Вопросы конференции
Как составляются планы проверок на полугодие, по каким основным критериям? Какие информационные технологии приходится использовать, планируете ли вы как-то еще больше усовершенствовать этот процесс?
Координационные планы, как уже было сказано, составляются на каждое полугодие органами комитета. Они включают все проверки, проводимые и контролирующими, и надзорными органами в областях и городе Минске. Планы формируются на основании представляемых государственными органами сводных планов проверок. Каждый государственный орган, который на сегодняшний день осуществляет контроль, формирует свой сводный план проверок и представляет его в соответствующий орган Комитета государственного контроля для формирования координационного плана. Комитет госконтроля все эти предложения обрабатывает и формирует единый координационный план в областях и Минске с установлением уже единых сроков проверок. Если какую-то проверку конкретного субъекта запланировали 2-3-4 контролирующих органа, то естественно устанавливается единый срок проведения данной проверки. Устанавливается также перечень контролирующих (надзорных) органов. Все это доступно субъектам хозяйствования, так как координационный план размещается за 15 дней до проверяемого периода на сайте Комитета госконтроля.
Содержится там также информация об отнесении субъекта к соответствующей группе риска. То есть субъект вправе проверить, обоснованно или необоснованно его включили в координационный план. Там указывается и контактный телефон работника контролирующего органа, который отвечает за организацию данной проверки. То есть, можно уточнить, на каком основании эта проверка запланирована. Так что все абсолютно прозрачно и открыто.
По каким критериям? Критерии отнесения субъектов к группам риска определены в законодательстве и только исходя из этих критериев может быть назначена плановая проверка.
Был задан вопрос, какие информационные технологии используются при формировании проверок. Хочу сказать, что с введением указа №510 нам было поручено разработать интегрированную автоматизированную систему контрольной и надзорной деятельности. На сегодняшний день эта система уже практически создана, она находится в опытно-промышленной эксплуатации и мы с ней работаем уже на реальных данных. Например, при формировании координационного плана на первое полугодие 2010 года, когда только-только был принят указ №510, органами КГК было предотвращено более 6 тыс. проверок, необоснованно включенных в план. То есть в результате нашего анализа, изучения не допустили включения в план более 6 тыс. проверок. Теперь с введением этой системы количество таких проверок, выявляемых органами комитета при формировании планов, становилось меньше и меньше. И на сегодняшний день это уже совсем незначительное количество проверок, которые мы выявляем, это примерно 200 проверок в плане последнего периода. Так как все требования указа уже заложены в эту информационную систему, то она не пропустит проверку, которая не соответствует периодичности назначения, не пропустит проверку органа, который не уполномочен ее проводить.
Естественно, данная система совершенствуется. Она была доработана в соответствии с требованиями указа №332 в части периодичности назначения проверок с учетом недопущения проведения проверок добросовестных субъектов. Учтены также требования планирования проверок в целом по вертикали контролирующего органа. Есть и другие основания, которые являются ограничениями для планирования проверок в соответствии с указом №332.
Интегрированная автоматизированная система контрольной надзорной деятельности в Беларуси предназначена не только для оптимизации и автоматизации процесса планирования. Она выполняет и такие задачи, как анализ результатов контрольной и надзорной деятельности. В эту систему вносятся результаты проверок, например, санкции, штрафы, административная ответственность, дисциплинарная. То есть, контрольная (надзорная) деятельность упорядочилась с учетом введения этой системы, в том числе и в части анализа ее результатов.
Работать над этой системой будем и дальше. Запланировано объединение нашей базы контрольной и надзорной деятельности с другими информационными системами, используемыми государственными органами.
Прежде чем запланировать проверку, нужно изучить деятельность организации, выбрать субъект для проверки. Сама система отработает информацию по субъекту, но объекты проверок выбрать не может. Поэтому часть аналитической работы естественно выполняют люди, которые планируют контрольную деятельность.
Содержится там также информация об отнесении субъекта к соответствующей группе риска. То есть субъект вправе проверить, обоснованно или необоснованно его включили в координационный план. Там указывается и контактный телефон работника контролирующего органа, который отвечает за организацию данной проверки. То есть, можно уточнить, на каком основании эта проверка запланирована. Так что все абсолютно прозрачно и открыто.
