Вопросы конференции
Это форма, которая используется в нашей практике около двух лет. Сегодня мы определяем последний четверг месяца, когда в каждом районе, городе страны ведем такие приемы. Туда приезжают юристы, которые работают в отраслевых профсоюзах, республиканских комитетах отраслевых профсоюзов, обкомах. Все они имеют большой стаж и опыт работы в области трудового права. Мы также стараемся, чтобы приемы проводили разные люди для возможности посмотреть по-новому на существующие у людей проблемы. Это делается для того, чтобы у граждан была прямая возможность прийти и задать вопросы, получить ответы на них и оперативную помощь. Безусловно, в основном людей интересуют вопросы трудового права, пенсионного обеспечения и другие, в том числе жилищные. Мы стараемся ответить на все.
Есть еще одно хорошее направление, которое мы определили для работы. Мы заключили с Генеральной прокуратурой 22 сентября прошлого года соглашение о сотрудничестве, согласно которому приемы с этого года начали проводить совместно. В них участвует районный прокурор, наше районное объединение, обязательно приезжает юрист из республиканского комитета. Вопросы на таких приемах рассматриваются всесторонне. Наша цель - максимально оперативно помочь людям. Знаете, как бывает? Люди начинают писать в облисполкомы, потом в республиканские органы госуправления, оттуда их письма возвращаются на местный уровень, чтобы разобраться. Таким образом, получается большой круг, теряется время. И самое главное, практически 50% вопросов можно снять оперативно по горячим следам и на местах - там, где эти проблемы возникают. Мы видим, что это крайне эффективная форма, удается очень много вопросов решить.
Такие приемы полезны и для нашей практики: мы видим проблемы, которые имеют системность в масштабах страны. Когда мы делаем свод обращений, то видим тенденции или системные вопросы и проблемы. Мы договорились с генеральным прокурором, что в мае рассмотрим наработанные результаты, обобщим их. Те вопросы, которые требуют прокурорского реагирования, законодательного изменения, а также решений на уровне правительства, мы будем направлять в соответствующие структуры для принятия оперативных решений.
В первую очередь хочу еще раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, это важный и нужный документ. Поскольку он направлен на решение главнейшего для нас вопроса - вопроса занятости людей. Сегодня профсоюзы всего мира обеспокоены проблемой теневой экономики и неформальной занятости, поскольку это ведет к снижению защиты человека. И принятие декрета - одна из мер, которая будет способствовать легальности трудоустройства.
При разработке документов по этому вопросу мы вносили свои предложения. Например, предложили существенно расширить перечень категорий людей, которые не будут относиться к незанятым в экономике и к которым, соответственно, не будут применяться нормы декрета №1. Это касается уволенных по сокращению, окончивших учебное заведение, имеющих детей и некоторые другие. Большинство наших предложений были учтены. Сегодня наша задача в первую очередь в том, чтобы максимально были учтены интересы каждого человека, который попал в трудную жизненную ситуацию.
Если говорить о работе комиссий по содействию занятости на местах, то надо отметить, что в каждом районе страны есть наш представитель, который координирует работу всех первичных профсоюзных организаций. Он на постоянной связи с председателями всех первичных профсоюзных организаций в районе и, как правило, обладает самой оперативной информацией по ситуации на предприятиях, о том, что где-то требуются работники, и таким образом может помочь в трудоустройстве тем, кто реально хочет найти работу.
Кроме того, мы приступили к созданию уникальной базы данных вакансий по всей стране. На профсоюзном портале 1prof.by создается сервис, где будут аккумулироваться данные о вакансиях всех центров занятости. Кроме того, в этой базе будет оперативная информация о вакансиях, которые будут поступать в режиме онлайн от всех наших первичных профсоюзных организаций, а это практически 20 тыс. первичек. Благодаря этому люди смогут очень оперативно получать информацию о вакансиях по сформированному запросу.
Вместе с тем в сфере занятости есть вопросы, которые требуют своего решения на законодательном уровне. Далеко не всегда люди остаются без работы по собственному желанию. Сегодня мы по-прежнему видим, что недобросовестные наниматели действуют по принципу "скрытого" сокращения. Например, когда предлагают изменить условия труда таким образом, что человеку лучше просто уволиться. В результате в считаные дни человек оказывается без работы и без поддержки.
