Весна постепенно вступает в свои права, а это значит, что скоро на наших улицах и дорогах станет больше людей на самокатах и велосипедах. Однако прогулка на свежем воздухе может оказаться не самой приятной. Специалисты госстандарта выявили некачественные детские самокаты в продаже. Узнали подробности истории, а заодно рассказываем, как правильно выбрать такое, казалось бы, простое колесное средство и подготовить велосипед накануне сезона.
В конце марта специалисты Могилевской областной инспекции Госстандарта изъяли из продажи опасные для эксплуатации детские самокаты. Как рассказала заместитель начальника инспекции Наталья Жукова, нарушение заключалось в несоответствии диаметра колес стандартам технического регламента Таможенного союза.
- Проверка одной из торговых точек показала, что нормам не соответствуют самокаты сразу четырех артикулов, - пояснила специалист. - Производитель - Китай. Игрушки предназначены для деток не старше трех лет. В таком случае диаметр колес должен составлять не менее 120 сантиметров. По факту оказалось меньше необходимых значений.
Не соответствовал нормам и диаметр ручек для управления самокатом - 32 см при стандарте не менее 40 см.
- Сейчас ввоз и реализация данной продукции запрещены. Если говорить в целом, то проверки качества именно игрушек проводятся на регулярной основе. Безопасности детей уделяем самое пристальное внимание, - отметила Наталья Жукова.
Модели самокатов имеют ограничения по весу водителя - параметр указан в сопроводительных документах. Идеальное положение на платформе, когда у ребенка руль чуть выше пояса, в то же время руки согнуты под прямым углом, и он не сутулится или не тянется. На платформе должны помещаться обе ноги, а по краям оставаться зазор примерно в 3-4 сантиметра.
К этому вопросу надо подойти ответственно. Самый важный фактор, на который стоит обратить внимание, - возраст малыша. Именно от этого и стоит отталкиваться. Условно классификацию самокатов можно разделить на три части. О каждой из них попросили рассказать мастера одного из столичных сервисов по прокату и ремонту самокатов и велосипедов Алексея Юркина.
- Если вашему чаду от года до 3 лет, то самокат в обязательном порядке должен быть с телескопическим рулем, - отмечает специалист. - Таким образом можно регулировать его высоту. Учитывая, что детки достаточно быстро растут, это принципиальный момент. Ориентируйтесь на диапазон от 50 до 80 см. Малыши плохо держат равновесие, поэтому обратите внимание на трехколесную модель. Два колеса должны быть спереди - такая конструкция более устойчива. Нужно, чтобы платформа самоката была широкой.
А вот если вашим дочерям и сыновьям от 4 до 7 лет, тут потребуется уже более серьезный транспорт. Допустим, ребенок научился без проблем кататься на трехколесном агрегате и не испытывает страха перед скоростью. Тогда попробуйте подобрать самокат уже в двухколесном исполнении. В остальном рекомендации те же: телескопический руль. Что касается материала самоката, лучше всего остановиться на сплаве алюминия.
Следующий возраст - от 7 до 10 лет. Будучи озорными, дети часто относятся к самокату довольно небрежно, поэтому стоит выбрать вариант попрочнее. Особенно это касается колес - параметра жесткости. Он должен составлять не менее 76А. Маркировка обозначается на колесе. Возьмите ребенка с собой в магазин, ваше чадо наверняка захочет подобрать модель на свой вкус. Благо их в достатке. Существуют варианты с принтами и даже подсветкой.
- Что касается подростков, то для них самокат можно выбирать как взрослому, - поясняет мастер. - Для ежедневных поездок, например, в школу подойдет складной вариант, с колесами диаметром около 150 мм. Хорошим достоинством самоката станут амортизаторы, которые будут сглаживать неровности дороги. Ребенок увлекается трюками? Лучше подобрать специализированный вариант.
Как пояснила Наталья Жукова, все документы, касающиеся безопасности игрушек, а также их правильные параметры находятся в открытом доступе.
- Любой желающий может найти их на сайте Государственного комитета по стандартизации. Таким образом, при покупке вы можете определить, насколько безопасна та или иная игрушка, - заключила специалист.
В последнее время в ходу, как правило, "горные" модели. Перед началом сезона железный конь нуждается в тщательной подготовке. Мы обратились в один из столичных велосервисов, чтобы специалисты рассказали, на что стоит обратить внимание после "велозимовки".
- В целом, вне зависимости от модели и возраста велосипеда, нужно пройти полное техническое обслуживание, - рассказывает Алексей. - Мастера осмотрят узлы и детали и вынесут вердикт, что нужно исправить. Однозначно что-то придется подтянуть-перебрать. За зиму многие узлы и механизмы велосипеда могут дать слабину.
Если же вы сами решили обследовать свой двухколесный транспорт, внимательно осмотрите раму на наличие трещин и повреждений. Если они есть, ремонт лучше доверить специалистам. В противном случае рама может разломаться, а заменить деталь практически невозможно. Обратите внимание на тормозную систему: рычаги тормозов должны нажиматься плавно, со средним усилием, при этом не касаться руля. А зазор между валиками и диском составлять 1 - 3 мм. Если на агрегате установлен гидравлический тормоз, важно отсутствие течей жидкости.
Особое внимание - колесам. Покрышки не должны быть стертыми или иметь трещины. Сами колеса нужно подкачать. Спицы проверьте "музыкальным" способом, перебирая каждую из них. Если звук равномерный, то все хорошо, можно кататься. Звучание глухое - спицу необходимо подтянуть. Высокое - ослабить. Делается это с помощью спицевого ключа, который продается в магазине. С этим нехитрым процессом справится даже начинающий велолюбитель, уверен наш эксперт.
Еще один объект для пристального изучения - вилка. Она не должна иметь трещин, что чревато развалом всей рулевой системы. Безусловно, важно проверить педали (в частности, их крепление - они не должны шататься), очистить и смазать цепь. На последнем этапе смотрим на звездочки и переключатели скоростей. Первые не должны быть погнуты, а скорости - переключаться плавно и без посторонних звуков.
- Это довольно общие рекомендации. Безусловно, если вас беспокоит какая-то специфическая проблема, лучше отдать ремонт на откуп мастерам. Инициатива, как говорится, часто наказуема, - резюмировал Алексей Юркин.
Александр НОВОХРОСТ,
газета "7 Дней".-0-