По каким критериям? Критерии отнесения субъектов к группам риска определены в законодательстве и только исходя из этих критериев может быть назначена плановая проверка.
Был задан вопрос, какие информационные технологии используются при формировании проверок. Хочу сказать, что с введением указа №510 нам было поручено разработать интегрированную автоматизированную систему контрольной и надзорной деятельности. На сегодняшний день эта система уже практически создана, она находится в опытно-промышленной эксплуатации и мы с ней работаем уже на реальных данных. Например, при формировании координационного плана на первое полугодие 2010 года, когда только-только был принят указ №510, органами КГК было предотвращено более 6 тыс. проверок, необоснованно включенных в план. То есть в результате нашего анализа, изучения не допустили включения в план более 6 тыс. проверок. Теперь с введением этой системы количество таких проверок, выявляемых органами комитета при формировании планов, становилось меньше и меньше. И на сегодняшний день это уже совсем незначительное количество проверок, которые мы выявляем, это примерно 200 проверок в плане последнего периода. Так как все требования указа уже заложены в эту информационную систему, то она не пропустит проверку, которая не соответствует периодичности назначения, не пропустит проверку органа, который не уполномочен ее проводить.
Естественно, данная система совершенствуется. Она была доработана в соответствии с требованиями указа №332 в части периодичности назначения проверок с учетом недопущения проведения проверок добросовестных субъектов. Учтены также требования планирования проверок в целом по вертикали контролирующего органа. Есть и другие основания, которые являются ограничениями для планирования проверок в соответствии с указом №332.
Интегрированная автоматизированная система контрольной надзорной деятельности в Беларуси предназначена не только для оптимизации и автоматизации процесса планирования. Она выполняет и такие задачи, как анализ результатов контрольной и надзорной деятельности. В эту систему вносятся результаты проверок, например, санкции, штрафы, административная ответственность, дисциплинарная. То есть, контрольная (надзорная) деятельность упорядочилась с учетом введения этой системы, в том числе и в части анализа ее результатов.
Работать над этой системой будем и дальше. Запланировано объединение нашей базы контрольной и надзорной деятельности с другими информационными системами, используемыми государственными органами.
Прежде чем запланировать проверку, нужно изучить деятельность организации, выбрать субъект для проверки. Сама система отработает информацию по субъекту, но объекты проверок выбрать не может. Поэтому часть аналитической работы естественно выполняют люди, которые планируют контрольную деятельность.
Вправе ли проводить проверку, в том числе финансово-хозяйственной деятельности организаций-застройщиков, администрации районов в г.Минске?
Указ №510 предусматривает единый подход в отношении всех контролирующих и надзорных органов. Проводить проверку орган может только в том случае, если он отвечает в совокупности трем критериям. Во-первых, если этот орган включен в перечень контролирующих надзорных органов из сферы контрольно-надзорной деятельности, утвержденный указом №510 с учетом редакции указа №332. Во-вторых, у этого органа есть соответствующая сфера контроля, названная в этом указе. И в-третьих, имеется законодательный акт либо постановление правительства, которые дают полномочия этому органу на осуществление контроля.
Администрации районов в городе Минске включены в перечень контролирующих надзорных органов, утвержденный указом №510. Сфера их контроля включает в том числе и контроль за деятельностью организаций-застройщиков, в частности за финансово-хозяйственной деятельностью. Действуют также два законодательных акта, которые дают полномочия местным исполнительно-распорядительным органам, в том числе администрациям Минска, на такого рода контроль. Это два указа президента - указ №43 от 28 января 2008 года "О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок" и указ №538 от 14 октября 2010 года "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков". В каждом из этих указов предусмотрено возложение контроля за деятельностью организаций-застройщиков на местные исполнительно-распорядительные органы.
