Вопросы конференции
В 2012/2013 учебном году в некоторых минских школах планировалось организовывать питание по типу шведского стола, закупить для этого специальное оборудование. В каких школах эта идея уже реализована? Оправдал ли себя этот опыт в 125-й минской школе, где шведский стол был организован в прошлом учебном году? Каковы перспективы этого нововведения?
В Минске был опыт организации питания по типу шведского стола в те годы, когда учащиеся 1-11-х классов пользовались услугой экспресс-питания. Тогда эта форма была наиболее популярна, так как хотелось на сумму, выделенную на завтраки, предоставить детям право выбора.
Сейчас мы возвращаемся к этой практике. В Минске первооткрывателем питания по типу шведского стола стала 125-я школа. Там все начиналось со старшей школы, теперь каждая параллель может по графику пользоваться этой формой организации питания.
Вместе с тем сегодня вопрос широкого внедрения этой формы питания остро не стоит. Сейчас применяются достаточно разнообразные формы организации школьного питания, у школьных столовых есть три меню: по два на выбор горячих завтрака и обеда плюс меню свободного выбора, широкий выбор буфетной продукции. Таким образом, элементы шведского стола уже присутствуют минских школах. Поэтому необходимости в повсеместном внедрении в школьных столовых системы шведского стола в чистом виде нет. Но этот вопрос обсуждался, и органы управления образования в каждом районе Минска определили школу, в которой предполагается внедрить этот опыт.
Если его внедрять в полном объеме, то для каждой школы необходимо закупить специальное оборудование стоимостью свыше Br100 млн. Сейчас в Минске проведена ревизия материальной базы школьных столовых, и определен первоочередной перечень оборудования, которое необходимо закупить для их технического обновления. Поэтому, рассматривая вопрос о том, потратить средства на оборудование для шведского стола или закупить технологическое оборудование на замену устаревшему, предпочтение отдается в первую очередь именно модернизации и обновлению пищеблоков, что сделает их современными и высокотехнологичными. Так, более 50 школ Минска уже оснащены пароконвекционными печами, которые экономят электроэнергию и делают процесс приготовления пищи в четыре раза быстрее.
Сейчас мы возвращаемся к этой практике. В Минске первооткрывателем питания по типу шведского стола стала 125-я школа. Там все начиналось со старшей школы, теперь каждая параллель может по графику пользоваться этой формой организации питания.
Вместе с тем сегодня вопрос широкого внедрения этой формы питания остро не стоит. Сейчас применяются достаточно разнообразные формы организации школьного питания, у школьных столовых есть три меню: по два на выбор горячих завтрака и обеда плюс меню свободного выбора, широкий выбор буфетной продукции. Таким образом, элементы шведского стола уже присутствуют минских школах. Поэтому необходимости в повсеместном внедрении в школьных столовых системы шведского стола в чистом виде нет. Но этот вопрос обсуждался, и органы управления образования в каждом районе Минска определили школу, в которой предполагается внедрить этот опыт.
Если его внедрять в полном объеме, то для каждой школы необходимо закупить специальное оборудование стоимостью свыше Br100 млн. Сейчас в Минске проведена ревизия материальной базы школьных столовых, и определен первоочередной перечень оборудования, которое необходимо закупить для их технического обновления. Поэтому, рассматривая вопрос о том, потратить средства на оборудование для шведского стола или закупить технологическое оборудование на замену устаревшему, предпочтение отдается в первую очередь именно модернизации и обновлению пищеблоков, что сделает их современными и высокотехнологичными. Так, более 50 школ Минска уже оснащены пароконвекционными печами, которые экономят электроэнергию и делают процесс приготовления пищи в четыре раза быстрее.
Все ли школьные столовые оснащены современным оборудованием (холодильным и технологическим). Сколько средств выделяется на эти цели?
У нас есть планы по развитию материально-технической базы пищеблоков. Конечно, в каждом регионе они свои. Более того, мы выходим, прежде всего, на оснащение больших типовых школ. Это связано с тем, что ежегодно в республике закрывается очень большое количество малокомплектных сельских школ. Так, в этом году планируется к закрытию еще 85 таких учреждений, поэтому закупать оборудование для них нет смысла.
На переоснащение в каждом регионе тратится своя сумма денег, исходя из того, какое количество школ построено в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е и 2000-е годы. Потому что новостройки оснащаются полным комплектом, в том числе и оборудованием для школьных столовых, а вот школы, работающие давно, естественно нуждаются в большей комплектации.
