Вопросы конференции
Наниматель не произвел выплату всех причитающихся сумм работнику в день увольнения. Работник в письменном виде предъявил нанимателю требование о взыскании с него среднего заработка за каждый день задержки расчета. Необходимо ли нанимателю произвести необходимые выплаты работнику только лишь на основании указанного требования либо такие выплаты взыскиваются работником в судебном порядке?
Согласно статье 77 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требований о расчете. Требования о расчете целесообразно предъявлять в письменной форме (например, в заявлении на имя нанимателя).
В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, в случае невыплаты части суммы – пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам (статья 78 Кодекса). Наниматель вправе самостоятельности выплатить работнику средний заработок за время задержки окончательного расчета. В случае отказа работник вправе в соответствии со статьей 242 Кодекса в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права обратиться в суд о взыскании среднего заработка за каждый день его просрочки.
При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов (статья 241 Кодекса).
В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, в случае невыплаты части суммы – пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам (статья 78 Кодекса). Наниматель вправе самостоятельности выплатить работнику средний заработок за время задержки окончательного расчета. В случае отказа работник вправе в соответствии со статьей 242 Кодекса в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права обратиться в суд о взыскании среднего заработка за каждый день его просрочки.
При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов (статья 241 Кодекса).
Как вы считаете, почему в Беларуси растет количество разводов? И как можно бороться с этим негативным явлением?
Важное значение имеет то, как оценивать данную ситуацию. Да, количество разводов растет, но и растет количество заключаемых браков. Так, в 2011 году заключено почти на 10 тысяч браков больше, чем в 2010 году. Создать семью просто, а чтобы сохранить - требуется терпение, взаимопонимание, умение слушать и слышать друг друга. Эти качества воспитываются, прежде всего, в семье. К сожалению, многие пары просто не готовы к семейной жизни. Поэтому важно учить своих детей уметь ценить и сохранять семью.
Марианна Акиндиновна, два вопроса по
пенсиям. 1. Сейчас средний размер пенсии по возрасту 1,472 млн. рублей
или
около 176 долларов. Если к концу года средняя зарплата в стране
увеличится
до 500 долларов в эквиваленте, то каким будет размер средней пенсии по
возрасту? 2. По Вашим данным, растет ли в Беларуси число участников
добровольных пенсионных программ, объем взносов по ним. Вы лично
инвестируете какой-то процент своего дохода, чтобы в будущем иметь
дополнительную пенсию помимо той, что выплачивает государства. Если да,
то
какой процент? Спасибо.
1. Трудовые пенсии увеличиваются соразмерно росту средней заработной платы.
Поэтому будет расти заработная плата, соответственно - и размеры пенсий. До
конца года планируется еще два перерасчета пенсий: в августе и ноябре. О
конкретном среднем размере пенсии по возрасту на конец года пока говорить
рано.
2. Министерство не располагает информацией о численности участников дополнительных пенсионных программ и объеме уплаченных ими взносов, поскольку деятельность страховых организаций координируется Министерством финансов.
2. Министерство не располагает информацией о численности участников дополнительных пенсионных программ и объеме уплаченных ими взносов, поскольку деятельность страховых организаций координируется Министерством финансов.
Пунктом 1.6. приложения 1 постановления Министерства труда Республики Беларусь от 20.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» предусмотрено, что за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов) или в ночную смену при сменном режиме работы (при продолжительности рабочей смены не более 12 часов) производится доплата в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (оклада) работника. Является ли сменной работа сторожей, кочегаров, и помощников воспитателей учреждений образования при следующих режимах работы: 1. кочегары – 4 ставки на учреждение образования, режим работы круглосуточный, продолжительность работы 12 часов; 2. сторожа – 2-3 ставки на учреждение образования, режим работы будние дни с 20.00 до 08.00, в выходные и праздничные дни – круглосуточно, продолжительность работы 12 часов; 3. помощники воспитателей специальных учреждений образования – 2 ставки на учреждение образования, режим работы с 20.00 до 08.00.
В соответствии со статьей 125 Трудового кодекса Республики Беларусь сменной работой считается работа в две и более смены. При этом режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком сменности, работники должны чередоваться по сменам равномерно. Кроме того, работа в в течение двух смен подряд запрещается.
Если указанные режимы не отвечают выше приведенным требованиям, то они не относятся к сменной работе.
