Вопросы конференции
При нынешнем уровне цен на обучение в автошколах насколько они рентабельны? Будут ли повышаться цены? Предлагаю поставить зарплату мастера по обучению вождению в прямую зависимость от того, как сдают экзамены его ученики, а также от отзывов учеников. Причем прописать это в соответствующих инструкциях с указанием конкретной системы вознаграждения. Может тогда мы не увидим пьяных инструкторов на линии и не будем слышать хамских и оскорбительных замечаний?
До 2008 года цены в автошколах регулировались постановлениями Совета Министров. В настоящее время стоимость обучения определяют сами организации, в том числе зарплату мастера по обучению вождению. Если руководство школы посчитает необходимым поощрить мастера по обучению вождению и найдет для этого средства, то не вижу никаких преград.
Таким образом, только сами автошколы могут повысить или понизить цены на свои услуги. Здесь срабатывает принцип конкуренции: люди пойдут учиться туда, где дешевле. Если экзамен в ГАИ сдает группа из восьми человек, то автошкола наверняка не будет рентабельной, лучше ей сразу закрыться. В школах с 100-процентной наполняемостью учениками таких проблем нет.
Стоит учитывать, что автошколы при определении стоимости обучения исходят из экономической ситуации в целом по стране. Так, затратная часть такой организации зависит от цен на топливо, аренду помещений, автомобилей.
Таким образом, только сами автошколы могут повысить или понизить цены на свои услуги. Здесь срабатывает принцип конкуренции: люди пойдут учиться туда, где дешевле. Если экзамен в ГАИ сдает группа из восьми человек, то автошкола наверняка не будет рентабельной, лучше ей сразу закрыться. В школах с 100-процентной наполняемостью учениками таких проблем нет.
Стоит учитывать, что автошколы при определении стоимости обучения исходят из экономической ситуации в целом по стране. Так, затратная часть такой организации зависит от цен на топливо, аренду помещений, автомобилей.
Полномочия по утверждению программ подготовки водителей в автошколах недавно были переданы Министерству транспорта и коммуникаций Беларуси, в частности УП "Белтехосмотр". Буквально на прошлой неделе министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак сообщил, что Минтранс пересматривает подходы к организации подготовки водителей в автошколах. Сами же представители автошкол сетуют, что старые программы отменены, а новых еще нет. Михаил Сергеевич, проясните, пожалуйста, ситуацию.
Действительно, в этом году полномочия по утверждению программ были переданы Минтрансу. Программы новые утверждены постановлением этого министерства №47 от 23 октября 2012 года. Разработчиком их не является "Белтехосмотр", предприятие вообще не разрабатывает ни стандарты, ни программы. Этим занимается Белорусский научно-исследовательский институт транспорта "Транстехника". Если была задержка по их размещению и опубликованию, то это, я думаю, в первую очередь связано с большим объемом работ, потому что на сегодня были переутверждены около 18 программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей по разным категориям. Итого объем информации составил около 900 страниц. В целом о размещении и официальном опубликовании - это вопросы к разработчикам.
Что касается внесения изменений, то пока программы только переутверждены. Изменения и дополнения будут вноситься в начале следующего года. Пакет предложений, который должен быть, в настоящее время рассматривается и изучается, в том числе Генеральной прокуратурой Беларуси. Мы запрашивали мнение у всех учебных организаций, размещали эту информацию на сайте. Все эти предложения будут учтены.
Многие ссылаются на то, что у нас плохая подготовка водителей, потому что плохие программы. Дело не в программах. Дело в системе обучения. Новые программы ничем не отличаются от тех, которые сегодня существуют в странах Евросоюза и СНГ. По количеству часов практики и теории пересмотра не будет. Возможно, будет дифференцированная система теоретической подготовки, потому что многие курсанты, которые приходят на обучение, уже имеют некоторые навыки. Но есть и другие, которые приходят с нуля.
Если программа выполняется полностью в соответствии с описанным количеством часов, то этого достаточно для получения первоначальных навыков для управления транспортным средством. Вопрос, как дальше будет - зависит от водителя. Сегодня вопрос стоит в том, что в процессе обучения каждый проезжает 700-800 километров. А для того чтобы стать полноценным участником движения, надо проехать минимум 100 тыс. километров. Этого также не отрицают специалисты СНГ и Евросоюза. Для этого необходимо искать вторичную систему обучения. То есть водитель должен сам в процессе управления транспортным средством обучаться. У нас есть программа повышения квалификации. Если кто-то, например, получил водительское удостоверение, но у него был перерыв в практике, то официально можно обратиться в учебные организации. Они могут дополнительно обучить по вашему желанию.
Что касается внесения изменений, то пока программы только переутверждены. Изменения и дополнения будут вноситься в начале следующего года. Пакет предложений, который должен быть, в настоящее время рассматривается и изучается, в том числе Генеральной прокуратурой Беларуси. Мы запрашивали мнение у всех учебных организаций, размещали эту информацию на сайте. Все эти предложения будут учтены.
Многие ссылаются на то, что у нас плохая подготовка водителей, потому что плохие программы. Дело не в программах. Дело в системе обучения. Новые программы ничем не отличаются от тех, которые сегодня существуют в странах Евросоюза и СНГ. По количеству часов практики и теории пересмотра не будет. Возможно, будет дифференцированная система теоретической подготовки, потому что многие курсанты, которые приходят на обучение, уже имеют некоторые навыки. Но есть и другие, которые приходят с нуля.
