Вопросы конференции
Здравствуйте! Я хочу задать такой вопрос: мы работаем в заготовочном цехе в гипермаркете, в цехе работают обвальщики, жиловщицы, повара и комплектовщики. Всем, кроме комплектовщиков, платят за вредное производство и отпуск больше, чем у остальных, при этом комплектовщики работают на фасовочных машинах. На вопрос начальству, почему нам не платят за вредность, они отвечают, что забыли внести наши фамилии в списки, и это продолжается больше двух лет. Директор на все наши вопросы отвечает криками. Правомерны ли действия начальства, и куда можно обратиться, чтобы восстановить справедливость?
Компенсация за работу с вредными и опасными условиями труда устанавливается работнику по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, составляет аттестационная комиссия (в соответствие с постановлением Совета Министров РБ от 22 февраля 2008 года №253). В обязательном порядке в данный перечень включаются профессии (должности), виды работ, предусмотренные в Списках №1 и №2, утверждённых постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536, и списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждённом постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 10.12.2007 №170. Также в данный перечень могут быть включены (по решению аттестационной комиссии) иные категории работников, не предусмотренные в данных списках. Вместе с тем занятость работника на работах с вредными и опасными условиями труда должна составлять не менее 80% от рабочего дня (смены), установленной законодательством продолжительности. Хотелось бы отметить, что все решения, связанные с вопросами аттестации, должны приниматься на заседаниях аттестационной комиссии, а не единолично руководителем организации. В случае вашего несогласия с принятым аттестационной комиссией решением вы можете обратиться в территориальный орган государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома.
Как вы оцениваете уровень подготовки и компетентности специалистов в сфере охраны труда? Может, от этого зависит и уровень знаний работников организаций?
Уровень подготовки и компетентности специалистов в сфере охраны труда напрямую зависит от их образования и стажа работы. К сожалению, не всегда
специалистом по охране труда работает специалист с техническим образованием и достаточным уровнем знаний по вопросам охраны труда. Вместе с тем уровень знаний по вопросам охраны труда работников напрямую зависит от компетентности не только специалистов по охране труда, но и руководителей, и
других должностных лиц, которые проводят инструктаж по охране труда.
Подскажите, пожалуйста, каковы нормативы по штатной численности организации для введения в ней ставки (полставки) инженера по ТБ? Располагаете ли вы данными о том, насколько укомплектованы кадрами эти должности? Несет ли ответственность наниматель в случае, если в организации нет нужного специалиста?
В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Республики Беларусь должности специалистов по охране труда вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях - свыше 200 человек. Решение о необходимости назначения специалиста по охране труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель.
В настоящее время в организациях республики работает свыше 22 тыс. специалистов по охране труда. При отсутствии специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей. При соблюдении этих условий наниматель не несет ответственности за отсутствие в организации специалиста по охране труда.
В настоящее время в организациях республики работает свыше 22 тыс. специалистов по охране труда. При отсутствии специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей. При соблюдении этих условий наниматель не несет ответственности за отсутствие в организации специалиста по охране труда.
Наше предприятие хотело бы присваивать вновь принятым рабочим необходимые профессии: проводить обучение собственными силами (с привлечением только специалистов нашего предприятия). Лицензируется ли деятельность по подготовке рабочих на производстве с присвоением профессии?
Порядок организации непрерывного профессионального обучения рабочих, а также служащих, уровень подготовки которых не требует высшего, среднего специального образования, установлен Положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 599. Лицензии для организации непрерывного профессионального образовния рабочих (служащих) в организации в настоящее время не требуется.
В п.5 приложения 1 (Типовой перечень работ с повышенной опасностью) к Инструкции о порядке подготовки (постановление 175) указано: "Работы в
пределах зон с постоянно действующими опасными производственными факторами". Приведите, пожалуйста, примеры таких работ применительно к кондитерскому производству. Спасибо.
Опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работника при производстве кондитерских изделий, определены в Межотраслевых правилах по охране труда в кондитерском производстве, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 164. Опасными производственными факторами при производстве кондитерских изделий являются подвижные части технологического оборудования, движущиеся машины и механизмы и другое.
В организации путем переподготовки было организовано обучение работника профессии «водитель погрузчика». Обучение проводилось по имеющейся рабочей программе профессионального обучения рабочих на производстве в течение 3 месяцев и закончилось присвоением профессии «водитель погрузчика» 4 разряда. Согласно ЕТКС водитель погрузчика – это работник, который может управлять различными видами погрузчиков: тракторными, аккумуляторными, авто- и электропогрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Должен знать: устройство обслуживаемых погрузчиков, способы погрузки, выгрузки грузов из всех видов транспорта; правила подъема, перемещения и укладки грузов; правила дорожного движения, движения по территории предприятия и т д. Согласно Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 19.11.2007 №150), электропогрузчик – это подъемно-транспортная машина с электрическим приводом, оборудованная сменными грузозахватными приспособлениями для транспортирования, погрузки, разгрузки и штабелирования грузов. В главе № 4 Правил отражены требования к профессиональному отбору работников, обеспечивающих эксплуатацию безрельсовых транспортных средств. Наряду с перечисленными требованиями, а именно: возраст не моложе 18 лет, специальная подготовка по профессии (в данном случае обучение в организации) и наличие удостоверения на право управления конкретным видом электротранспорта, прохождения инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, наличие водительского удостоверения на право управления автомобилем не требуется. Кроме того, редакция Правил 2007 года отменяет наличие данного водительского удостоверения и для водителей автопогрузчиков. Одновременно с этим, водитель электропогрузчика – работник нашей организации согласно ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь лишен права управления транспортными средствами сроком на три года (о лишении конкретной категории (категорий) на право управления статьей Кодекса не оговаривается). Управление Госавтоинспекции наложило запрет в отношении данного работника на право управления электропогрузчиком, причислив его к транспортному средству, предназначенному для движения по внутренним дорогам промышленных предприятий и организаций и транспортирования (перевозки) по ним грузов, а также сославшись на то, что порядок движения по территории организации должен соответствовать Правилам дорожного движения. На основании вышеизложенного просим дать разъяснение: имеет ли право работник, лишенный Управлением Госавтоинспекции права управления транспортными средствами, работать по профессии «водитель электропогрузчика».
Электропогрузчик относится к напольному безрельсовому электрифицированному транспорту. Регистрируется электропогрузчик в организации в установленном порядке с присвоением ему инвентарного номера. За пределами территории организации его эксплуатация запрещается. К управлению электропогрузчиком допускаются лица, прошедшие в установленном порядке подготовку (обучение), переподготовку по профессии «водитель погрузчика» и получившие свидетельство о присвоении профессии «водитель погрузчика». В нормативных правовых актах, а также в технических нормативных правовых актах отсутствует требование о том, что к обучению по профессии «водитель погрузчика» допускаются лица, имеющие водительское удостоверение. Лишение лица права управления механическим транспортным средством, на наш взгляд, не является основанием для запрета работать ему по профессии «водитель погрузчика».
Согласно постановлению МТиСЗ РБ № 175 от 28.11.2008: "9. Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда ... работодателем при необходимости организуются семинары, лекции, консультации и другие занятия."; "15. Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работающих по рабочим профессиям проводятся при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах целевого назначения ...". Обязательно ли обучение по вопросам охраны труда непосредственно в организации как отдельное мероприятие с оформлением планов, программ, расписаний, журналов и т.д.?
В пункте 9 Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки,
стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний
работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от
28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция), идет речь, что перед
проверкой знаний по вопросам охраны труда, которая проводится ежегодно
у рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, либо не позднее
месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с
требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три
года у руководителей и специалистов работодателем при необходимости
могут проводиться с указанными работниками перед проверкой знаний по
вопросам охраны труда семинары, лекции и так далее. Таким образом, в
соответствии с п. 9 обязательного обучения по вопросам охраны труда не
требуется.