Если указанные режимы не отвечают выше приведенным требованиям, то они не относятся к сменной работе.
В связи с введением в действие Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 «О профессиональном пенсионном страховании» и Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1490 от 09.10.2008 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» ряд категорий педагогических работников лишены права выхода на пенсию за выслугу лет, так как на основании критериев, установленных указанным постановлением, в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются периоды работы отдельных педагогических работников при выполнении трех условий одновременно: 1. занятость не менее чем на ставку с ведением преподавательской работы в объеме не менее 18 часов в неделю; 2. выполнение организационно-воспитательной работы на уровне предельного значения нормы часов в неделю; 3. осуществление дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся на уровне предельного значения нормы часов в неделю. Большинство учреждений образования не имеет возможности предоставить всем учителям 18 часов в неделю преподавательской работы. В связи с этим нарушается психологический климат в коллективах, ухудшаются взаимоотношения между учителями. Возникает проблема распределения учебной нагрузки в соответствии с желанием работника, не исключены и конфликты между учителем и руководителем. Это существенно влияет на качество работы педагогов. В связи с вышеизложенным считаем необходимым внести изменения в условия профессионального пенсионного страхования с определением занятости на ставку педагогической нагрузки в размере 18 часов в неделю, включающей проведение занятий по учебному плану, организационно-воспитательную работу и часы дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» профессиональным пенсионным страхованием охвачены отдельные категории работников, занятость которых связана с регулярным продолжительным воздействием на их здоровье совокупности неблагоприятных факторов (интенсивность, напряженность труда, повышенная нервно-эмоциональная нагрузка и т.п.), которые могут обусловить раннюю утрату профессиональной трудоспособности.
Для объективной оценки условий труда на конкретном рабочем месте используются аттестация рабочих мест по условиям труда (способ оценки условий труда, применяемый в системе досрочных пенсий для определения права на пенсии по спискам № 1 и № 2) и критерии оценки условий труда (там, где невозможно провести аттестацию, например, для педагогических работников). Таким образом, установив для всех обязательность оценки условий труда (через аттестацию или критерии), в определенной мере уравнены подходы к предоставлению права на досрочные пенсии разным категориям работников.
Педагогические работники, условия труда которых полностью или частично не соответствуют установленным критериям оценки условий труда, профессиональному пенсионному страхованию не подлежат.
В порядке информации сообщаем, что вопрос возможности корректировки критериев оценки условий труда отдельных категорий педагогических работников неоднократно рассматривался заинтересованными государственными органами. В настоящее время внесение изменений признано нецелесообразным.
Для объективной оценки условий труда на конкретном рабочем месте используются аттестация рабочих мест по условиям труда (способ оценки условий труда, применяемый в системе досрочных пенсий для определения права на пенсии по спискам № 1 и № 2) и критерии оценки условий труда (там, где невозможно провести аттестацию, например, для педагогических работников). Таким образом, установив для всех обязательность оценки условий труда (через аттестацию или критерии), в определенной мере уравнены подходы к предоставлению права на досрочные пенсии разным категориям работников.
Педагогические работники, условия труда которых полностью или частично не соответствуют установленным критериям оценки условий труда, профессиональному пенсионному страхованию не подлежат.
В порядке информации сообщаем, что вопрос возможности корректировки критериев оценки условий труда отдельных категорий педагогических работников неоднократно рассматривался заинтересованными государственными органами. В настоящее время внесение изменений признано нецелесообразным.
Ранее озвучивалась информация о том, что в Беларуси будут разрабатывать систему страхования от безработицы. На какой стадии находится сейчас данный вопрос? Какая практика существует в других странах? Кто может рассчитывать на такую страховку? И отличается ли ее размер от стандартного пособия по безработице?
Ранее озвучивалась информация, что будет рассматриваться вопрос о необходимости введения системы страхования от безработицы.
Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными изучается опыт страхования безработицы за рубежом. Кроме того в этом году мы получим первые результаты обследования домашних хозяйств по вопросам занятости по методологии МОТ, что позволит оценить не только регистрируемую, но и реальную безработицу.
После получения результатов проведенной работы и будет приниматься решение о разработке системы страхования от безработицы.
После получения результатов проведенной работы и будет приниматься решение о разработке системы страхования от безработицы.
Скажите, пожалуйста! С какого
месяца
и года начнут новые выплаты по детским пособиям до 3 лет?
