Вопросы конференции
Сегодня самый распространенный вид контрабанды на границе с Евросоюзом – сигареты. Это происходит из-за того, что в Беларуси акцизы ниже, чем в других странах. Какие меры принимает Беларусь для предотвращения этого нелегального бизнеса?
Налоговые органы Беларуси совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами постоянно проводят контрольные мероприятия по предотвращению теневого оборота табачных изделий. Надо отметить, что количество выявленных в 2012 году налоговыми органами нарушений в данной сфере увеличилось на 2,5%, при этом количество изъятых из теневого оборота табачных изделий возросло на 30,4%.
Анализ результатов контрольной работы свидетельствует об активизации противозаконной деятельности физических лиц, связанной с незаконным перемещением и хранением крупных партий табачных изделий. Причем речь идет как о гражданах Беларуси, так и об иностранных гражданах. На эту категорию правонарушителей приходится основная часть изъятых из теневого оборота табачных изделий. В отношении правонарушителей – граждан Беларуси налоговые органы в целях установления источника денежных средств, за которые могли быть приобретены изъятые из теневого оборота товары, проводят анализ полученных ими доходов. При установлении несоответствия доходов фактическим расходам им предлагается доплатить подоходный налог.
Напомню, что перевозка по территории Беларуси, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 200 сигарет либо более 200 г табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилетнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными или специальными марками Республики Беларусь, а также более 1000 сигарет либо более 1000 г табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.27 КоАП - штраф в размере до 50 базовых величин с конфискацией перевозимых, хранимых табачных изделий.
С целью выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения проводятся внеплановые тематические оперативные проверки - как в отношении субъектов предпринимательской деятельности, так и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, для выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, проводится мониторинг деятельности субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю табачными изделиями. Схемы сокрытия объектов налогообложения в сфере оборота табачных изделий легко выявляемы, поскольку налоговые органы имеют достаточно широкий спектр информации о совершаемых в этой сфере операциях. Потенциальным нарушителям предлагается добровольно доплатить налоги, либо уже по результатам проверок к ним применяются штрафные санкции.
Цены на сигареты в Беларуси действительно ниже, чем в странах ЕС. При этом следует учитывать, что акцизная политика в Беларуси, в частности в отношении размеров ставок акцизов на табачные изделия, направлена не только на максимальное обеспечение поступлений в бюджет, но и увязана с программными документами, разработанными в развитие Глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения, утвержденной 19 мая 2010 года, и Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.
Действующие в Беларуси, других странах Таможенного союза, государствах ЕС размеры ставок акцизов, в том числе и на табачные изделия, устанавливаются с учетом уже сформированных национальных налоговых систем, уровня экономического развития, проводимой налоговой политики и реформ в этой сфере, покупательной способности населения, интересов национальной безопасности.
В дальнейшем (в 2014-2020 годах) подходы к акцизному налогообложению алкогольной и табачной продукции в Беларуси будут направлены на поэтапное повышение ставок акцизов в рамках работы по гармонизации акцизной политики в государствах-членах Таможенного союза и ЕЭП.
Анализ результатов контрольной работы свидетельствует об активизации противозаконной деятельности физических лиц, связанной с незаконным перемещением и хранением крупных партий табачных изделий. Причем речь идет как о гражданах Беларуси, так и об иностранных гражданах. На эту категорию правонарушителей приходится основная часть изъятых из теневого оборота табачных изделий. В отношении правонарушителей – граждан Беларуси налоговые органы в целях установления источника денежных средств, за которые могли быть приобретены изъятые из теневого оборота товары, проводят анализ полученных ими доходов. При установлении несоответствия доходов фактическим расходам им предлагается доплатить подоходный налог.
Напомню, что перевозка по территории Беларуси, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 200 сигарет либо более 200 г табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилетнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными или специальными марками Республики Беларусь, а также более 1000 сигарет либо более 1000 г табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.27 КоАП - штраф в размере до 50 базовых величин с конфискацией перевозимых, хранимых табачных изделий.
С целью выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения проводятся внеплановые тематические оперативные проверки - как в отношении субъектов предпринимательской деятельности, так и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, для выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, проводится мониторинг деятельности субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю табачными изделиями. Схемы сокрытия объектов налогообложения в сфере оборота табачных изделий легко выявляемы, поскольку налоговые органы имеют достаточно широкий спектр информации о совершаемых в этой сфере операциях. Потенциальным нарушителям предлагается добровольно доплатить налоги, либо уже по результатам проверок к ним применяются штрафные санкции.
