Вопросы конференции
Игорь Григорьевич, как Вы оцениваете ход реализации республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы? На Ваш взгляд, есть ли необходимость в разработке новой программы на следующее пятилетие? И какие должны быть приоритеты, какие новые позиции?
По информации органов государственного управления, все мероприятия республиканской, отраслевых и территориальных программ, запланированные на 2011-2012 годы, выполнены. Что касается приоритетов на следующее пятилетие, то они будут определены по результатам выполнения действующих программ.
Отдельные категории граждан (халтурщики, строители, работающие за границей, челноки и т.п.) либо не платят налог в ФСЗН, либо платят редко. На мою же зарплату он платится постоянно и довольно немаленький. Предлагаю сделать эти отчисления обязательными для всего трудоспособного населения из расчета отчислений с минимальной зарплаты, умноженной на 12 месяцев. Это должно улучшить ситуацию с социальным иждивенчеством и считаю это справедливым. Для неплательщиков - запретить выезд за границу (ведь подобный опыт уже есть). Прорабатывается ли этот вопрос? Что вы думаете о моем предложении?
Данный вопрос не относится к тематике заявленной конференции.
На конференции 6 марта мною был задан вопрос Валерию Ковалькову: "Планируется ли удерживать отчисления в ФСЗН с зарплат работников, а не нанимателей? Фактически-то все равно отчисления при калькуляциях закладываются в зарплату сотрудников. Если нет, то почему?". Был получен следующий ответ: "Министерством такие предложения не поддерживаются. В том числе и потому, что переложение взносов на работника с адекватным повышением ему заработной платы бизнес не интересует. Бизнес интересует увеличение прибыли. В такой ситуации повышение удержаний с зарплаты работников приведет к снижению их чистого дохода". От себя хочу пояснить, что это никак не связано с чистым доходом работников, и предприятие наоборот заинтересовано в том, чтобы работники понимали, сколько, за что и куда они платят налогов. Это также один из вариантов борьбы с "зарплатами в конверте" - у работодателя не будет необходимости "экономить" на отчислениях в ФСЗН. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
Вопрос не соответствует заявленной теме конференции.
Сформирована ли база данных автоматизированной информационной системы "Мониторинг условий труда на предприятиях Республики Беларусь"? Расскажите о ней, пожалуйста, подробнее.
В целях усиления контроля (надзора) за состоянием условий труда в организациях республики и проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, оптимизации порядка проведения мониторинга на рабочих местах, сокращения бумажного документооборота, а также, повышения эффективности работы по улучшению условий труда была создана и введена в опытно - промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Мониторинг условий труда на производстве».
Скольким работникам за последние годы восстановлены законные права на предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда? О каких суммах возмещения идет речь?
За 2011 год 777 работникам восстановлены законные права на предоставление им компенсаций и гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. За 2012 год - 639 работникам. За данный год работодателями возмещены в Фонд социальной защиты населения расходы на выплату досрочных пенсий в сумме Br4,595,7 млн., назначенных с учетом заключений, подготовленных органами государственной экспертизы условий труда за не аттестованные по вине работодателя периоды работы.
Здравствуйте! Как правильно произвести оценку шума для аттестации рабочих мест по условиям труда, если, например, работник в течение смены находится в помещении с одной нормой (операторная 65дБа) и другой нормой (насосная 80дБа) при условии, что согласно постановлению Минздрава РБ от 28 декабря 2012 №211 п.33 эквивалент ПДУ не рассчитывается.
Следует отметить, что измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды для аттестации рабочих мест по условиям труда (в т.ч. уровня шума) осуществляют испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025 и включенные в реестр Системы аккредитации Республики Беларусь.
При этом оценка непостоянного шума, в т.ч. при занятости работника в различных рабочих зонах под воздействием непостоянного уровня шума, а также оценка шума с разными временными характеристиками проводится по результатам измерения эквивалентного уровня звука в порядке, предусмотренном Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22 февраля 2008 г. № 35.
Что касается пункта 33 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211, то согласно данной норме не рассчитывается эквивалент ПДУ (предельно допустимый уровень) шума, т.е. при исчислении эквивалентного уровня шума в соответствующей рабочей зоне применяется тот ПДУ, который применяется для данной рабочей зоны (например, операторная – 65 дБа, насосная – 80 дБа).
При этом оценка непостоянного шума, в т.ч. при занятости работника в различных рабочих зонах под воздействием непостоянного уровня шума, а также оценка шума с разными временными характеристиками проводится по результатам измерения эквивалентного уровня звука в порядке, предусмотренном Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22 февраля 2008 г. № 35.
