Volkswagen и ветряные мельницы Шольца. Что происходит с немецким автопромом
31.10.2024 | 14:16
Немецкий автомобильный гигант Volkswagen готовится к закрытию заводов, массовым сокращениям работников и урезанию зарплат. Продажи и прибыль немецкого концерна снижаются, а издержки из-за высоких цен на энергоносители растут. Конкурировать с американскими и азиатскими производителями становится все сложнее, при этом не только в мире, но и у себя в Европе. Выход из ситуации Volkswagen видит в масштабной реструктуризации и экономии средств. Правда, для этого придется пожертвовать десятками тысяч рабочих мест.
Работники немецких заводов Volkswagen, которым нужно кормить свои семьи, приносить себя в жертву не намерены. Первая волна забастовок прокатилась по Германии на этой неделе. Пока предупредительных. К слову, акции протеста и забастовки прошли не только на заводах Volkswagen, но и предприятиях металлургической и электротехнической промышленности Германии, которые вслед за автопромом стремительно скатываются в кризис. Как, впрочем, и вся экономика Германии.
Как реагируют на это власти? Фактически никак. В правительстве Олафа Шольца предложили руководству Volkswagen решить свои проблемы самостоятельно. Единственное, что предприняли на данный момент власти, - это провели консультации с бизнесом. Вот только ситуация требует оперативных решений уже сейчас. К тому же неясно, как коалиционное правительство Шольца сможет прийти к общему знаменателю с бизнесом, если внутри самой коалиции разброд и шатания, а главные политические силы не в состоянии договориться между собой.
Сезон распродаж открыт. Что известно о планах Volkswagen
О том, что Volkswagen рассматривает возможность закрытия некоторых заводов и увольнения сотрудников, немецкие СМИ сообщали еще в начале сентября. В частности, говорилось, что концерн нуждается в масштабной реструктуризации и экономии средств. Также отмечалось, что ситуация в европейском автопроме в последнее время серьезно осложнилось. Это связано в том числе с ростом конкуренции со стороны неевропейских производителей.
Следом появилась новость о том, что Volkswagen отменяет гарантии занятости для своих сотрудников, которые действовали с 1994 года. Таким образом, концерн фактически открыл путь к сокращению штата. Сообщалось, что гарантии будут действовать до конца 2024 года. А с июля следующего года концерн начнет увольнение сотрудников.
Сколько людей попадет под сокращения, пока неясно. Агентство Bloomberg предполагало, что Volkswagen может уволить более 15 тыс. человек. При этом агентство писало, что руководству концерна не требуется одобрение наблюдательного совета, чтобы принять решение о закрытии заводов. Ограничены в своих действиях будут и профсоюзы. Они могут организовать протесты по вопросам, касающимся заработной платы. Однако профсоюзы не могут протестовать из-за закрытия заводов и сокращения штата.
Bloomberg также отмечал, что проблемы Volkswagen связаны с жесткой конкуренцией. Прежде всего с американской Tesla и азиатскими автопроизводителями.
Немецкий деловой журнал Manager Magazin обнародовал информацию о том, что Volkswagen намерен сократить почти 25% своего штата в Германии. То есть из 130 тыс. сотрудников уволенными будут примерно 30 тыс.
Manager Magazin также сообщил, что Volkswagen в целях экономии собирается сократить инвестиции на 20 млрд евро. Это коснется прежде всего области исследований и разработок, в которой сегодня задействованы около 13 тыс. сотрудников концерна.
Стоит отметить, что в Volkswagen не подтвердили сообщения о возможном увольнении 30 тыс. сотрудников в Германии. "Мы не подтверждаем эту цифру", - заявили в пресс-службе автогиганта. "Ясно одно - Volkswagen должен сократить расходы на своих немецких предприятиях. Это единственный способ заработать достаточно денег для будущих инвестиций", - добавили в компании.
После сообщения о возможном увольнении сотрудников концерна в Германии появилась информация, что Volkswagen готовится сократить штат и на своих заводах в Китае. Об этом, в частности, писал Bloomberg со ссылкой на анонимные источники. По данным агентства, сокращения могут произойти поэтапно в течение следующих трех лет. Под них попадут несколько сотен сотрудников.