Если программа выполняется полностью в соответствии с описанным количеством часов, то этого достаточно для получения первоначальных навыков для управления транспортным средством. Вопрос, как дальше будет - зависит от водителя. Сегодня вопрос стоит в том, что в процессе обучения каждый проезжает 700-800 километров. А для того чтобы стать полноценным участником движения, надо проехать минимум 100 тыс. километров. Этого также не отрицают специалисты СНГ и Евросоюза. Для этого необходимо искать вторичную систему обучения. То есть водитель должен сам в процессе управления транспортным средством обучаться. У нас есть программа повышения квалификации. Если кто-то, например, получил водительское удостоверение, но у него был перерыв в практике, то официально можно обратиться в учебные организации. Они могут дополнительно обучить по вашему желанию.
По статистике, 80% ДТП происходит из-за личной недисциплинированности водителей. В автошколах учат правилам и правильному вождению, но ни слова не говорят о культуре вождения. Будет ли предусмотрено это в новых программах?
На обучение водителей этике и культуре поведения в программах отводится около семи часов. В принципе, такого времени достаточно. Здесь вопрос другого плана: как это преподают будущим водителям.
Тем не менее, существуют люди с агрессивным типом вождения и, на мой взгляд, их ни в какой автошколе не научат этике и дисциплинированности на дороге. Можно увеличить отведенные часы на данную программу, но если агрессивность - индивидуальная особенность человека, то его не переучишь.
Станислав Соловей:
Я согласен с тем мнением, что если человек по жизни ведет себя по-хамски, то также он будет вести себя за рулем. Как показывает практика, большинство водителей с агрессивным типом вождения - это типаж молодых автолюбителей, которые пытаются самореализоваться на дороге.
В 2011 году ГАИ МВД была объявлена программа взаимопонимания на дорогах, которая направлена на улучшение взаимоотношений между всеми участниками дорожного движения. Основным условием взаимовежливости на дорогах является взаимоуважение и соблюдение правил.
В целом в последнее время отмечается, что менталитет водителей и пешеходов меняется в лучшую сторону. Поэтому сегодня Министерство образования, ГАИ, МВД и другие заинтересованные ведомства делают акцент на повышение культуры поведения на дорогах всех участников движения.
Тем не менее, существуют люди с агрессивным типом вождения и, на мой взгляд, их ни в какой автошколе не научат этике и дисциплинированности на дороге. Можно увеличить отведенные часы на данную программу, но если агрессивность - индивидуальная особенность человека, то его не переучишь.
Станислав Соловей:
Я согласен с тем мнением, что если человек по жизни ведет себя по-хамски, то также он будет вести себя за рулем. Как показывает практика, большинство водителей с агрессивным типом вождения - это типаж молодых автолюбителей, которые пытаются самореализоваться на дороге.
В 2011 году ГАИ МВД была объявлена программа взаимопонимания на дорогах, которая направлена на улучшение взаимоотношений между всеми участниками дорожного движения. Основным условием взаимовежливости на дорогах является взаимоуважение и соблюдение правил.
В целом в последнее время отмечается, что менталитет водителей и пешеходов меняется в лучшую сторону. Поэтому сегодня Министерство образования, ГАИ, МВД и другие заинтересованные ведомства делают акцент на повышение культуры поведения на дорогах всех участников движения.
В Могилеве на базе Объединенной технической школы №1 ДОСААФ начали обучать вождению инвалидов-колясочников. Пока это единственное учебное заведение в регионе, да и, наверное, в стране, которое оказывает такую услугу. А когда такие автошколы появятся в других городах и в столице?
На сегодняшний момент школ, которые обучают вождению инвалидов-колясочников, уже четыре. Увеличение их количества зависит от спроса на данный вид услуг. Такие школы требуют дополнительных затрат, оборудования, автомобилей, а если спрос будет низким, то они никогда не окупятся.
Проводилось социологическое исследование совместно с областными комитетами по соцзащите, желают ли люди с ограниченными возможностями обучаться вождению. В настоящее время потребности населения по данному вопросу полностью удовлетворяются.
Для людей с ограниченными возможностями разрешены раздельные формы обучения, то есть теория преподается в одной организации, а практика - в другой. Что касается вопроса о возможности обучения вождению на автомобиле, оборудованном коробкой-автоматом, то не так давно Минздрав начал выдавать справки о годности человека к управлению автомобилем с коробкой-автоматом. Соответственно будут вноситься изменения в программу подготовки инвалидов-колясочников. Мы в свою очередь пойдем навстречу и постараемся предоставить соответствующие условия: людям с ограниченными возможностями будет разрешено обучение вождению на автомобилях с коробкой-автоматом, будут вноситься изменения в существующие временные ограничения при подготовке, у инвалидов будет возможность раздельного обучения.
Проводилось социологическое исследование совместно с областными комитетами по соцзащите, желают ли люди с ограниченными возможностями обучаться вождению. В настоящее время потребности населения по данному вопросу полностью удовлетворяются.
Для людей с ограниченными возможностями разрешены раздельные формы обучения, то есть теория преподается в одной организации, а практика - в другой. Что касается вопроса о возможности обучения вождению на автомобиле, оборудованном коробкой-автоматом, то не так давно Минздрав начал выдавать справки о годности человека к управлению автомобилем с коробкой-автоматом. Соответственно будут вноситься изменения в программу подготовки инвалидов-колясочников. Мы в свою очередь пойдем навстречу и постараемся предоставить соответствующие условия: людям с ограниченными возможностями будет разрешено обучение вождению на автомобилях с коробкой-автоматом, будут вноситься изменения в существующие временные ограничения при подготовке, у инвалидов будет возможность раздельного обучения.