Вопросы конференции
Виктор Григорьевич, насколько, по-вашему, законодательно обеспечены сегодня права граждан Союзного государства?
Что касается прав россиян в Беларуси и белорусов в России, то они не чувствует себя иностранцами. Это главное. Может быть, мы не всего достигли, но в правовой сфере успехи есть. Сегодня гражданин России может обратиться в любой белорусский нотариальный орган, ЗАГС, ему гарантировано право на передвижение, получение медпомощи...
Сейчас мы ведем переговоры с Министерством юстиции России о том, чтобы судебные решения белорусских судов напрямую исполнялись в России. Они сейчас исполняются, но идет своеобразный процесс их признания: то есть решения поступают в суд, проходит заседание суда, затем они признаются и только после этого вступают в силу на территории России. Министерство юстиции России никаких пока предложений против упрощения данной процедуры не выдвигает. Таким образом, мы в еще большей степени защитим права граждан Беларуси и граждан Российской Федерации. По мере того, как мы будем строить наше белорусское демократическое государство, а Россия - свое, думаю, мы еще ближе подойдем к решению сложных вопросов.
Сейчас мы ведем переговоры с Министерством юстиции России о том, чтобы судебные решения белорусских судов напрямую исполнялись в России. Они сейчас исполняются, но идет своеобразный процесс их признания: то есть решения поступают в суд, проходит заседание суда, затем они признаются и только после этого вступают в силу на территории России. Министерство юстиции России никаких пока предложений против упрощения данной процедуры не выдвигает. Таким образом, мы в еще большей степени защитим права граждан Беларуси и граждан Российской Федерации. По мере того, как мы будем строить наше белорусское демократическое государство, а Россия - свое, думаю, мы еще ближе подойдем к решению сложных вопросов.
В минувшем году изменен порядок лицензирования, обязательное лицензирование многих видов деятельности было отменено. В то же время на юридические виды услуг лицензирование сохраняется. Не планируется ли в дальнейшем отмена лицензирования юридических услуг?
Если закон об адвокатуре, о котором мы уже говорили, будет принят в редакции, уже рассмотренной депутатами в первом чтении, самого по себе лицензирования юридической деятельности не будет. Останется лицензирование адвокатской деятельности. Еще раз хочу повторить для уважаемых юристов-лицензиатов, что для них будет льготное вхождение в адвокатуру.
Как вы относитесь к инициативе союзных парламентариев разработать единый для Беларуси и России Уголовный кодекс? Эта идея была озвучена 24 марта в Минске на совместном заседании комиссии Парламентского собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью и профильных комиссий парламентов двух государств. С формирования единого Уголовного кодекса может начаться формирование других единых для Беларуси и России законов в сфере безопасности.
Вообще Министерство юстиции относится к вопросам унификации положительно. И в рамках стран СНГ, и стран ЕврАзЭС постоянно идет процесс унификации действующего законодательства. Например, в рамках СНГ постоянно принимаются модельные законы. И в рамках этих модельных законов строится в основном законодательство каждой из стран. То есть это уже говорит о том, что наши страны далеко в правовой сфере не отходят от сферы модельного законодательства.
Что касается конкретной деятельности, то каждая страна должна выбирать то законодательство, которое на сегодня в наибольшей степени отвечает ее интересам. Интересам безопасности, интересам соблюдения прав и свобод граждан. И в этой связи, естественно, законодательство, в том числе уголовное, может отличаться.
Что касается принятия такого акта, то у нас есть договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о строительстве Союзного государства. И там определено, что для того чтобы принимать вот такие нормативные акты, надо создать полноценный парламент СГ. Но он не создан. Поэтому в целом унификация приветствуется, но что касается принятия такого акта, то оно на сегодня с правовой точки зрения невозможно.
Что касается конкретной деятельности, то каждая страна должна выбирать то законодательство, которое на сегодня в наибольшей степени отвечает ее интересам. Интересам безопасности, интересам соблюдения прав и свобод граждан. И в этой связи, естественно, законодательство, в том числе уголовное, может отличаться.
Что касается принятия такого акта, то у нас есть договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о строительстве Союзного государства. И там определено, что для того чтобы принимать вот такие нормативные акты, надо создать полноценный парламент СГ. Но он не создан. Поэтому в целом унификация приветствуется, но что касается принятия такого акта, то оно на сегодня с правовой точки зрения невозможно.
Какие инстанции занимаются сегодня сделками по недвижимости? Насколько мне известно, некоторые функции уже выполняют не нотариальные конторы, а БТИ и другие организации. Так ли это?
