ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Виктория Лебедева
По каким правилам будет проходить вступительная кампания в следующем году? Планируется ли внести изменения в правила приема?
К концу месяца планируется, что Государственная комиссия по контролю за ходом проведения вступительных кампаний подведет итоги и, соответственно, внесет свои предложения. Тогда можно будет говорить о каких-либо возможных изменениях в правила приема.

В прошлом году такие предложения были подготовлены и обсуждены. Конечно же, не все возможно так быстро изменить, как иногда хочется. Поэтому глава государства решил продлить на год действие существующих правил приема. Думаю, что после предложений госкомиссии и обсуждения на высшем уровне необходимые коррективы будут внесены. По крайней мере, на это нацелены и Министерство образования, и высшие учебные заведения, и Комиссия по контролю за ходом вступительных кампаний.

Какие это будут изменения? Сейчас сказать сложно. Прежде всего актуальны будут изменения, которые вносились по итогам кампании прошлого года. Дело в том, что внедрение электронной системы зачисления требует упрощения системы льготного приема. А значит, необходимо перенести предоставление льгот со вступительной кампании на срок обучения в вузе. Причем только для тех, кто в них нуждается. Дальше мы будем настраиваться на повышение спроса с абитуриентов. Надеюсь, что проходной бал, который разрешает участвовать в конкурсе, будет повышаться.

Будем создавать возможности для экспорта образовательных услуг. В этом году мы сделали определенные шаги для того, чтобы в белорусские заведения могли поступать граждане России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также иностранные граждане по собеседованию. Возможны и некоторые другие изменения, которые будут направлены на повышение спроса, уровня требований, упрощение системы зачисления, ориентируя ее на абитуриента. 
Наталья
Недавно у студентов в Беларуси появилась возможность одновременно с обучением в отечественном вузе получить еще и английский диплом, обучаясь по программе оксфордского Magna Carta College. Как вы оцениваете такое новшество?
Это не первый для нашей страны подобный проект. Студенты белорусских вузов участвуют в различных программах студенческого обмена, в том числе Erasmus Mundus, Tempus, IAЕSTE (Международная ассоциация по обмену студентами для прохождения студентами производственной практики) и т.д. Например, по программе IAЕSTE порядка 50 наших граждан сейчас находятся на практике в западных странах (Англия, Германия, Бельгия, Испания) и столько же студентов из этих стран проходят практику в Беларуси, так как по условиям работы ассоциации обмен осуществляется на взаимной основе.

Но это практика, а мы бы хотели развивать обучение целиком - семестр, пройти экзамены, прочувствовать это. Такой опыт был бы очень полезен. Мы будем двигаться в соответствии с европейскими тенденциями, обеспечивая мобильность студентов, и подумываем, чтобы закрепить такую практику и для преподавателей. Скажем, обязательная стажировка в других университетах с преподаванием там курса.

И главное, чтобы все эти проекты были направлены на подготовку специалистов для Беларуси. Например, у БГЭУ и у Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины были такие программы с Сорбонной. Могилевский государственный университет сотрудничает с Россией.

Со следующего года мы уделим значительное внимание вопросу развития студенческой мобильности. Чтобы на протяжении одного семестра, а лучше двух студенты обучались в вузах за пределами Беларуси. На этот счет у нас есть договоренности с Казахстаном, университет которого реализует полностью англоязычные программы. Мы попробуем наладить более тесное сотрудничество с ними. Более подробно этот вопрос планируется обсудить на совместной коллегии с казахстанскими партнерами. Буквально на днях прошла встреча с министром образования Азербайджана. У них есть похожие программы, мы рассматриваем возможность сотрудничества с ними. Однако основной проект у нас, конечно же, с Россией. Мы уже договорились, что на совместной коллегии в октябре мы обсудим эти вопросы. Попробуем оживить студенческие обмены.
Виталий Орнетин
Помог ли в нынешнем году барьер в семь баллов на ЦТ - пришли ли в вузы самые умные? И соответственно, сам вопрос - а нужны ли в ПТУ и ссузах те, кто получил меньше семи? Ведь это просто недоучки. Кто ж потом будет на заводах работать? Я считаю, что в профтехсистеме также нужно вводить ограничения, а не брать всех подряд, тогда престиж рабочей профессии вырастет.
Безусловно, барьер в семь баллов оказался неподъемным, для примерно 11% поступающих в вузы. Этот барьер позволил выбрать самых лучших, а случайных не пустить в вуз.

