Вопросы конференции
Какие еще международные фестивали, проводимые в Беларуси, ожидает "перезагрузка"?
Перезагрузка, я думаю, должна произойти со всеми нашими фестивалями, а их на сегодняшний день в Беларуси насчитывается около 60. Постепенно они будут в любом случае менять свой формат, менять свой контент, потому что зрители постоянно требуют новизны. Каждый фестиваль ежегодно должен нести в себе что-то новое, чтобы мы не повторяли каких-то ошибок фестивалей прошлых лет и просто ради содержания.
Если говорить о каждом из фестивалей, то, я думаю, надо конкретно собираться с каждым устроителем, учитывая специфику мероприятий. Так как далеко не все фестивали проходят в Минске, многие - в регионах республики, поэтому здесь надо отдать возможность творческого подхода на места. Мы можем что-то обсудить, подсказать, но, конечно же, инициатива должна идти с мест. Что хотелось бы рекомендовать и попросить при такой "перезагрузке" - это то, чтобы учитывалась финансовая составляющая работы над любым фестивалем, чтобы доля бюджетных средств шла в сторону минимизации. Хотелось бы, чтобы на мероприятия привлекалось все больше средств со стороны спонсоров и тех людей, которые были бы заинтересованы в их проведении.
Если говорить о каждом из фестивалей, то, я думаю, надо конкретно собираться с каждым устроителем, учитывая специфику мероприятий. Так как далеко не все фестивали проходят в Минске, многие - в регионах республики, поэтому здесь надо отдать возможность творческого подхода на места. Мы можем что-то обсудить, подсказать, но, конечно же, инициатива должна идти с мест. Что хотелось бы рекомендовать и попросить при такой "перезагрузке" - это то, чтобы учитывалась финансовая составляющая работы над любым фестивалем, чтобы доля бюджетных средств шла в сторону минимизации. Хотелось бы, чтобы на мероприятия привлекалось все больше средств со стороны спонсоров и тех людей, которые были бы заинтересованы в их проведении.
Чем удивит зрителей в этом году "Славянский базар в Витебске"? Что приготовил? С какой целью решили отказаться от проведения на "Славянском базаре" Дней культуры Беларуси, России и Украины, объединив все в общий концерт?
Вы знаете, что дано поручение главой государства, чтобы фестиваль "Славянский базар" изменил в этом году свой формат. Во-первых, речь идет о модернизации самого фестиваля. На мой взгляд, он в последние годы стал если не аморфным, то расплылся с точки зрения и временных сроков, и пространственных границ, поэтому зрителям, которые присутствуют на фестивале, хотелось бы предложить более компактную структуру мероприятия. Как организаторы мы пошли следующим путем: сократили количество дней, и в этом году "Славянский базар" пройдет с 11 по 15 июля. Что касается конкретных мероприятий, которые всегда были частью этого фестиваля, то мы их тоже попытались более компактно расположить в пределах Витебска.
Еще одним существенным нововведением является то, что фестиваль поворачивается лицом в большей степени именно к телезрителю. Это не значит, что будут ущемлены права тех, кто будет находиться непосредственно в зале, однако учет восприятия телевизионной аудитории заложен изначально в подготовку самого фестиваля. В постановочных группах присутствуют и телевизионные режиссеры, которые под своим специфическим углом зрения видят картинку и подсказывают, что необходимо с точки зрения каких-то деталей, связанных с телепоказом, вплоть до оформления сцены.
Что касается остальных нововведений, то это увеличение числа концертов звезд российской и зарубежной эстрады. Это позволит подчеркнуть звездный статус фестиваля, повысить его доходность. Можно сказать, что это усиление фестивальной атмосферы в Витебске именно за счет большого количества праздников, выставок, ярмарок всевозможных ремесел, выступлений любительских коллективов, уличных музыкантов и так далее.
Что касается отказа от проведения Дней культуры Беларуси, России и Украины, это связано с тем, что в последнее время стало достаточно сложно насыщать каждый день какими-то оригинальными содержательными номерами высокого художественного уровня. На фестивале есть День открытия, День закрытия, День Союзного государства, плюс к каждому фестивальному дню. По этой причине было принято решение, абсолютно правильное, на мой взгляд, уйти от эффекта малинового джема, который размазывается по большой поверхности, и сконцентрировать эти Дни культуры в один день. Таким днем выбран День Союзного государства - 12 июля.
Еще одним существенным нововведением является то, что фестиваль поворачивается лицом в большей степени именно к телезрителю. Это не значит, что будут ущемлены права тех, кто будет находиться непосредственно в зале, однако учет восприятия телевизионной аудитории заложен изначально в подготовку самого фестиваля. В постановочных группах присутствуют и телевизионные режиссеры, которые под своим специфическим углом зрения видят картинку и подсказывают, что необходимо с точки зрения каких-то деталей, связанных с телепоказом, вплоть до оформления сцены.
Что касается остальных нововведений, то это увеличение числа концертов звезд российской и зарубежной эстрады. Это позволит подчеркнуть звездный статус фестиваля, повысить его доходность. Можно сказать, что это усиление фестивальной атмосферы в Витебске именно за счет большого количества праздников, выставок, ярмарок всевозможных ремесел, выступлений любительских коллективов, уличных музыкантов и так далее.
Что касается отказа от проведения Дней культуры Беларуси, России и Украины, это связано с тем, что в последнее время стало достаточно сложно насыщать каждый день какими-то оригинальными содержательными номерами высокого художественного уровня. На фестивале есть День открытия, День закрытия, День Союзного государства, плюс к каждому фестивальному дню. По этой причине было принято решение, абсолютно правильное, на мой взгляд, уйти от эффекта малинового джема, который размазывается по большой поверхности, и сконцентрировать эти Дни культуры в один день. Таким днем выбран День Союзного государства - 12 июля.
Можно ли определить топ-5 лучших белорусских фестивалей?
Я назову их не в том порядке, в котором они проводятся в течение года, а разделю по тому или иному виду художественной культуры. Например, кинофестиваль "Лістапад" я считаю одним из важнейших в составе фестивального движения в нашей стране. Во-вторых, это международный фестиваль театрального искусства "Панорама". Что касается музыкального искусства, это "Белорусская музыкальная осень".
Я думаю, каждый из фестивалей, которые я не включаю в эту так называемую пятерку топовых, сам по себе очень важен, и без него белорусская фестивальная палитра была бы просто неполной. Каждый занимает свою нишу и выполняет свою почетную функцию.
Мы долго спорили о формате "Славянского базара". В первую очередь надо отметить, что он задумывался как музыкальный, а в последнее время стал многомерным. В нем присутствуют театральные элементы, кино, "кирмаши" художественных ремесел и так далее. Это все дало ему многомерность. При всем том я считаю, что если рассматривать его с точки зрения большого мероприятия, то все равно системообразующим угловым камнем в нем является элемент музыкального певческого искусства.
Я думаю, каждый из фестивалей, которые я не включаю в эту так называемую пятерку топовых, сам по себе очень важен, и без него белорусская фестивальная палитра была бы просто неполной. Каждый занимает свою нишу и выполняет свою почетную функцию.
Мы долго спорили о формате "Славянского базара". В первую очередь надо отметить, что он задумывался как музыкальный, а в последнее время стал многомерным. В нем присутствуют театральные элементы, кино, "кирмаши" художественных ремесел и так далее. Это все дало ему многомерность. При всем том я считаю, что если рассматривать его с точки зрения большого мероприятия, то все равно системообразующим угловым камнем в нем является элемент музыкального певческого искусства.
В прошлом году уроженка Минска Надежда Кучер стала обладательницей Гран-при одного из самых престижных в мире международных конкурсов вокалистов в Голландии. На этом конкурсе она также была удостоена приза зрительских симпатий и приза за лучшее исполнение обязательного произведения Еппе Муляйна. Когда-то Беларусь упустила такой талант, но почему сегодня мы не пытаемся вернуть его на родину? Не пригласили выступить на том же "Славянском базаре"? Почему такие звезды работают не в белорусском Национальном академическом Большом театре оперы и балета, а в Пермском театре оперы и балета? Неужели при той поддержке, которая оказывается в Беларуси талантливой молодежи, мы не смогли предложить ей условия лучше, чем провинциальный российский театр?
Мы отслеживаем всех талантливых и гениальных ребят, исполнителей, музыкантов, художников, которые готовы работать на благо родины. С другой стороны, ограничивать их в плане места работы, проживания было бы неправильно. С таким же успехом мы могли бы говорить о том, что в свое время мы "упустили" Александра Рыбака, который успешно выступил на "Евровидении". У нас создана система помощи талантам, ее мы осуществляем благодаря фонду по поддержке талантливой молодежи. Все делается для того, чтобы воспитать талантливых людей, дать им возможность самореализоваться. В силу каких-то жизненных обстоятельств Надежда Кучер уехала из Беларуси. Если у нее будет желание поработать в республике (на "Славянском базаре", в Большом театре оперы и балета или где-то еще), мы готовы рассмотреть возможность сотрудничества. Мы приветствуем наших белорусов, которые своими успехами напоминают о нашей стране, работая или здесь, или за границей.
Какие меры принимает Министерство культуры для того, чтобы прекратить утечку молодых талантов за рубеж?
Утечка молодых талантов за рубеж есть, но она сопряжена с целым рядом причин. Люди хотят, например, продолжить образование в России, Германии или какой-то другой стране, мы даем им такую возможность. Выстроена система стажировки за рубежом, и это один из тех институтов, который способствует тому, чтобы по истечении времени таланты возвращались на родину. Многое зависит от тех возможностей, которые предоставляются в нашей стране для самореализации. Нельзя забывать и о гражданской позиции. Так, Оксана Волкова работает и в Москве, и в Нью-Йорке, но она является примой нашего Большого театра оперы и балета и будет, в первую очередь, радовать белорусского зрителя.
Назовите, пожалуйста, по вашему мнению, три самые большие проблемы в белорусской культуре и пути их решения. Спасибо.