Администрации районов в городе Минске включены в перечень контролирующих надзорных органов, утвержденный указом №510. Сфера их контроля включает в том числе и контроль за деятельностью организаций-застройщиков, в частности за финансово-хозяйственной деятельностью. Действуют также два законодательных акта, которые дают полномочия местным исполнительно-распорядительным органам, в том числе администрациям Минска, на такого рода контроль. Это два указа президента - указ №43 от 28 января 2008 года "О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок" и указ №538 от 14 октября 2010 года "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков". В каждом из этих указов предусмотрено возложение контроля за деятельностью организаций-застройщиков на местные исполнительно-распорядительные органы.
Считаете ли вы, что белорусский бизнес уже стал достаточно законопослушным и не нарушает законодательство умышленно? В этой связи, может быть, контроль в будущем станет ненужным? Или контроль должен быть всегда?
Контроль - это одна из функций управления. Что касается законопослушности нашего бизнеса, да, много принимается мер деловым сообществом республики для наведения порядка в бизнесе. И если раньше мы говорили о том, что где-то им следует больше внимания уделять именно вопросам работы с предпринимателями по разъяснению законодательства, по каким-то другим направлениям деятельности, то сегодня эта работа ведется, мы это чувствуем, видим. Бизнес-сообщество приглашает нас на свои мероприятия.
Что касается конкретных результатов, то у тех субъектов, которые попадают в поле зрения контролеров, к сожалению, нарушений выявляется много. Я уже называла эту цифру - практически 90% проверок, которые проводят контролирующие и надзорные органы, нарушения выявляют. А у тех субъектов, которые проверяет Комитет государственного контроля, практически по каждой проверке выявлены нарушения законодательства. Сказать, что бизнес на сегодняшний день не соблюдает законодательство, я не могу. Тем не менее, результаты проверок говорят о том, что проблемы еще есть.
Что касается конкретных результатов, то у тех субъектов, которые попадают в поле зрения контролеров, к сожалению, нарушений выявляется много. Я уже называла эту цифру - практически 90% проверок, которые проводят контролирующие и надзорные органы, нарушения выявляют. А у тех субъектов, которые проверяет Комитет государственного контроля, практически по каждой проверке выявлены нарушения законодательства. Сказать, что бизнес на сегодняшний день не соблюдает законодательство, я не могу. Тем не менее, результаты проверок говорят о том, что проблемы еще есть.
Есть ли какой-то международный опыт работы органов контроля, который вы используете? Обсуждаете ли вы свои действия с коллегами стран Таможенного союза? Чем в России и Казахстане отличается эта работа?
Да, безусловно, такой опыт сотрудничества есть, и он достаточно длительный и обширный. Во-первых, на макромеждународном уровне Комитет госконтроля с 2001 года является членом международной организации высших органов финансового контроля INTOSAI и с 2002 года - Европейской организации высших контрольных органов (EUROSAI).
Кроме того, комитетом заключены международные договоры межведомственного характера о сотрудничестве. Такие соглашения заключены не только с высшими органами финансового контроля государств-участников СНГ, но и с органами финансового контроля (аудита) других государств. Например, мы подписали соглашения с Министерством контроля Китайской Народной Республики, с Советом по аудиту и инспекциям Республики Корея. Есть у нас такое соглашение и с Государственной аудиторской службой Социалистической Республики Вьетнам.
На уровне СНГ у нас создан совет руководителей высших органов финансового контроля, ежегодно проводятся сессии этого совета. Очередная сессия запланирована в этом году на сентябрь в Казахстане.
Что касается стран Таможенного союза, то у нас заключены соглашения о сотрудничестве и со Счетной палатой Российской Федерации, и со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан.
Кроме того, со Счетной палатой Российской Федерации мы активно работаем в рамках контроля за исполнением бюджета Союзного государства. Ежегодно формируем планы совместных мероприятий, проводим совместные коллегии. И в России, и в Казахстане Счетная палата и Счетный комитет - это высшие органы финансового контроля. Такой же статус по Конституции и у Комитета государственного контроля.