Что касается той части вопроса, где говорится, что эти люди никчемные, то я хочу сказать, что это очень некорректно, потому что одно дело - быть успешным в физике, математике или истории, а другое дело - быть добросовестным, порядочным человеком, и, может быть, у них, а у многих так и есть, золотые руки. Они успешно осваивают кто-то швейное дело, кто-то становится уникальным парикмахером с хорошим художественным вкусом, а другие - автослесарями, токарями и так далее. Здесь не знание конкретных предметов важно, а насколько человек трудолюбивый, добросовестный и целеустремленный. И среди отличников, к сожалению, могут быть те, кто по человеческим качествам не является примером, в то же время есть очень порядочные люди среди тех, кто не так успешен в учебе.

Мы проанализируем, и, скорее всего, планка будет меняться.
Ольга Олеговна Иванова
Добрый день! Очень рада, что могу задать вопрос напрямую профессионалу, надеюсь получить исчерпывающий ответ. Я поступила в 2008 году в МГМК имени М.И.Глинки на бюджет, в 2012 году закончила его с дипломом отличия, поступила в 2012 году в вуз России на очную форму, бюджет. Сейчас МГМК имени М.И.Глинки требует выплату в размере Br65 млн. Это правомерно?
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (статья 83), если получение образования на уровне среднего специального образования осуществляется в дневной форме за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выпускники обязаны по завершении обучения отработать по распределению два года или возместить средства, затраченные государством на их подготовку в соответствующий бюджет, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование.

Обучение в вузах России осуществляется не за счет средств республиканского бюджета, следовательно, решение МГМК имени М.И.Глинки правомерно.
Орлова Тамара Григорьевна
Какие изменения предполагаются в предоставлении молодым специалистам первого рабочего места?
Вопросы распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, урегулированы Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 83-88), вступившим в силу с 1 сентября 2012 года. В краткосрочной перспективе внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании не планируется.
Павел Урбанович
Будут ли сдвинуты сроки вступительной кампании в связи с тем, что 11-классникам придется сдавать 4 экзамена?
График проведения централизованного тестирования по учебным предметам в 2013 году будет утверждаться с учетом сроков проведения выпускных экзаменов в общеобразовательных школах. Сдача первого вступительного экзамена в форме централизованного тестирования, может быть, и сместится по сравнению с нынешним годом на 2-3 дня.
Корган Елена Юрьевна
Почему при распределении выпускников вузов не учитываются пожелания самих выпускников при составлении списка организаций, куда их распределят? И почему не предусмотрено никаких правил для распределения выпускников, которые на момент выпуска уже где-то работают, иногда и не первый год, им приходится увольняться с мест работы, где к этому времени у них накоплен хороший опыт и есть перспективы быстрого роста?
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании подготовка специалистов за счет средств республиканского бюджета осуществляется в соответствии с заказом на их подготовку. Место работы для выпускников в ходе распределения определяется учреждением образования самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров на подготовку специалистов (статья 83 кодекса).

Согласно Положению о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 №821, планы распределения выпускников составляются на основании поданных в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявок на подготовку специалистов, рабочих, служащих, заключенных с организациями - заказчиками кадров договоров о взаимодействии при подготовке специалистов, рабочих, служащих, письменных запросов иных организаций о распределении к ним выпускников.

Организация заявляет о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии при подготовке специалистов (базовая организация) либо путем подачи заявки на подготовку специалистов. При этом организация приобретает статус организации - заказчика кадров и ее кадровые потребности удовлетворяются в рамках договорных отношений в заявленных объемах.

После удовлетворения потребностей в специалистах, рабочих (служащих) организаций - заказчиков кадров осуществляется распределение выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией в иные организации на основании их письменных запросов.

Письменные запросы организаций - заказчиков кадров и иных организаций о распределении к ним конкретных выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией удовлетворяются в случаях, если: эти выпускники включены в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи; запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную практики или преддипломную практику; отсутствуют места работы согласно поданным в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявкам на подготовку, заключенным с организациями - заказчиками кадров договорам о взаимодействии, письменным запросам иных организаций.

