Вопросы конференции
Как в Беларуси развиваются товарищества собственников жилья, получили ли они поддержку в обществе, как себя зарекомендовали, насколько охотно и добровольно люди их создают? И в целом, какая, по вашему мнению, от них польза?
За прошедшие 20 лет в стране произошли значительные изменения отношений в жилищном хозяйстве. Фактически 86% жилья находится в собственности граждан. Показатель даже для развитых стран очень высокий. В связи с чем возникла необходимость дать людям возможность самостоятельно управлять своей собственностью. Закон о совместном домовладении принят у нас в стране достаточно давно. Но тем не менее по пути создания товариществ собственников сегодня идет меньшее количество собственников жилья. Фактически товарищества собственников созданы во всех домах-новостройках.
Если говорить о пользе, то вступление в товарищество собственников - возможность каждого из нас как собственника квартиры принимать решения по управлению своим жильем.
Но ситуация такова, что сегодня большинство людей собственником квартиры чувствуют себя только до выходных дверей. Такая психология, менталитет, может быть, является сдерживающим фактором на пути развития этой формы управления собственным недвижимым имуществом, которая распространена в странах Западной Европы, Европы, США.
Этот процесс длительный. Он связан с изменением ментальности, мировоззрения. Государство пока не делало каких-то жестких шагов в этом направлении, как, например, Казахстан, где обязали собственников создавать товарищества в обязательном порядке.
Наша политика построена на принципе поэтапного движения. В первую очередь начали с новостроек. Есть предложение в обязательном порядке создавать товарищества собственников при капитальном ремонте жилищного фонда. Резких движений пока, думаю, не планируется проводить в этом направлении. Будем работать, повышать заинтересованность человека распоряжаться своим имуществом самостоятельно, совершенствовать формы работы товариществ собственников.
Если говорить о пользе, то вступление в товарищество собственников - возможность каждого из нас как собственника квартиры принимать решения по управлению своим жильем.
Но ситуация такова, что сегодня большинство людей собственником квартиры чувствуют себя только до выходных дверей. Такая психология, менталитет, может быть, является сдерживающим фактором на пути развития этой формы управления собственным недвижимым имуществом, которая распространена в странах Западной Европы, Европы, США.
Этот процесс длительный. Он связан с изменением ментальности, мировоззрения. Государство пока не делало каких-то жестких шагов в этом направлении, как, например, Казахстан, где обязали собственников создавать товарищества в обязательном порядке.
Наша политика построена на принципе поэтапного движения. В первую очередь начали с новостроек. Есть предложение в обязательном порядке создавать товарищества собственников при капитальном ремонте жилищного фонда. Резких движений пока, думаю, не планируется проводить в этом направлении. Будем работать, повышать заинтересованность человека распоряжаться своим имуществом самостоятельно, совершенствовать формы работы товариществ собственников.
В Беларуси в домах начали заваривать мусоропроводы. Это верное решение с точки зрения санитарного состояния подъезда, но вместе с тем это определенные трудности для пенсионеров и людей с ограниченными физическими возможностями. Предусматривают ли организации ЖКХ в связи с этим введение новой услуги по выносу мусора? Если да, то сколько она будет стоить? И когда стоит ожидать ее появления?
Ситуация по республике не единообразная. Есть города, в частности Гомель, где все мусоропроводы были закрыты достаточно давно, найдены возможности установить контейнеры на контейнерных площадках. К этому все абсолютно нормально отнеслись, давно привыкли. Нет никаких вопросов. В части новостроек будущие жители принимают решение исключить из проекта или не строить мусоропровод, а разместить на улице контейнерную площадку. Здесь есть и плюсы, но есть и минусы, в частности, для людей с ограниченными возможностями.
Содержание мусоропроводов требует достаточно частой прочистки, дезинфекции, соблюдения герметичности. В эксплуатируемом жилье, которое построено 30 или 40 лет назад, проблемы с этим есть. Кроме того, в стране ставится задача значительно увеличить количество вторичных материальных ресурсов, собираемых из отходов. Отходы тары, упаковки растут с каждым днем, а это ценный ресурс для государства. Товарность продукции, прошедшей через мусоропровод, намного ниже. С этой точки зрения ликвидация мусоропроводов тоже имеет свои плюсы.
