Сергей Александров
Какой в Беларуси средний размер пенсии в зависимости от группы инвалидности и от того, работает человек или нет? Как в Минтруда относятся к предложению выплачивать работающим инвалидам пенсию в полном объеме в соответствии с их индивидуальным коэффициментом, а не ограничивать, как сейчас, определенным "потолком"? В нашей стране взят курс на повышенние уровня доходов населения. Может быть, для работающих инвалидов нужно поднять порог индивидуального коэффициента?
По состоянию на февраль т.г. средний размер пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания составляет 503 116 руб. В разрезе групп инвалидности:
1 группы – 685 044 руб.;
2 группы – 522 664 руб.;
3 группы – 311 214 руб.
Средний размер пенсии исчисляется как среднее арифметическое размеров пенсий, выплачиваемых определенной категории пенсионеров (без учета факта работы).
Государство принимает на себя обязанность материального обеспечения в первую очередь тех, для кого пенсия – единственный источник средств существования. Предложение о полной выплате пенсий работникам не поддерживается. Средства, направляемые на пенсионное обеспечение, ограничены, а повышение уровня доходов работающих привело бы к снижению доходов тех, кто не в состоянии подработать (инвалидов с высокой степенью утраты трудоспособности, детей-инвалидов и людей преклонного возраста).
Сильварович
Мне не удаётся получить сведения о заработке до 2003года. Сведения не сохранились. Что делать?
Согласно законодательству размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы.
Работник, для которого сведения о размере заработка имеют существенное значение в связи с назначением пенсии, при отсутствии иной возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы (факт и причины отсутствия таких документов должны быть подтверждены документально), вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере.
При рассмотрении вопроса об установлении размера заработной платы для целей пенсионного обеспечения суд принимает во внимание любые средства доказывания, предусмотренные главой 22 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (в частности, размер заработка может быть подтвержден выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке и т.д.).
Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде принимается для исчисления пенсии.
С.В. Апарович
В справках о работе, дающей право на пенсию по возрасту в соответствии сo статьями 12 (пункты «а и «6) и 15 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», необходимо укапывать сведения о количестве рабочих дней, подлежащих исключению из специального стажа работы. Для этого, в свою очередь, необходимо знать, количество рабочих дней по графику за каждый месяц, К сожалению, на предприятии графики работы сохранились только с 1995 года, календарь в программе в компьютере - с 1984 года. Однако он не содержит сведений по праздничным дням (таким как второй день Пасхи, Радуница, 2 мая, 8 ноября, новогодние и рождественские праздники). А для составления вышеуказанных справок необходимо владеть данной информацией.
Где можно приобрети производственный календарь Республики Беларусь начиная с 1970 года с указанием всех выходных и праздничных дней'?
Интересующая Вас информация размещена на сайте www.datemoz.com
Игорь Соколов, АиФ.
У нас еще очень интересный вопрос читателя. Пожалуйста, поставьте его в первую очередь.
"Должен ли я причисляться к инвалидам войны по льготам и, соответственно, к начислению пенсии для этой категории граждан? Я был комиссован в 1960 г. после 2 лет 7 месяцев со срочной службы по инвалидности. Пенсию получаю обычную по инвалидности. Могу ли ходатайствовать об изменении пенсии, так как инвалидность получена во время срочной службы - исполнении воинского долга? С воинского учета, соответственно, снят.
Е. Крейнин
Законодательством предусмотрено повышение пенсий инвалидам войны (инвалидам вследствие военной травмы).
К такой категории относятся военнослужащие ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, непосредственно связанного со спецификой несения военной службы или с пребыванием на фронте, а также при выполнении воинского и служебного долга за границей в период локальных войн и конфликтов.
Причина инвалидности устанавливается медико- реабилитационными экспертными комиссиями.
Симончик Е.П.
Я слышала о том, что если не получать пенсию какое-то время, то начисляется дополнительный процент. Скажите, много ли пенсионеров пользуются этой возможностью? И не планируется ли сделать более выгодными эти условия, чтобы повысить привлекательность отложенного выхода на пенсию?
