Вопросы конференции
Действительно, после принятия проекта нового Лесного кодекса Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении проект претерпел определенные изменения. Основные из них, с учетом предложений депутатов, ученых-лесоводов, других заинтересованных сторон коснулись распределения лесов по группам и категориям защитности в зависимости от функционального деления лесов. Мы, как Россия и наши соседи - страны Европейского союза, упраздняем группы лесов и акцентируем внимание на категориях лесов, режимах ведения хозяйственной деятельности в той или иной категории в зависимости от выполняемых лесами функций, а также с учетом рационального использования лесов, баланса экологических социальных и экономических интересов страны. С учетом позиции Минприроды мы усиливаем экологизацию ведения лесного хозяйства, расширяем инструменты экологического лесопользования путем более широкого внедрения системы несплошных рубок главного пользования, совместно с учеными прорабатываем вопрос повышения возраста рубок насаждений.
С учетом того, что лесное законодательство в определенной степени затрагивает интересы наших граждан, и в СМИ зачастую возникают споры относительно применения новых норм, и в частности ширины зеленых зон вокруг городов, хочу внести ясность: никто вокруг городов не собирается вырубать леса, и тем более отдавать лесные территории под застройку. Наоборот новый кодекс направлен на сохранение и увеличение площади лесов и лесистости республики, усиление охраны и защиты лесных насаждений. А что касается ширины зеленых зон вокруг городов, то этот норматив устанавливается не лесным законодательством, а в соответствии с требованиями по разработке градостроительной проектной документации, и подходы в этом вопросе с точки зрения экологии и санитарных норм довольно жесткие, и они не изменяются.
Также стоит отметить, что после принятия проекта в первом чтении с учетом требований юридических служб он был дополнен уже существующими нормами, регулирующими вопросы отпуска древесины на корню, арендных отношений в лесном хозяйстве, побочного лесопользования, заготовки второстепенных лесных ресурсов. То есть ряд действующих в настоящее время документов был объединен в один комплексный документ.
Согласно нормам Лесного кодекса Беларуси граждане, пребывающие на территории лесного фонда, обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. В частности, что касается пожароопасного сезона, то в это время запрещается разводить костры в хвойных несомкнувшихся древостоях и молодняках, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах с подсохшей травой. Запрещено также оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки и др.). В случаях возникновения лесного пожара необходимо сразу же оповестить сотрудников государственной лесной охраны и оказать содействие в тушении.
Если говорить об ответственности, то в соответствии со статьей 15.29. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин. В случае нарушения требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшего причинения ущерба, гражданина ждет предупреждение или штраф в размере до 25 базовых величин.
Возвращаясь к вопросу о мерах, предпринимаемых лесхозами по недопущению возникновения лесных пожаров, стоит отметить, что для практической отработки навыков обнаружения, оперативной локализации и ликвидации лесных пожаров в лесхозах прошли смотры готовности сил и средств к тушению лесных пожаров. Проверена работа пожарной техники, средств связи, которые используются для тушения лесных пожаров, укомплектованы пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря. Кроме того, созданы новые, а также подновлены существующие минерализованные полосы, установлены информационные аншлаги, плакаты и панно по охране лесов, а также шлагбаумы на съездах с второстепенных дорог.
Радиационное обследование земель лесного фонда проводится ежегодно в целях уточнения радиационной обстановки, принятия решения об отнесении лесных кварталов к зонам радиоактивного загрязнения. В 2014 году обследование было проведено на площади в 148,1 тыс. га в 1 979 лесных кварталах 92 лесничеств 34 лесхозов 5 ГПЛХО. В результате установлено уменьшение территории радиоактивного загрязнения на 32,6 тыс. га, что обусловлено снижением плотности загрязнения почв цезием-137 в результате радиоактивного распада, перераспределения радионуклидов по компонентам лесных экосистем.
По состоянию на 1 января 2015 года в организациях, подведомственных Минлесхозу, площадь лесного фонда в зонах радиоактивного загрязнения составляла 1 424,8 тыс. га (почти 17,6% от общей площади), что на 2,2% меньше по сравнению с 2013 годом.
Одним из приоритетных направлений, обозначенных в данной программе, было вложение инвестиций в техническое перевооружение деревообрабатывающих производств лесхозов, которые обеспечивают увеличение объемов производства и эффективности использования лесосырьевых ресурсов. Всего же программой предусмотрено к реализации в цехах Минлесхоза в 2010-2015 годах 159 проектов. В том числе 46 по модернизации лесопильного оборудования, 29 - по созданию строгальных производств, 35 - по создание сушильных комплексов.