Цены на сигареты в Беларуси действительно ниже, чем в странах ЕС. При этом следует учитывать, что акцизная политика в Беларуси, в частности в отношении размеров ставок акцизов на табачные изделия, направлена не только на максимальное обеспечение поступлений в бюджет, но и увязана с программными документами, разработанными в развитие Глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения, утвержденной 19 мая 2010 года, и Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.
Действующие в Беларуси, других странах Таможенного союза, государствах ЕС размеры ставок акцизов, в том числе и на табачные изделия, устанавливаются с учетом уже сформированных национальных налоговых систем, уровня экономического развития, проводимой налоговой политики и реформ в этой сфере, покупательной способности населения, интересов национальной безопасности.
В дальнейшем (в 2014-2020 годах) подходы к акцизному налогообложению алкогольной и табачной продукции в Беларуси будут направлены на поэтапное повышение ставок акцизов в рамках работы по гармонизации акцизной политики в государствах-членах Таможенного союза и ЕЭП.
Как определяется момент фактической реализации и кто признается плательщиком акцизов в случае, когда обособленное структурное подразделение организации, выделенное на отдельный баланс, и которому для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, осуществляет производство алкогольной продукции и передает ее для реализации головной организации?
Исходя из положений статьи 109 и пункта 4 статьи 110 НК плательщиками, производящими подакцизные товары, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров из любого вида сырья (давальческого или собственного) и (или) с использованием подакцизных товаров. При этом, согласно пункту 3 статьи 13 НК структурные подразделения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц при соблюдении условий, обозначенных в вопросе.
Как уже отмечалось, момент фактической реализации для целей исчисления акцизов определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению плательщика. Учитывая тот факт, что иного порядка определения момента фактической реализации при реализации подакцизных товаров по схеме, указанной в вопросе, статьей 118 НК не предусмотрено, плательщик, которым будет выступать структурное подразделение, должен будет исчислить акциз за тот налоговый период, на который будет приходиться день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.
Как уже отмечалось, момент фактической реализации для целей исчисления акцизов определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению плательщика. Учитывая тот факт, что иного порядка определения момента фактической реализации при реализации подакцизных товаров по схеме, указанной в вопросе, статьей 118 НК не предусмотрено, плательщик, которым будет выступать структурное подразделение, должен будет исчислить акциз за тот налоговый период, на который будет приходиться день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.
Может ли переработчик применить освобождение от акцизов, если готовая продукция передана собственнику в феврале, при передаче переработчиком предъявлена соответствующая сумма акцизов, а собственник реализует эту продукцию на экспорт в марте?
Отчетным периодом по акцизам является календарный месяц. Если подакцизная продукция передана собственнику в феврале, декларацию за февраль необходимо представить в налоговый орган не позднее 20 марта.
При экспорте подакцизных товаров в третьи страны отсчет срока подтверждения вывоза за пределы Беларуси (180 дней) начинается с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при экспорте в страны Таможенного союза – с даты отгрузки.
В случае экспорта в третьи страны при наличии декларации на товары до срока сдачи налоговой декларации за февраль (не позднее 20 марта), но, возможно, при отсутствии факта вывоза за пределы таможенной территории Беларуси, плательщик вправе в декларации за февраль уже не отражать указанный оборот по реализации. В дальнейшем необходимо дождаться, когда собственник фактически вывезет товар за пределы Беларуси, и после представления в налоговый орган реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчет) по акцизам с применением освобождения.
При экспорте в страны Таможенного союза в том случае, если собственник отгрузил подакцизную продукцию за пределы Беларуси (например, в Россию) до 20 марта и есть товаросопроводительные документы, подтверждающие эту отгрузку, то плательщик (завод-переработчик) вправе в налоговой декларации за февраль эти обороты по передаче подакцизной продукции не отражать. Собственник должен подтвердить факт уплаты контрагентом суммы акциза в России и представить документы, обосновывающие возможность применения освобождения от акцизов.
При неподтверждении в установленный срок факта вывоза и в одном, и в другом случае исчисление и уплата акцизов производится в установленном законодательством порядке.