На переоснащение в каждом регионе тратится своя сумма денег, исходя из того, какое количество школ построено в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е и 2000-е годы. Потому что новостройки оснащаются полным комплектом, в том числе и оборудованием для школьных столовых, а вот школы, работающие давно, естественно нуждаются в большей комплектации.
Здравствуйте! В нашей школе детей-бесплатников кормят отдельно. При этом меню этих деток хуже, чем у тех, кто платит. Поэтому многие бесплатники старше 4-го класса не ходят в школе на обед, а педагоги за этим не следят. Как заставить ребенка кушать тушеную капусту, когда рядом дети едят блинчики с мясом? И почему нельзя детей кормить одинаково?
В прошлом году это была очень серьезная проблема. Не должно быть так, что за одним столом сидят дети разных категорий и едят разные блюда. Были предприняты соответствующие меры для того, чтобы нивелировать эту ситуацию. Было принято решение о введении единого базового меню. Поэтому, если школа ставит условие, допустим, по организации питания, завтрака или обеда, она должна ориентироваться именно на такое базовое меню.
Галина Балашова:
У нас два меню одинаковых для всех: завтрак и горячий обед. Платнику предоставляется точно такое же меню, как и бесплатнику. Но ребенок, который ест за родительские деньги, имеет право питаться по свободному выбору, согласно постановлению Совета Министров Беларуси от 21 февраля 2005 года №177 "Об утверждении Положения об организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях". В таком случае ему предоставляется возможность либо оплачивать полный обед, как и бесплатнику, либо право раскомлектации, добавки из буфетного меню, либо право выбора только буфетного меню, исходя из пожеланий и возможностей родителей.
Что касается вопроса о том, почему нельзя всех кормить одинаково. Нужно помнить о тех, кто посещает гимназии, группы продленного дня, детях, которые после школы идут в секции, педагогах, которые тоже должны поесть в школе. Поэтому есть третье совершенно свободное меню, оно дороже на Br1-1,5 тыс. В нем котлета, которая была в базовом меню, может быть заменена кусочком натурального мяса или рыбы. А базовое меню в Минске одинаковое.
Хотелось бы напомнить, что категории детей, имеющих льготы на питание в школах, определены постановлением Совмина от 21 февраля 2005 года №177. Одним из них предоставляется одноразовое питание, кому-то положено двух-, трехразовое питание в зависимости от времени нахождения в школе и того, к какой льготной категории он относится. В первую очередь одноразовое питание получают учащиеся 1-4 классов. Они, согласно постановлению, получают одноразовое горячее питание на сумму Br7 909. Двух-, трехразовое питание получают дети из малообеспеченных семей, дети-инвалиды. Ранее была третья категория - дети из семей с неполным достатком, но сейчас эта категория официально отсутствует.
В Минске список категорий, которые определены постановлением Совмина, расширен за счет принятия решения Мингорсовета о выделении дополнительного финансирования на питание детей. Одноразовое бесплатное питание в столице предоставляется также воспитанникам детских домов семейного типа, приемных и опекунских семей, детских деревень и государственного социально-педагогического учреждения образования "Детский городок Ленинского района г. Минска". Кроме того, этим же решением Мингорсовета определено, что к каждой льготной сумме от бюджета города добавляется сумма в размере 2,1% базовой величины. Поэтому дети льготной категории при денежной норме Br8310 получают обед на Br10 тыс. Это уже позволяет составить рациональное меню.
Галина Балашова:
У нас два меню одинаковых для всех: завтрак и горячий обед. Платнику предоставляется точно такое же меню, как и бесплатнику. Но ребенок, который ест за родительские деньги, имеет право питаться по свободному выбору, согласно постановлению Совета Министров Беларуси от 21 февраля 2005 года №177 "Об утверждении Положения об организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях". В таком случае ему предоставляется возможность либо оплачивать полный обед, как и бесплатнику, либо право раскомлектации, добавки из буфетного меню, либо право выбора только буфетного меню, исходя из пожеланий и возможностей родителей.
Что касается вопроса о том, почему нельзя всех кормить одинаково. Нужно помнить о тех, кто посещает гимназии, группы продленного дня, детях, которые после школы идут в секции, педагогах, которые тоже должны поесть в школе. Поэтому есть третье совершенно свободное меню, оно дороже на Br1-1,5 тыс. В нем котлета, которая была в базовом меню, может быть заменена кусочком натурального мяса или рыбы. А базовое меню в Минске одинаковое.