Поэтому мы и говорим, что в рамках содействия занятости населения нужно на законодательном уровне поставить заслон "скрытому" сокращению. Чтобы в случаях, когда реально есть необходимость оптимизации штата, применялась исключительно установленная процедура сокращения. Это дает человеку время сориентироваться на рынке труда, подыскать необходимую вакансию, возможно, пройти какую-то переподготовку. Кроме того, в этом случае у человека будет материальная поддержка, что позволит ему какое-то время в спокойном режиме искать подходящую работу. В любой процедуре оптимизации штата должен быть социально ответственный подход.
Мы должны поддержать трудолюбивых людей, тех, кто хочет работать, - через предоставление гарантий занятости и гарантий социальной поддержки.
Мы видим, что сегодня эти вопросы достаточно актуальны для людей. Здесь, например, можно вспомнить случаи с ОАО "Милкавита", где наши юристы защищали интересы 200 работников, Гомельского ликеро-водочного завода, где также при содействии юристов ФПБ работников освободили от необоснованных штрафов за пропажу продукции.
Проблема материальной ответственности работников имеет два аспекта. Во-первых, согласно законодательству, работникам, занятым по трудовому договору, коллективным договором может устанавливаться ограниченная материальная ответственность, а работникам, занятым по контракту, - нет. Это ставит работников в неравные условия, и мы предлагаем установить право ограниченной материальной ответственности для всех работников. Для решения этого вопроса национальным профцентром разработаны предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс.
Во-вторых, в своей работе профсоюзные юристы не раз сталкивались с фактами, когда за причиненный ущерб работник наказывался дважды. При выявлении контролирующими органами нарушений сначала работника привлекают к административной ответственности (в случае его виновности), а затем наниматель взыскивает с работника в судебном порядке штраф, возложенный на юридическое лицо контролирующими органами. При этом работникам вменяются к выплате астрономические суммы, исчисляющиеся сотнями тысяч рублей. По нашему мнению, такая практика не отвечает принципам социальной справедливости. Для решения проблемы Национальный совет по трудовым и социальным вопросам направил обращение в Верховный суд с предложением пересмотреть сложившуюся судебную практику взыскания штрафов с работников. И в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен.
Это настолько важный вопрос, что я бы посвятил ему всю онлайн-конференцию. Было принято постановление правительства, в котором четко определено: для того, чтобы росла заработная плата, надо, чтобы с опережением возрастала производительность труда. Но мы должны понимать: если нет модернизации на предприятии, если человек не повышает квалификации, откуда эта производительность труда возьмется?
Определенные шаги в этом направлении наниматели делают, отправляя работников для повышения квалификации за границу. В Беларуси тоже есть специальные центры, но их недостаточно. Для сравнения могу привести несколько примеров других стран. В Германии на протяжении всей трудовой деятельности повышают свою квалификацию 80% трудящихся, примерно столько же - в Японии. У нас - 20-25%.
В новой экономике, которую мы строим, человек должен повышать квалификацию непрерывно. И здесь должна быть выстроена такая система, при которой у него будет личная потребность учиться и для этого будут все возможности. Конечно, сегодня надо заняться этой проблемой, о чем мы и говорим постоянно, стараемся это закладывать в коллективные договоры. Важно учесть ряд составляющих. В работающих по старинке институтах повышения квалификации должны произойти изменения. Они должны стать современными центрами, перестроиться.
У человека, имеющего личное желание повысить квалификацию, может быть недостаточно средств, чтобы оплатить обучение. Но государство понимает, что если оно вкладывает копейку в такого человека, то затем на производстве он будет показывать лучшие результаты. И в целом тогда все будет складываться в экономике лучше. Для поддержки таких людей должны быть предусмотрены финансовые инструменты, льготное кредитование, например.
В свою очередь перед нашими первичными организациями мы ставим задачу, чтобы нормы о повышении квалификации вносились в коллективные договоры, чтобы ими создавались благоприятные условия для работников, желающих повышать свою квалификацию. Они должны иметь достаточно времени для повышения квалификации, то есть проходить обучение с отрывом от производства, но с сохранением зарплаты и так далее.