Проект Закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей",
предусматривающий новый механизм расчета пособия по уходу за ребенком в возрасте до трёх лет, разработан и уже внесен для рассмотрения в
Правительство. Точную дату, Екатерина Геннадьевна, мы сможем назвать только
после принятия Закона.
Необходимо сократить продолжительность рабочей недели воспитателей дошкольных учреждений до 30 часов. Учителя учреждений образования имеют наравне с воспитателями сокращенную продолжительность рабочей недели в 36 часов. При этом учитель имеет возможность производить подготовку к урокам в пределах установленной продолжительности рабочего времени, а воспитатель при подготовке к занятиям должен использовать личное время. Предлагаем ввести для воспитателей учреждений, обеспечивающих дошкольное и специальное образование, сокращенную рабочую неделю с нагрузкой 36 часов, с нормой работы на ставку – 30 часов. Данная норма позволит не только предоставить воспитателям возможность организовать подготовку к работе, но и значительно упростит руководителю процесс организации замены временно отсутствующего воспитателя при невозможности привлечения другого работника со стороны.
Вопросы организации труда педагогических работников относятся к компетенции Министерства образования. Рекомендуем с данными предложениями обратиться в названное Министерство.
Почему в нашей стране не распространена практика работы в удаленном доступе? Наниматели не хотят даже слышать об этом, ссылаясь на то, что в законодательстве такая форма организации работы не предусмотрена. но ведь во всем мире в удаленном доступе работают многие инвалиды и женщины с малолетними детьми.
Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрена возможность работы на дому. Особенности регулирования труда работников-надомников установлены главой 25 Трудового кодекса. При этом определены категории работников, которым предоставляется преимущественное право на заключение трудового договора о выполнении работы на дому. К ним, в частности, отнесены женщины, имеющие детей в возрасте до 16 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), инвалиды, пенсионеры, лица с пониженной трудоспособностью.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты изучаются вопросы организации такой формы работы, как дистанционный труд, её востребованности в республике.
По результатам будет оценена необходимость соответствующей корректировки законодательства.
Аналогичная работа проводится и в соседних государствах, в частности, в Российской Федерации.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты изучаются вопросы организации такой формы работы, как дистанционный труд, её востребованности в республике.
По результатам будет оценена необходимость соответствующей корректировки законодательства.
Аналогичная работа проводится и в соседних государствах, в частности, в Российской Федерации.
Уважаемая Марианна Акиндиновна, мой вопрос следующего содержания. Моя мама - Жолнерович Любовь Степановна - преклонного возраста, с ограниченными физическими возможностями, проживает в сельской местности. В зимнее время она проживала у меня, в Октябрьском районе г. Витебска, а весной - возвратилась снова в деревню. На этот зимний период времени её пенсия переводилась в г. Витебск. 18 апреля 2012г мною собственноручно в г. Вилейка в приёмной руководителя Вилейского Управления по ТиСЗН было написано заявление о переадресации пенсии из Витебска обратно, по месту жительства Жолнерович Л. С. 24 мая 2012г. я, будучи в командировке, попутно навестил свою маму - Жолнерович Л. С., которая мне пожаловалась, что ей ещё не выплатили пенсию. 25 мая 2012г. в 13ч 45м я позвонил по телефону 56-070 в Вилейское УТиСЗН. Ответили, что перерыв. Звоню в 14ч 05м и задаю вопрос о причине задержки пенсии. Просят перезвонить через 15 минут. Позвонил.
Ответили, что ещё нет личного пенсионного дела из Витебска. Спрашиваю: когда будет личное дело? Мне ответили, что это не их забота и предложили мне самому наводить справки в г. Витебске. Ещё в апреле 2012г. я посещал Октябрьское УТиСЗН г. Витебска по данному вопросу, где мне рекомендовали в Вилейке подать заявление на возврат пенсионного дела из Витебска. Что я и сделал 18 апреля 2012г. Далее. Я привёл аргументы лицу женского пола по телефону 56-070 (увы, не представляются сотрудники, а с меня требуют тут все данные о себе указать), что искать личное пенсионное дело гражданина – это не моя работа. И к тому же, находясь в глухой деревне, где и связь-то не очень устойчивая, в конце рабочей недели и рабочего дня – не реально. На что мне ответили, что это мои проблемы. После такого ответа соцработника, я предупредил собеседницу из Вилейского УТиСЗН, что я не намерен подрабатывать социальным работником и терять личное время, и могу немедленно обратиться за помощью в вышестоящую инстанцию. - Да хоть куда, - ответили мне на другом конце провода и бросили трубку. Таким образом, я дозвонился аж до министерства, возглавляемого Вами. И лишь сотрудники министерства сдвинули проблему с места. Не скажу, что с большой охотой, но сдвинули. А что же Вилейка, телефон 56-070; Минск, телефон 204-71-27, 251-67-89? Почему-то все мотивировали, что моя проблема не входит в перечень административных процедур. Значит, бюрократическая процедура важнее человека?