По всей видимости, в описываемых вами случаях фирмы и учреждения по каким-то причинам (может, были не слишком заинтересованы в этих выпускниках) вовремя не позаботились о получении статуса организации - заказчика кадров, не направили письменные запросы о распределении к ним конкретных выпускников, не обеспечили прохождение этими выпускниками у себя практики.
Валерия Игоревна
Всем хорошего дня и отличного настроения! Уважаемый Сергей Александрович, пожалуйста, объясните почему на сайтах вузов информация о количестве поданных заявлений в последний день подачи документов отображается только до 15.00? Планируется ли вести мониторинг до 18.00, чтобы исключить применение коррупционных схем, используемых во время этой вступительной кампании? Например, в МГЛУ абитуриентам с высокими результатами ЦТ настоятельно рекомендовали приехать в университет за час до окончания приема документов, а затем преднамеренно сообщали им ложные завышенные проходные баллы, вынуждая забрать документы, высвобождая таким образом бюджетные места для тех, у кого баллы ЦТ были гораздо ниже. Что вы планируете предпринять для того, чтобы наша система образования готовила не только специалистов, но и честных граждан? Спасибо. Удачи вам в ваших добрых делах и начинаниях.
В период подачи документов  в высших учебных заведениях  организовано максимально полное информирование о ходе подачи документов (сайты вузов, республиканский сайт "Абитуриент", электронные табло, стенды с бумажными носителями информации). Информация о ходе подачи документов обновляется ежедневно через каждые 3 часа, а во многих вузах отображается в режиме реального времени.

Вместе с тем мы видим, что проблема "выбора" затрагивает только абитуриентов с пограничной суммой баллов (пограничной с проходным баллом). И практика такова, что в последний день подачи документов эти абитуриенты сами загоняют себя в угол, т.е. в ситуацию острейшего временного дефицита на переподачу документов, не предпринимают никаких активных действий до времени последнего информирования, т.е. чуть ли не до последних минут установленного времени подачи документов.

Мы считаем, что время "Ч" для активной переподачи документов данной категорией абитуриентов не должно  наступать в 18.00 последнего дня. У них должно быть достаточно времени для реализации более широких возможностей выбора. Поэтому последнее время информирования в  последний день подачи документов смещено на 15.00,  чтобы создать данной категории абитуриентов достаточный временной запас (3 часа) для окончательного решения в выборе специальности и вуза и доставки своих документов в выбранный им вуз.
Егор
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, это правда, что на факультете журналистики БГУ в 2013 году планируется открыть новые специальности? Если да, то какие?
В следующем году не планируется открытие новых специальностей на факультете журналистики БГУ.
Иванов Владимир
В связи с глобальной информатизацией образования планируется ли разработка и внедрение новых электронных средств обучения и будет ли обращено внимание министерства на усиление методической подготовки будущих учителей в педвузах к умелому использованию ИКТ? Имеется в виду введение новых нормативных документов и распоряжений, а также поддержка научных проектов в этой области.
Реализация в 2007-2010 годах отраслевой программы "Электронный учебник" по разработке электронных образовательных ресурсов для системы образования Республики Беларусь способствовала внедрению научных подходов, методик, нормативных актов по разработке и использованию электронных средств обучения в учреждениях образования страны. В целях повышения качества образования и внедрения результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сферу образования Министерством образования принято постановление от 26 июля 2011 г. №167 "Об утверждении положений об учебно-методических комплексах по уровням основного образования", определяющее порядок планирования разработки структурных элементов учебно-методических комплексов (УМК), в том числе и в электронном виде. Министерством образования профинансировано создание ряда электронных УМК, среди которых и такие, как "Основы психологии и педагогики", "Основы педагогики". Электронные УМК доступны для скачивания на национальном образовательном портале www.edu.by, а также могут быть тиражированы Республиканским институтом высшей школы по заявкам вузов. Для комплексного обеспечения учебного процесса телекоммуникационными технологиями в учреждениях высшего образования созданы медиацентры и центры информационных технологий, работа которых направлена и на обеспечение развития у студентов умения использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения, в том числе и работать в электронных базах библиотек, Интернете.
Федорова Виктория
Уважаемый Сергей Александрович! В этом году я закончила БГУ, факультет международных отношений. Сейчас работаю по распределению, а хотела бы продолжать обучение. У меня такой вопрос: почему бюджетники не могут поступать в дневную ПЛАТНУЮ магистратуру и,уже закончив ее отработать 2 года, как положено?
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 83) место работы путем распределения предоставляется выпускникам, получившим послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование и подлежащим распределению. Выпускники, получившие высшее образование II ступени на условиях оплаты, распределению не подлежат. Отсрочка по распределению законодательством не предусмотрена.
Юлия Инышева
Сергей Александрович, как вы относитесь к тому, что Беларусь в этом году не приняли в Болонский процесс? Намерено ли Министерство образования предпринимать какие-то шаги для того, чтобы через три года Беларусь в Европейское пространство высшего образования все-таки приняли? Если да, то какие это будут шаги?
Основные направления реформирования национальной высшей школы в Республике Беларусь в полной мере соответствуют общеевропейским принципам и критериям. Более того, высшая школа Беларуси уже давно принимает активное участие в формировании ЕПВО.