Деньги, деньги и еще раз деньги - вот три (или одна большая) проблемы. Культура нуждается в финансовой поддержке. Сегодня речь идет о том, чтобы изменить структуру финансирования культурных мероприятий при развитии различных видов искусства в пользу сокращения бюджетных затрат и привлечения спонсоров, государственно-частного партнерства. Это та конкретная задача, которую должно решить Министерство культуры.
Какое участие принимает Министерство культуры в подготовке фестиваля "Александрия собирает друзей"?
Министерство культуры принимает самое непосредственное участие в подготовке праздника в качестве соорганизатора вместе с Могилевским облисполкомом и соответствующими структурами в сфере культуры. Подготовка ведется достаточно долго - на протяжении года после окончания предыдущего фестиваля "Александрия собирает друзей". Каждый год происходит плавная эволюция в лучшую сторону за счет расширения участников, количества звезд, выступающих на фестивале, мероприятий, которые организуются вокруг него.
Купалье - достаточно мощный праздник в сознании белорусского и любого славянского народа. Но, наверно, ни одно из славянских государств не празднует так широко Купалье, как это происходит у нас на фестивале "Александрия собирает друзей". В этом году так или иначе в фестивале принимают участие 2 тыс. артистов. Если не ошибаюсь, на празднике будет более 50 тыс. зрителей. Для организации мероприятия, конечно, нужны профессионалы. Таких профессионалов готовят учреждения культуры, и в первую очередь Белорусский государственный университет культуры и искусств.
Купалье - достаточно мощный праздник в сознании белорусского и любого славянского народа. Но, наверно, ни одно из славянских государств не празднует так широко Купалье, как это происходит у нас на фестивале "Александрия собирает друзей". В этом году так или иначе в фестивале принимают участие 2 тыс. артистов. Если не ошибаюсь, на празднике будет более 50 тыс. зрителей. Для организации мероприятия, конечно, нужны профессионалы. Таких профессионалов готовят учреждения культуры, и в первую очередь Белорусский государственный университет культуры и искусств.
Какие изменения ожидают Белгосцирк в связи с назначением нового руководителя?
В Белгосцирке было принято решение о разделении должности директора и художественного руководителя. В системе Министерства культуры такая тенденция реализовывалась достаточно давно, и у нас остались единицы театрально-зрелищных учреждений, где по тем или иным причинам до сих пор существует объединение директора и художественного руководителя в одном лице. Что касается цирка, то думаю, что в самое ближайшее время там будет назначен новый директор и будет решен вопрос с художественным руководителем.
Оказывает ли Министерство культуры какую-то поддержку белорусскому шоу-бизнесу?
Я не считаю, что Министерство культуры должно вкладывать деньги в шоу-бизнес. Это как раз та часть художественной культуры, которая может сама зарабатывать, сама себя окупать, да еще и отчислять большие налоги, поддерживая тем самым классическую и народную культуру, из которой она, кстати, и растет. У нас ведь существует немного неправильное представление, согласно которому наш шоу-бизнес родился на пустом месте. На самом же деле, если бы у нас не было богатейшей музыкальной классической культуры, а до нее - народной, не было бы и шоу-бизнеса. Какая поддержка со стороны Минкультуры? Да, она есть. В частности, та же кафедра эстрады в Университете культуры, которой заведует сегодня Ирина Дорофеева. Там мы готовим кадры, в том числе и для шоу-бизнеса.
Работает ли Министерство культуры над совершенствованием оплаты труда работников культуры?
Это одна из наших задач - обеспечить достойную оплату труда работников культуры. Но она не может решаться только в пределах одной нашей отрасли. Речь идет в целом о гуманитарной сфере, и здесь повышение заработной платы работникам культуры должно увязываться с повышением зарплат врачей, педагогов и др. Иное на сегодняшний день не представляется возможным. Также нужно, чтобы учреждения культуры самостоятельно зарабатывали деньги и благодаря этому повышали зарплату сотрудникам. Эти условия на сегодняшний день созданы.
Может быть, министру культуры удастся разбить порочный круг с типовыми штатами учреждений культуры (клубы, библиотеки, музучилища и училища культуры)? Планируется ли принятие данных документов в ближайшее время? Ведь действующие нормы типовых штатов уже давно не отвечают веяниям времени и развитию отрасли.
Идет оптимизация структуры государственного управления, претерпевают изменения и структуры на местах, в регионах. Следующий логический шаг - пересмотр штатных расписаний.
В свете оптимизации госорганов не видите ли вы потерю статусности Министерства культуры из-за того, что в регионах больше нет самостоятельных органов управления в сфере культуры? Отслеживает ли Министерство культуры сокращение сети культурно-просветительных учреждений? Отстаивает ли учреждения, находящиеся на грани закрытия?
Культура тесно связана и с идеологией, и с молодежной политикой. Что у нас в культуре не было идеологии и молодежи? Или в идеологии не было культуры? Кто делает культуру, как не молодежь?! Встречаясь с назначаемыми руководителями новых структур на местах, я отмечаю, что идеолог должен быть культурным человеком, молодым - если не по возрасту, так по духу, отношению к делу, так же, как и представители сферы культуры выполняют и идеологическую функцию.