Раньше любой договор, связанный с недвижимостью, должен был обязательно пройти через нотариуса, но потом был принят закон "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним". После этого по ряду сделок, связанных с отчуждением недвижимости, к нотариусу можно не обращаться. То есть можно обратиться сразу в соответствующую организацию по регистрации недвижимого имущества, и там сразу же все оформят. Но некоторые граждане все равно к нам обращаются по старинке, потому что нотариус ставит печать гособразца, хотя она и в органах по регистрации есть.
Это упрощение было принято в целях дебюрократизации, чтобы граждане меньше ходили по инстанциям.
Виктор Григорьевич, что необходимо сегодня сделать для укрепления судебной власти, для того, чтобы судебный процесс был состязательным? Гарантирует ли тщательный пересмотр дела существующий у нас кассационный порядок пересмотра приговоров? Будет ли проведен эксперимент по замене института народных заседателей судом присяжных?
Прошло совещание по совершенствованию работы общих судов, которое проводил глава государства. Там присутствовали все председатели городских районных судов общей юрисдикции, были приглашены некоторые высшие должностные лица, глава правительства, генеральный прокурор. Разговор шел о том, как улучшить работу общих судов. Президент сразу оговорил, что это совещание не носит экстренный характер и проводится не потому, что у нас суды плохо работают. Но поскольку эти суды наиболее близко относятся к нуждам граждан, защищают их - это жилищные суды, трудовые, семейные, земельные и иные, - то все-таки нужно сделать все возможное, чтобы улучшить их работу.
Как сказал Президент, согласно социологическому опросу более 80% граждан на сегодняшний день доверяют судам, и это высокое доверие. Но, тем не менее, есть вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования.
Во-первых, у нас идет планомерная работа по совершенствованию уголовного законодательства в части его либерализации. Но либерализации не в том понятии, что возьмем и будем санкции снижать по конкретным уголовным статьям. Есть соответствующий указ главы государства по совершенствованию мер уголовной политики, где четко закреплено, что послабление должно быть не к тем лицам, которые совершили преступление против здоровья другого гражданина, а лицам, которые совершили преступление в сфере экономической деятельности. И это те лица, которые, как правило, раскаялись в содеянном, впервые совершили такое преступление. В отношении таких лиц уголовная политика будет направлена на оптимизацию мер ответственности или послабление в данной сфере. Но, как планируется, непременным атрибутом будет возмещение причиненного ущерба.
Что касается введения апелляционного производства, оно у нас частично есть в области гражданского судопроизводства. Самое главное, к чему нам нужно прийти, это создать полноценное апелляционное производство.
Президент поддержал эту идею, отметив, что это нужно вводить поэтапно, потому что это значительные затраты для бюджета страны. При апелляционном порядке рассмотрения дел уголовное дело после того, как было рассмотрено районным судом, поступает в вышестоящий суд и, если гражданин не согласен с вынесенным приговором, рассматривается заново по существу, с исследованием доказательств, допросом свидетелей, экспертов и так далее. То есть человек, в отношении которого вынесен уголовный вердикт, будет в наибольшей степени уверен, что приговор законен, потому что по сути дела его рассмотрением занимались два суда. В настоящее время у нас кассационный порядок, в соответствии с которым вышестоящий суд рассматривает дело только по материалам, не исследует все доказательства.
Что касается института судебных присяжных, у нас сейчас действует институт народных заседателей, он уже известен достаточно давно нашему правосудию, но, тем не менее, весь мир пошел по пути создания института присяжных, в том числе и Россия. Но, кстати, в России он себя не очень зарекомендовал, потому что есть разные негативные моменты вплоть до того, что преступники уходят от ответственности. Такой опыт желательно не перенимать, но, чтобы откликнуться на зов времени, на мой взгляд, нам тоже необходимо попробовать институт присяжных заседателей. Это тоже одна из форм взаимодействия правосудия с народом. Мы должны считаться с мнением народа, и поэтому в определенной степени можно было бы провести эксперимент по введению суда присяжных в нашей стране.
Но вообще страны Западной Европы уже отказываются от этого института, считая, что он не в полной мере себя оправдывает. Но нам отвергать его только потому, что он в другой стране прошел, не правильно, нужно самим попробовать. У нас достаточно грамотное общество, люди очень обязательные и ответственные, и я думаю, что при соответствующей подготовке они вполне могли бы справляться с возложенными на них обязанностями по осуществлению функций судебных присяжных.