Президент очень метко дал название нашему мониторингу цен - это народный контроль. Мы сегодня стараемся делать это достаточно открыто и объективно, чтобы избежать искажений. Для этого попросили одну из информационных компаний сделать нам соответствующую компьютерную программу. Она собирает со всех районов данные, и раз в месяц мы делаем по этой программе расчет по ценам. В каждом районе и городе страны определены магазины шаговой доступности, сетевые, районного подчинения, торговые объекты Белкоопсоюза, где мы изучаем цены. Для этого мы не берем все товары из корзины потребления, а только те продукты питания, которые человеку нужны каждый день - около 98 наименований. По ним наши руководители районных и городских объединений смотрят цены, вносят их в программу, и в течение небольшого количества времени программа просчитывает и выдает анализ изменения цен. Хочу сказать, что цены на продукты питания стабилизировались. Есть небольшой рост с начала года, но он находится в пределах 1,9%.
При этом главное внимание уделяем вопросам соотношения роста цен и роста заработной платы населения. И если видим, что есть какие-то серьезные колебания цен, несоответствие их роста доходам населения, совместно с представителями главного ценового регулятора - Министерства антимонопольного регулирования и торговли, отраслевыми ведомствами смотрим, насколько обоснован этот рост и какие могут быть механизмы для его снижения. Также мы регулярно поднимаем эти вопросы на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам и настаиваем на том, что должно выполняться одно из главных положений генерального соглашения - рост цен должен компенсироваться адекватным ростом доходов населения. Мы понимаем, что в январе-феврале традиционно зарплаты проседают, а уже в марте практически по всем районам страны отмечается рост. Это говорит о том, что экономика работает, мы надеемся, что падение будет выравнено и рост доходов населения продолжится, баланс между ростом цен и заработной платы будет достигнут.
Видим, что определенная работа по сдерживанию необоснованного роста цен ведется. Например, в прошлом году мы неоднократно говорили о том, что нас беспокоит постоянный рост цен на молочные продукты. По результатам первого квартала этого года мы также видим небольшой рост по этим товарам. И сегодня МАРТ уже взял этот вопрос под особый контроль и предпринимает определенные меры для его решения. В целом наша позиция однозначная: если нет роста доходов, то не должно быть и роста цен. На наш взгляд, такие подходы должны быть в основе ценовой политики каждого ведомства.
В постановлении №744, с точки зрения здравого смысла и математического расчета, абсолютно правильно все прописано. Заработная плата должна зарабатываться. Она не должна расти искусственно. Если это происходит, надо ожидать инфляции.
С другой стороны, когда мы проанализировали ситуацию, то где-то обнаружили искусственное сдерживание роста заработной платы. В декабре, после того как мы обратились в правительство, Совмин пересмотрел подходы по этому постановлению. Документ в определенной степени позволяет учесть влияние внешних условий хозяйствования, не зависящих от предприятия, дает возможности для повышения заработной платы.
Мы и дальше будем отслеживать практику применения этого постановления, продолжим вносить свои предложения. Мы полностью поддерживаем этот документ в той части, что производительность должна расти, а зарплата зарабатываться. Это несомненно. Но документ должен быть гибким.
Что касается заработной платы работников бюджетных организаций, то в Генеральном соглашении заложена норма, согласно которой уровень зарплаты работников бюджетных организаций должен быть не ниже 80% заработной платы в целом по республике. Средняя заработная плата у работников бюджетных организаций в январе-марте 2018 года составила Br686,6.
На наш взгляд, надо в корне менять систему оплаты труда в этой сфере. Министерством труда уже подготовлены нормативные правовые акты по изменению условий оплаты труда работников бюджетных организаций. В них предусматривается установление базовой ставки (вместо тарифной ставки первого разряда) на уровне бюджета прожиточного минимума; переход от централизованного к смешанному регулированию оплаты труда работников бюджетных организаций; расширение прав руководителей бюджетных организаций в стимулировании работников за инициативу и результативный труд.
