Вопросы конференции
В соответствии с Трудовым кодексом (ТК) руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Жилищным кодексом (ЖК) определено, что председатель правления, являясь одним из органов управления товарищества собственников, по сути, является руководителем некоммерческой организации. ЖК также установлено, что председатель правления либо избирается из числа членов этой организации, либо принимается на работу по трудовому договору (контракту). Таким образом, выполнение председателем правления товарищества собственников иной оплачиваемой работы на условиях совместительства в других организациях законодательством не предусмотрено.
В первую очередь наши предложения о внесении изменений в законодательство направлены на повышение уровня образования председателей правления ТС. Также мы предусматриваем сферу управления жильем как профессиональную деятельность, которая должна осуществляться на основании соответствующего образования и квалификации. Изменения коснутся и процедуры принятия решений. Это связано с тем, что на некоторых собраниях решение за всех могли принять около 13% от общего количества всех собственников. Конечно, здесь играют роль и объективные, и субъективные причины, в том числе желание и активность собственников. Однако такие факты были. Чтобы их исключить, мы предложили увеличить планку и поднять кворум для принятия решений. Министерство жилищно-коммунального хозяйства также уточнило некоторые вопросы, касающиеся отчислений на капремонт. Система капремонта республики совершенно отличается от системы отчисления в ТС. Там необходимо защитить деньги от обесценивания. Поэтому средства размещаются на счетах банков. При этом и вклады, и проценты, начисляемые по ним, должны использоваться только по целевому назначению.
Давайте еще раз проговорим, что есть товарищество собственников. Это способ управления общим имуществом. Понятно, что общее имущество имеется в определенном одном объекте, поэтому товарищество собственников возможно только в одном доме. А вот эксплуатация жилья товариществом собственников может осуществляться как самостоятельно, так и с привлечением организаций - частных или государственных. Создание товарищества собственников никоим образом не означает, что необходим свой штат обслуживающего персонала. Это просто способ управления, способ принятия решения о том же техническом обслуживании.
Если дом большой, например 600 квартир, и есть экономическая целесообразность на этот объем жилой площади взять свой штат, то, вполне возможно, стоит осуществлять техобслуживание самостоятельно. Если, к примеру, 40 квартир в доме, то, конечно, никакой экономической целесообразности набирать и содержать свой штат, тем самым увеличивая стоимость техобслуживания для конкретного потребителя - граждан, нет. Для этого есть организации, осуществляющие эксплуатацию жилфонда как частной формы собственности, так и государственной. Сегодня в республике есть ряд частных организаций, которые занимаются эксплуатацией: осуществляют техобслуживание, делают текущий ремонт и т.д.
Относительно развития инфраструктуры товарищества собственников могу сказать, что это одна из целей создания ТС – постоянно увеличивать объемы и стоимость своего имущества. Шлагбаум является общим имуществом в том числе и приобретается за счет средств всех собственников. В данном случае вопрос может быть только о техническом обслуживании этого шлагбаума. Да, могут быть установлены дополнительные взносы за обслуживание этого оборудования для тех, кто его использует. Но только по решению общего собрания. Правление в данном случае не наделено полномочиями принимать решения о взыскании каких-то дополнительных взносов. Это, повторю, компетенция исключительно общего собрания или собрания уполномоченных.
Таким образом, в данном случае речь идет о нарушении действующего законодательства и понуждением к оказанию услуги.
Техническое обслуживание ЗПУ – это дополнительная жилищно-коммунальная услуга. Согласно действующему законодательству плата за дополнительные ЖКУ осуществляются на основании договора, который заключается непосредственно с потребителем этой услуги, то есть с каждым конкретным собственником. Если потребитель заключил договор, то ТС вправе выставить счет. Если такого договора нет, а счет пришел, собственник вправе не оплачивать эту услугу.
Что есть обслуживание ЗПУ, шлагбаума и т.д.? Это услуга, а любая услуга оказывается на основании договора. Только есть основные ЖКУ, без которых не может эксплуатироваться жилой дом и существовать как объект, – они обязательные. А есть дополнительные, без которых, так сказать, можно обойтись. В этом вся разница.
Действительно, в Минске проводится эксперимент. Есть совместные домовладения, есть уполномоченное лицо, допустим, КУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Первомайского района", которое назначено местным исполнительным и распорядительным органом. Есть товарищества собственников ЖСПК. И если говорить о местах, то это две параллельные организации. В первом случае речь идет о договорных отношениях, во втором - об уставных. То есть ничто не мешает развиваться товариществу собственников параллельно уполномоченному лицу. Как ЖКХ, так и ТС для техобслуживания дома, например. Могут позвать любую подрядную организацию - хоть ЖЭУ, хоть частника. Права абсолютно одинаковы что у ЖКХ, что у ТС. Необходимые условия для работы созданы.