Bloomberg также обратил внимание, что сегодня Volkswagen проигрывает конкуренцию китайским производителям электромобилей. В частности, концерну BYD. Это привело к падению объемов продаж немецкого концерна на китайском рынке. Более конкретная информация о закрытии заводов Volkswagen и сокращении штата появилась лишь на этой неделе. Так, 28 октября глава производственного совета концерна Даниэла Кавалло сообщила, что Volkswagen действительно столкнулся с серьезными проблемами и в связи с этим планирует закрыть как минимум три завода в Германии (всего в стране действуют 10 заводов Volkswagen). Это предполагает сокращение десятков тысяч рабочих мест. По словам Кавалло, руководство Volkswagen уже сообщило о своих намерениях работникам концерна.
"Руководство абсолютно серьезно относится ко всему этому. Это не бряцание оружием на переговорах. Это план крупнейшей промышленной группы Германии начать распродажу предприятий в своей родной стране", - приводит слова Кавалло ВВС.
Пирог меньше, а гостей больше. Что заявляют в концерне
Еще в сентябре, когда только появились сообщения о возможном закрытии заводов, глава Volkswagen Оливер Блуме дал интервью изданию Bild am Sonntag. Тогда же он заявил, что ситуация, в которой сегодня находится автомобильная промышленность в Европе, беспрецедентна.
"Вся европейская автопромышленность находится в очень сложной ситуации, чего прежде никогда не было. И экономические условия стали еще более сложными, особенно для Volkswagen", - заявил Блуме.
Он обратил внимание, что спрос на автомобили в европейских странах падает, а конкуренция возрастает за счет появления новых игроков из Азии. "Пирог становится меньше, а у нас за столом больше гостей", - сказал Блуме.
При этом он отметил, что для спасения концерна будет недостаточно одного лишь сокращения расходов. Нужны и другие меры. О чем идет речь, он уточнять не стал.
Блуме также обратил внимание, что на Volkswagen работали целые поколения немцев. У некоторых сотрудников на заводах концерна трудились еще деды. Поэтому руководство компании намерено сохранить свои производственные мощности в Германии. Однако для этого необходимо прибегнуть к мерам экономии. По словам Блуме, концерну нужно сэкономить около 5 млрд евро.
После заявлении Кавалло о намерении Volkswagen закрыть три завода в Германии с пояснениями выступил директор по персоналу в концерне Гуннар Килиан. Он отметил, что меры по реструктуризации являются единственным способом оставаться конкурентоспособным в долгосрочной перспективе.
"Дело в том, что ситуация серьезная, и ответственность партнеров по переговорам огромна, - приводит слова Килиана ТАСС. - Без комплексных мер по восстановлению конкурентоспособности мы не сможем позволить себе значительные инвестиции в будущем".
О планах по закрытию заводов, сокращению зарплаты и рабочих мест Килиан не предоставил никакой конкретной информации. Он лишь заявил, что обсуждение будущего Volkswagen должно сначала проводиться внутри компании.
В свою очередь руководитель бренда Volkswagen Томас Шефер обосновал планы закрыть заводы высокими затратами на предприятиях в Германии. По его словам, на некоторые заводы концерн тратит вдвое больше, чем это делают конкуренты на своих предприятиях.
"Мы не можем продолжать, как прежде. На наших предприятиях в Германии мы недостаточно продуктивны, и наши производственные затраты в настоящее время на 25-50% выше, чем мы планировали", - заявил Шефер.
По его словам, целью остается повышение рентабельности продаж до 6,5% к 2026 году. Это единственный способ профинансировать необходимые инвестиции в будущем.
Между тем 30 октября Volkswagen опубликовал финансовый отчет, который указывает на значительное падение прибыли концерна. Так, в III квартале после уплаты налогов чистая прибыль сократилась на 63,7% до 1,58 млрд евро, операционная прибыль - на 42% до 2,86 млрд евро. Согласно прогнозам, окупаемость инвестиций в основной бренд Volkswagen через девять месяцев составит лишь 2%. "Ситуация ухудшается. Мы обеспокоены развитием событий в автопроме Европы и особенно Германии", - заявил Арне Майсвинкель, глава отдела переговоров Volkswagen.
Выход из ситуации Майсвинкель видит в сокращении затрат на рабочую силу. "Одна из вещей, которую нам нужно сделать, - это сократить наши затраты на рабочую силу. Решающим инструментом здесь станет снижение затрат на рабочую силу до конкурентоспособного уровня по сравнению с отраслевым эталоном", - заявил он.