С 2010 года по декабрь 2014-го было реализовано порядка 177 проектов, на которые затрачено более Br305,9 млрд. Проведенная модернизация позволила чуть более чем в 2 раза увеличить объем переработанной древесины за 2014 год к уровню 2010-го, производство пиломатериалов за этот же период выросло в 1,6 раза (с 1169 тыс. куб. м до 620,1 тыс. куб. м), объем сушеной продукции - в 1,4 раза и составил за 2014 год 76,7 тыс. куб. м. Объем выпуска продукции деревообрабатывающих производств в 2014 году увеличился по сравнению с 2010-м в 6 раз (с Br155,2 млрд до Br934,4 млрд), объем полученной прибыли от реализации продукции деревообработки - в 6,2 раза (с Br12,3 млрд в 2010 году до Br76,4 млрд в 2014 году).
В связи с тем, что к концу 2014 года программа в целом была выполнена, была разработана и принята новая программа промышленного развития деревообрабатывающих производств Министерства лесного хозяйства на 2015-2020 годы. За это время лесхозы отрасли планируют реализовать еще 173 проекта. В том числе в 2015 году - 41, 2016-м - 44, 2017-м - 36, 2018-м - 21, 2019-м - 19 и в 2020 году - 12. В рамках реализации программы планируется закупить 38 линий лесопиления различной мощности, приобрести и установить 43 единицы позиционного оборудования, создать или модернизировать 12 производств по распиловке леса ленточнопильными станками, закупить 8 линий по производству оцилиндрованных изделий и 12 линий окорки.
Также в течение 2015-2020 годов планируется ввести в эксплуатацию или модернизировать 8 сушильных комплексов, создать (модернизировать) 14 строгальных производств, закупить 3 линии оптимизации и 4 линии сортировки круглых лесоматериалов. Намечено построить 4 новых производства по выпуску пеллет и 16 производств по выпуску щепы.
В текущем году планируется закупить 4 лесопильные линии для переработки древесины, 3 ленточнопильных станка, 15 единиц позиционного оборудования, создать 5 новых окорочных производств и 2 производства по выпуску оцилиндрованных изделий, 8 производств по выпуску топливной щепы, 1 линию оптимизации и 2 производства по выпуску дров колотых.
Выполнение мероприятий программы до 2020 года позволит увеличить выпуск пиломатериалов к уровню 2014 года в 1,24 раза, высушенной продукции - в 1,21 раза, окоренной и оцилиндрованной продукции - в 1,33 раза, топливной щепы - в 1,4 раза. Выручка от реализации продукции в сопоставимых условиях вырастет на 128% и составит Br1 355 млрд, прибыль от реализации продукции увеличится в 1,3 раза и превысит Br106 млрд.
Что касается примеров передовых деревообрабатывающих производств Министерства лесного хозяйства с завершенным циклом переработки, то это производства, расположенные в Бегомльском, Житковичском, Островецком, Борисовском опытном, Копыльском, Стародорожском и Осиповичском опытных лесхозах. В каждом лесхозе создан сайт, на котором можно ознакомиться с ассортиментом и стоимостью выпускаемой продукции. В каждом деревообрабатывающем цехе установлены стенды с образцами производимой продукции лесопиления и побочного пользования.
Действительно, мы согласовали со Всемирным банком этот заем, уже получено разрешение главы государства на начало процедуры об его использовании, сейчас готовится закон по ратификации, после чего начнется процедура объявления тендеров и закупки. В целях своевременного освоения средств принимаются меры, направленные на вступление в силу соглашения о займе и гранте ГЭФ на $2,74 млн дополнительно. Для более эффективного освоения средств разработаны технические задания на закупку наиболее дорогостоящих товаров по соглашениям и завершается подготовка конкурсных документов для проведения процедуры международных тендеров. В ближайшее время запланированы мероприятия, направленные на развитие взаимодействия с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, специализированными организациями для реализации соглашения о гранте. Для реализации соглашения о займе планируется также размещение конкурсной документации на официальном сайте Всемирного банка.
