Вопросы конференции
Закон о государственных закупках в действующей редакции не предусматривает календарный срок для размещения годового плана, как это было в предыдущей редакции. Сейчас заказчик обязан в течение 5 дней разместить в открытом доступе на электронной торговой площадке свой годовой план. В какой период года это будет сделано, зависит от того, когда у заказчика возникает потребность в приобретении товаров, работ или услуг. Если потребность существует в начале года, то и календарный план нужно разместить в этот период.
Законодательство о государственных закупках не содержит исключений для заказчиков в случае, если процедуру проводит организатор по размещению предмета закупки в годовом плане. Соответственно, подавая заявку организатору, заказчик должен отражать в годовом плане всю свою потребность в товарах, работах и услугах.
Процедура государственной закупки может начинаться заказчиком только после того, когда предмет закупки внесен в годовой план госзакупок. Если нет годового плана, значит, нет и финансирования, следовательно, заказчик не может начинать процедуру закупок. В качестве меры, которая бы позволила заказчику удовлетворить свою ежедневную или еженедельную потребность, законодательством, как и в предыдущей редакции, предусмотрен перечень товаров, работ и услуг ежедневной или еженедельной потребности. Этот перечень размещен в приложении 4 постановления Совета Министров №395. В документе определено около 20 товарных позиций, например, бумага, услуги по уборке, питанию, телекоммуникационные услуги - те позиции, которые, по мнению разработчиков, являются наиболее востребованными в начале года и без которых невозможно функционирование организаций. По этим позициям заказчики могут проводить процедуру закупки из одного источника в начале года. К примеру, если у заказчика нет возможности провести конкурентную процедуру в конце 2019 года, а потребность с 1 января 2020 года в товарах (работах, услугах) у него есть, заказчик, используя данный перечень, вправе на первые два месяца до завершения начатой процедуры госзакупок пролонгировать действующий договор с тем исполнителем, который ему эту услугу уже оказывал. Подчеркну, что это можно делать только в первые два месяца года.
Учитывая, что перечень не очень большой и все потребности заказчика в этом документе не учтены, МАРТ проводит работу по совершенствованию документа. Сейчас имеются обращения заказчиков по расширению этого перечня. Думаю, что до конца года работа завершится, и основные позиции, которые являются наиболее востребованными для заказчика именно в первые дни года, будут отражены в этом правовом акте. Но в любом случае инициатива должна исходить от заказчика. Если такая потребность есть, то нужно обращаться в вышестоящие государственные органы, чтобы они смогли инициировать изменения в законодательство.
Действительно, в ст. 19 закона о госзакупках есть отсылка, что при проведении процедуры закупки из одного источника позиция, предусмотренная пунктом 5 приложения к закону, может быть не включена в годовой план. Вместе с тем это не означает, что она не будет включена туда и впоследствии. Законодатель дал такое небольшое послабление заказчику, чтобы он мог в случае аварийной ситуации осуществить процедуру. Возможно, это какой-то технический сбой площадки. Советую обратиться на электронную площадку и узнать, почему система не позволяет разместить справку, поскольку закон в этой ситуации никак не ограничивает заказчика. Однако если это будет системным нарушением закона, то следует обратиться в МАРТ, и мы с этим обязательно разберемся.
Особых требований при приобретении автомобиля за счет собственных средств заказчика законодательство не содержит. При этом необходимо понимать, что законодательство о государственных закупках не применяется в данном случае. Постановлением Совета Министров от 15 марта 2012 года № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств" определено, что организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением конкурентных видов процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. При этом виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки определяются организацией самостоятельно в порядке осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований, содержащихся в данном постановлении.
Соответственно, заказчику необходимо внимательно изучить этот документ, утвердить порядок осуществления закупок за счет собственных средств, разместить его в открытом доступе в информационной системе "Тендеры" на сайте информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен", а после этого проводить процедуру закупки, строго руководствуясь собственным порядком закупок за счет собственных средств. Для организаций коммунальной формы собственности с учетом положений постановления №229 порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств определяется Советами депутатов.