Наша позиция в данном вопросе следующая: да, необходимость изменения оплаты труда в бюджетных организациях назрела давно. Но при введении предложенной системы необходимо предусмотреть дополнительное финансирование, чтобы сохранить возможности стимулирования труда работников.
В 2017 году на производстве погибли 115 человек. Снижение травматизма есть, но сегодня еще очень многое надо сделать, чтобы вообще не иметь проблем, чтобы люди не погибали и не наносили вреда своему здоровью.
Мы обязательно расследуем каждый случай. Часто причиной становится человеческий фактор. Либо человек сам беспечно относится к технике безопасности, либо наниматель недостаточно внимателен к этому вопросу. ФПБ постоянно проводит мониторинг по технике безопасности. Во время посевной в сельхозпредприятиях прошел месячник общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. За месяц было выявлено около 1,5 тыс. нарушений: где-то не проводилось медобследование водителей, где-то не было должного обеспечения средствами индивидуальной защиты. Было и много других нюансов, которые можно объединить одним понятием "человеческий фактор".
Убежден, что нам надо стать более внимательными к тому, чтобы с точки зрения безопасности труда все правила соблюдались. Они все прописаны и выверены.
У ФПБ большая техническая инспекция, есть общественные инспекторы труда. Это специалисты, которые непосредственно находятся на предприятиях каждый день и могут оперативно заметить и потребовать устранения недостатков по охране труда. Мы также добились того, чтобы выявленные нами недостатки в регионах в обязательном порядке рассматривались районным исполнительным комитетом. Дается административно-правовая оценка нарушениям, устанавливаются жесткие сроки, в которые они должны быть исправлены, и ответственные за это. У меня практических нет таких примеров, когда выявленные нами недостатки не исправлялись. От этого зависит жизнь и здоровье людей.
На устранение большинства выявленных нарушений не требуется значительных финансовых и временных затрат и, как правило, наниматели их исправляют в кратчайшие сроки. Наши технические инспекторы в обязательном порядке это отслеживают.
В целом за год наши технические инспекторы выявили и потребовали устранения более 64 тыс. нарушений правил и норм охраны труда.
Что касается изменений закона об охране труда, то данный законопроект детально отрабатывался технической инспекцией труда профсоюзов. И на сегодня он содержит ряд новых и полезных норм. В частности, внесены нормы по повышению безопасности тех, кто занят по гражданско-правовым договорам, прописаны нормы, касающиеся охраны труда надомных работников, домашних работников. Также обеспечивается больше защиты людям, которые находятся в командировке. Мы эти и другие вопросы ставили, и сегодня с удовлетворением отмечаем, что наши предложения поддержаны.-0-
Любая проверка отвлекает людей от работы. Сейчас стоит задача, чтобы со стороны и правоохранительных органов, и других организаций, которые имеют право проводить проверки, таковых было меньше. Сегодня упор сделан на более эффективную профилактику. Важнее упредить, чем потом наказывать. Для этого, безусловно, нужно подтянуть уровень культуры производства.
Также хочу подчеркнуть, что для повышения безопасности труда надо повышать личную ответственность каждого работника за выполнение прописанных правил и норм. Возьмем для примера строительную отрасль, где происходит больше всего различных происшествий с пострадавшими людьми. Когда замечают работника без каски (хотя каску ему выдали), наказывают не его, а мастера цеха или начальника, который отвечает за 200 человек. Он может попросту не уследить конкретно за этим человеком. Необходимо повышать личную ответственность каждого работника. Важно исключать формальный подход при ознакомлении с техникой безопасности. Ознакомление с правилами и нормами займет всего минуту или полторы, но в будущем это может спасти человеку жизнь.
Что касается изменений в законе об охране труда, то данный законопроект детально отрабатывался технической инспекцией труда профсоюзов. И на сегодня он содержит ряд новых и полезных норм. В частности, внесены нормы по повышению безопасности тех, кто занят по гражданско-правовым договорам, прописаны нормы, касающиеся охраны труда надомных работников, домашних работников. С учетом практики проведения медицинских осмотров предлагается закрепить норму о том, что наниматель будет нести расходы за прохождение медицинских осмотров не только работников, но и лиц, принимаемых на работу.
