Вопросы конференции
В 2011 году выплата единовременной материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны к Дню Победы не предусмотрена.
Традиционно единовременная материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны выплачивается к юбилейным датам (День освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, День Победы).
Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» для пенсионеров льготы по проезду на пассажирском транспорте не предусмотрены.
Внесение изменений и дополнений в указанный Закон, связанных с предоставлением пенсионерам льгот по проезду на городском пассажирском транспорте, в настоящее время не предполагается.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (глава 33) по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты изучается вопрос об организации социального обслуживания одиноких граждан с заключением договоров ренты.
Внедрению данного механизма на территории Республики Беларусь будет предшествовать эксперимент по его апробации на протяжении нескольких лет в г. Минске. Проект постановления Правительства по данному вопросу находится на стадии подготовки.
Действительно, доля пожилых граждан в структуре населения республики увеличивается и к 2015 году составит 24 %. Соответственно, растет и численность одиноких пожилых граждан, которых сегодня насчитывается 154,3 тыс. человек.
Такая тенденция стала одной из предпосылок разработки Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126).
Основной целью Комплексной программы является создание условий для устойчивого повышения уровня и качества жизни ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, повышение эффективности и доступности социальной защиты.
Мероприятия Комплексной программы направлены на развитие учреждений социального обслуживания, на внедрение новых видов социальных услуг, на совершенствование медицинского, торгового и бытового обслуживания пожилых людей и инвалидов, обеспечение их общественной безопасности и др.
К примеру, Комплексной программой предусмотрено открытие в территориальных центрах социального обслуживания населения отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста, создание стационарных учреждений малой вместимости и повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.
Территориальными центрами социального обслуживания населения, функционирующими во всех административных районах республики, предоставляются платные услуги почасового дневного ухода за гражданами, утратившими двигательную активность, и услуги сиделки. Данные услуги предусматривают подогрев и (или) приготовление пищи, кормление, мытье посуды, смену белья и одежды, подачу и уборку судна, помощь в проведении санитарно-гигиенических процедур. Аналогичные услуги предоставляются сестрами милосердия Белорусского Общества Красного Креста.
Кроме того, в некоторых населенных пунктах в системе органов здравоохранения функционируют больницы (палаты) сестринского ухода, также предназначенные для организации ухода за нетрудоспособными гражданами в стационарных условиях.
Что касается организации временного ухода за нетрудоспособными гражданами в стационарных условиях, то в соответствии с действующим законодательством, граждане могут оформиться как для постоянного проживания в доме-интернате, так и для временного (от 1 до 6 месяцев) проживания по заявлению в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с представлением следующих документов:
паспорт гражданина Республики Беларусь (вид на жительство в Республике Беларусь;
медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии;
выписку из медицинской карты амбулаторного больного;
документы, подтверждающие право на льготы;
две фотографии 30 x 40 мм.
Специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам I и II группы, утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющим трудоспособных членов семьи либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора пожизненного содержания с иждивением). Такие граждане поселяются в дома-интернаты на государственное обеспечение.
Граждане, имеющие трудоспособных членов семьи либо других физических лиц или юридических лиц, обязанных по закону их содержать, поселяются в дома-интернаты общего типа и специальные дома-интернаты на платных условиях.
Во время посещения Президентом Республики Беларусь Минского городского дома-интерната для ветеранов войны и труда "Світанак", который состоялся 30 декабря 2010 г., был поставлен ряд задач по совершенствованию системы социального обслуживания. В ближайшие годы в г.Минске будет проведён пилотный проект, который в т.ч. предусматривает предоставление гражданам новой услуги – краткосрочного (до 1 месяца) проживания в домах-интернатах на платной основе. После его завершения будут внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты Республики Беларусь в части предоставления краткосрочного проживания в домах –интернатах.
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы планируется включение в систему государственной адресной социальной помощи пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Вопрос об изменении критерия нуждаемости при предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий в настоящее время не рассматривается.
Действительно, с 1 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи» безналичные жилищные субсидии населению не предоставляются. При этом одной из целей назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий стала оплата (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг.
По итогам 2010 года государственная адресная социальная помощь назначена 165,4 тыс. человек на сумму 50,8 млрд. рублей, из которых 586,0 млн. рублей направлены на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы планируется включение в систему государственной адресной социальной помощи пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
При этом планируется, что бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни будет выделено в отдельное социальное пособие.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия не предоставляется неработающим трудоспособным лицам, не зарегистрированным в установленном законодательством порядке в качестве безработных (кроме лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также лиц, закончивших общеобразовательные учреждения в год их окончания (на период до 1 сентября), и лиц, направленных комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите районного (городского) исполнительного комитета на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации).