Что касается различий, то, например, мы и Счетный комитет Казахстана подотчетны президентам своих стран, а Счетная палата России подотчетна Федеральному собранию Российской Федерации. Работа по планированию и координации проверок ведется в каждом из этих государств, но в Беларуси координационные планы формирует Комитет госконтроля, а в России и Казахстане эта функция возложена на Генеральную прокуратуру.
Кроме того, комитетом заключены международные договоры межведомственного характера о сотрудничестве. Такие соглашения заключены не только с высшими органами финансового контроля государств-участников СНГ, но и с органами финансового контроля (аудита) других государств. Например, мы подписали соглашения с Министерством контроля Китайской Народной Республики, с Советом по аудиту и инспекциям Республики Корея. Есть у нас такое соглашение и с Государственной аудиторской службой Социалистической Республики Вьетнам.
На уровне СНГ у нас создан совет руководителей высших органов финансового контроля, ежегодно проводятся сессии этого совета. Очередная сессия запланирована в этом году на сентябрь в Казахстане.
Что касается стран Таможенного союза, то у нас заключены соглашения о сотрудничестве и со Счетной палатой Российской Федерации, и со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан.
Кроме того, со Счетной палатой Российской Федерации мы активно работаем в рамках контроля за исполнением бюджета Союзного государства. Ежегодно формируем планы совместных мероприятий, проводим совместные коллегии. И в России, и в Казахстане Счетная палата и Счетный комитет - это высшие органы финансового контроля. Такой же статус по Конституции и у Комитета государственного контроля.
Что касается различий, то, например, мы и Счетный комитет Казахстана подотчетны президентам своих стран, а Счетная палата России подотчетна Федеральному собранию Российской Федерации. Работа по планированию и координации проверок ведется в каждом из этих государств, но в Беларуси координационные планы формирует Комитет госконтроля, а в России и Казахстане эта функция возложена на Генеральную прокуратуру.
Проверяют ли контролирующие органы охотничьи хозяйства, какие нарушения там есть?
Согласно пункту 245 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой осуществляется органами охотничьего контроля (Минлесхозом, Минприроды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и другими) в соответствии с их компетенцией. Контролирующими (надзорными) органами проводятся проверки охотничьих хозяйства по всем вопросам, связанным с их деятельностью, - от соблюдения законодательства об охране труда до обеспечения соответствия законодательству осуществляемых охотничьими хозяйствами финансово-хозяйственных операций и уплаты налогов.
Комитетом госконтроля в 2012 году при проверках охотхозяйств были установлены факты нарушений налогового законодательства, которые повлекли недоплату налогов (сборов) в общей сумме Br220 млн. и начисление пеней на Br80 млн. Были нарушения порядка ведения кассовых операций при оплате разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним. Отмечены также многочисленные нарушения Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты: не обеспечивалось обязательное ветеринарное обследование добытых диких кабанов на заражение трихинеллезом, не уведомлялись структурные подразделения Госинспекции охраны животного и растительного мира о проведении охот на нежелательные виды диких животных, не организовывалась добыча раненых животных, не проводился учет численности охотничьих животных и т.д.
Комитетом госконтроля в 2012 году при проверках охотхозяйств были установлены факты нарушений налогового законодательства, которые повлекли недоплату налогов (сборов) в общей сумме Br220 млн. и начисление пеней на Br80 млн. Были нарушения порядка ведения кассовых операций при оплате разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним. Отмечены также многочисленные нарушения Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты: не обеспечивалось обязательное ветеринарное обследование добытых диких кабанов на заражение трихинеллезом, не уведомлялись структурные подразделения Госинспекции охраны животного и растительного мира о проведении охот на нежелательные виды диких животных, не организовывалась добыча раненых животных, не проводился учет численности охотничьих животных и т.д.
В сельском хозяйстве, наверное, что ни проверь, все нарушения. И там много используется бюджетных средств, вы проверяете их рациональное и эффективное использование, есть ли какой-то эффект от этого, нарушения снижаются?
Комитет госконтроля постоянно контролирует работу всего агропромышленного комплекса, проверяя в организациях АПК в том числе и вопросы, связанные с использованием бюджетных средств, как правило, на реализацию государственных и отраслевых программ. Естественно, проверяется расходование средств, выделяемых аграриям в виде господдержки и на другие насущные цели - техническое переоснащение, закупку минеральных удобрений, средств защиты, ГСМ и др.