В целом работа по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда не ограничивается только этим законопроектом. Мы сейчас активно работаем с профильными министерствами над изменением норм по выдаче спецодежды людям, занятым на уборке урожая. Эту проблему в прошлом году поднимали практически все механизаторы. Та спецодежда, которую они получают, фактически не пригодна для работы в жаркую погоду. И люди ей не пользуются, выходят на работу в шортах, сланцах. И иногда это становится причиной травматизма. Поэтому мы обратились в Министерство сельского хозяйства и продовольствия с инициативой поменять нормы в этой сфере. Совместно с "Беллегпромом" уже подобрали образцы возможной спецодежды и обуви, которые бы позволяли комфортно работать в летнюю жару.
Также мы сейчас работаем над усовершенствованием правил аттестации на химических производствах, чтобы максимально учитывались все вредные факторы, воздействующие на людей.
Здесь есть несколько важных моментов. Например, новые правила однозначно предусматривают, что в случае гибели работника не будет определяться степень его вины. Это даст право семьям погибших получать страховые выплаты, предусмотренные законодательством, в полном объеме.
К слову, в генеральном соглашении заложена рекомендательная норма о том, что семье погибшего по вине нанимателя выплачивается единовременная помощь в размере не менее 10 годовых заработков погибшего. И мы на постоянной основе отслеживаем, чтобы эта норма была перенесена в отраслевые соглашения и коллективные договоры и, таким образом, приобрела характер обязательной для нанимателя.
Также новой редакцией правил улучшены гарантии защиты работников, которые находятся в командировке, несколько расширены полномочия профсоюзных организаций.
Правовая инспекция труда ФПБ ведет постоянную работу по защите трудовых и социально-экономических интересов работников. И это не только возвращение незаконно удержанных средств, но и восстановление на работе, контроль за правильностью применения дисциплинарных взысканий, порядок увольнения и принятия на работу.
Вот только несколько конкретных цифр. По итогам 2017 года было выявлено более 43 тыс. нарушений законодательства о труде. Это самые разные случаи: вопросы найма и увольнения, применения дисциплинарных мер к работникам, начисления и своевременности выплаты заработной платы и другие.
Если говорить конкретно о возврате незаконно удержанных или невыплаченных денежных сумм, то по итогам прошлого года мы вернули людям более Br3,2 млн.
За год при помощи профсоюзов восстановлены на работе 86 человек, которые были уволены незаконно.
Сегодня, накануне Праздника труда, мы подводим своеобразный итог очередного профсоюзного года, и я хотел бы отметить, что за этими цифрами стоит ежедневная кропотливая работа профсоюзов, которые защищают законные права трудящихся, стоят на страже социальных гарантий, следят за соблюдением коллективных договоров, представляют интересы работников в судах, чтобы отстоять их права, и т.д. Эта работа дает очень хороший результат. И за эту работу нам не стыдно.
Рынок труда меняется. Соответственно, необходимо регулировать и законодательство в этой сфере. Для нашей страны это достаточно актуально. У нас активно развивается ИТ-сфера, где многие работают удаленно.
В проект закона по изменению Трудового кодекса внесены нормы, которые касаются дистанционных работников – тех, кто трудится на удалении от офиса нанимателя. В частности, дано определение дистанционной работы и прописано, что на работника, который осуществляет дистанционную работу, распространяется трудовое законодательство РБ с учетом определенных особенностей. Так, на него распространяется норма о 40-часовой рабочей неделе (без привязки к 8-часовому рабочему дню) и минимальной продолжительности трудового отпуска.
Несмотря на то, что работа дистанционная, предусматривается заключение между работником и нанимателем трудового договора. И это правильно. Иначе работник будет незащищен. Именно в трудовом договоре прописываются конкретные условия работы – от заработной платы до порядка использования оборудования, которым пользуется работник. Причем законопроектом предусмотрено, что трудовой договор может быть заключен только при личном присутствии работника, а вот его дальнейшее изменение возможно и посредством электронного обмена информацией.
Это первый шаг в данном направлении. В дальнейшем необходимо работать и по другим направлениям. В частности, надо совершенствовать систему получения и признания квалификации работников.