Вопросы конференции
С 1 января 2016 года был введен в действие новый технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) "Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения" (ТКП-2015).
Согласно пункту 4.3 раздела 4 ТКП-2015 датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ.
С 26 февраля 2018 года вступил в силу №7 "О развитии предпринимательства". Он предусматривает, что субъекты хозяйствования, осуществляющие экономическую деятельность в сфере строительства, осуществляют при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на строительство объектов производство строительно-монтажных работ на объектах строительства после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора в порядке, установленном Совмином (абз. 14 подп. 4.4).
Положением о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденным постановлением Совмина от 8 мая 2018 года №343, определена в том числе форма уведомления о начале производства строительно-монтажных работ, в которой предусмотрено указание даты, с которой будет начато производство строительно-монтажных работ.
Приказом Минстройархитектуры от 5 июля 2018 года №152 введены в действие с 20 августа 2018 года изменения 1 в ТКП-2015, согласно которым абзац первый пункта 4.3 раздела 4 ТКП-2015 изложен в новой редакции: "4.3. Датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами".
В разделе 4 указывается "Германия". В разделе 5 в строке "Вид документа" выбирается "прочее" и указывается "почтовое отправление". Затем выбирается "добавить" и указывается "ТН-2".
Да, строка 29 заполняется исходя из фактического адреса, указанного в товаросопроводительных (транспортных) документах.
Да, имеет, при условии уплаты ввозного НДС в сумме Br2 000 до 17 октября 2018 года. Частью 2 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок Инструкция №42) определено, что суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Беларуси, плательщик вправе учитывать в разделе II части I декларации, представляемой за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету, если уплата в бюджет указанных сумм НДС произведена до представления налоговой декларации по НДС.
Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные с нарушением установленных сроков в бюджет при ввозе товаров на территорию Беларуси, учитываются в разделе II части I декларации, представляемой за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет.
Хотелось бы прокомментировать, что применительно к налоговому законодательству данные сделки не рассматриваются как "прохождение товара транзитом через территорию Республики Беларусь".
По отгрузкам 2018 года допускается выставление дополнительного ЭСЧФ со ссылкой на исходный.
По второму вопросу: покупателя следует проинформировать, что в соответствии с п. 11 ст. 103 НК уменьшение налоговых вычетов по НДС у него осуществляется в том отчетном периоде, когда произведен возврат товара и не зависит от подписания исправленного ЭСЧФ, выставленного продавцом товара.
Что касается методики выставления ЭСЧФ на возврат товара в полном объеме, то проектом закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс на 2019 год предусмотрено при возврате товара в полном объеме выставление дополнительного ЭСЧФ, а не исправленного.
Обороты по реализации на территории Беларуси товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) обучающимися и предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учебного заведения, программами воспитания при осуществлении учебными заведениями видов деятельности по перечню, утверждаемому Совмином, освобождаются от налога на добавленную стоимость (подп. 1.29 ст. 94 НК). Перечень утвержден постановлением Совмина от 28 января 2009 года №109.
Отдельно отметим, что общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006, на применении которого основан Перечень, отменен.
Несмотря на это, применение освобождения от НДС согласно подпункту 1.29 статьи 94 НК после 1 января 2016 года является правомерным, поскольку налоговая преференция по НДС установлена в данном случае в отношении товаров (подходы к определению которых не меняются), реализация которых осуществляется в рамках определенного вида деятельности (классифицируемого в соответствии с положениями ОКРБ 005-2011).
Следовательно, обороты по реализации учебными заведениями (к примеру, учреждением общего среднего образования) заготовительным организациям макулатуры в рамках вида деятельности "Оптовая торговля отходами и ломом" (поименован в соответствующем перечне и включен в ОКРБ 005-2011), сбор которых осуществлен учащимися в рамках учебно-программной документации, планов по воспитательной работе учебного заведения, программ воспитания, освобождаются от НДС.
Соответственно, в таком случае учреждением общего среднего образования исчисление и уплата НДС не производится. ЭСЧФ создается, но в адрес заготовительной организации не выставляется, а направляется только на Портал ЭСЧФ (абз. 4 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК).
При оформлении первичного учетного документа следует руководствоваться положениями пункта 6-1 статьи 105 НК. В нем определено, что организации, освобождаемые от исчисления и уплаты НДС, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав применяемые в этом случае первичные учетные документы составляют без выделения сумм НДС и предъявления этих сумм покупателю. При этом в указанных документах делается запись или ставится штамп "Без НДС".
При реализации объектов, освобождаемых от НДС, в графе 9 "НДС ставка, %" ЭСЧФ указывается "Без НДС" (подп. 26.8 Инструкции от 25 апреля 2016 г. №15).
Нет, основания для представления уточненной декларации отсутствуют. Статьей 63 НК установлено, что при обнаружении в налоговой декларации (расчете) неполноты сведений или ошибок плательщик должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет).
Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за прошлый отчетный период текущего налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода.
В рассматриваемой ситуации неполнота сведений или ошибки не обнаружены. Кроме того, принимая во внимание факт уплаты ввозного НДС после представления налоговой декларации по НДС, у плательщика отсутствуют основания воспользоваться правом, предоставленным пунктом 15 Инструкции №42, то есть правом принять к вычету сумму "ввозного" НДС за тот месяц, в котором товары приняты к учету. Следует произвести управление вычетами в ЭСЧФ и проставить дату вычета, приходящуюся на октябрь.
Не рассматриваются. В Беларуси экспортерам возвращается превышение налоговых вычетов над исчисленной суммой НДС в самые короткие сроки по сравнению с государствами – членами ЕАЭС.
В соответствии с Налоговым кодексом возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производится в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанная разница подлежит зачету в порядке, определенном подпунктом 7.1 пункта 7 статьи 103 НК.
Оставшаяся после проведения зачета сумма подлежит возврату плательщику из бюджета не позднее пяти рабочих дней со дня окончания срока, установленного для проведения зачета (подп. 7.2 п. 7 ст. 103 НК). Таким образом, общий срок зачета (возврата) сумм разницы НДС составляет 35 дней.
Более короткие сроки установлены только для плательщиков, обладающих статусом «Лучший плательщик налогов, сборов» или реализующих на экспорт нефтепродукты, и составляют 15 дней.
В России в заявительном порядке по истечении 15 дней возврат получают без проверки те плательщики, у которых сумма уплаченных налогов за три года составила 7 млрд рублей (Br125 млн). Остальным плательщикам возврат производится ежеквартально как по экспортным, так и по внутренним оборотам. Предельный срок возврата составляет 102 дня, в течение которого проводится обязательная камеральная проверка.
В Казахстане возврат производится только экспортерам после проверки, срок проведения которой 155 календарных дней, а если обороты по ставке 0% составляют не менее 70% - то 55 рабочих дней. В отдельных случаях (крупные плательщики, подлежащие мониторингу, а также плательщики, которые соответствуют критериям системы управления рисками) возврат производится без проведения проверки в срок 30 рабочих дней. При этом возврату подлежит только 70% от суммы превышения.
Выполнение работ в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело не признается объектом налогообложения НДС (подп. 2.4 п. 2 ст. 93 НК). Одновременно пунктом 21 статьи 107 установлена обязанность передать налоговые вычеты при выполнении работ в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело. Сумма налоговых вычетов, подлежащих передаче, определяется как фактически предъявленные (уплаченные – в отношении ввезенных товаров) суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным при выполнении передаваемых работ.
При невозможности определения фактически предъявленных (уплаченных) сумм НДС по указанной операции передаются налоговые вычеты, равные 20% от стоимости передаваемых выполненных работ. В этом случае на указанную сумму у передающей стороны уменьшаются суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, нет необходимости корректировать налоговые вычеты за налоговый период 2018 год и представлять уточненную налоговую декларацию по НДС за 2018 год. Корректировка налоговых вычетов производится при передаче выполненных работ – в рассматриваемой ситуации в 2019 году.
На сумму передаваемых налоговых вычетов согласно пункту 19 статьи 106-1 НК создается ЭСЧФ, в котором указываются: в строке 3 "Дата совершения операции" - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует последнему дню соответствующего отчетного периода, в котором осуществляется передача налоговых вычетов; в строке 4 "Тип ЭСЧФ" - тип ЭСЧФ "Исходный"; в строке 6 "Статус поставщика" - статус поставщика "Плательщик, передающий налоговые вычеты"; в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" - статус получателя "Плательщик, получающий налоговые вычеты".
В отношении ЭСЧФ по использованным материалам, приобретенным ранее, управлять вычетами не нужно.
Если передаваемая сумма налоговых вычетов по НДС будет превышать сумму НДС, предъявленного поставщиками в текущем налоговом периоде, то на сумму превышения заполняется строка 12 раздела 1 налоговой декларации (расчета) по НДС. В строке 15 раздела II налоговой декларации (расчета) по НДС при этом проставляется нулевой показатель.
Основанием для применения нулевой ставки НДС при экспорте транспортных услуг является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором - реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных транспортных или товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание таких услуг (п. 4 ст. 102 НК).
Заверение копий требуемых документов находится в сфере делопроизводства и гражданско-правовых отношений.
Полученная разница, как следует из вопроса, связана с изменением курсов Национального банка, установленных на дату определения выручки (налоговой базы по НДС) в 2013 году и на дату поступления оплаты. Такие разницы, возникшие в 2018 году по указанному договору, не увеличивают в 2018 году налоговую базу по НДС (п. 10 указа № 29).
Нет, не будет (п. 1.46 ст. 94 НК).