Что касается самого займа, наша принципиальная позиция и решение - использовать его на перспективные направления: первая часть займа - $28 млн - будет потрачена на закупку харвестеров и форвардеров, необходимых, чтобы заготовить ресурс древесины, который есть в Беларуси и который ежегодно разрешен к рубке. Вторую часть займа мы направляем на ведение лесного, питомнического хозяйства и охраны лесов. Что это? В первую очередь будут закуплены теплицы и линии высева для создания областных центров по производству посадочного материала с закрытой корневой системой, мы будем использовать опыт передовых европейских стран. Такое поручение дал нам Президент в августе прошлого года. И плюс будет произведена закупка машин для тушения лесных пожаров. В общем, средства пойдут и на заготовку, и на ведение лесного и питомнического хозяйства.
Работа по уменьшению численности популяции дикого кабана в Беларуси ведется с 2013 года. С этого времени численность данного вида сокращена более чем на 90% и составляет около 8 тыс. особей. При этом плотность населения дикого кабана очень мала - практически одна особь на 400 тыс. га, что затрудняет его добычу, ведь найти на такой площади одно животное значительно сложнее.
Нельзя утверждать, что после отстрела существующей численности дикого кабана мы завершим работу по его изъятию. В природе не бывает пустых ниш, к тому же влияние оказывает миграция из соседних стран, есть труднодоступная болотистая местность. Но эта работа проводится, с 1 марта по 1 июня нынешнего года добыча дикого кабана в целом по стране составила 4 725 особей. Наиболее низкими темпы изъятия в Могилевской области - добыто 29% от учтенной численности.
Пока Временное положение об особом режиме использования ресурсов дикого кабана на территории Беларуси однозначно будет действовать. Ведь от этого зависит продовольственная безопасность страны, поскольку переносчиком АЧС является дикий кабан. Весной и летом население активнее посещает леса - люди собирают ягоды, грибы, они могут перенести вирусную болезнь в населенные пункты, а затем и в свиноводческие комплексы.
К сожалению, природные факторы не зависят от нас. В последние годы масштабных катаклизмов не было, но периодически белорусские леса испытывают на себе воздействие этих неблагоприятных явлений, что способствует существенному нарушению их устойчивости и даже гибели. Последний большой ураган случился в 2008 году, когда миллионы кубических метров древесины были сломаны и повалены. Своевременная организация заготовки поврежденной древесины позволяет использовать 98% лесоматериала для нужд экономики. Основной объем древесины, за исключением мест, до которых сложно добраться, заготавливается своевременно и не теряет своего качества.-0-
Ставится задача, чтобы более половины доходов от охотничьего хозяйства приносили не добыча зверя, а сопутствующие услуги - проживание в охотничьих комплексах, экологический туризм, экскурсии. В прошлом году лесоохотничьи хозяйства заработали на проведении охотничьих туров для иностранцев Br11 млрд (или 34% от всех доходов ведения хозяйства), за четыре месяца текущего года - практически Br1 млрд. В настоящее время количество иностранных охотников, желающих посетить Беларусь, уменьшается. Это связано с тем, что на территории республики практически отсутствует основной вид трофейной дичи - дикий кабан. Этот вид охоты был очень популярен среди россиян. Свою роль сыграла и ситуация на финансовом рынке России.
Основными целями развития охотничьего туризма в Беларуси являются создание инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, повышение эффективности использования туристических ресурсов, вовлечение разных категорий населения в охотничий туризм. Например, недавно в республике разрешили охоту с луком.
В настоящее время в лесоохотничьих хозяйствах Минлесхоза работает 91 охотничий комплекс, в охотничьих хозяйствах - около 200 охотничьих домиков и комплексов. И их количество из года в год увеличивается.
Объемы заготовки древесины ежегодно растут. В целом по стране в 2014 году было заготовлено 19 млн куб.м, в том числе в системе Минлесхоза – 12,5 млн куб.м. Ресурс возрастает, потому что ежегодно увеличивается процент спелой древесины. Объемы лесозаготовок увеличиваются не из-за возрастания потребностей. Объемы строго регламентированы материалами лесоустройства, и расчетная лесосека на каждый год утверждается правительством. Мнение о том, что объем вырубки превышает объем восстановления лесов, неверно. Объем лесовосстановления составляет около 24 тыс. га ежегодно. И он только увеличивается, потому что мы дополнительно проводим лесоразведение на землях, принятых из низкобалльных сельхозугодий. По экспорту топливной древесины важно уточнить, что речь идет не о древесине, а о щепе. Это такая продукция: щепа топливная, щепа технологическая. За прошлый год произведено 1,5 млн куб. м такой продукции и половина ее поставлена на экспорт по хорошей цене.