Нет однозначного решения. С точки зрения перспективы перехода на раздельный сбор отходов мусоропровод себя изживет. Проблема сегодня есть, потому что уход от мусоропровода предполагает создание контейнерной площадки, которую далеко не везде в эксплуатируемом жилье можно разместить с соблюдением санитарных норм. Площадка должна хорошо содержаться, желательно быть эстетичной внешне. Все это, конечно, требует денег, поэтому одномоментно достаточно сложно вопрос решить. Хотя перспектива, наверное, все-таки за закрытием мусоропроводов. По крайней мере мы поддерживаем закрытие мусоропроводов. Пока не предлагаем исключить их из проектных решений, люди высказываются сами по этому вопросу.
К одиноким людям, а также с ограниченными возможностями приходят социальные работники и помогают по дому, с приобретением продуктов, лекарств, а также выносом мусора. Отдельно услуга по выносу мусора, думаю, пока не будет востребована.
Содержание мусоропроводов требует достаточно частой прочистки, дезинфекции, соблюдения герметичности. В эксплуатируемом жилье, которое построено 30 или 40 лет назад, проблемы с этим есть. Кроме того, в стране ставится задача значительно увеличить количество вторичных материальных ресурсов, собираемых из отходов. Отходы тары, упаковки растут с каждым днем, а это ценный ресурс для государства. Товарность продукции, прошедшей через мусоропровод, намного ниже. С этой точки зрения ликвидация мусоропроводов тоже имеет свои плюсы.
Нет однозначного решения. С точки зрения перспективы перехода на раздельный сбор отходов мусоропровод себя изживет. Проблема сегодня есть, потому что уход от мусоропровода предполагает создание контейнерной площадки, которую далеко не везде в эксплуатируемом жилье можно разместить с соблюдением санитарных норм. Площадка должна хорошо содержаться, желательно быть эстетичной внешне. Все это, конечно, требует денег, поэтому одномоментно достаточно сложно вопрос решить. Хотя перспектива, наверное, все-таки за закрытием мусоропроводов. По крайней мере мы поддерживаем закрытие мусоропроводов. Пока не предлагаем исключить их из проектных решений, люди высказываются сами по этому вопросу.
К одиноким людям, а также с ограниченными возможностями приходят социальные работники и помогают по дому, с приобретением продуктов, лекарств, а также выносом мусора. Отдельно услуга по выносу мусора, думаю, пока не будет востребована.
Когда стоит ожидать повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения? И насколько они прибавят в стоимости?
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги ориентируются на доходы населения. То есть у нас пока не прогнозируется роста тарифов на ЖКХ выше, чем рост доходов населения. Фактически в последние годы наблюдалась даже несколько обратная картина. Плюс не стоит забывать, что тарифы на ЖКХ влияют на инфляцию. У правительства достаточно жесткая позиция по вопросу инфляции - не более 20% в текущем году. Поэтому повышение тарифов в нынешнем году будет поэтапным, постепенным. И резкого роста оплаты за квартиру не ожидается.
С 1 января этого года вступил в силу указ Президента Беларуси № 348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации", который разрешил местным органам власти принудительно эвакуировать брошенные автомобили без согласия их собственников. Какая роль отведена в реализации этого указа организациям жилищно-коммунального хозяйства? Можете назвать цифры, сколько за это время вывезено и утилизировано неэксплуатируемых транспортных средств?
По цифрам не скажу. Указ возлагает всю эту работу на местные исполнительные органы власти - исполкомы, администрации районов. Конечно, организации ЖКХ им подчинены, и для нас, как правило, практика применения указа сводится к выявлению на дворовых территориях, улицах, проездах транспортных средств, которые подпадают под категорию "неэксплуатируемые", и предъявлению информации исполкомам. Исполкомы же организовывают дальнейшую работу по эвакуации, поиску собственника. В эвакуации организации ЖКХ также участвуют. Но нельзя сказать, что ЖКХ занимается сбором и утилизацией неэксплуатируемых транспортных средств. В этом вопросе главную роль играют местные органы власти.
Анатолий Васильевич, слышала, чтобы минчане не воровали воду из уличных колонок, власти города решили провести эксперимент: нажимные рычаги на колонках сделают съемными и раздадут их лишь тем жителям частного сектора, которые заключили договоры на водоснабжение. Насколько это, по вашему мнению, мудро и справедливо? Может у вас есть другое представление разрешения этой ситуации?
