиться на площадке атомной станции.
Что касается второй части вопроса (присутствия иностранных специалистов), то с одной стороны, атомная энергетика – отрасль закрытая, но с другой, - вопросы безопасности касаются всех. Понятно, что основным ответственным за безопасность объекта выступает оператор – организация, эксплуатирующая атомную станцию. Мы как регулирующий орган тоже отвечаем за безопасность. Безусловно, это наша прямая функция – осуществлять постоянный надзор, контролировать исполнение нормативных документов и всех технологических процессов, требований и т.д. Абсолютно не исключено, что эксперты разных стран будут присутствовать. Это вопросы договоренностей, наших соглашений. Мы сейчас очень активно развиваем нашу международную составляющую. Это включено в рекомендации миссии Международного агентства по атомной энергии по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики (миссия ИНИР). В прошлом году в Беларуси прошла эта миссия. Ее цель была в том, чтобы дать рекомендации, выявить какие-то не совсем отработанные позиции при формировании инфраструктуры безопасности. В том числе были рекомендации, касающиеся регулирующего органа. Мы были очень довольны, что они появились. Когда такая авторитетная международная организация подчеркнула, что мы движемся в правильном направлении, то для нас это, конечно, было очень важно.
В числе основных была рекомендация активизировать двустороннее сотрудничество, сотрудничество со странами, которые имеют развитию атомную энергетику, для того чтобы использовать их опыт в нашей деятельности. Что касается Литвы, то у нас есть рабочие контакты с литовскими коллегами в рамках международных проектов. Сейчас, например, исполняется проект международной технической помощи по линии Евросоюза. Среди прочих экспертов ЕС, есть литовские, есть представители регулирующего органа. В ближайшем будущем мы собираемся эти контакты устанавливать. Ну а вопрос инспекции это уже вопрос дальнейшего нашего продвижения.
В 2007 году Госатомнадзор создавался, а в 2013-м в нем произошли кардинальные изменения, существенно увеличилась его численность. Основные подразделения, которые были увеличены, это как раз те, что связаны с вопросами атомной станции. Был создан территориальный отдел: сама инспекция в составе 12 человек, из которых 9 человек, как планируется, будут находиться на площадке атомной станции.
Что касается второй части вопроса (присутствия иностранных специалистов), то с одной стороны, атомная энергетика – отрасль закрытая, но с другой, - вопросы безопасности касаются всех. Понятно, что основным ответственным за безопасность объекта выступает оператор – организация, эксплуатирующая атомную станцию. Мы как регулирующий орган тоже отвечаем за безопасность. Безусловно, это наша прямая функция – осуществлять постоянный надзор, контролировать исполнение нормативных документов и всех технологических процессов, требований и т.д. Абсолютно не исключено, что эксперты разных стран будут присутствовать. Это вопросы договоренностей, наших соглашений. Мы сейчас очень активно развиваем нашу международную составляющую. Это включено в рекомендации миссии Международного агентства по атомной энергии по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики (миссия ИНИР). В прошлом году в Беларуси прошла эта миссия. Ее цель была в том, чтобы дать рекомендации, выявить какие-то не совсем отработанные позиции при формировании инфраструктуры безопасности. В том числе были рекомендации, касающиеся регулирующего органа. Мы были очень довольны, что они появились. Когда такая авторитетная международная организация подчеркнула, что мы движемся в правильном направлении, то для нас это, конечно, было очень важно.
В числе основных была рекомендация активизировать двустороннее сотрудничество, сотрудничество со странами, которые имеют развитию атомную энергетику, для того чтобы использовать их опыт в нашей деятельности. Что касается Литвы, то у нас есть рабочие контакты с литовскими коллегами в рамках международных проектов. Сейчас, например, исполняется проект международной технической помощи по линии Евросоюза. Среди прочих экспертов ЕС, есть литовские, есть представители регулирующего органа. В ближайшем будущем мы собираемся эти контакты устанавливать. Ну а вопрос инспекции это уже вопрос дальнейшего нашего продвижения.
В Беларуси планируют построить собственную АЭС. Контролирует ли Госатомнадзор сейчас, на подготовительной стадии, все вопросы, связанные с безопасностью будущей станции? Участвуют ли в этой работе международные эксперты?