Да, действительно, Закон «О пенсионном обеспечении» предоставляет гражданам возможность эффективно влиять на размер пенсии после достижения пенсионного возраста, продолжая работу, отказавшись от получения пенсии. Тогда пенсия повышается на один процент заработка, принятого для её исчисления, за каждые полные два месяца такой работы. Это закреплено в статье 231 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования. Конечно, в основном это работники с относительно высокими заработками.
Возможность повышения привлекательности отсрочки обращения за получением пенсии в настоящее время изучается.
Зайцева З.П.
В Беларуси все больше говорят о гендерном равноправии. И при этом женщины уходят на пенсию на 5 лет раньше мужчин. Может, уже пришла пора уравнять гендерные позиции в этой сфере?.
Убеждена, женщины и мужчины в Беларуси должны иметь равные права во всех сферах жизнедеятельности. В том числе выходить на пенсию по единым правилам, как в большинстве развитых стран.
Сомневаюсь, стоит ли считать существующую разницу в 5 лет в пенсионных возрастах дополнительной гарантией, благом для наших женщин. С одной стороны, это автоматически приводит к меньшему стажу и, соответственно, более низкой пенсии, чем у мужчин. С другой, для работодателя – это формальное основание прекращать трудовые отношения с работницей в фактически трудоспособном возрасте, несмотря на её желание продолжить работу. Думаю, по мере осознания сути этого «завоевания» общество придет к необходимости соответствующих изменений.
Кухарчик Таисия
Скажите пожалуйста, планируются ли в среднесрочной перспективе ограничения работающим пенсионерам?
Пенсия – это государственная социальная гарантия нетрудоспособным. Выплата взамен утраченного заработка, а не в дополнение и повышение трудового дохода.
Ограничения на выплату пенсии работающим пенсионерам (незначительные), установленные сегодня, сохранятся и в перспективе. Вопрос лишь в том, что правила их применения могут быть иными. Как наиболее обоснованным представляется ограничение, увязанное с текущим заработком (доходом) пенсионера.
Иваницкий И.Д.
План по реализации Директивы №4 предусматривает разработку концепции развития пенсионной системы до 2015 года, в том числе перераспределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателем и работниками. Не могли бы Вы в общих чертах пояснить, о чем идет речь?
Директива направлена на создание условий и стимулирование развития бизнеса. Одним из препятствий для своего развития бизнес называет уровень взносов на социальное страхование. Однако взносы – это пенсии пожилым, детские пособия, пособия по временной нетрудоспособности, ряд других социальных выплат, финансирование программ занятости. И прямым следствием снижения уровня взносов было бы уменьшение государственных социальных гарантий. По этому пути социальное государство пойти не может.
Бизнес предлагает другой вариант решения своих проблем: переложить существенную часть бремени по уплате взносов на работников. При этом намерений по адекватному повышению работнику заработной платы, с которой уплачивались бы повышенные взносы, не усматривается. Ведь бизнес заинтересован в чистом снижении совокупных расходов на рабочую силу. А при либерализации экономики государство утрачивает возможность влияния на уровень оплаты труда.
С учетом неоднозначных последствий таких шагов общая позиция по данному вопросу пока не выработана.
Игорь Соколов
Писали, что раз в год неработающие пенсионеры могут получить помощь в сложный жизненный период. Но я не знаю, куда обратиться. Были указаны телефоны 207 73 30 и 207 73 63. Первый – факс, второй никогда не отвечает. Я инвалид 2 группы. 78 лет. Из-за капитального ремонта в доме попала в сложную жизненную ситуацию. Мало загадили всю квартиру, так еще и восстановительный ремонт не сделали. Могу ли я в таком случае получить помощь? Куда и с какими документами обращаться? В каких случаях предусмотрена такая помощь?
Ваш вопрос не относится к теме заявленной он-лайн конференции. По вопросу оказания государственной адресной социальной помощи Вы можете обратиться в управление социальной защиты по месту жительства.
В порядке информации сообщаем, что он-лайн конференция на тему «Социальная защита пожилых людей, ветеранов и инвалидов» состоится 29 марта т.г.