Майсвинкель отметил, что впереди трудная работа с профсоюзами. "Мы представим наши идеи профсоюзу IG Metall, чтобы сообща найти жизнеспособное и устойчивое решение в интересах работников и всей компании", - заявил Майсвинкель.
Тем временем переговоры с IG Metall уже начались. И Volkswagen озвучил первые предложения - снизить зарплаты сотрудникам на 10%. В концерне полагают, что это позволит освободить средства для инвестиций, а следовательно, повысить конкурентоспособность.
Нарушено историческое табу. Как реагируют сотрудники Volkswagen
Планы сократить зарплаты и уволить десятки тысяч человек руководство Volkswagen обосновывает производственной и экономической необходимостью. Однако работники концерна мириться с таким положением дел не намерены.
Еще в сентябре производственный совет и профсоюз концерна анонсировали забастовки, которые могут начаться в декабре 2024 года. Как заявляла глава производственного совета компании Даниэлла Кавалло, планы по сокращению рабочих мест нарушают "историческое табу". Поэтому реакция работников будет такой же - исторической.
В то же время британская газета Financial Times отмечала, что на предприятиях Volkswagen в Германии растет социальное недовольство. Это недовольство уже обрело форму. На этой неделе, не дожидаясь декабря, началась первая волна протеста. Организатором выступил профсоюз IG Metall.
Так, 250 сотрудников Volkswagen объявили забастовку в Оснабрюке. На местном заводе концерна работают 2,5 тыс. человек. Недавно это предприятие потеряло крупный контракт и, по словам Кавалло, может оказаться в числе тех заводов, которые подлежат закрытию.
Стоит отметить, что в предупредительной забастовке также участвовали работники не только автопрома, но и металлургической и электротехнической промышленности Германии. В Ганновере бастовали около 200 сотрудников производителя аккумуляторов Clarios. В Штутгарте участие в забастовке приняли около 500 сотрудников автозавода Porsche. В Регенсбурге акция протеста прошла перед зданием завода BMW, а в Ингольштадте протестовали сотрудники завода Audi.
Издание Der Spiegel подсчитало, что в общей сложности в забастовках IG Metall приняли участие свыше 70 тыс. сотрудников немецких компаний. "Это была успешная предупредительная забастовка, которая показала работодателям, что работники настроены серьезно, и заставила их почувствовать недовольство сотрудников", - заявила представитель IG Metall Барбара Реш.
Глава IG Metall Кристиане Беннер полагает, что закрытие заводов Volkswagen является излишней мерой, снизить затраты можно другими способами. "Отдельные бренды в концерне должны более тесно сотрудничать. Производственные процессы могут стать более эффективными благодаря оцифровке и искусственному интеллекту или новым технологиям производства", - заявила Беннер, приведя в пример американскую компанию Tesla.
Она также отметила, что руководство Volkswagen должно изменить курс и решить накопившиеся проблемы. "Исправить ошибки - задача руководства и менеджеров компании", - подчеркнула глава профсоюза.
Беннер также обрушилась с критикой на немецкие власти и прежде всего на правящую коалицию. "В настоящее время это уже не коалиция... Это как в стаде баранов", - заявила глава профсоюзов.
Борьба с ветряными мельницами. Что предпринимает руководство Германии
В Берлине призвали руководство Volkswagen не закрывать заводы и не сокращать людей. Однако оказывать какую-либо поддержку концерну, который, к слову, является одним из столпов немецкой экономики, правительство не готово.
Стоит отметить, что Volkswagen не единственная проблема для Германии. Страна находится в состоянии экономического кризиса. Ожидается, что по итогам года ВВП Германии сократится на 0,1%. В 2025 году прогнозируется нулевой рост экономики. Если данный прогноз оправдается, то это будет третий год подряд без какого-либо реального роста ВВП.
По словам главного исполнительного директора Торгово-промышленной палаты Германии Мартина Ванслебена, речь идет не просто об экономическом кризисе в стране, а о прочном структурном кризисе. "К высокой стоимости энергии и персонала, разрастающейся бюрократии и налоговому бремени добавляются геополитическая неопределенность и коллапс спроса внутри страны и за рубежом", - отметил Ванслебен.
При этом наиболее сложная ситуация сейчас наблюдается в промышленности, где отчетливо видны признаки деиндустриализации. Самый резкий спад, по словам Ванслебена, в автомобильной промышленности.
