В новом музее в "Хатыни" непривычно мало экспонатов, но их вы не забудете никогда. По замыслу создателей, так и должна воздействовать экспозиция на разум и душу. Вернее, на разрыв души. Наш корреспондент одним из первых побывал в зале, где от увиденного становится по-настоящему больно и страшно.
Музей построили в мемориальном комплексе "Хатынь" менее чем за год. На наружной стене у входа - большой экран, транслирующий военные кинокадры. Высокие стеклянные двери приглашают внутрь.
Первый зал, вопреки ожиданиям, посвящен фактам, далеким от Великой Отечественной. В центре - огромный жернов, символизирующий каменное колесо истории. На стене таблички с указанием веков: XVII, XVIII, XIX… Что они значат?
- Беларусь многократно становилась заложницей войн, - поясняет директор мемориального комплекса "Хатынь" Артур Зельский. - Наш народ перенес такие ужасы, что можно только удивляться, почему мы все еще существуем как нация. В ходе Северной войны погиб каждый третий. Война 1812 года забрала четверть жителей. Остающаяся в стороне от центра внимания катастрофа Первой мировой унесла пятую часть населения. Жертв Гражданской никто даже не считал. Вторая мировая - опять каждый третий…
Эти сухие цифры статистики раньше редко ставили рядом. Но если вдуматься - миллионы жертв. Чтобы подчеркнуть ужасы истории, в напольном покрытии музейных залов сделано углубление в виде широкой изломанной линии - под закаленным стеклом правдоподобная инсталляция в виде струящейся крови. На стекло можно наступать - человеческий вес оно выдерживает, но чтобы сделать первый шаг, придется преодолеть страх провалиться в красную реку.
Движемся вдоль течения и попадаем во второй зал. Перед глазами - разгромленная комната: на полу битая посуда, брошенная одежда. Понятно, что собирались здесь в дикой спешке, хватали только самое ценное. Из скрытых в стенах динамиков доносятся жуткие звуки бомбежки. Это реалистичная реконструкция покинутой минской квартиры в первые дни войны. На стене напротив - гигантская фотография изуродованных взрывами зданий.
За поворотом в третий зал - скульптура юной подпольщицы, восходящей на эшафот из ящиков. Сверху свисает пеньковая петля. Голова приговоренной гордо поднята вверх. Фигура девушки в полный человеческий рост сделана из полупрозрачного матового материала и напоминает силуэт, случайно высвеченный лучом прожектора в клубах дыма.
- Прообраз подпольщицы - Кимы Кламбоцкой. В мае 1942 года она пыталась подорвать немецкий эшелон. Была схвачена гитлеровцами и после зверских пыток повешена на базарной площади, - говорит Артур Зельский. - Это почти все, что известно о Киме. Мы даже не знаем точно, как она выглядела. Поэтому можно сказать, что образ - собирательный. Образ-призрак.
В стены помещения вмонтированы световые панели с черно-белыми фотографиями. На одной - лежащая навзничь убитая в Минском гетто малышка. На другой - девушка-подросток с лицом и волосами, перепачканными землей. В ее руках - лопата: перед расстрелом фашисты заставили приговоренную копать себе могилу. Испуганный взгляд, запечатленный камерой гитлеровского изверга, дошел до нас через десятилетия. Где конкретно сделан снимок, пока неизвестно. Знают лишь одно - это место находится в Беларуси.
В центре четвертого зала, черного и пугающего, - обугленный сруб деревенского колодца, траурное нутро которого тянет подойти поближе, заглянуть… На стенах, как искры, крошечные фото сожженных карателями крестьян. В маленьком пластиковом контейнере на стене - искореженная гильза, единственная найденная в Хатыни. Ее откопали недавно, во время ремонтных работ.
- До возведения мемориального комплекса никому и в голову не приходило проводить на месте деревни раскопки. Позже привезли грузовики с грунтом, насыпали площадку для мемориала. Есть здесь и гильзы, и пули. Только лежат они глубоко под землей, - рассказывает директор "Хатыни".
Последние два зала - светлые. На стенах одного - фотографии почетных гостей мемориального комплекса, литераторов, рассказывавших о Хатыни и геноциде белорусского народа. Шкаф с книгами, писательский рабочий стол. Здесь же интерактивная картотека уничтоженных деревень. Во втором зале - под ногами не кровавая река, а спелые, налитые колосья белорусского поля, над которым свисает с потолка огромный белый колокол - символ человеческой памяти.
Как же появился этот необычный музей?
- Проект его строительства обсуждали еще в 1960-е, но тогда отклонили, - делится деталями Артур Зельский. - Мемориальный комплекс стал филиалом Музея истории Великой Отечественной войны. К идее вернулись в прошлом году. По инициативе главы государства во время капитального ремонта построили музей, чтобы посетители могли окунуться в историю, прочувствовать всю боль и трагедию нашего народа, его стремление к миру. Тогда же было решено восстановить хатынскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И музей, и храм здесь просто необходимы.
Мы идем по главной аллее мемориального комплекса - к подножию монумента "Непокоренный человек". На возвышенности, у леса, теперь стоит небольшая церквушка со звонницей, которую освятили 18 марта, накануне 80-летия хатынских событий. Над головой - безоблачное небо, в которое уносится колокольный звон.
- Все туристы первым делом пойдут в музей? - интересуюсь у Артура Зельского.
- Он рассчитан на посещение только одной группы. Если приедут сразу два автобуса, половина посетителей направится осматривать мемориал, потом группы поменяются местами.
У подножия "Непокоренному человеку" появляется уверенность - музейную экспозицию захотят посмотреть все. Потому что нельзя побывать на этом святом для белорусов месте и не увидеть полупрозрачную фигуру Кимы Кламбоцкой. Она теперь еще один символ "Хатыни".
Вся экспозиция музея "Хатынь" создана за три месяца. Автор концепта - директор мемориального комплекса "Хатынь" Артур Зельский. В музее шесть залов с интерактивной экспозицией, осмотр которых займет около часа.
| Алексей ГОРБУНОВ, фото Максима ГУЧЕКА.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Как родилась идея колоколов Хатыни и почему там построили церковь? История мемориала
"Мы должны это оставить после себя". Три важных фильма о Хатыни
Место, которое мы будем помнить всегда. 15 кадров о мемориале "Хатынь"