Игорь Соколов
Слышал, что размер пенсии зависит от зарплаты, которую я получал во время трудовой деятельности. Как в таком случае рассчитать размер пенсии, если я работал экономистом и при СССР тоже. Как считаются советские зарплаты? Где вообще взять алгоритм?
Пенсия, действительно, зависит от прошлого заработка работника (наряду со стажем работы он является базовым параметром для расчета размера). В целях приведения заработка в актуальное состоянии (осовременивание), определяется его коэффициент путем соотнесения со средней заработной платой в том же периоде. В целом правила и алгоритм исчисления пенсий с учетом заработка (они достаточно объемны) детально регламентированы пенсионным законодательством, в частности, Законом «О пенсионном обеспечении». Все необходимые расчеты автоматизированы и выполняются территориальными органами по труду, занятости и социальной защите (имеется необходимая статистическая база, программное обеспечение) с применением специального программного обеспечения. При необходимости Вы можете к ним обратиться за более подробными разъяснениями по этому законодательству и его применению.
Что касается непосредственно назначения пенсии, то Вам нужно будет в установленном порядке подтвердить свой стаж и фактический заработок (трудовая книжка, справки о размере). При этом сведениями за периоды работы после января 2003 года располагает Фонд социальной защите населения Министерства.
Василий Семенцев
У парламентариев была инициатива - доплачивать 10% к пенсии тем, кто вырастил трех и более детей. Будет ли реализована эта инициатива?
Прежде всего, отметим, что пенсионные льготы женщинам-матерям уже предоставляются: периоды ухода за малолетними детьми (без уплаты взносов на пенсионное страхование) до 9 лет в общей сложности засчитываются в стаж наравне с периодами работы (это почти половина требуемого стажа для назначения женщине пенсии по возрасту). Многодетные матери (родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста) имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет (общее требование к возрасту для назначения пенсии и стажу для женщин на 5 лет выше). Заметим, что повышение рождаемости может стимулировать помощь семьям в период рождения и воспитания детей. Пенсионные же льготы к ним не относятся, но они создают дополнительную нагрузку на систему и экономику в целом. Но уже сегодня в числе получателей пенсий более чем 27 процентов населения, а пенсионные расходы достигли 10 процентов ВВП. В таких условиях, тем более когда население страны продолжает стареть, пенсионные средства должны расходоваться очень рационально, а льготы не должны расширяться.
Василий Ефимович
Слышал, что в России накопительно-распределительная модель пенсионной системы. У нас же она распределительная. Планируются ли здесь какие-то изменения?
Василий Ефимович, согласитесь, что изменения в пенсионной сфере, тем более, столь кардинальные, могут проводиться только с тем, чтобы сделать пенсионное обеспечение нетрудоспособной части общества еще более весомым, стабильным, эффективным.
А теперь взгляните на опыт России. Там на самом высоком уровне неоднократно озвучивалось, что введение в пенсионную систему накопительной части не оправдало возлагавшихся на неё ожиданий. В частности, текущие пенсии (нынешним пенсионерам) резко снизились относительно доходов работников. Накапливаемые же на будущее пенсионные суммы в результате инфляции, особенно в кризисных условиях, оказались крайне низкими, ниже собственно затраченных на них средств. В стране высока озабоченность перспективами этой части пенсионной системы, обсуждается возможность отказа от накопления в обязательной системе и вывод его в рамки гражданско-правового страхования.
При таких примерах сдержанность и взвешенность при принятии любых решений в социальной и пенсионной сфере, что всегда отличает нашу республику, представляется верной и абсолютно обоснованной. Мы не планируем делать пенсионное накопление обязательным, слишком широко распространены негативные примеры по всему миру, это не только опыт россиян. Кстати, именно на солидарности, на распределительных принципах основаны государственные пенсионные системы во всех развитых европейских странах. Ведь по пути введения обязательного накопления в пенсионных системах пошли только новички Евросоюза, а их экономическое, да и социальное положение слишком далеки от того, чтобы быть примером для подражания.
Добавлю также, что при желании формировать себе пенсионные дополнительные накопления на старость в Беларуси можно уже сегодня. Для этого достаточно воспользоваться одной из страховых пенсионных программ, предлагаемых страховыми организациями нашей республики.