Действуют 74 международных договора о сотрудничестве в области образования и около 2 тыс. прямых договоров с зарубежными партнерами. В рамках программы "ТЕМПУС" совместно с европейскими университетами реализуются 14 проектов международной технической помощи, направленных на модернизацию белорусской системы высшего образования в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Открыты и успешно функционируют Информационный пункт Совета Европы, Национальное бюро программы "ТЕМПУС", Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности Belarus ENIC, Национальная группа экспертов по вопросам реформирования высшего образования (Higher Education Reform Experts). Ежегодно на учебу за границу, а также для участия в культурно-массовых, спортивных и иных мероприятиях в рамках различных программ и проектов выезжают около 3 тыс. студентов и магистрантов.

В 46 учреждениях высшего образования внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, соответствующая международным стандартам серии ИСО 9001. Факт широкого представительства иностранных студентов в наших университетах является убедительным аргументом для мирового сообщества в пользу качества белорусского образования (более 12 тыс. из 83  стран).

Белорусские учреждения образования автономны в сфере образования и научных исследованиях. С 1 сентября 2012 года образовательный процесс на первой ступени высшего образования будет строиться с учетом расширения вузовского компонента содержания образования до 50%, а в магистратуре до 70%. При этом половину всех курсов студенты и магистранты будут выбирать самостоятельно.

Что касается выборности и назначения ректоров, то единой практики в этом деле, как известно, в мире не существует. Заявление о том, что в нашей высшей школе не соблюдаются академические свободы, отсутствует должное участие студентов в управлении высшим образованием, не соответствует действительности.

Законодательством страны закреплено право для педагогических работников на свободу выбора форм и методов обучения, участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности, в общественных и профессиональных объединениях и др. Студенты имеют право на выбор уровня и направления (профиля) профессионального образования, формы его получения и участия в образовательном процессе согласно своим способностям и потребностям, а также право на участие в управлении учреждением образования, которое достигается 25-процентным представительством студенчества в органах самоуправления университетов.  

В Беларуси соблюдается принцип академической мобильности. Так, существует квотирование в рамках межгосударственных соглашений на получение высшего образования в вузах России, Китая, Германии. Там в прошлом году обучались 119 наших студентов (в 2010-м их было 109). В программе Erasmus Mundus участвовали более 200 студентов и 15 преподавателей. В 2011 году 326 преподавателей белорусских университетов прошли стажировку за рубежом, для участия в образовательном процессе наших вузов были приглашены 210 преподавателей и специалистов из учебных и образовательных центров зарубежных стран.

В систему обучения в белорусских вузах будет постепенно вводиться система академических кредитов, а автономия вузов и академическая мобильность расширятся. Есть проект инструкции об использовании зачетных образовательных единиц или образовательных кредитов в системе высшего образования. К концу 2012 года в Беларуси планируется ввести европейское приложение к диплому о высшем образовании. Решение, принятое Рабочей группой Болонского процесса на заседании в Копенгагене, имеет политическую подоплеку и не основывается на требованиях, предъявляемых к стране-кандидату. Беларусь будет развивать систему образования в соответствии с выбранной стратегией. Она действительно максимально сопрягается с тем, что декларируется странами Болонского процесса, программами развития европейского образования.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси