Сергей Трофимович, главный бухгалтер
В 2013 году НК дополнен нормой, согласно которой поступления в счет возмещения упущенной выгоды включаются в состав внереализационных доходов в величине, превышающей размер упущенной выгоды (подп.3.7 ст. 128 НК). Как и на основании каких документов определить размер упущенной выгоды?
Понятие упущенной выгоды – это гражданско-правовой термин. Он определяется в соответствии с гражданским законодательством. Упущенная выгода в первую очередь определяется лицом, которое по каким-то причинам не получило предполагаемый доход. В дальнейшем такое лицо согласует размер со своим контрагентом. Если контрагент не согласен, спор разрешается в судебном порядке. В идеале – это судебный документ, потому что в решении суда будет предусмотрен размер упущенной выгоды. Если же они договариваются самостоятельно, значит это самостоятельно определенная упущенная выгода, которая согласована сторонами. Любой подписанный ими документ, который свидетельствует о размере упущенной выгоды и является согласием двух сторон, будет являться основанием для включения в состав внереализационных доходов размера упущенной выгоды.
Пуховская Наталья, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
С 2013 года дата отражения внереализационных расходов определяется плательщиком в соответствии с его учетной политикой, но не может быть ранее даты, когда они были фактически понесены, а в отношении расходов, по которым в пункте 3 статьи 129 НК указана дата их отражения, - не может быть ранее указанной даты (п.2 ст. 129 НК). Какая вариантность отражения внереализационых расходов может быть установлена в учетной политике? Следует ли для целей исчисления налога на прибыль прописывать в учетной политике порядок отражения внереализационных расходов по каждому виду расхода?
Внереализационные расходы в отличие от внереализационных доходов для целей налогообложения не предусматривают вариантности. Во внереализационных доходах у плательщика есть право выбора, когда он будет платить налог (либо по мере его начисления в бухгалтерском учете, либо по факту поступления). Для внереализационных расходов такая дата жестко фиксирована: либо когда расходы фактически понесены, либо это дата, четко определенная пунктом 3 статьи 129 НК. Например, потери от остановки производства, простоев по внутрипроизводственным и внешним причинам, если их виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, будут включены в состав внереализационных расходов на дату составления документов, подтверждающих, что виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них.
Поскольку Налоговым кодексом определены конкретные даты, нет никакой необходимости прописывать это в учетной политике или каким-то иным образом оговаривать, потому что никаких других вариантов быть не может.
Юлия Станиславовна, главный бухгалтер
Как в 2013 году учитываются при исчислении налога на прибыль потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие)?
С 2013 года произошли изменения в части отражения расходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами. При дорожно-транспортном происшествии для того, чтобы расходы учесть в составе внереализационных расходов, должно отсутствовать виновное лицо либо иметься отказ суда во взыскании с виновного сумм потерь и расходов. В противном случае такие расходы нельзя будет учесть в составе внереализационных расходов и уменьшить налогооблагаемую базу.
Артем Александрович, главный бухгалтер
Изменился ли в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Республики Беларусь, порядок налогообложения ценных бумаг?
Порядок налогообложения ценных бумаг предусмотрен ст.138 Налогового кодекса с учетом особенностей. В целом порядок не изменился. Исключения составили облигации собственного выпуска. С 2013 года эмитенты облигаций не учитывают доходы от этих облигаций при определении доходов и расходов по операциям с иными ценными бумагами (в том числе по облигациям не собственного выпуска) при определении налоговой базы по налогу на прибыль особенности налогообложения, предусмотренные названные статьей. Собственные облигации и доходы/расходы, связанные с их выпуском, в том числе на вторичном рынке, будут учитываться теперь в общих доходах/расходах либо в выручке/затратах, в зависимости от особенностей налогообложения. Возможно, это будет страховая компания или банк, у которых нет выручки/затрат.
Прудникова Людмила, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
У организации по состоянию на 1 января 2013 года осталась сумма процентов по кредитам, не списанных на затраты при исчислении налога на прибыль, которые приходятся на остаток нереализованных товаров. В течение 2013 года организация будет отражать выручку по отгруженным в 2012 году товарам по мере поступления оплаты за них, но не позднее 31 декабря 2013 года. Должна ли организация в течение 2013 года составлять расчет суммы процентов за кредит, приходящихся на реализованные товары, в порядке, который был ранее установлен подп. 2.2 ст. 130 Налогового кодекса, для того, чтобы на затраты относить только те проценты, которые приходятся на реализованные товары? Или она может предусмотреть списание суммы процентов в ином порядке (например, ежемесячно равными суммами в течение года)?
С 2013 года в налоговом законодательстве отменена норма, предусматривающая для целей налогообложения распределение на остаток нереализованного товара процентов по кредитам и транспортных расходов. Данное распределение проводилось предприятиями, которые осуществляли реализацию приобретенных товаров, то есть предприятиями торговли. Соответственно, в связи с тем, что она отменена, у каждого предприятия могли остаться некоторые расходы, которые так и не были учтены, поскольку останутся на 31 декабря 2012 года остатки нереализованных товаров. Предприятие изменит порядок определения выручки. Например, работало, используя метод по оплате, а в 2013 году будет работать по начислению. В данной ситуации, с учетом переходного периода, по мере поступления оплаты либо не позднее 31 декабря 2013 года доходы учтутся при налогообложении как выручка по всем отгруженным ранее товарам и, соответственно, затраты, которые приходились на остатки нереализованных товаров. Если же товар будет реализовываться в 2013 году, то все эти затраты могут быть учтены под определенную выручку 2013 года. На бухгалтерский учет это никаким образом не может повлиять, так как такие затраты для целей бухгалтерского учета уже давно учтены. Для целей налогообложения в течение 2013 года эти суммы могут быть учтены в составе затрат и могут уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Александра Александровна, главный бухгалтер
Должны ли быть списаны в течение 2013 года на затраты, учитываемые при налогообложении, проценты, приходящиеся на остаток товаров на складе по состоянию на конец 2012 года, если эти товары не будут отгружены и реализованы в течение 2013 года?