Конечно, контролирует. Мы на всех этапах принимали участие - это наша основная функция. Вопросы надзора и контроля осуществлялись еще до момента принятия и выдачи лицензии нашему оператору по дирекции строительства атомной станции. В прошлом году 31 мая дирекция строительства АЭС получила генеральную лицензию на размещение станции. В рамках этой лицензии осуществляется деятельность, связанная с работами по котловану. Пока еще фактически строительства нет, это подготовительный этап. Соответственно, дирекция строительства как лицензиат находится под нашим очень тщательным надзором и контролем. Мы осуществляем инспекционные действия. Выезжают наши специалисты и на площадку строительства, здесь рассматриваются вопросы, связанные с качеством организации работ и исполнением лицензионных требований лицензиатом. Предыдущий этап был до того момента, когда появился полноценный оператор. Вопросы проектирования, материал по линии Минэнерго, в том числе обоснование инвестирования, нами тщательно изучались. Что касается нынешнего этапа, то сейчас лицензионная деятельность заключается в рассмотрении документов, обосновывающих безопасность строительства с целями выдачи лицензии на сооружение.
Почему выбрали именно Островецкую площадку для АЭС? У вас было около 70 вариантов, но почему-то выбрали место, которое больше подходит для рекреации, а не для АЭС (рядом красивые озера, территория исключительно чистая).
На данный момент мы готовимся к изданию национального доклада по конвенции о ядерной безопасности. В его рамках предусмотрена отдельная статья, посвященная непосредственно выбору площадки для строительства атомной станции. В национальном докладе подготовлена информация о том, что было проделано, какие были регулирующие действия при выборе площадки.
Могу сказать, что эта площадка целесообразна по многим факторам, в том числе с экономической точки зрения. На первом этапе отбора было 70 вариантов. Велись исследования потенциальных площадок и в итоге остались три варианта: Островецкая, Кукшиновская и Краснопольская. Если сравнивать эти площадки, то все они подходящие, никаких запрещающих факторов размещения АЭС на них нет. Однако с учетом некоторых параметров Островецкая площадка оказалась несколько предпочтительнее в геологическом плане. Там более удачные для строительства такого объекта геологические породы, а из этого вытекает более высокая экономическая целесообразность и выгода для страны.
Более подробно всю информацию можно будет изучить в национальном докладе. Он будет размещен на сайте МАГАТЭ до конца этой недели на русском и английском языках. Это обязательство нашей страны. В настоящее время доклад находится на стадии дошлифовки.
Могу сказать, что эта площадка целесообразна по многим факторам, в том числе с экономической точки зрения. На первом этапе отбора было 70 вариантов. Велись исследования потенциальных площадок и в итоге остались три варианта: Островецкая, Кукшиновская и Краснопольская. Если сравнивать эти площадки, то все они подходящие, никаких запрещающих факторов размещения АЭС на них нет. Однако с учетом некоторых параметров Островецкая площадка оказалась несколько предпочтительнее в геологическом плане. Там более удачные для строительства такого объекта геологические породы, а из этого вытекает более высокая экономическая целесообразность и выгода для страны.
Более подробно всю информацию можно будет изучить в национальном докладе. Он будет размещен на сайте МАГАТЭ до конца этой недели на русском и английском языках. Это обязательство нашей страны. В настоящее время доклад находится на стадии дошлифовки.
А возможна ли ситуация, когда источник радиации все-таки оказывается бесхозным, например, предприятия что-то тайком отвозят на свалку?
В Беларуси создана надежная система учета и контроля источников ионизирующего излучения. Все источники ионизирующего излучения, а также предприятия, на которых они используются, зарегистрированы в единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения, ведение которой осуществляет Госатомнадзор. Снятие источника с регистрации возможно только после поступления документов, подтверждающих его утилизацию или передачу другому пользователю. Однако периодически все-таки имеют место случаи обнаружения неучтенных радионуклидных источников. Одной из задач Госатомнадзора является расследование таких обстоятельств и выявление того, откуда такой источник мог появиться. Чаще всего такие источники выявляются организациями, осуществляющими заготовку и реализацию металлолома, во время проведения его обязательного радиационного контроля. Как правило, выявленные бесхозные источники являются исторически унаследованными и были ввезены в республику до появления современной системы регулирующего контроля. В связи с этим Госатомнадзором разработан и реализуется план мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с выявлением исторически унаследованных (бесхозных) источников ионизирующего излучения. Также на сайте Госатомнадзора размещена Памятка для населения по безопасности при обнаружении бесхозных, бесконтрольных радиоактивных источников. При обнаружении подозрительных предметов следует обратиться в МЧС и сообщить, что обнаружен некий объект и есть подозрение, что это источник ионизирующего излучения.