Специалисты проводят рейдовые мероприятия. Они согласованы с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси, МВД и направлены на пресечение нарушений лесного и природоохранного законодательств. С начала года за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты к ответственности привлечен 241 нарушитель. Также во время рейдов специалисты снимают незаконно установленные петли, проверяют документы. Хочу отметить, что белорусские охотники становятся более дисциплинированными. Прослеживается тенденция к уменьшению нарушений в области природоохранного законодательства.
Что касается установки современных систем видеонаблюдения и вообще механизмов своевременного обнаружения, локализации и тушения пожаров, то нами была выбрана, я считаю, правильная стратегия в прошлом году. Мы видим, что этот год очень сложный в пожароопасном отношении, все, наверное, видели репортажи из Гомельской и Могилевской областей. С начала года у нас уже произошло 250 лесных пожаров, затронувших 391 га. Наибольшее количество зафиксировано в Гомельской области - 103 случая (150 га), в Могилевской - 55 (134 га), в Брестской - 62 (75 га). Аномально сухая весна привела к тому, что сельхозпалы участились. Еще у нас существует такая проблема, как переход пожаров с украинской территории, где, к сожалению, наши коллеги недостаточно эффективно разработали систему обнаружения и своевременного тушения лесных пожаров. Поэтому та стратегия, что была выбрана нами - оборудование пожарно-наблюдательных вышек системами видеонаблюдения - себя оправдывает. Плюс четкое взаимодействие с МЧС, поэтому нам удается держать ситуацию под контролем.
По состоянию на 1 апреля 2015 года лесхозы для наблюдения за лесным фондом используют 523 пожарно-наблюдательные вышки и мачты, на которых установлено 345 систем видеонаблюдения. К сожалению, полностью покрыть территорию лесного фонда нам пока не удается. Причина - рельеф местности и расположение некоторых лесничеств на больших расстояниях друг от друга, что не позволяет там, где большие сплошные массивы леса (к примеру, Городокский лесхоз в Витебской области, Пружанский лесхоз в Брестской), покрыть всю территорию. Камера видеонаблюдения смотрит на расстояние примерно 15-20 км, а есть места, где у нас лесничества друг от друга находятся на большем расстоянии. Сейчас мы принимаем решение о строительстве дополнительных пожарно-наблюдательных вышек или мачт, на которые можно будет устанавливать системы видеонаблюдения, проводим геодезические работы. Это будет небольшое количество - до 50 дополнительных мачт, и тогда мы сможем установить на них системы видеонаблюдения и покрыть полностью всю площадь. Но в настоящий момент тех мачт, что есть, вполне достаточно, чтобы контролировать ситуацию. Кроме того, мы используем авиацию "Беллесавиа" и МЧС, что тоже позволяет нам своевременно обнаруживать пожары.
Кроме того, у нас активно сейчас устанавливаются камеры фотофиксации, основная часть - для контроля над нарушителями природоохранного законодательства: выброс мусора, посещение в запретное время лесов, но вместе с тем по камерам фотофиксации мы можем отследить, какие машины, механизмы и люди находились в месте возникновения пожара. Таких камер закуплено уже 415, работа новая, мы только в этом году ее начали. И уже у нас 22 зафиксированных камерами нарушителя. Все материалы поданы для ведения административного процесса. В целом за нарушения правил пожарной безопасности с начала года привлечены к ответственности 26 граждан Беларуси, а по статье 15.58 за разжигание костров в неустановленных местах и в неположенное время - 2 нарушителя.
Работа по созданию дендропарков активно ведется с мая 2010 года. Тогда планировалось заложить 98 дендропарков на общей площади 433 га. Мы преследуем разные цели: развиваем экологический туризм и показываем красоту и разнообразие нашей природы. Ведь даже местные жители зачастую не представляют, какое многообразие видов древесно-кустарниковой растительности существует в Беларуси. В итоге к июлю 2012 года мы создали 104 дендропарка, где было высажено 110 тыс. растений 504 видов и форм, установлено около 300 малых архитектурных форм, оборудованы водоемы.
На сегодняшний день у нас 105 дендропарков на общей площади 443 га. Как правило, они заложены у лесхозов или лесничеств, большое их количество находится вдоль главных трасс. Посещение дендропарков бесплатное, за исключением экологических троп. Причем людям нравятся бывать там и отдыхать. Главное - соблюдать правила нахождения в них.
Мы создаем новые дендропарки и сегодня - там, где строятся новые лесничества. В зависимости от площади мы можем заложить или полноценный дендропарк, или мини-дендропарк.