Налоговым законодательством не предусмотрено, что они должны быть списаны в определенный период времени. Поскольку ограничение по распределению с 2013 года отменяется, то проценты не должны, но могут быть списаны, независимо от того, что товар так и не отгружен в течение 2013 года. Все трактуется в пользу плательщика. Поскольку такое ограничение отменено, в течение 2013 года плательщики могут такие проценты или транспортные расходы, которые у них «зависли» на конец 2012 года, учесть при налогообложении. При этом необходимо учесть нормы пункта 12 Инструкции, утвержденной постановлением Министерства финансов от 30 сентября 2011 года № 102.
Мазалевский Максим, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
С 2013 года в бухгалтерском учете введено новое понятие – обесценение основного средства. Организации вправе отражать суммы обесценения, а также суммы восстановления обесценения основного средства на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Учитываются ли суммы этого обесценения при исчислении прибыли, подлежащей налогообложению?
С 2013 года в бухгалтерском учете вводится такое понятие, как обесценение основного средства. Для целей налогообложения такой нормы не предусмотрено, и расходы в виде обесценения основного средства, то есть уменьшения его стоимости, не будут учитываться для целей налогообложения ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов. Как и ранее, будет учитываться только предусмотренная Налоговым кодексом сумма амортизационных отчислений на все основные средства, участвующие в предпринимательской деятельности.
Александра Александровна, главный бухгалтер
С 2013 года из Налогового кодекса исключена норма о том, что при налогообложении не учитываются расходы на выдачу средств индивидуальной защиты сверх установленных норм. Необходимо ли организациям локальными нормативными актами устанавливать нормы выдачи средств индивидуальной защиты и учитывать эти нормы при отнесении на затраты в налоговом учете?
Несмотря на то, что в налоговом законодательстве отменены ограничения по включению стоимости в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в любом случае средства индивидуальной защиты в первую очередь контролируются трудовым законодательством. Постановлением от 30 декабря 2008 года Министерства труда и социальной защиты утверждена Инструкция №209 «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты».
Кроме этого, Министерством труда по отраслям утверждены типовые нормы средств индивидуальной защиты, которыми необходимо руководствоваться. Но в выше названной инструкции предусмотрено, что наниматель имеет право предусматривать выдачу работникам средств индивидуальной защиты сверх типовых норм. Для того чтобы стоимость средств индивидуальной защиты сверх типовых норм учесть при налогообложении в составе учитываемых затрат, необходимо руководствоваться п.18 Инструкции №209 и предусмотреть возможность их выдачи коллективным или трудовым договорами.
Юлия Станиславовна, главный бухгалтер
Сможет ли организация в 2013 году применить амортизационную премию по основному средству, полученному и введенному в эксплуатацию в 2012 году, если амортизация по нему начнет начисляться в 2013 году?
Вопрос некорректен, либо это некий переходный период (декабрь-январь). По инструкции по начислению амортизации от 27 февраля 2009 года №37/18/6, амортизация начинает исчисляться с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Если основное средство введено в эксплуатацию в декабре 2012 года и амортизационная премия не применялась, то амортизация начнет по нему начисляться в январе 2013 года. По факту на 1 января 2013 года условия начала начисления амортизации соблюдаются, а именно это будет являться основанием для применения амортизационной премии в 2013 году.
Юлия Станиславовна, главный бухгалтер
С 2013 года амортизационная премия в налоговом учете отражается в месяце отражения амортизации в бухгалтерском учете. Применяется ли эта норма к основным средствам, приобретенным и поставленным на учет в 2012 году, по которым амортизация в 2012 году не начислялась?
Такая ситуация будет весьма распространена в 2013 году, когда предприятие приобрело и поставило на учет в 2012 году основные средства либо нематериальный актив, но так и не ввело в эксплуатацию, и амортизационная премия не применялась. Если ввод в эксплуатацию будет осуществлен в 2013 году, это будет являться основанием для начисления амортизации по общим правилам в бухгалтерском учете и для учета сумм амортизационных отчислений для целей налогообложения в 2013 году, и, как следствие, возникнет право применения амортизационной премии.
Мазалевский Максим, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
Организация в 2012 году приобрела и поставила на учет основное средство. На дату постановки его на учет была применена амортизационная премия. Амортизация в бухгалтерском учете начнет начисляться в 2013 году. Сможет ли организация в 2013 году применить еще раз амортизационную премию по этому основному средству?
В такой ситуации предприятие не сможет применить амортизационную премию, поскольку уже выполнено условие ее применения на момент приобретения и постановки на учет основного средства. Налоговым законодательством предусмотрено, что премия может применяться однократно. С 2013 года просто поменялись условия ее применения, это технические корректировки законодательства. Раз премия была применена в 2012 году, в 2013 году она не может быть применена, независимо от наличия условий и оснований, предусмотренных в новой редакции закона.
Лариса Петровна, главный бухгалтер
Плательщик занимается международными грузоперевозками. Он является членом некоммерческой организации Республики Беларусь и уплачивает туда членские взносы. Членство в этой некоммерческой организации помогает плательщику осуществлять международные перевозки и является обязательным для осуществления этих перевозок. Учитываются ли при налогообложении членские взносы в данном случае?
Подпункт 1.17 п.1 ст.131 Налогового кодекса в действующей редакции определяет, что предприятия, занимающиеся международными перевозками, могут учитывать такие членские взносы в составе затрат при налогообложении, уменьшая, таким образом, налогооблагаемую прибыль.