Почему люди этих подразделений МТиСЗН пытались свои обязанности переложить на меня да ещё весьма нелюбезным тоном? Почему человек преклонного возраста должен был переживать: за что ему купить хлеба и оплатить услуги помощи по хозяйству, приобретение лекарств? Почему государство, в том числе и в лице возглавляемого Вами министерства, строго карает штрафами и неустойками за просрочку субъектами хозяйствования уплаты взносов в Фонд СЗН и в то же время сотрудники подразделений МТиСЗН ведут себя вальяжно, фривольно и безответственно, и задерживают выплату нищенской пенсии гражданам по надуманной причине, вынуждая человека экономить и ходить с протянутой рукой, одалживая деньги? А у кого их одолжить? Кто жив еще, тот сам пенсионер. Почему я должен тратить своё личное время на выяснение отношений с сотрудниками МТиСЗН, контролировать их работу, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями и помогать престарелому человеку по хозяйству? Почему в век высоких технологий нельзя решить вопрос сокращения расстояния между Витебском и Вилейкой до естественного, а не как до Магадана? Зачем пересылать личное дело, если человек выбывает временно в другую местность, нельзя ли как-то эту процедуру упростить? Я часто в разъездах (командировках) и теперь мне есть необходимость чаще включать в график командировок место жительства Жолнерович Л. С., потому что не вижу в названии министерства слова «защита». Почему важнейший вопрос обеспечения пенсионным довольствием (запрос пенсионного дела, пересылка его и т . п.) не включён в перечень административных процедур, что даёт возможность безответственным сотрудникам бросить на произвол судьбы пенсионера, оставив его без средств к существованию? А если бы у меня не было возможности 24 мая навестить мать в деревне, что тогда ей оставалось бы делать – щи варить, как в военное время, из крапивы?
Меня интересует в Вашем ответе лишь вопрос о принятых мерах к виновным лицам и что сделано в целях недопущения впредь подобной безответственности и волокиты. На момент написания данного письма пока ничего не сделано, хотя все служащие МТиСЗН холёные, довольные своей значимостью и уверенностью в завтрашнем дне, посещая супермаркеты и турагентства, когда в глухой деревне, в которой нет и магазина, эти служащие решили, что человек в возрасте 84 лет может обойтись и без самого необходимого – хлеба, лекарств и сторонней помощи.
Спасибо за внимание.
P. S. Для тех, кто проявит инициативу отправить данное письмо «под сукно». Из-под сукна оно может появиться в СМИ в виде открытого обращения к министру труда и соцзащиты.
Ответили, что ещё нет личного пенсионного дела из Витебска. Спрашиваю: когда будет личное дело? Мне ответили, что это не их забота и предложили мне самому наводить справки в г. Витебске. Ещё в апреле 2012г. я посещал Октябрьское УТиСЗН г. Витебска по данному вопросу, где мне рекомендовали в Вилейке подать заявление на возврат пенсионного дела из Витебска. Что я и сделал 18 апреля 2012г. Далее. Я привёл аргументы лицу женского пола по телефону 56-070 (увы, не представляются сотрудники, а с меня требуют тут все данные о себе указать), что искать личное пенсионное дело гражданина – это не моя работа. И к тому же, находясь в глухой деревне, где и связь-то не очень устойчивая, в конце рабочей недели и рабочего дня – не реально. На что мне ответили, что это мои проблемы. После такого ответа соцработника, я предупредил собеседницу из Вилейского УТиСЗН, что я не намерен подрабатывать социальным работником и терять личное время, и могу немедленно обратиться за помощью в вышестоящую инстанцию. - Да хоть куда, - ответили мне на другом конце провода и бросили трубку. Таким образом, я дозвонился аж до министерства, возглавляемого Вами. И лишь сотрудники министерства сдвинули проблему с места. Не скажу, что с большой охотой, но сдвинули. А что же Вилейка, телефон 56-070; Минск, телефон 204-71-27, 251-67-89? Почему-то все мотивировали, что моя проблема не входит в перечень административных процедур. Значит, бюрократическая процедура важнее человека?