Таким образом, неработающие инвалиды 3 группы, не зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве безработных, не имеют право на предоставление государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия.
Вместе с тем, указанные нормы, предусмотренные пунктом 3 Указа № 458, не являются ограничением для предоставления инвалиду 3 группы государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия.
Такое пособие предоставляется при условии наличия среднедушевого дохода ниже 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, а также наличия трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).
При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).
Для получения содействия в трудоустройстве рекомендуем Вам обратиться в территориальный отдел трудоустройства комитета по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома, по месту постоянного жительства, где Вам будет оказано содействие в поиске подходящей работы в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время для инвалидов при решении проблемы трудоустройства имеются реальные возможности, предоставляемые государством.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» инвалидам предоставляются дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются путем:
разработки и реализации фцелевых государственных программ содействия занятости;
создания дополнительных рабочих мест;
установления брони приема на работу;
предоставления услуг по профессиональной ориентации, организации обучения по специальным программам;
организации адаптации к трудовой деятельности;
содействие в организации предпринимательской деятельности.
Что касается социальной пенсии, то параметры ее исчисления установлены исходя из того, что она не должна стать единственным источником дохода, а компенсирует только часть заработка в связи с ограниченной трудоспособностью.
В целом обязательства, взятые в отношении социально уязвимых лиц, пенсионная система выполняет: пенсии выплачиваются регулярно и в полном объеме. Повышение пенсионных выплат будет производиться в соответствии с законодательством исходя из возможностей экономики с учетом роста заработной платы.
Задача создания стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости и повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе будет реализована в Витебской, Гомельской, Минской и Могилёвской областях в 2014-2015 годах в ходе реализации Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 №1126. Номера повышенной комфортности в домах-интернатах появятся и в других регионах республики.
С учётом мирового передового опыта в области социального обслуживания в стационарных учреждениях, Министерством будет разработано Примерное положение о доме-интернате малой вместимости повышенной комфортности и штатное расписание такого дома в 2012-2013 годах. Это небольшие учреждения максимум на 50 проживающих. Проживание в таких учреждениях планируется на платной основе в одноместных и двухместных номерах, имеющих отдельную санитарную комнату и обеспеченных безбарьерной средой. При этом каждый номер должен иметь систему экстренной связи с медицинским персоналом и обеспечен в полной мере бытовой техникой и средствами технической реабилитации индивидуального пользования, такими как кресло-коляска, функциональные кровати, приставки, столики. Наряду с комфортными бытовыми условиями проживания в таких учреждениях будет предусмотрена возможность индивидуального ухода. Без преувеличения можно сказать, что создание стационарных учреждений нового типа – это новое слово в государственной системе социальной помощи.
Поселение в дом-интернат осуществляется согласно очерёдности. По состоянию на 01.01.2011 в Брестской области имеется очередь на поселение в психоневрологические дома-интернаты в 62 человека. Брестским облисполкомом предпринимаются необходимые меры для решения этого вопроса. В 2011 году в Брестской области будет открыт Брестский психоневрологический дом–интернат для престарелых и инвалидов на 128 мест, а также в Коссовском психоневрологическом доме-интернате будет введён новый корпус на 30 койко-мест.
В Республике Беларусь очередность в дома-интернаты психоневрологического профиля составляет 603 человека. Задача предоставления мест в домах-интернатах для всех нуждающихся будет решаться в ходе реализации Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 №1126 во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. от 21 мая 2010 г. № 13, данных 20 апреля 2010 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
Данная Программа с общим объёмом финансирования по стационарным учреждениям социального обслуживания более 291,0 млрд. рублей предусматривает создание более 1600 новых койко-мест в домах-интернатах до 2015 года. Выполнение данной задачи будет достигнуто как за счёт строительства новых спальных корпусов в уже имеющихся психоневрологических домах-интернатах, так и путём открытия новых домов-интернатов.
Прежде всего, отметим, что размер пенсии определяется в зависимости от объема участия гражданина в финансировании пенсионной системы, который оценивается продолжительностью стажа работы, в течение которого производилась уплата страховых взносов, и размера заработка (дохода), из которого эти взносы уплачивались.
Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. Учитывая изложенное, оснований для зачета периодов предпринимательской деятельности без уплаты взносов на пенсионное страхование в стаж работы для назначения пенсии не имеется.