Вопросы конференции
Оснований для рассмотрения вопроса о назначении Вам пенсии за «украинский» стаж компетентными органами Украины не имеется.
Таким образом, при наличии у Вас, Михаил, не менее 5 лет работы с уплатой страховых взносов Вам будет назначена трудовая пенсия по возрасту. В случае, если стаж работы такой продолжительности отсутствует, Вам назначат социальную пенсию.
К сожалению, Максим, многие, получая заработную плату в так называемых «конвертах», не задумываются о том, что их ждет в будущем при назначении пенсии. Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и заработной платы, из которой производилась уплата страховых взносов. Таким образом, пенсия Вам будет исчислена из того заработка, за который Вы расписывались в ведомости и из которого, соответственно, уплачивались страховые взносы на цели пенсионного обеспечения.
Невысокий размер Вашей, Елена Иосифовна, пенсии обусловлен непродолжительным стажем работы в Республике (8 лет 10 месяцев 27 дней).
Оснований для назначения в Республике Беларусь пенсии после 27 сентября 2010 г. за стаж, приобретенный в Латвии, в том числе до распада СССР, не имеется. Вопрос о назначении Вам пенсии за указанный стаж будет рассматриваться компетентными органами Латвийской Республики.
1. Подскажите, пожалуйста, что делать дальше. Я работала ("безвылазно"!) в детском саду-школе с 1996г. по 2002г.зам. дир. по воспитательной работе (нач.кл.-0,5 ст.) и учителем музыки 0,5 ст.(нач. кл. 14-16 уч. час.)
2.В Трудовой кн. запись с 1996г.: принята зам. дир. по эстетическому блоку в «детский сад-школу», этой же датой исправлена запись: на зам. дир. по воспитательной работе. Уволена по переводу в 2002г. уже из «начальной школы-детского сада». Дальше идут следующие записи вплоть до сего дня.
3. При проверке ПФ, в сад-школе оказались "потерянными" тарификационные списки учреждения именно за эти года, "сведения имеющиеся, в базе ПТ СПУ за 1999,2000,2002гг., являются не достоверными"(!?). ПФ мне отказывает и исключает из стажа года 1996-2002, т.к. "зам. дир. по эстетическому блоку (!?) не предусмотрен Списком должностей, а "учитель" не подтверждается документально"!...
4.Написания должностной инструкции у меня тогда не требовали. Может самой описать характер выполняемой тогда работы, а как же процесс «утверждения документа»? задним числом?
5.Дать свидетельские показания в суде о характере моей работы и нагрузках тех лет (сад-школа небольшая) готовы 5 педагогов, работавших тогда со мной вместе, некоторые там работают до сих пор (а вот директор и весь состав бух. поменялся). У меня также есть «высокие» дипломы и грамоты тех лет, где я прописана «зам. дир. по воспитательной работе».
6. Какие дополнительные документы запросить в сад-школе для суда? А если их также «не найдут»? Я не уверена теперь, что и должность зам. по воспитательной работе вообще была в штатном расписании!
В специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа, протекавшая до 1 января 2009 г., предусмотренная Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724), выполняемая в течение полного рабочего дня. Право на включение педагогической работы в специальный стаж обусловлено не только занятием определенной должности и выполнением работы в течение полного рабочего дня, но и работой в определенных учебно-воспитательных учреждениях.
Указанным Перечнем предусмотрены начальные, базовые, средние школы (независимо от наименования) и детские сады.
При этом перечни должностей, пользующихся правом на пенсию за выслугу лет, для школ и детских садов разные. Так, в частности, из педагогических работников школ правом на пенсию за выслугу лет пользуются директора, их заместители по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе, учителя всех специальностей.
Сделать какие-либо выводы о возможности зачета/незачета в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, времени Вашей работы в 1996-2002 годах без изучения соответствующих документов не представляется возможным. По данному вопросу следует обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Если органами по труду, занятости и социальной защите принято решение об отказе в назначении Вам пенсии за выслугу лет, то Вы вправе, прежде всего, обжаловать это решение в установленном порядке (порядок обжалования указывается в решении об отказе).
На основании статьи 48 Закона право на пенсию за выслугу лет предоставлено отдельным категориям педагогических работников, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 года № 724, по достижении женщинами 50 лет и при наличии специального стажа работы не менее 25 лет. К кругу лиц, имеющих право на такую пенсию, отнесены, в частности, учителя всех специальностей средних школ.
Формирование специального стажа работы закончилось 31 декабря 2008 г. С 1 января 2009 г. формируется профессиональный стаж при условии уплаты работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, подлежащих данному виду страхования.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом в качестве недостающего специального стажа учитывается соответствующий профессиональный стаж (т.е. допускается суммирование этих стажей).
В соответствии с Законом ППС отдельные категории педагогических работников подлежат профессиональному пенсионному страхованию при наличии двух условий (в совокупности): (1) наличие должности в Перечне учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 (далее – Перечень); (2) соответствие условий работы критериям оценки условий труда, установленным пунктом 24 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.
Учителя средних школ предусмотрены Перечнем. Критериями оценки условий их труда являются: занятость не менее чем на полную ставку (оклад) (1) ведением преподавательской работы в объеме не менее нормы часов в неделю, (2) организационно-воспитательной работой на уровне предельного значения нормы часов в неделю, установленной в соответствии с законодательством, (3) дополнительным контролем за учебной деятельностью учащихся и другими обязанностями, предусмотренными квалификационными характеристиками, – на уровне предельного значения нормы часов в неделю, установленной в соответствии с законодательством.
Педагогические работники, условия труда которых полностью или частично не соответствуют указанным критериям, профессиональному пенсионному страхованию не подлежат. Соответственно, профессиональный стаж у них не формируется.
По вопросу назначения Вам пенсии за выслугу лет рекомендуем обратиться в установленном порядке (с письменным заявлением) в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, представив документы о трудовой деятельности.
При отсутствии документов о работе и архивных данных стаж работы может быть установлен комиссией по назначению пенсий районного исполнительного и распорядительного органа на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе в одной организации и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.
Вопрос об установлении стажа работы по свидетельским показаниям рассматривается комиссией по назначению пенсий при обращении гражданина с соответствующими заявлением и документами (в том числе и до наступления права на пенсию). По данному вопросу следует обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.