20 сентября, посетив завод Volkswagen в Эмдене, министр экономики Германии Роберт Хабек призвал автопроизводителя не закрывать заводы в Германии, отметив при этом, что компания должна решить свои проблемы самостоятельно.
"Что касается самого Volkswagen, то, надеюсь, я не говорю ничего крамольного: значительная часть задач должна быть решена самим Volkswagen. Проблемы, в частности, связаны со структурой расходов, которую необходимо пересмотреть. Это работа концерна", - подчеркнул министр.
Тем не менее в связи с кризисом в автопроме Хабек согласился провести онлайн-встречу с основными немецкими производителями и поставщиками оборудования. "Производственные площадки должны быть сохранены", - заявил Хабек.
Позицию канцлера Олафа Шольца 28 октября озвучил представитель правительства Германии Вольфганг Бюхнер. "Позиция федерального канцлера в этом вопросе ясна: возможные ошибочные управленческие решения прошлого не должны приниматься за счет сотрудников", - заявил Бюхнер.
Он призвал подождать разъяснений со стороны руководства Volkswagen. Что касается правительства Германии, то оно осведомлено о трудностях концерна и находится в тесном контакте с автопроизводителем. Тем временем в Германии заговорили об усилении разногласий в правящей коалиции. Многие обратили внимание, что на фоне кризиса в экономике и ситуации в автомобильной промышленности власти действуют как минимум несогласованно.
Так, 29 октября Шольц встретился с представителями промышленных ассоциаций, бизнеса и профсоюзов, открыв тем самым серию консультаций по поводу экономического кризиса в стране. По итогам Шольц призвал заключить пакт для промышленности. Детали пока не разглашаются. Следующая встреча запланирована на 15 ноября.
Однако в этот же день входящая в правящую коалицию Свободная демократическая партия во главе с министром финансов Кристианом Линднером провела собственную встречу. На нее также были приглашены представители бизнеса и торговли. После встречи Линднер призвал правительство в ближайшее время принять совместные решения.
После этого Райнер Дульгер, возглавляющий Федеральное объединение работодателей Германии, призвал власти Германии преодолеть разногласия и выработать общую стратегию по выходу из кризиса. Сохранять единство призвал правительство и министр обороны Германии Борис Писториус.
На ситуацию в автопроме и в целом в экономике страны реагируют земельные власти. Против закрытия филиалов Volkswagen и жестких сокращений за счет сотрудников выступили министры экономики Нижней Саксонии, Саксонии, Гессена и Берлина. В этих регионах расположены филиалы автопроизводителя.
Кроме этого, премьер-министр Баварии Маркус Зедер выступил за радикальное изменение экономической политики Германии и призвал к своего рода "автомобильному плану Маршалла", сообщает ТАСС. По его словам, развитие ситуации вокруг Volkswagen "является жестоким для Германии как автомобильного рынка". "Это результат обещанного зеленого экономического чуда: рецессия и регресс", - утверждал премьер Баварии.
ЕС и Германия, по его мнению, на протяжении многих лет последовательно ослабляли немецкую автомобильную промышленность своими неправильными решениями. Зеленый курс и решения немецких властей стоят Европе и Германии конкурентоспособности, констатировал политик. Он призвал к отмене запланированного запрета на двигатели внутреннего сгорания в ЕС и к технологической открытости, а также к отмене всех штрафов за выбросы углекислого газа.
Не оставили без внимания ситуацию вокруг Volkswagen представители двух оппозиционных партий, которые в последнее время активно набирают популярность в стране. Речь идет о партии "Союз Сары Вагенкнехт - за разум и справедливость" (BSW) и "Альтернативе для Германии".
Так, лидер BSW Сара Вагенкнехт возложила ответственность за ситуацию в автомобильной промышленности на правящую коалицию, которая вводила санкции против России и отказалась от двигателей внутреннего сгорания. Политику правительства Германии она назвала провальной.
"Правящая коалиция несет ответственность за беды немецкого автопрома: санкции против России, которые приводят к росту цен на энергоносители, отказ от двигателей внутреннего сгорания, преступное пренебрежение инвестициями в инфраструктуру и широко разрекламированные перемены в транспортной политике", - перечислила Вагенкнехт.
