За последние две недели в стране из-за управления транспортом водителями в утомленном состоянии произошло три ДТП, в которых погибли семь человек. Сотрудники Госавтоинспекции проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение ДТП по этой причине. Корреспондент БЕЛТА отправился в рейд вместе с инспекторами специального подразделения ДПС "Стрела" и узнал, какие рекомендации даются водителям, чтобы не засыпать за рулем.Утомление является не самой частой причиной ДТП, однако, исходя из практики, именно такие происшествия регулярно приводят к самым тяжким последствиям. Так, 23 ноября на трассе М6 в Лидском районе водитель минивэна уснул за рулем. Машина съехала с проезжей части, где врезалась в дорожное ограждение. От удара автомобиль несколько раз перевернулся. В ДТП погибли четыре пассажира: дети 7 и 17 лет, а также женщины 55 и 68 лет.
29 ноября на трассе М1 в Толочинском районе 54-летний водитель Volkswagen уснул за рулем и врезался в полуприцеп автопоезда. Погибли двое пассажиров легковушки - 44-летняя женщина и ее 21-летний сын.
Кроме того, 27 ноября 71-летний минчанин на Volkswagen на дороге М1, находясь в утомленном состоянии, не справился с управлением, наехал на барьерное ограждение, после чего съехал в кювет, где машина опрокинулась. Женщина-пассажир 66 лет скончалась на месте происшествия, 57-летняя пассажир госпитализирована.
Местом проведения рейда стал участок трассы М1 в Дзержинском районе. Эта точка была выбрана неслучайно. Здесь расположен прямой участок дороги, ведущий в Брест или, если двигаться через Новогрудок, в Гродно. Отсутствие поворотов и изгибов дороги на протяжении долгого пути увеличивает для водителей риск уснуть за рулем.
Сотрудники спецподразделения проверяют у водителей документы и интересуются их самочувствием. Инспекторы рассказывают водителям об аварийной ситуации на дорогах и призывают не садиться за руль в утомленном состоянии. Особое внимание уделено водителям автобусов, маршруток и фур, а также водителям из других регионов - все они наиболее подвержены риску из-за дальних поездок.
Одним из проверяемых стал дальнобойщик Олег. Он рассказал корреспонденту, что у него никогда не было происшествий на дороге из-за усталости. Несмотря на частые дальние поездки, он всегда четко соблюдает режим труда и отдыха.
Согласно п.10.2 ПДД водителю запрещено управлять транспортным средством в утомленном состоянии. "Юридически сложно квалифицировать утомленное состояние водителя, так как оно индивидуально для каждого человека. Поэтому мы в основном занимаемся профилактикой таких происшествий. Наша цель - предостеречь водителей, напомнить им, что от их состояния зависят жизни и здоровье не только их самих, но и пассажиров, а также других участников дорожного движения", - рассказал начальник спецподразделения ДПС "Стрела" МОБ МВД Сергей Демченко.
Проблема утомляемости водителей чаще возникает летом. Из-за жары и длительных поездок у автомобилистов закономерно повышается усталость, которая может привести к тому, что они заснут или потеряют сознание. А в последнее время одной из причин увеличения числа ДТП из-за утомленности стало удлинение темного времени суток, отметил Сергей Демченко.
"Люди отправляются по своим делам рано утром. Поскольку за окном еще темно, организм считает, что нужно дальше спать. Также стоит учесть, что пассажиры часто спят в салоне машины. Хотя там может играть радио, монотонность процесса вождения приводит к тому, что водитель тоже начинает засыпать", - подчеркнул начальник спецподразделения.
Для комфорта и безопасности участников дорожного движения на трассах Беларуси создана необходимая инфраструктура. Вдоль основных дорог расположены кафе, заправочные станции, гостиницы и зоны отдыха. Кроме того, на дороги наносится разметка с шумовыми эффектами, установлены перильные и барьерные ограждения.
"Хотелось бы обратиться непосредственно к водителям, особенно с солидным стажем вождения. Уверенность в своем опыте и навыках не должна перерасти в чрезмерную самоуверенность. Это может привести к серьезным последствиям на дороге. Планируя поездку на большие расстояния, старайтесь выбирать светлое время суток. Если необходимо отправиться в путь ночью, обязательно хорошо выспитесь перед поездкой. Делайте технические остановки каждые два-три часа. Если почувствуете усталость, останавливайтесь при первой же возможности в местах для отдыха, отмеченных специальными знаками возле придорожных кафе или автозаправочных станций. Если ваши пассажиры имеют право управлять автомобилем, чередуйтесь за рулем, чтобы каждый мог отдохнуть в пути, и вся нагрузка не легла на одного водителя", - отметил Сергей Демченко.
Он также призвал пассажиров, особенно сидящих на переднем сиденье, обращать внимание на состояние водителей, разговаривать с ними, интересоваться их самочувствием. Если пассажир видит, что водитель находится в утомленном состоянии, можно предложить ему остановиться и отдохнуть.
"Уважаемые водители, помните, что вы ответственны за собственную безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения. От вашей сознательности и дисциплинированности зависит жизнь и здоровье окружающих вас людей", - резюмировал Сергей Демченко.
Фото главного управления ГАИ МВД,
БЕЛТА.-0-