Есть ли отличия между ядерной и радиационной безопасностью? Следит ли Госатомнадзор за медицинской аппаратурой, которая является источником ионизирующего излучения и применяется как в государственных, так и частных медучреждениях Беларуси?
Могу сослаться на законодательство Республики Беларусь. Понятия ядерной и радиационной безопасности определены в двух базовых законах: "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения". Ядерная безопасность - состояние защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения ядерной установки, которое обеспечивается должным образом выполняемыми регламентами, правилами эксплуатации этой установки. Речь идет не только о ядерных установках, но и о пунктах хранения ядерных материалов. Термин радиационной безопасности близок к понятию ядерной безопасности. Это тоже состояние защищенности населения и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Но если при определении ядерной безопасности акцент делается на то, откуда это изучение поступает, что является его источником, то термин радиационной безопасности отражает непосредственно состояние защищенности. Поднадзорными объектами Госатомнадзора являются все медицинские объекты, использующие источники ионизирующего излучения. Ведется их учет и контроль. Это касается и рентгеновских аппаратов, различных установок, в которых есть радионуклидные источники.
Как вы оцениваете состояние нормативного обеспечения безопасности ядерных объектов Беларуси?
У нас планируется развитие нормативно-правовой базы. В своих действиях мы опираемся на нормативно-правовую базу России, особенно в отношении нормативно-технических документов, касающихся АЭС. Указом Президента Беларуси определено, что на участке строительства атомной электростанции применяются нормативно-технические документы страны - поставщика технологий, то есть России. Часть документов перерабатывается, идет разработка своих документов. Используется опыт других стран, не только России, изучаются рекомендации МАГАТЭ, которые также включаются в основу этих документов. Процесс этот плановый, мы работаем интенсивно. В Беларуси существует программа научного сопровождения развития атомной энергетики, и в том числе в рамках этой программы есть мероприятия, которые полностью направлены на разработку нормативно-правовых документов. Ответственным исполнителем по этому направлению является Объединенный институт энергетических и ядерных исследований. Нормативные документы локального характера, в частности те, которые используются Госатомнадзором в своей надзорной практике, разрабатываются силами специалистов Госатомнадзора. Поэтому по всем направления мы формируем нормативную базу, она признана удовлетворительной, были некоторые рекомендации со стороны МАГАТЭ, касающиеся того, куда двигаться, на что обратить внимание и др.
Много ли в Беларуси источников ионизирующих излучений и что они собой представляют? Все ли они находятся под контролем департамента?
Поднадзорными являются 1,2 тыс. организаций и учреждений, которые в своей деятельности используют источники ионизирующего излучения. Среди них медучреждения, осуществляющие диагностику на рентгеновских аппаратах, использующие аппаратуру неразрушающего контроля предприятия промышленности, строительства, а также научные лаборатории. Количество источников ионизирующего излучения превышает 20 тыс.
В Беларуси, как в промышленно развитой стране, используются новые методы, технологии. Источники ионизирующего излучения обновляются, поступает новая аппаратура, в основе которой лежит действие ионизирующего излучения. Каждый ввозимый источник фиксируется и вносится в базу данных, их учет и контроль - одна из наших задач.
В последние годы отмечается тенденция к уменьшению количества источников ионизирующего излучения. Внедряется оборудование, которое выполняет широкий спектр функций, соответственно оборудования становится меньше, а качество диагностики в медицине повышается.
Проводятся плановые проверки, все объекты, использующие источники ионизирующего излучения, находятся под постоянным надзором в соответствии с указом №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Наши инспекторы посещают эти объекты, рассматривают документы, подтверждающие, что все осуществляется безопасно. Если есть нарекания, замечания, готовятся предписания, которые должны быть неукоснительно выполнены в соответствующие сроки, что тоже отлеживается и контролируется.
Госатомнадзором осуществляется лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в части эксплуатации радиационных устройств свыше 100 кВ, ускорителей заряженных частиц, а также в части эксплуатации радиационных устройств, содержащих радионуклидные источники с активностью источника более 1 Ки. Фактически в стране контролем охвачены все стадии обращения с источниками ионизирующего излучения медицинского назначения.
Новая техника с точки зрения воздействия на организм человека значительно качественнее той, которая использовалась ранее, ниже дозовые нагрузки. Техника, которая может вызвать переоблучение (хотя такие случаи не зафиксированы), выводится из эксплуатации. В целом она становится безопаснее.