Хотелось бы напомнить, что категории детей, имеющих льготы на питание в школах, определены постановлением Совмина от 21 февраля 2005 года №177. Одним из них предоставляется одноразовое питание, кому-то положено двух-, трехразовое питание в зависимости от времени нахождения в школе и того, к какой льготной категории он относится. В первую очередь одноразовое питание получают учащиеся 1-4 классов. Они, согласно постановлению, получают одноразовое горячее питание на сумму Br7 909. Двух-, трехразовое питание получают дети из малообеспеченных семей, дети-инвалиды. Ранее была третья категория - дети из семей с неполным достатком, но сейчас эта категория официально отсутствует.
В Минске список категорий, которые определены постановлением Совмина, расширен за счет принятия решения Мингорсовета о выделении дополнительного финансирования на питание детей. Одноразовое бесплатное питание в столице предоставляется также воспитанникам детских домов семейного типа, приемных и опекунских семей, детских деревень и государственного социально-педагогического учреждения образования "Детский городок Ленинского района г. Минска". Кроме того, этим же решением Мингорсовета определено, что к каждой льготной сумме от бюджета города добавляется сумма в размере 2,1% базовой величины. Поэтому дети льготной категории при денежной норме Br8310 получают обед на Br10 тыс. Это уже позволяет составить рациональное меню.
Как вы считаете, в течение 10 минут (именно столько длится школьная перемена) могут ли школьники 8 лет успеть сходить в столовую, съесть завтрак и вернуться в класс? Дети остаются в итоге голодными, продукты выбрасываются, а государственные деньги уходят на ветер.
Все зависит от количества учащихся, обучаемых в конкретном учреждении. Если школа маленькая, то расписание принятия пищи составлено таким образом, чтобы сначала были накормлены маленькие детки, потом постарше. Если эта школа с большой численностью учащихся, то, конечно, все возможные варианты учесть сложно. Тем не менее, как показывает практика, в каждом учебном учреждении меняется режим питания из четверти в четверть, чтобы в течение года выйти на более рациональный прием пищи всеми желающими покушать в школьной столовой.
В октябре 2012 года острым гастроэнтеритом заболели 19 учащихся Лунинецкого лицея. Результаты лабораторных исследований выявили у двоих детей патогенный стафилококк, у других - условно патогенную кишечную палочку. Источником инфекции стал персонал пищеблока - носители стафилококка. Путь передачи пищевой - винегрет, салаты, загрязненные персоналом в процессе их приготовления. Как часто аналогичные случаи происходят в Беларуси (статистика)?
В соответствии с законодательством плановые проверки пищеблоков проводятся один раз в год. Кроме того, проводятся внеплановые тематические проверки. Внеплановыми проверками мы охватываем до 80-85% учреждений образования. Где-то у 50-60% выявляются нарушения. Около 28% из них - это нарушения санитарно-эпидемического режима (нарушение уборки помещений, мытье посуды, маркировка, несоблюдение правил личной гигиены работниками).
Эти все моменты могут сыграть плохую роль в осложнении эпидемической ситуации. Такие вспышки, как в Лунинце, а тогда заболели 19 детей, случаются очень редко. За последние шесть лет, помимо этого случая, у нас было еще две вспышки. В 2007 году была вспышка дизентерии в СШ №1 в Толочине Витебской области. В 2012 году - сальмонеллеза в детском саду-яслях №29 в Пинске. После этого случая была разработана программа об улучшении материально-технической базы пищеблоков, которая находится на постоянном контроле.
Выявленные нарушения в 19% случаев касаются вопросов материально-технического обеспечения, качества питания - около 19%, несоблюдения технологий - около 10%. По результатам проверки, которая прошла осенью 2012 года, за выявленные нарушения были наказаны около 3 тыс. должностных лиц. Изредка встречаются единичные случаи грубых нарушений, такие как нарушение сроков хранения.
Эти все моменты могут сыграть плохую роль в осложнении эпидемической ситуации. Такие вспышки, как в Лунинце, а тогда заболели 19 детей, случаются очень редко. За последние шесть лет, помимо этого случая, у нас было еще две вспышки. В 2007 году была вспышка дизентерии в СШ №1 в Толочине Витебской области. В 2012 году - сальмонеллеза в детском саду-яслях №29 в Пинске. После этого случая была разработана программа об улучшении материально-технической базы пищеблоков, которая находится на постоянном контроле.
Выявленные нарушения в 19% случаев касаются вопросов материально-технического обеспечения, качества питания - около 19%, несоблюдения технологий - около 10%. По результатам проверки, которая прошла осенью 2012 года, за выявленные нарушения были наказаны около 3 тыс. должностных лиц. Изредка встречаются единичные случаи грубых нарушений, такие как нарушение сроков хранения.