Для Минска это не такая уж и серьезная проблема, поскольку все-таки водоснабжением из водоразборных колонок пользуется незначительное количество населения. Тем не менее, организации жилищно-коммунального хозяйства ищут все возможности, чтобы упорядочить пользование жилищно-коммунальными услугами, чтобы сократить свои затраты и чтобы услуги, оказанные людям, были оплачены в полном объеме. Такая работа проводилась в городах республики, где больше жилищного фонда, не оборудованного централизованным водоснабжением. Вот, к примеру, Бобруйск. Там сделан переход на индивидуальное пользование колонками, когда каждому заключившему договор дается возможность пользоваться ими. В результате там на 1057 колонок сразу увеличилось количество абонентов. Раньше люди говорили, что пользуются колодцами, которые находятся во дворе или у соседа и так далее. Теперь они вынуждены были придти, заключить договор и честно платить за свои 35-45 л в сутки на одного человека. По Бобруйску, например, 2 тыс.куб.м воды ежемесячно дополнительно стали оплачиваться. Раньше эта вода потреблялась, но не оплачивалась. Кто-то искал лазейки, возможности не заключать с водоканалом договор. Сегодня другая ситуация.
Поэтому работа такая в республике проводится, и вот она дошла до города Минска. Если в частном секторе, где нет централизованного водоснабжения, стоят колонки, то там у всех будут рычаги.
Что касается более современных способов контроля за использованием воды из колонки, то здесь можно рассматривать различные варианты, но ситуация такова, что нужно исходить из экономической целесообразности. Сегодня люди, пользующиеся этими водоразборными колонками, потребляют немного воды, если не брать полив огорода и прочее, если навесить шланг на колонку и не платить за это. Поэтому, наверное, нецелесообразно внедрять суперсовременные технологии ради небольшого объема потребления услуг. Можно простым способом, причем это не ограничивает людей. Все равно для человека выставляется норма воды. В какой-то день, месяц это может быть больше, в какой-то меньше, но средний показатель местными органами утверждается. Социальный стандарт - не менее 35 л в сутки.
Поэтому работа такая в республике проводится, и вот она дошла до города Минска. Если в частном секторе, где нет централизованного водоснабжения, стоят колонки, то там у всех будут рычаги.
Что касается более современных способов контроля за использованием воды из колонки, то здесь можно рассматривать различные варианты, но ситуация такова, что нужно исходить из экономической целесообразности. Сегодня люди, пользующиеся этими водоразборными колонками, потребляют немного воды, если не брать полив огорода и прочее, если навесить шланг на колонку и не платить за это. Поэтому, наверное, нецелесообразно внедрять суперсовременные технологии ради небольшого объема потребления услуг. Можно простым способом, причем это не ограничивает людей. Все равно для человека выставляется норма воды. В какой-то день, месяц это может быть больше, в какой-то меньше, но средний показатель местными органами утверждается. Социальный стандарт - не менее 35 л в сутки.
В Минске существует проблема с дорожным покрытием во дворах жилых домов, в некоторых районах вообще невозможно заехать во двор, не зацепив днищем автомобиля асфальт из-за многочисленных выбоин. Как в целом в Беларуси планируют решать эту проблему? И могут ли жители двора каким-то образом посодействовать и ускорить процесс ремонта дворовых дорог?
Проблема ямочности, в том числе критической, на дворовых территориях имеет место, и не только в Минске, но и в других городах республики. Связана она в том числе и с высокой транспортной нагрузкой на дворовые территории (появляется новая, более тяжеловесная коммунальная техника, увеличивается количество транспортных средств). По Минску хочу сказать, что город поставил себе задачу до 1 июля текущего года завершить все ямочные ремонты во дворах, эти работы выполняются, в общем-то, по графику. Сдерживающими факторами являются наличие финансовых ресурсов и техники для проведения ремонта (во дворе не всегда возможно использовать технику, применяемую на улицах, автодорогах).
Каким образом жители двора могут посодействовать и ускорить процесс ремонта дворовых дорог? Наверное, ничего здесь сделать нельзя. Если субботники по уборке территории, посадке деревьев можно провести, то уложить асфальт, подготовить под него территорию без спецтехники никак не возможно. Единственное, когда будут проводиться работы по ремонту, автовладельцам не должны создавать препятствия для работы.