В пункте 15 Инструкции говориться об обучение и проверке знаний по вопросам охраны труда работающих по рабочим профессиям, которые проводятся при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах целевого назначения. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации в этом случае проводится по соответствующим программам и планам. Таким образом обучение в данной ситуации является обязательной и требует составления учебно-программной документации.
В пункте 15 Инструкции говориться об обучение и проверке знаний по вопросам охраны труда работающих по рабочим профессиям, которые проводятся при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах целевого назначения. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации в этом случае проводится по соответствующим программам и планам. Таким образом обучение в данной ситуации является обязательной и требует составления учебно-программной документации.
Добрый день. Проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей организаций, их заместителей, ответственных за организацию охраны труда, главных специалистов, руководителей (специалистов) служб охраны труда, членов комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда организаций, подчиненных местному исполнительному комтету, а также организаций без ведомственной подчинённости, физических лиц (нанимателей) проходит в районной комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда в индивидуальном порядке, с применением компьютерной программы «Экзамен», приобретённ ой в ООО «Инновационный центр Надежды Бондаренко». Программа обновлена в феврале 2011 года и содержит общие вопросы по охране труда для руководителей и специалистов, а также дополнительные темы, например: охрана труда в организациях торговли и общественного питания, при производстве пиломатериалов, мебели, деревянной тары и упаковки, при обработке природного камня, при холодной обработке металлов и другие, которые по видам деятельности подходят для проверки знаний у частных предпринимателей, имеющих в штате наёмных лиц и руководителей частных предприятий. Вопрос: Обязательно ли всем вышеназванным лицам перед проверкой знаний (впервые или периодически через 3 года) проходить обучение по вопросам охраны труда в учреждениях образования, обучающих центрах, на курсах, семинарах, или они могут сами самостоятельно подготовиться к проверке знаний, изучив необходимую литературу, кодексы, нормативные правовые акты и другие материалы по охране труда. Спасибо.
Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, не установлена обязательность прохождения обучения по вопросам охраны труда перед проверкой знаний по вопросам охраны труда. Вместе с тем практика показывает, что после окончания соответствующих семинаров уровень знаний граждан, проходящих проверку знаний по охране труда, как правило, выше, чем у тех, кто готовился к такой проверке самостоятельно.
О требованиях, предъявляемых к обучению крановщиков (краны стрелковые 25 тонн) 6-7 разряда. Возможна ли организация их обучения в строительной организации либо организация их обучения в районе? Каковы требования к учебному заведению, технике? Каким постановлением необходимо пользоваться для организации данной работы? Спасибо.
Требования, предъявляемые к обучению лиц профессии «машинист крана (крановщик)», установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45, другими нормативными правовыми актами МЧС. По данному вопросу вам необходимо обратиться именно в это министерство.
Где можно пройти проверку знаний и переподготовку по охране труда и технике безопасности? Только в вышестоящей организации или где-то еще?
В соответствии с требованиями п. 39 Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденоой постановлением Минтруда от 28.11.2008 №175, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически, но не реже 1 раза в 3 года, руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих коммисиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Для руководителей и специалистов организаций, входящих в состав (подчиненных) республиканских органов управления, иных организаций, подчиненных правительству РБ, соответствующей коммисией для проверки знаний по вопросам охраны труда является коммисия соответствующего республиканского органа управления, иной организации, подчиненной правительству РБ.
Для руководителей и специалистов организаций, не имеющих вышестоящих организаций, проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в коммиссии для проверки знаний по вопросам охраны соответствующего местного исполнительного, распорядительного органа.
Переподготовка специалистов по охране труда проводится в учреждениях образования, занимающихся данным видом деятельности, по программам, согласованным с Министерством образования РБ.