Как сказал Президент, согласно социологическому опросу более 80% граждан на сегодняшний день доверяют судам, и это высокое доверие. Но, тем не менее, есть вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования.
Во-первых, у нас идет планомерная работа по совершенствованию уголовного законодательства в части его либерализации. Но либерализации не в том понятии, что возьмем и будем санкции снижать по конкретным уголовным статьям. Есть соответствующий указ главы государства по совершенствованию мер уголовной политики, где четко закреплено, что послабление должно быть не к тем лицам, которые совершили преступление против здоровья другого гражданина, а лицам, которые совершили преступление в сфере экономической деятельности. И это те лица, которые, как правило, раскаялись в содеянном, впервые совершили такое преступление. В отношении таких лиц уголовная политика будет направлена на оптимизацию мер ответственности или послабление в данной сфере. Но, как планируется, непременным атрибутом будет возмещение причиненного ущерба.
Что касается введения апелляционного производства, оно у нас частично есть в области гражданского судопроизводства. Самое главное, к чему нам нужно прийти, это создать полноценное апелляционное производство.
Президент поддержал эту идею, отметив, что это нужно вводить поэтапно, потому что это значительные затраты для бюджета страны. При апелляционном порядке рассмотрения дел уголовное дело после того, как было рассмотрено районным судом, поступает в вышестоящий суд и, если гражданин не согласен с вынесенным приговором, рассматривается заново по существу, с исследованием доказательств, допросом свидетелей, экспертов и так далее. То есть человек, в отношении которого вынесен уголовный вердикт, будет в наибольшей степени уверен, что приговор законен, потому что по сути дела его рассмотрением занимались два суда. В настоящее время у нас кассационный порядок, в соответствии с которым вышестоящий суд рассматривает дело только по материалам, не исследует все доказательства.
Что касается института судебных присяжных, у нас сейчас действует институт народных заседателей, он уже известен достаточно давно нашему правосудию, но, тем не менее, весь мир пошел по пути создания института присяжных, в том числе и Россия. Но, кстати, в России он себя не очень зарекомендовал, потому что есть разные негативные моменты вплоть до того, что преступники уходят от ответственности. Такой опыт желательно не перенимать, но, чтобы откликнуться на зов времени, на мой взгляд, нам тоже необходимо попробовать институт присяжных заседателей. Это тоже одна из форм взаимодействия правосудия с народом. Мы должны считаться с мнением народа, и поэтому в определенной степени можно было бы провести эксперимент по введению суда присяжных в нашей стране.
Но вообще страны Западной Европы уже отказываются от этого института, считая, что он не в полной мере себя оправдывает. Но нам отвергать его только потому, что он в другой стране прошел, не правильно, нужно самим попробовать. У нас достаточно грамотное общество, люди очень обязательные и ответственные, и я думаю, что при соответствующей подготовке они вполне могли бы справляться с возложенными на них обязанностями по осуществлению функций судебных присяжных.
Виктор Григорьевич, скажите, пожалуйста, будет ли сокращен срок ожидания для регистрации молодоженов или по-прежнему останется три месяца? Предполагается ли упростить процедуру развода для супругов, имеющих детей?
Проект нового кодекса о браке и семье предполагает этот срок уменьшить. Сейчас у нас срок от 15 дней. Три месяца уже мало кто дает. По новому кодексу, который депутаты уже поддержали в первом чтении, будет срок от трех дней, если есть соответствующие документы. Например, один из супругов уезжает на постоянное место жительство куда-то. Это будет решать должностное лицо загса.
Что касается расторжения брака, то в некоторых случаях будет предоставлена возможность суду расторгать брак в тот срок, который просят супруги. Но это если нет обременения спором о детях, их проживании, нет значительного объема имущества и т.д.
Подготовкой каких документов занято в настоящее время Министерство юстиции Беларуси в связи с созданием Таможенного союза. Что в планах?
Сейчас идет огромный поток деловой переписки по линии Таможенного союза. Много новых постановлений, надо формировать нормативно-правовую базу. Сейчас идет работа уполномоченных государственных органов по этому вопросу: Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства экономики, Министерства юстиции. В конечном итоге все идет к нам. Мы постоянно консультируемся, наши представители выезжают в Российскую Федерацию. Но в целом это делается для того, чтобы Таможенный союз состоялся, чтобы себя зарекомендовал. Это ведет к взаимной экономической заинтересованности государств, которые в него входят. На данном этапе, конечно, много сложных вопросов, но мы их решаем.