Каким образом жители двора могут посодействовать и ускорить процесс ремонта дворовых дорог? Наверное, ничего здесь сделать нельзя. Если субботники по уборке территории, посадке деревьев можно провести, то уложить асфальт, подготовить под него территорию без спецтехники никак не возможно. Единственное, когда будут проводиться работы по ремонту, автовладельцам не должны создавать препятствия для работы.
Анатолий Васильевич, подскажите, необходимо ли мне брать разрешение на установку кондиционера, если я живу на проспекте Независимости, а окна квартиры выходят именно на проспект? Если да, то где и каким образом можно получить это разрешение?
Эти вопросы рассматриваются индивидуально. Лучше всего обратиться в администрацию своего района - либо в отдел архитектуры, либо к работникам, которые ведут жилищно-коммунальное хозяйство. Они подскажут, нужно ли разрешение, если да, то куда обратиться.
Слышала, что подготовлен проект указа Президента по созданию товариществ собственников после капитального ремонта домов. То есть, политика министерства направлена на то, что государство должно уйти из сферы оказания жилищно-коммунальных услуг?
Данный проект указа, мы думаем, в текущем году будет принят в качестве нормативного документа, конкретные сроки прогнозировать достаточно сложно. Такая мера на самом деле необходимая, потому что имущество собственников не заканчивается квартирой. Это и места общего пользования, и дворовая территория. Создание товариществ собственников - возможность оказания не только основных (водоснабжение, канализация, техобслуживание, сбор, вывоз и захоронение коммунальных отходов, обслуживание лифта, электроснабжение), но и дополнительных коммунальных услуг, совместно решать, как лучше эксплуатировать свой жилищный фонд. Собственники могут выбрать себе организацию, которая будет оказывать услуги по техобслуживанию, уборке территории, и оказывать их качественнее, чем государственные. Сейчас на рынке жилищно-коммунальных услуг практически монополия государства, хотя условия для развития конкуренции есть. Если проанализировать опыт работы в республике товариществ собственников, то положительных моментов здесь больше, чем отрицательных. Есть товарищества, которые можно поставить в пример по организации работ, качеству оказания услуг и вообще соблюдению баланса интересов.
Что касается политики министерства, то она такова: собственники должны активно заниматься вопросами управления совместной собственностью. Из этого следует выбор, кто будет обслуживать жилфонд, развитие конкурентной среды. Сегодня такая работа проводится, но она малопродуктивна в силу различных причин. Организаций негосударственной формы собственности, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, достаточно мало. Есть два варианта: либо товарищество самостоятельно обслуживает свой жилищный фонд (заключает трудовой договор с определенными специалистами, платит им зарплату, начинает активно внедряться такой институт, как "хаусмастер", когда работников обучают смежным профессиям, чтобы один человек мог выступить и плотником, и сантехником, и электриком), либо частные организации обслуживают несколько домов, как ЖЭСы, ЖРЭО и др.
Предприятия частной формы собственности здесь пока большой активности не проявляют, и сдерживающим фактором является тарифное регулирование. Население не возмещает 100% затрат. Хотя организация в любом случае возместит свои расходы, но она должна обращаться в бюджет, подтверждать понесенные затраты, правильность оказания услуг, учет, что создает определенные трудности. Программой социально-экономического развития предусмотрено до 2015 года выйти на 60% возмещения населением затрат по жилищно-коммунальным услугам. Возмещение затрат будет в первую очередь доводится до 100% по тем услугам, которые имеют невысокую себестоимость. Это техобслуживание жилфонда, водоснабжение, канализация, вывоз отходов, обслуживание лифтов. По теплоснабжению нам будет достаточно сложно выйти на 100% возмещения (это потребует существенного повышения тарифа), и эти 60% рассчитывались с учетом того, что теплоснабжение в 2015 году и после будет еще в жилищно-коммунальном хозяйстве субсидироваться из бюджета. Когда эти условия будут созданы, мы надеемся, что политика по развитию конкуренции будет набирать обороты.
Что касается политики министерства, то она такова: собственники должны активно заниматься вопросами управления совместной собственностью. Из этого следует выбор, кто будет обслуживать жилфонд, развитие конкурентной среды. Сегодня такая работа проводится, но она малопродуктивна в силу различных причин. Организаций негосударственной формы собственности, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, достаточно мало. Есть два варианта: либо товарищество самостоятельно обслуживает свой жилищный фонд (заключает трудовой договор с определенными специалистами, платит им зарплату, начинает активно внедряться такой институт, как "хаусмастер", когда работников обучают смежным профессиям, чтобы один человек мог выступить и плотником, и сантехником, и электриком), либо частные организации обслуживают несколько домов, как ЖЭСы, ЖРЭО и др.