В Беларуси, как в промышленно развитой стране, используются новые методы, технологии. Источники ионизирующего излучения обновляются, поступает новая аппаратура, в основе которой лежит действие ионизирующего излучения. Каждый ввозимый источник фиксируется и вносится в базу данных, их учет и контроль - одна из наших задач.
В последние годы отмечается тенденция к уменьшению количества источников ионизирующего излучения. Внедряется оборудование, которое выполняет широкий спектр функций, соответственно оборудования становится меньше, а качество диагностики в медицине повышается.
Проводятся плановые проверки, все объекты, использующие источники ионизирующего излучения, находятся под постоянным надзором в соответствии с указом №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Наши инспекторы посещают эти объекты, рассматривают документы, подтверждающие, что все осуществляется безопасно. Если есть нарекания, замечания, готовятся предписания, которые должны быть неукоснительно выполнены в соответствующие сроки, что тоже отлеживается и контролируется.
Госатомнадзором осуществляется лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в части эксплуатации радиационных устройств свыше 100 кВ, ускорителей заряженных частиц, а также в части эксплуатации радиационных устройств, содержащих радионуклидные источники с активностью источника более 1 Ки. Фактически в стране контролем охвачены все стадии обращения с источниками ионизирующего излучения медицинского назначения.
Новая техника с точки зрения воздействия на организм человека значительно качественнее той, которая использовалась ранее, ниже дозовые нагрузки. Техника, которая может вызвать переоблучение (хотя такие случаи не зафиксированы), выводится из эксплуатации. В целом она становится безопаснее.
Ольга Михайловна, как вы прокомментируете информацию в СМИ о том, что лицензия на строительство блока №1 будет выдана к 15 августа этого года? То есть это должно произойти уже сегодня-завтра?
Хочу начать с того, что сама процедура выдачи лицензии для деятельности, связанной с таким важным, сложным, уникальным для нашей республики объектом, - комплексная, сложная, науко- и трудоемкая. По законодательству (а указ № 450 определяет такие процедуры и регламентирует) у нас отведено до года на проведение работ по оценке безопасности тех документов, которые нам предоставляет потенциальный лицензиат на получение специального разрешения. Процедура в каком-то смысле двухэтапная. Тщательно проводится экспертиза безопасности, и здесь мы привлекаем нашу экспертную организацию, которая тоже является лицензиатом. То есть для того, чтобы проводить работу, связанную с экспертизой безопасности деятельности в области использования атомной энергии, нужно иметь лицензию. Для ее получения следует доказать, что научное учреждение готово выполнять эти работы. К примеру, у него должно быть соответствующее количество экспертов с определенной и очень высокой квалификацией. Тогда это учреждение, каковым у нас является "Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны", проводит экспертизу безопасности строительства.
Следующим этапом, если можно так сказать, поскольку работы ведутся параллельно, идет оценка с учетом экспертного заключения соответствия потенциального лицензиата лицензионным требованиям, которые определены законодательством. Те документы, которые подаются на получение лицензии, это большие тома, там тысячи страниц материала. Чтобы изучить, разобраться, получить доказательство того, что предложенные технологии безопасны и их нужно применять, для этого нужно провести тщательную экспертную работу. У нас эта процедура на этапе сооружения началась с конца зимы текущего года, то есть наши специалисты уже давно работают над документами. Здесь надо отметить, что у нас установилось достаточно хорошее взаимодействие с потенциальным лицензиатом, который делает все возможное, чтобы предоставить полный комплект материалов. Предусмотрено: если возникают вопросы у экспертов, то они могут востребовать дополнительные материалы - это могут быть и научные отчеты организаций проектировщиков. Данная работа ведется, и дирекция строительства вместе со своим генеральным подрядчиком - российскими специалистами - все эти материалы в требуемые сроки предоставляет.
Более того, мы имеем (я говорю "мы" от лица экспертов из института "Сосны") возможность напрямую работать с российскими экспертами - разработчиками, проектантами. Приезжали специалисты и давали подробные разъяснения, комментарии, готовили корректирующие записки, если таковые были нужны, для того чтобы никаких сомнений экспертов для окончательного заключения не было.
Длительное отступление полезно, чтобы вы понимали, насколько это трудоемкая процедура.
