23 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Крупные мировые компании ищут способы, чтобы остаться на российском рынке, несмотря на санкции и давление со стороны политиков, пишет американская газета The Wall Street Journal.
"Картофельные чипсы Lay's, бритвы Gillette и освежители воздуха Air Wick по-прежнему продаются в России наряду с несколькими брендами мороженого, линией детской косметики и очищающими средствами для лица", - пишет The Wall Street Journal.
При этом материнские компании PepsiCo Inc., Procter&Gamble Company, Reckitt Benckiser Group и Unilever заявили, что приостановили продажу в России всех продуктов питания и других товаров, кроме товаров первой необходимости. Однако практика показала, что термин "товары первой необходимости" можно трактовать довольно широко.
Сегодня компании находятся под растущим давлением со стороны политиков, инвесторов, активистов и потребителей, призывающих их к дальнейшему сокращению продаж и производства в России на фоне событий в Украине. Однако в последние годы Россия стала ключевым рынком для многих крупнейших зарубежных компаний.
Президент Украины Владимир Зеленский на прошлой неделе публично раскритиковал Unilever и Nestlе за то, что они не ушли с российского рынка. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что он разговаривал с генеральным директором Nestlе Марком Шнайдером, который, по его словам, не понимает побочных эффектов от продолжения продаж в России.
Сегодня Nestlе имеет шесть заводов в России. Представитель компании заявила, что все заводы работают и 90% продукции, которую Nestlе продает в России, производится на месте. Ранее компания заявила, что несет ответственность перед более чем 7 тыс. своих сотрудников в России и будет продолжать "обеспечивать надежные поставки основных продуктов питания для местного населения".
Пенсионный фонд штата Нью-Йорк недавно обратился к компаниям PepsiCo, Mondelez International и Kimberly-Clark с требованием пересмотреть свое решение о продолжении работы в России. Однако в Kimberly-Clark и Mondelez отказалась от комментариев.
PepsiCo заявила, что прекратит продажу в России газированных напитков, но продолжит продавать молоко, сыр, йогурт, детское питание и картофельные чипсы. "Мы должны оставаться верными гуманитарному аспекту нашего бизнеса. Это означает, что мы обязаны предлагать наши продукты в России, включая товары первой необходимости, такие как молоко", - заявил исполнительный директор PepsiCo Рамон Лагуарта.
Многие крупные компании заявляют, что не закрывают работу своих предприятий в России, поскольку несут ответственность за своих работников. Ряд предприятий также заявили, что остаются на российском рынке, потому что они связаны соглашениями о совместном предприятии или франчайзинге. Производители лекарств, вакцин и медицинского оборудования продолжают вести бизнес в России, заявляя, что несут этическую ответственность перед потребителями.
Промышленный конгломерат Koch Industries Inc. на прошлой неделе отстаивал свое решение остаться в России. "Мы не оставим наших сотрудников и не передадим свои производственные мощности российскому правительству, чтобы оно могло работать и получать из них выгоду", - заявил операционный директор Дэйв Робертсон.
"Компании, столкнувшиеся с расплывчатыми санкциями, балансируют между преимуществами поддержания деловых отношений с российскими партнерами и репутационным ущербом от продолжающихся операций", - прокомментировал ситуацию профессор финансов Мичиганского университета Паоло Паскуарьелло.
По его словам, маркировка любых продуктов как товаров первой необходимости, за исключением медицинских товаров, кажется попыткой компаний смягчить репутационные потери. "Санкции - это форма экономической войны. Компании, считающие свои чизбургеры, обувь или оборудование товарами первой необходимости, в конечном итоге подрывают идею санкций", - заявил Паоло Паскуарьелло.-0-