По ее словам, то, что сейчас происходит с Volkswagen, символизирует надвигающийся упадок всей немецкой промышленности. "Чтобы сохранить конкурентоспособность Германии как промышленной площадки и предотвратить потерю сотен тысяч рабочих мест, необходимо наконец вернуться к дешевой энергетике, а также к масштабным инвестициям в нашу ветхую инфраструктуру", - заявила Вагенкнехт.
Депутат Бундестага от фракции партии "Альтернатива для Германии", член парламентского комитета по вопросам энергетики и защиты климата Штеффен Котре в комментарии ТАСС назвал ситуацию вокруг Volkswagen примером политики деиндустриализации, которую проводит правящая в ФРГ коалиция.
"На примере Volkswagen видна вся политика деиндустриализации правящей коалиции "Светофор". Вместо продвижения передовых технологий инвестиции направляются на ветряные мельницы и аккумуляторы", - сказал Котре. "Если теперь к этому добавятся тщетные попытки использовать водород, германской экономике будет нанесен еще больший ущерб", - считает он.
Руководство Volkswagen, по мнению депутата, искренне верило в то, что основанная на идеологии концепция развития электромобильности получит признание на рынке. "Ни одна другая автомобилестроительная компания не попала в ловушку этой неконкурентоспособной технологии так слепо, без собственного анализа рынка и без здравого смысла, полагаясь на вечные субсидии", - подчеркнул Котре.
По его убеждению, руководство концерна ошиблось в расчетах и поплатится за это. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, по словам политика, и через 50 лет будут превосходить электрокары.
Под ударом экономика Евросоюза. Что говорят эксперты
В экспертной среде оптимизма касательно ситуации в немецком автопроме явно недостает. Глава Объединения автомобильной промышленности Германии Хильдегард Мюллер прогнозирует, что к 2035 году в отрасли могут оказаться под угрозой около 190 тыс. рабочих мест.
"Наши затраты на электроэнергию слишком высоки. Мы слишком дороги с точки зрения бюрократических издержек и затрат на рабочую силу. Если мы не возьмем эти вопросы под контроль, то автомобильная промышленность пойдет своим путем, но уже не с ростом, добавленной стоимостью и созданием рабочих мест в Германии", - заявила Мюллер.
Отраслевой аналитик Даниэль Шварц связывает проблемы Volkswagen с высокими ценами на энергоносители и рабочую силу, жесткой конкуренцией со стороны азиатских производителей, в первую очередь китайских, слабеющего спроса в Европе и Китае и несостоявшейся "электрической революции" - предсказанного оптимистами поголовного перехода развитых стран на электромобили. "Я считаю, что это отражает уникальную комбинацию неблагоприятных факторов", - говорит аналитик. Между тем, как отмечает ВВС, на прошлой неделе об ухудшении финансовой ситуации сообщили и другие немецкие автопроизводители. Mercedes-Benz пообещал усилить меры по сокращению расходов после снижения прибыли. Производитель автомобилей Porsche, контрольный пакет акций которого принадлежит Volkswagen, заявил, что сокращает свою дилерскую сеть в Китае, он также объявил о сокращении расходов на миллиарды евро.
Вдобавок на этой неделе в ЕС вступают в силу новые, более высокие тарифы на китайские электромобили. Европейским автоконцернам это вряд ли немедленно поможет, а ответная реакция Китая - крупнейшего автомобильного рынка мира - может оказаться весьма болезненной. Сам Volkswagen, например, получает 40% своей прибыли на китайском рынке. Если Пекин встречно обложит налогами европейские автомобили, закрытием трех заводов дело может не ограничиться.
Агентство Bloomberg, проведя собственный анализ и изучив мнения экспертов, пришло к выводу, что сокращение рабочих мест в автопроме угрожает не только экономике Германии, но и всего Евросоюза.
Если рассмотреть данные за 2023 год, то становится ясно, что третья часть заводов BMW, Mercedes-Benz, Stellantis, Renault и Volkswagen работали менее чем на 50% своей мощности. А ведь это крупнейшие автопроизводители в Европе. Если предприятие выпускает менее половины от максимально возможного объема продукции, то ему, как правило, грозит закрытие из-за убыточности.
Проблемы отрасли Bloomberg связывает, опять же, с увеличением стоимости труда и повышением цен на электроэнергию в Европе.
Агентство обращает внимание, что на автомобильную промышленность сегодня приходится свыше 7% от ВВП ЕС. В этой отрасли создано около 13 млн рабочих мест. Если кризис продолжится, то в итоге это нанесет удар всей экономике Евросоюза.