Почему люди этих подразделений МТиСЗН пытались свои обязанности переложить на меня да ещё весьма нелюбезным тоном? Почему человек преклонного возраста должен был переживать: за что ему купить хлеба и оплатить услуги помощи по хозяйству, приобретение лекарств? Почему государство, в том числе и в лице возглавляемого Вами министерства, строго карает штрафами и неустойками за просрочку субъектами хозяйствования уплаты взносов в Фонд СЗН и в то же время сотрудники подразделений МТиСЗН ведут себя вальяжно, фривольно и безответственно, и задерживают выплату нищенской пенсии гражданам по надуманной причине, вынуждая человека экономить и ходить с протянутой рукой, одалживая деньги? А у кого их одолжить? Кто жив еще, тот сам пенсионер. Почему я должен тратить своё личное время на выяснение отношений с сотрудниками МТиСЗН, контролировать их работу, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями и помогать престарелому человеку по хозяйству? Почему в век высоких технологий нельзя решить вопрос сокращения расстояния между Витебском и Вилейкой до естественного, а не как до Магадана? Зачем пересылать личное дело, если человек выбывает временно в другую местность, нельзя ли как-то эту процедуру упростить? Я часто в разъездах (командировках) и теперь мне есть необходимость чаще включать в график командировок место жительства Жолнерович Л. С., потому что не вижу в названии министерства слова «защита». Почему важнейший вопрос обеспечения пенсионным довольствием (запрос пенсионного дела, пересылка его и т . п.) не включён в перечень административных процедур, что даёт возможность безответственным сотрудникам бросить на произвол судьбы пенсионера, оставив его без средств к существованию? А если бы у меня не было возможности 24 мая навестить мать в деревне, что тогда ей оставалось бы делать – щи варить, как в военное время, из крапивы?
Меня интересует в Вашем ответе лишь вопрос о принятых мерах к виновным лицам и что сделано в целях недопущения впредь подобной безответственности и волокиты. На момент написания данного письма пока ничего не сделано, хотя все служащие МТиСЗН холёные, довольные своей значимостью и уверенностью в завтрашнем дне, посещая супермаркеты и турагентства, когда в глухой деревне, в которой нет и магазина, эти служащие решили, что человек в возрасте 84 лет может обойтись и без самого необходимого – хлеба, лекарств и сторонней помощи.
Спасибо за внимание.
P. S. Для тех, кто проявит инициативу отправить данное письмо «под сукно». Из-под сукна оно может появиться в СМИ в виде открытого обращения к министру труда и соцзащиты.
Уважаемый Анатолий Викторович! Мною дано поручение Комитету по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома разобраться в сложившейся ситуации и представить соответствующую информацию. О результатах мы Вам сообщим дополнительно.
Слышала, что в нашей стране будут изменены подходы к устройству пожилых людей в дома-интернаты. О чем конкретно идет речь? Какие меры следует предпринять, чтобы усилить ответственность детей за своих родителей?
Планируется внесение изменений в нормативно-правовой акт по предоставлению краткосрочного проживания в домах-интернатах на платной основе и другие корректировки.