Что касается пункта 33 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211, то согласно данной норме не рассчитывается эквивалент ПДУ (предельно допустимый уровень) шума, т.е. при исчислении эквивалентного уровня шума в соответствующей рабочей зоне применяется тот ПДУ, который применяется для данной рабочей зоны (например, операторная – 65 дБа, насосная – 80 дБа).
Госслужащий высвобождается 28 июня 2013 г. по указу №168 в связи с сокращением численности. С 21 февраля 2013 г. ему начислена пенсия за выслугу лет, но не выплачивается, так как он работает. 22 июля 2013 г. ему исполняется 53 года. Вопрос: должна ли ему выплачиваться пенсия за выслугу лет, если он не работает: 1) с 29 июня по 22 июля 2013 г. в размере 50% назначенной пенсии за выслугу лет согласно п.5 ст.54 Закона о государственной службе № 204-З; 2) с 23 июля 2013 г. в размере 100% назначенной пенсии за выслугу лет согласно п.6 ст.54 Закона № 204-З; 3) требуется ли для начала выплат письменное заявление от пенсионера и кому? Благодарю за ответ.
По вопросу назначения и выплаты государственному служащему пенсии за выслугу лет рекомендую ему обратиться в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Каков порядок действия нанимателя при проведении аттестации рабочих мест при следующих обстоятельствах: организация - орган госуправления, все сотрудники - государственные служащие, рабочие места - кабинеты, стол, компьютер; организация сменила место дислокации (и юридический адрес) 03.04.2013, в связи с поочередным ремонтом кабинетов в настоящий момент окончательная рассадка сотрудников не завершена. Необходим ли приказ о проведении аттестации рабочих мест и создании аттестационной комиссии, если заведомо известно об отсутствии рабочих мест с вредными и опасными условиями труда?
Полагаем, что если в государственном органе отсутствуют рабочие места, связанные с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести или напряженности трудового процесса, соответствующее решение о целесообразности создания аттестационной комиссии в государственном органе принимает наниматель.
Одновременно следует отметить, что при рассмотрении вопроса о возможности предоставления государственным служащим компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда учитывается то обстоятельство, что отношения по поводу прохождения должностными лицами государственной службы урегулированы Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, которыми устанавливается специальный порядок исчисления отпуска государственного служащего, заработной платы и т. д.
Одновременно следует отметить, что при рассмотрении вопроса о возможности предоставления государственным служащим компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда учитывается то обстоятельство, что отношения по поводу прохождения должностными лицами государственной службы урегулированы Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, которыми устанавливается специальный порядок исчисления отпуска государственного служащего, заработной платы и т. д.
Существует ли чек-лист, как у других контролирующих органов, и можно ли с ним ознакомиться?
Органами государственной экспертизы условий труда при проведении проверок чек-листы не применяются, так как каждое рабочее место имеет свою специфику.
Прошу разъяснить, применяются ли изменения, касающиеся оценки факторов напряженности трудового процесса (5.1 Сменность работы), внесенные в Инструкцию №35 постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 января 2009 г. №7, в случае проведения аттестации в 2008 году, либо эти изменения применяются после официального опубликования названного постановления и не распространяются на результаты аттестации 2008 года. Оценка напряженности трудового процесса на рабочих местах дежурного персонала проводилась на основании оценок всех показателей, предусмотренных в таблице 11 к Инструкции №35, с установлением итоговой оценки. При оценке условий труда в ходе аттестации классу 3.1 соответствовали пять показателей, из них один - Сменность работы, и классу 3.2 - один показатель. Оценка условий труда на рабочем месте соответствовала классу 3.1. Разъясните, при внесении изменений в Инструкцию №35, общая оценка условий труда на рабочем месте будет соответствовать допустимому классу, при этом работники должны лишаться компенсаций в виде доплат или компенсации будут действовать до проведения очередной аттестации?
Уважаемый, Александр! Отметим, что оценка условий труда при аттестации проводится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. В том случае, когда результаты аттестации утверждены, то в связи с принятием постановления о внесении изменений и дополнений, в частности в инструкцию №35, вносить изменения в результаты аттестации оснований не имеется.
Добрый день! Разработана ли в Беларуси единая методика оценки профессиональных рисков, и в чем ее особенности?
При разработке систем управления охраной труда в организации самостоятельно выбирают стандарт, в соответствии с которым эта система разрабатывается, и методику оценки профессиональных рисков. Учитывая большое количество методик, разработка еще одной нецелесообразна.
Как правильно оценивать позу "сидя" при работе на швейной машине за конвейером (профессия "сборщик обуви")?
Поза "сидя" оценке не подлежит.