Вопросы конференции
Существуют различные методики определения рейтинга, и мы разработали свою, но ее пока сложно "выпускать из рук". Мы сейчас приводим все в порядок, чтобы методика заработала, чтобы потом не получилось так, как это было с наукой - в рейтинге есть академики и члены-корреспонденты, а согласно реальной оценке цитируемости достижений ученых в десятку входят совершенно иные люди.
Рейтинг вузов имеет смысл, если он преследует цель, например, при необходимости поменять статус вуза и так далее. Смысл мировой системы рейтингов есть, там можно увидеть реальную оценку конкретного вуза, а республиканские и областные рейтинги должны преследовать конкретную цель.
Сейчас мы идем по пути интеграции этих структур, но это очень сложный вопрос. В чистом виде Болонская идея не заденет жизнь ссузов, там действуют другие правила, но нам необходимо формировать свой рынок услуг, что, в общем-то, и делается.
Ольга Тавгень: Национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования - инициатива Европейской комиссии, направленная на поддержку модернизации систем высшего образования в государствах - участниках программы Темпус. Национальная группа экспертов создается с целью привлечения профессионального опыта экспертов, способного ускорить достижение целей Лиссабонского и Болонского процессов в свете национальных потребностей и стремлений; усилить международную составляющую Лиссабонского и Болонского процессов и их внешнее измерение. Как правило, в Национальную группу экспертов входят руководители учреждений высшего образования (или их заместители), деканы, руководители международных отделов университетов, студенты. Будучи студенткой, я также входила в эту экспертную группу. Персональный состав данной группы утверждается решением Исполнительного агентства по вопросам образования, культуры и аудиовизуальным средствам (EACEA). В Республике Беларусь национальная группа экспертов по вопросам реформы высшего образования в составе 9 членов сформирована и утверждена EACEA в 2010 году. Это те "страновые" эксперты по реализации принципов Болонского процесса, которым данный статус был присвоен Исполнительным агентством по вопросам образования, культуры и аудиовизуальным средствам.
Целями деятельности белорусской группы экспертов на национальном уровне являются: участие в проведении национальной политики и модернизации системы высшего образования в соответствии с задачами Болонского процесса; предоставление консультаций непосредственно вузам, помогая им в планировании и проведении реформ, а также работа с неакадемическими заведениями, разъясняя им суть Болонского процесса и национальную стратегию его внедрения; приобщение к распространению идей Болонского процесса, пропаганда Лиссабонской стратегии и Болонского процесса среди профессиональных кругов и широких слоев населения страны.
Для того чтобы члены национальной группы экспертов профессионально осуществляли возложенные на них обязанности, EACEA постоянно приглашает национальных экспертов для участия совместно с экспертами Еврокомиссии и официальными экспертами Болонского процесса в международных конференциях и региональных семинарах на различные тематики, связанные с модернизацией высшего образования. На протяжении 2010-2011 годов белорусские эксперты приняли участие в 6 различных форумах, организованных EACEA и Болонским секретариатом в Киеве, Варшаве, Лиссабоне, Таллинне, Брюсселе, Никосии.
Михаил Демчук: Двое из национальной группы экспертов - это представители института, который я представляю (И.В.Титович и И.А.Мицкевич). Это люди высокого уровня, они занимаются организацией высшей школы республики. Поэтому организация высшей школы в контексте Болонского процесса - это прямая наша задача. И мне очень приятно, что из 9 экспертов национальной группы двое - это мои люди.
Сейчас у нас первая ступень - специалитет, а вторая - наращивание профессиональной подготовки, то есть магистратура. Но в перспективе, может быть, перейдем на схему бакалавр - магистр, тем более Президент на совещании по структуре высшего образования об этом говорил. Сейчас перейти нельзя, потому что рынок бакалавров не ясен. Хорошо оформлен рынок специалистов, он понятен работодателям.
Наши же вузы среднего уровня. И есть возможность подтянуться, позаимствовать какие-то идеи. Болонская идея не помешает нам как минимум, а как максимум, мы будем готовить специалистов по тем направлениям, которые пока у нас нельзя освоить. Понятно, чтобы подготовить специалиста современного уровня, необходима современная учебно-научная база, критическая масса преподавателей, ученых, которые могут обеспечить качественное образование. Чудес не бывает, поэтому если критической массы нет, то как ни старайся, качество мы теряем. Нам выгоднее иногда все-таки учиться, переучиваться там, где есть серьезные гарантии подготовки специалистов высокого уровня.
Вся атрибутика вхождения в Болонский процесс, документы, документации, дипломы европейского образца у нас есть. И мы с января включаем это в работу высшей школы. Это не значит, что мы полностью уберем свои документы, свои дипломы. Наш выпускник получает диплом государственного образца, а если ему потребуется диплом с приложением европейского образца, то он его получит.
Вопрос продолжения образования белорусского студента в любом европейском университете сегодня решается в рамках межвузовских соглашений. В Болонском процессе действуют те же принципы - перемещение студента ограничивается вузами, которые входят в образовательный консорциум, и регламентируется трехсторонними договорами.
Аналогом европейской академической мобильности на территории Беларуси является деятельность Сетевого университета СНГ (Беларусь представляет Белорусский государственный университет), а также развитие в национальных вузах программ "двойных дипломов". Программы "двойных дипломов" реализуются в отдельных учреждениях высшего образования Беларуси с 1994 года с университетами Франции, России, Норвегии.
Болонская декларация дает возможность государству более серьезно планировать программы подготовки специалистов за пределами республики за государственный счет. И здесь отбор нужен, отбор лучших студентов по своей специальности. Вхождение в Болонский процесс даст возможность более четко сформулировать нашу кадровую политику в отношении студентов, подготовки специалистов.