При экспорте подакцизных товаров в третьи страны отсчет срока подтверждения вывоза за пределы Беларуси (180 дней) начинается с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при экспорте в страны Таможенного союза – с даты отгрузки.
В случае экспорта в третьи страны при наличии декларации на товары до срока сдачи налоговой декларации за февраль (не позднее 20 марта), но, возможно, при отсутствии факта вывоза за пределы таможенной территории Беларуси, плательщик вправе в декларации за февраль уже не отражать указанный оборот по реализации. В дальнейшем необходимо дождаться, когда собственник фактически вывезет товар за пределы Беларуси, и после представления в налоговый орган реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчет) по акцизам с применением освобождения.
При экспорте в страны Таможенного союза в том случае, если собственник отгрузил подакцизную продукцию за пределы Беларуси (например, в Россию) до 20 марта и есть товаросопроводительные документы, подтверждающие эту отгрузку, то плательщик (завод-переработчик) вправе в налоговой декларации за февраль эти обороты по передаче подакцизной продукции не отражать. Собственник должен подтвердить факт уплаты контрагентом суммы акциза в России и представить документы, обосновывающие возможность применения освобождения от акцизов.
При неподтверждении в установленный срок факта вывоза и в одном, и в другом случае исчисление и уплата акцизов производится в установленном законодательством порядке.
Организация ввезла в Республику Беларусь подакцизное сырье, уплатила акцизы при ввозе и предъявила сумму акциза при передаче ввезенного сырья в переработку на давальческих условиях для производства подакцизных товаров. Эта сумма подлежит вычету у плательщика, производящего подакцизные товары из давальческого сырья. Какую сумму акцизов должен предъявить переработчик при передаче готовой продукции собственнику сырья при условии, что продукт переработки используется собственником для производства других подакцизных товаров?
Совершенно верно, суммы акциза, уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь собственником подакцизного сырья, которое передается в дальнейшем на давальческую переработку, могут быть переданы собственником заводу-переработчику, который при производстве нового вида подакцизной продукции вправе эту сумму акцизов принять к вычету и, таким образом, уменьшить исчисленную сумму акцизов. По общему правилу, при переработке давальческого подакцизного сырья в подакцизные товары завод-переработчик предъявляет собственнику давальческого сырья сумму акциза, определяемую как разница между суммой акциза, исчисленной при производстве и передаче готовой подакцизной продукции, и суммой акциза, уплаченной собственником при ввозе подакцизного сырья на территорию Беларуси. Исключение предусмотрено в тех случаях, когда собственник использует полученную из давальческого сырья продукцию для дальнейшей переработки. В этом случае завод-переработчик уплачивает в бюджет сумму акциза с учетом налоговых вычетов, а собственнику давальческого сырья предъявляет исчисленную сумму акциза, без учета налоговых вычетов (ч.2 п.9 статьи 120 НК). При последующей переработке полученной из давальческого сырья продукции в другой подакцизный товар эта сумма для плательщика-переработчика будет являться суммой налогового вычета.
Означает ли это, что собственник дважды уплачивает акцизы: первый раз - при ввозе давальческого сырья, а второй - при возмещении суммы акцизов, предъявленной переработчиком, при этом к вычету принимает только сумму, возмещенную переработчику?
Нет не означает, так как положениями части 2 пункта 9 статьи 120 НК предусмотрен порядок предъявления заводом-переработчиком собственнику подакцизного сырья соответствующей суммы акциза, который не регулирует порядок исчисления акцизов. С учетом того, что при ввозе на территорию РБ акциз был уплачен собственником, при передаче заводом-переработчиком собственнику произведенной готовой подакцизной продукции последнему для возмещения будет предъявляться только сумма акциза, подлежащая уплате заводом-переработчиком, то есть разница между суммой акциза, исчисленной при производстве и передаче готовой подакцизной продукции, и суммой акциза, уплаченной собственником при ввозе подакцизного сырья на территорию Беларуси. В целях осуществления последующего вычета в случае, когда в дальнейшем такие подакцизные товары используются собственником для производства других подакцизных товаров, завод-переработчик предъявит собственнику исчисленную сумму акциза, без учета налоговых вычетов, которая и будет подлежать вычету. При этом возместит собственник, как уже говорилось, только разницу.