Понятно, что у нас в стране деятельность планируется - это хороший тон, это правильно. Мы, как регулирующий орган, имея планы нашего оператора о сооружении атомной станции, знаем, когда и в какие сроки он должен предоставить документы. Мы участвуем в заседаниях штаба как регулятор, высказываем свои замечания, вносим предложения. Соответственно, мы тоже планировали эту деятельность. Так вот 15 августа - дата, близкая к действительности. На данный момент завершаются процедуры первого этапа прохождения экспертизы и оценки соответствия потенциального лицензиата лицензионным требованиям. Думаю, смещение сроков будет, ведь сегодня 14-е число, завтра - 15-е. Я не готова назвать конкретную дату, однако сейчас идет интенсивная работа. На следующей неделе специалисты Госатомнадзора едут на площадку, будут обсуждать некоторые вопросы с дирекцией строительства. Думаю, в ближайшее время решение такое будет принято. Вполне вероятно, что до конца августа.
Следующим этапом, если можно так сказать, поскольку работы ведутся параллельно, идет оценка с учетом экспертного заключения соответствия потенциального лицензиата лицензионным требованиям, которые определены законодательством. Те документы, которые подаются на получение лицензии, это большие тома, там тысячи страниц материала. Чтобы изучить, разобраться, получить доказательство того, что предложенные технологии безопасны и их нужно применять, для этого нужно провести тщательную экспертную работу. У нас эта процедура на этапе сооружения началась с конца зимы текущего года, то есть наши специалисты уже давно работают над документами. Здесь надо отметить, что у нас установилось достаточно хорошее взаимодействие с потенциальным лицензиатом, который делает все возможное, чтобы предоставить полный комплект материалов. Предусмотрено: если возникают вопросы у экспертов, то они могут востребовать дополнительные материалы - это могут быть и научные отчеты организаций проектировщиков. Данная работа ведется, и дирекция строительства вместе со своим генеральным подрядчиком - российскими специалистами - все эти материалы в требуемые сроки предоставляет.
Более того, мы имеем (я говорю "мы" от лица экспертов из института "Сосны") возможность напрямую работать с российскими экспертами - разработчиками, проектантами. Приезжали специалисты и давали подробные разъяснения, комментарии, готовили корректирующие записки, если таковые были нужны, для того чтобы никаких сомнений экспертов для окончательного заключения не было.
Длительное отступление полезно, чтобы вы понимали, насколько это трудоемкая процедура.
Понятно, что у нас в стране деятельность планируется - это хороший тон, это правильно. Мы, как регулирующий орган, имея планы нашего оператора о сооружении атомной станции, знаем, когда и в какие сроки он должен предоставить документы. Мы участвуем в заседаниях штаба как регулятор, высказываем свои замечания, вносим предложения. Соответственно, мы тоже планировали эту деятельность. Так вот 15 августа - дата, близкая к действительности. На данный момент завершаются процедуры первого этапа прохождения экспертизы и оценки соответствия потенциального лицензиата лицензионным требованиям. Думаю, смещение сроков будет, ведь сегодня 14-е число, завтра - 15-е. Я не готова назвать конкретную дату, однако сейчас идет интенсивная работа. На следующей неделе специалисты Госатомнадзора едут на площадку, будут обсуждать некоторые вопросы с дирекцией строительства. Думаю, в ближайшее время решение такое будет принято. Вполне вероятно, что до конца августа.
В каких регионах мира атомная энергетика имеет наибольшие перспективы развития?
Это вопрос, скорее, к энергетикам, потому что есть много специальных факторов, которые определяют пути развития энергетики в каждой стране. В Беларуси мы можем видеть, что все возможные источники используются. И альтернативные - энергия солнца, ветра, биомассы и другие. Понятно, что все просчитывается, имеет экономическую основу. Если что-то делается просто ради красивой технологии, то это - бросать деньги на ветер. Поэтому, когда специалисты определяют, какие развивать технологии получения энергии, они исходят из экономических соображений прежде всего. Вопросы безопасности тоже очень важны. В названии онлайн-конференции есть посыл "Безопасность превыше всего" - этот девиз определяет смысл всей деятельности Госатомнадзора. Не может быть никаких аргументов экономического характера, которые перешибают аргументы безопасности. Это лежит в основе всей нашей деятельности. Понятно, что жизнь сложнее, экономическая составляющая тоже важна, что есть еще энергетическая безопасность. Но для Беларуси как постчернобыльской страны вопрос обеспечения ядерной и радиологической безопасности очень важен. Сотрудники Госатомнадзора все здесь живут, и наши дети здесь будут жить, поэтому мы следим за тем, чтобы в сфере атомной энергетики в стране все делалось по высшему классу.