Для руководителей и специалистов организаций, входящих в состав (подчиненных) республиканских органов управления, иных организаций, подчиненных правительству РБ, соответствующей коммисией для проверки знаний по вопросам охраны труда является коммисия соответствующего республиканского органа управления, иной организации, подчиненной правительству РБ.
Для руководителей и специалистов организаций, не имеющих вышестоящих организаций, проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в коммиссии для проверки знаний по вопросам охраны соответствующего местного исполнительного, распорядительного органа.
Переподготовка специалистов по охране труда проводится в учреждениях образования, занимающихся данным видом деятельности, по программам, согласованным с Министерством образования РБ.
Каково, на ваш взгляд, взаимодействие с профсоюзами в плане проведения инструктажа по охране труда? Может, общественный контроль в этой сфере способствовал бы большей действенности?
Трудовым кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «Об охране труда» обязанность проведения с работниками инструктажей по охране труда возложена на нанимателя. Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175., участие профсоюзов в проведении нанимателем инструктажа по охране труда с работниками также не предусмотрено.
Вместе с тем считаем необходимым пояснить следующее. В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» профсоюзам предоставлено право осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (включая вопросы инструктирования работников по охране труда) как в форме проведения проверок, так и ф форме мониторинга, участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.
В первом случае профсоюзы при установлении нарушений (некачественное проведение или непроведение инструктажей по охране труда и т.п.) вправе потребовать от нанимателя обязательного устранения выявленных нарушений. Во втором – выдать нанимателю обязательную для рассмотрения рекомендацию (практика показывает. что большинство обоснованных рекомендаций профсоюзов исполняются нанимателями по результатам их рассмотрения). В случае неисполнения нанимателем рекомендаций первичной профсоюзной организации, последняя может обратиться к техническому инспектору труда профсоюза, который может провести проверку по данным фактам. Как уже отмечалось выше технический инспектор труда профсоюзов при проведении проверки и установлении фактов нарушения законодательства об охране труда вправе потребовать от нанимателя обязательного устранения выявленных нарушений.
Таким образом, полагаем, что участие профсоюзов в организации проведения инструктажей работников по охране труда будет способствовать большей результативности этой работы. Формы взаимодействия профсоюзов с нанимателями по данному вопросу могут устанавливаться соглашениями, коллективными договорами и т.д. Так, например, в настоящее время в состав Республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда, включён представитель Федерации профсоюзов Беларуси.
Вместе с тем считаем необходимым пояснить следующее. В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» профсоюзам предоставлено право осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (включая вопросы инструктирования работников по охране труда) как в форме проведения проверок, так и ф форме мониторинга, участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.
В первом случае профсоюзы при установлении нарушений (некачественное проведение или непроведение инструктажей по охране труда и т.п.) вправе потребовать от нанимателя обязательного устранения выявленных нарушений. Во втором – выдать нанимателю обязательную для рассмотрения рекомендацию (практика показывает. что большинство обоснованных рекомендаций профсоюзов исполняются нанимателями по результатам их рассмотрения). В случае неисполнения нанимателем рекомендаций первичной профсоюзной организации, последняя может обратиться к техническому инспектору труда профсоюза, который может провести проверку по данным фактам. Как уже отмечалось выше технический инспектор труда профсоюзов при проведении проверки и установлении фактов нарушения законодательства об охране труда вправе потребовать от нанимателя обязательного устранения выявленных нарушений.
Таким образом, полагаем, что участие профсоюзов в организации проведения инструктажей работников по охране труда будет способствовать большей результативности этой работы. Формы взаимодействия профсоюзов с нанимателями по данному вопросу могут устанавливаться соглашениями, коллективными договорами и т.д. Так, например, в настоящее время в состав Республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда, включён представитель Федерации профсоюзов Беларуси.
Кто из работников может выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин?
В соответствии с пунктом 6 Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25.02.2008 № 14, к работам по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования допускаются лица, имеющие соответствующую специальность, профессию и квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 164 (далее - Правила обучения). С учетом того, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 названные Правила обучения отменены, то в настоящее время следует руководствоваться Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.