Что касается второй части вопроса, то основные нормы закреплены в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Но прежде всего, имеет значение то, что уважительное отношение к пожилым людям формируется с детства в семье. Дети должны видеть позитивный пример Вашего отношения к людям старшего поколения. Маленьким детям полезно будет прочитать Льва Николаевича Толстого "Бабушка и внучка"…
Что касается второй части вопроса, то основные нормы закреплены в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Но прежде всего, имеет значение то, что уважительное отношение к пожилым людям формируется с детства в семье. Дети должны видеть позитивный пример Вашего отношения к людям старшего поколения. Маленьким детям полезно будет прочитать Льва Николаевича Толстого "Бабушка и внучка"…
Просим помощи в разрешении трудового спора. Информируем Вас о состоянии дел на сегодняшний момент: Работодатель решил ликвидировать организацию (ИООО «БелРосЭнергоПроект», занимается проектированием). За 3 месяца с января по март 2012 г. проводилась активная работа по расторжению договоров подряда с Заказчиками. 30 апреля большинству работников (всего было около 120 человек) было вручено уведомление о переводе на сокращенный рабочий день (на один час в день) в связи с отсутствием работы, за исключением группы работников (10 человек) на которую возлагалась работа по снятию текущих вопросов по завершающимся договорам подряда. После истечения 1 месяца все работники получившие уведомление уволились с 2-х недельным выходным пособием, оставшаяся группа людей, проработав до 14 мая (в это время был назначен ВРИО Ген. директора, т.к. директор тоже уволился 25 мая) столкнулась с неадекватным поведением руководства, которое было направлено на увольнение работника по соглашению сторон без выплаты выходного пособия. Работники были загнаны в рамки жесткой трудовой дисциплины, причем у них были забраны техника (ПЭВМ) для производства работы, рабочие места (работники были лишены стола и стула для труда), вместо организованного рабочего места работникам было выделено по стулу и указано что это рабочее место на котором необходимо находится в течении всего рабочего дня. Обращаю Ваше внимание на то, что коллектив по два месяца не получает заработную плату, с уволившимися работниками не рассчитались. Коллектив пытался жаловаться на работодателя в Департамент по труду, занятости и социальной защите (Ул. Киселева, 5), однако специалисты дали понять, что в данном случае помощи от них не будет т.к. нет нарушений, вот если бы нас уволили по не правильной статье тогда уж и можно прийти. Работодатель не хочет объявлять ликвидацию при не уволенных работниках, т.к. будет обязан им выплатить выходное пособие в размере 3-мес зарплат, и старается всячески уволить сотрудников. Коллектив настаивает на соблюдении работодателем законодательства о труде! Просим пояснить законность действий работодателя и как действовать оставшимся работникам для защиты своих прав. Спасибо.
Согласно статье 32 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном настоящей статьей, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре.
Существенными условиями труда признаются системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Кодексом. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 статьи 35 Кодекса.
Таким образом, в данном случае работников, отказавшихся от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда (перевод на сокращенное рабочее время) наниматель вправе был уволить по пункту 5 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой выходного пособия в размере 2-кратного среднего заработка.
Вместе с тем, уволенные работники в течение месяца со дня увольнения вправе были обжаловать решение нанимателя в суде. Что касается оставшихся работников, то право сокращения численности или штата работников принадлежит нанимателю. В случае принятия нанимателем такого решения, в соответствии со статьей 43 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении.
Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем высвобождении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работник выполняет свои трудовые обязанности, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками. До истечения срока предупреждения увольнение работника по указанным основаниям без его согласия не допускается.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работнику предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем - с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей.
В настоящее время в Минском городском управлении Департамента государственной инспекции труда находится на рассмотрении письменное обращение одного из работников Вашей организации. По данному обращению будет проведена проверка, и в установленный законодательством срок будет дан ответ. В случае установления нарушения законодательства о труде в отношении работника, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях будет начат административный процеcс в отношении виновных должностных лиц нанимателя.
Существенными условиями труда признаются системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Кодексом. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 статьи 35 Кодекса.
Таким образом, в данном случае работников, отказавшихся от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда (перевод на сокращенное рабочее время) наниматель вправе был уволить по пункту 5 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой выходного пособия в размере 2-кратного среднего заработка.
Вместе с тем, уволенные работники в течение месяца со дня увольнения вправе были обжаловать решение нанимателя в суде. Что касается оставшихся работников, то право сокращения численности или штата работников принадлежит нанимателю. В случае принятия нанимателем такого решения, в соответствии со статьей 43 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении.
Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем высвобождении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работник выполняет свои трудовые обязанности, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками. До истечения срока предупреждения увольнение работника по указанным основаниям без его согласия не допускается.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работнику предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем - с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей.
В настоящее время в Минском городском управлении Департамента государственной инспекции труда находится на рассмотрении письменное обращение одного из работников Вашей организации. По данному обращению будет проведена проверка, и в установленный законодательством срок будет дан ответ. В случае установления нарушения законодательства о труде в отношении работника, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях будет начат административный процеcс в отношении виновных должностных лиц нанимателя.