Предприятия частной формы собственности здесь пока большой активности не проявляют, и сдерживающим фактором является тарифное регулирование. Население не возмещает 100% затрат. Хотя организация в любом случае возместит свои расходы, но она должна обращаться в бюджет, подтверждать понесенные затраты, правильность оказания услуг, учет, что создает определенные трудности. Программой социально-экономического развития предусмотрено до 2015 года выйти на 60% возмещения населением затрат по жилищно-коммунальным услугам. Возмещение затрат будет в первую очередь доводится до 100% по тем услугам, которые имеют невысокую себестоимость. Это техобслуживание жилфонда, водоснабжение, канализация, вывоз отходов, обслуживание лифтов. По теплоснабжению нам будет достаточно сложно выйти на 100% возмещения (это потребует существенного повышения тарифа), и эти 60% рассчитывались с учетом того, что теплоснабжение в 2015 году и после будет еще в жилищно-коммунальном хозяйстве субсидироваться из бюджета. Когда эти условия будут созданы, мы надеемся, что политика по развитию конкуренции будет набирать обороты.
Почему показания счетчика горячей воды нужно сообщать в РСЦ непременно с 25-го числа?
В сравнении со всей республикой в Минске существует определенная специфика. Оплату граждан за воду здесь начисляют расчетно-кассовые центры, т. е. не надо ходить в банк или на почту и там предъявлять показания счетчиков, например, как по электроэнергии. Их можно сообщить в расчетно-кассовом центре. Соответственно, в связи с этим начисляется оплата за подогрев воды. Порядок снятий показаний приборов учета в последние дни месяца установлен нормативными документами. Сделано это с целью более или менее свести месячный баланс потребления.
У нас в доме проводится капитальный ремонт. Причем ремонтные работы проводят и в субботу, часов с 8 утра, нарушая тем самым покой жильцов. Имеют ли право рабочие проводить свои работы в выходные? Аналогичная проблема у нашей знакомой: рядом с ее домом строят новый дом. И также работы проводят в выходные, мешая жильцам соседних домов. Имеют ли право строители работать в выходной день, если это мешает жителям?
Жилищно-коммунальные организации стараются как можно больше сократить сроки капитального ремонта, именно поэтому ремонтные работы ведутся даже в выходные дни. Но если это приносит неудобства жильцам, то это, конечно, решаемый вопрос. Надо просто обратиться в организацию, проводящую капремонт, к руководителю работ данного объекта.
В квартире никто не зарегистрирован, соответственно, за все коммунальные услуги платим по другому тарифу. Но с прошлого года, когда ввели дифференцированную оплату за потребление воды, мы продолжали платить за нее так, как и раньше, ждали, что нам пришлют жировку и скажут, сколько платить. Но нам ничего не присылали и мы платили, как и раньше. А потом позвонили из ЖЭСа и сказали о задолженности, потребовали погасить. Почему мы должны за этим следить, почему ЖЭС не мог нас проинформировать об этом заранее?
Сложно ответить на этот вопрос заочно. В данном случае надо смотреть договор с организацией, которая предоставляет услуги. Смотреть, что там написано насчет информирования жильцов.
Сегодня тарифы на жилищно-коммунальные услуги достаточно освещаются в СМИ, также эту информацию можно найти на стендах в жилищных организациях. Обычно в договорах прописано, что поставщики услуг сообщают о каких-либо изменениях через СМИ, а уже потребитель сам должен воспользоваться информацией.
Сегодня тарифы на жилищно-коммунальные услуги достаточно освещаются в СМИ, также эту информацию можно найти на стендах в жилищных организациях. Обычно в договорах прописано, что поставщики услуг сообщают о каких-либо изменениях через СМИ, а уже потребитель сам должен воспользоваться информацией.
У нас дома проводится капитальный ремонт. О том, что в квартире будут производиться те или иные работы, нас предупреждают менее чем за сутки. К примеру, уходишь на работу часов в десять, а вечером видишь объявление, что завтра будут проводиться работы по демонтажу того или иного оборудования: жильцы просто не успевают все подготовить. За какое время должны предупреждать рабочие жильцов о том, что у них в квартире будут проводиться работы?
В этом вопросе нормативов не существует. Это надо обговаривать с производителем работ.