Например, за 2012 год селу выделено из республиканского и местных бюджетов Br14,7 трлн. Проверки показывают, что в подавляющем большинстве эти деньги используются по целевому назначению. В то же время не всегда средства используются эффективно. Как вы правильно заметили, много допускается технологических нарушений, которые отрицательно влияют на показатели валового производства сельхозпродукции, ее себестоимости и соответственно рентабельности. Кроме того, есть факты, когда долгое время не вводится в эксплуатацию закупленное за счет бюджета технологическое оборудование, не используется новая техника. Для устранения нарушений и недостатков Комитет госконтроля постоянно работает в тесном сотрудничестве с правительством, облисполкомами и райисполкомами.
Учитывая, что уровень производства в сельском хозяйстве в основном имеет положительную динамику, как в плане освоения новых технологий, так и в плане достигнутых производственных показателей, можно сделать вывод о том, что эффективность от выделяемых государством селу средств также возрастает.
Например, за 2012 год селу выделено из республиканского и местных бюджетов Br14,7 трлн. Проверки показывают, что в подавляющем большинстве эти деньги используются по целевому назначению. В то же время не всегда средства используются эффективно. Как вы правильно заметили, много допускается технологических нарушений, которые отрицательно влияют на показатели валового производства сельхозпродукции, ее себестоимости и соответственно рентабельности. Кроме того, есть факты, когда долгое время не вводится в эксплуатацию закупленное за счет бюджета технологическое оборудование, не используется новая техника. Для устранения нарушений и недостатков Комитет госконтроля постоянно работает в тесном сотрудничестве с правительством, облисполкомами и райисполкомами.
Учитывая, что уровень производства в сельском хозяйстве в основном имеет положительную динамику, как в плане освоения новых технологий, так и в плане достигнутых производственных показателей, можно сделать вывод о том, что эффективность от выделяемых государством селу средств также возрастает.
Одной из наиболее криминальных сфер считают игорный бизнес. Сколько нарушений там выявлено в прошлом году, сколько проверок проведено, что выявлено, есть ли честные игроки в этом бизнесе и проверки это показали?
Комитетом госконтроля постоянно проводятся проверочные мероприятия субъектов хозяйствования в сфере игорного бизнеса и осуществляется мониторинг их деятельности. На проверенных в 2012 году объектах (а проверки проводились не в одном десятке игорных заведений) выявлены нарушения законодательства. Нарушения такие: участие в азартных играх лиц, не достигших 18-летнего возраста; выплата выигрыша без предъявления игроками документа, удостоверяющего личность; невнесение сведений по техническому обслуживанию в паспорт (формуляр) игрового автомата; отсутствие правил внутреннего контроля за финансовыми операциями; нарушение сроков проведения внешнеторговой операции при приобретении игрового оборудования и другие. Одним игорным заведением были допущены нарушения лицензионных требований и условий осуществления деятельности в данной сфере. Это повлекло конфискацию дохода, полученного с нарушением законодательства. Установлены также факты осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса без лицензии. По данным фактам возбуждены уголовные дела.
Одной из основных проблем в сфере игорного бизнеса является недостаточная прозрачность денежных потоков в игорных заведениях, поскольку не все субъекты отражают в бухгалтерском учете реальные обороты. Так, одни игорные заведения из года в год в отчетах показывает убытки, а другие - миллиардные прибыли. Для решения этой проблемы и усиления контроля за деятельностью игорных заведений принято решение о создании в стране специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
Одной из основных проблем в сфере игорного бизнеса является недостаточная прозрачность денежных потоков в игорных заведениях, поскольку не все субъекты отражают в бухгалтерском учете реальные обороты. Так, одни игорные заведения из года в год в отчетах показывает убытки, а другие - миллиардные прибыли. Для решения этой проблемы и усиления контроля за деятельностью игорных заведений принято решение о создании в стране специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.