Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Тест по нескольким сотням показателей. Каким требованиям должна отвечать пожарная машина

12.06.2023 | 16:45

Про День спасателя, профессиональный праздник сотрудников МЧС, слышал, наверное, каждый. Но едва ли многие знают, что существует и День пожарной машины. А ведь служебный транспорт - незаменимый атрибут в работе спасателей. От его скорости и маневренности во многом зависит жизнь человека, оказавшегося в беде. Именно поэтому у спасателей должна быть уверенность, что транспорт вовремя и без лишних эксцессов доставит их до места пожара. Для этого машина проходит тестирование по нескольким сотням показателей на специально оборудованных площадках. Корреспонденты БЕЛТА побывали на испытательно-исследовательском полигоне Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС под Борисовом и узнали, как тестируют спасательную технику, каким требованиям она должна отвечать и как со временем совершенствовались пожарные машины.

Пожарно-спасательная техника прежде всего должна быть маневренна и эргономична. А еще безопасна - не только для людей, которые оказались в беде, но и для самих спасателей. Именно над этим работают сотрудники НИИ ПБиЧС, на испытательно-исследовательском полигоне которого проходят тестирование новейшие разработки в области безопасности. Работа над техникой ведется в несколько этапов: разработка конструктивных решений, проектирование и производство, испытания.

Пожарные автомобили тестируют по более чем 300 показателям. Один из основных - устойчивость машины. Автомобиль должен быть устойчив не только при езде до места пожара на высокой скорости, но и при работах на высоте 30, 50, 70 и более метров. Не менее важна эргономика. Спасатели должны максимально оперативно приехать к месту пожара, развернуть необходимое оборудование, в кратчайшие сроки потушить возгорание и спасти людей, нуждающихся в помощи.

К слову, об эргономике. В пожарной машине учитывается такой важный показатель, как развесовка по осям. Если передняя ось перегружена, сцепление с дорогой может нарушиться, что не лучшим образом скажется на управляемости и устойчивости автомобиля. Чем меньше разница нагрузки на переднюю и заднюю оси машины, тем устойчивее она при езде на высокой скорости. А ведь спасатели зачастую ездят очень быстро - того требует работа.

"Раньше спасатели ездили на машинах типа ЗИЛ-130 или ЗИЛ-131. Объем воды, которую они могли перевозить, не превышал две с половиной тонны, - рассказывает начальник отдела исследований аварийно-спасательной техники и оборудования Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Беларуси Валентин Казябо. - При производительности насоса 40 литров в секунду цистерна опорожнялась буквально за минуту. Теперь пожарные автоцистерны вмещают 5, 8, 10 и даже 12 тонн воды. Практически любой пожар можно тушить с колес, дополнительные источники воды не требуются".

Кстати, все машины работают с высокой проходимостью. Это вполне объяснимо: спасатели ездят на них не только по городским дорогам, но и по сельскому бездорожью. И в любых условиях машина должна вовремя доставить спасателей до места пожара. Минута промедления может стоить человеческой жизни. Высокую проходимость пожарным машинам обеспечивают полноприводные шасси, изготовленные по самым современным технологиям. Для их изготовления используются надежные и долговечные материалы, которые могут прослужить до 30 лет. Гарантия на отдельные составляющие машины порой достигает 20 лет.

"Благодаря современным технологиям мы можем учесть все требования и предложения наших пожарников. Кроме того, учитываются и существующие мировые требования к безопасности и техническим характеристикам автомобилей. Время следования к месту происшествия уменьшилось очень значительно. При этом возросли эффективность и скорость работы спасателей", - отмечает Валентин Казябо.

Чтобы подтвердить показатели скорости и эффективности на практике, пожарные машины проходят проверку на трех площадках испытательного центра. На одной из них имитируется уклон в шесть градусов. Это позволяет проверить устойчивость автомобиля при необходимости остановиться и проводить работы на неровной местности. На второй площадке находится открытый источник воды. Это позволяет определить параметры насосной установки машины. Третья площадка - закрытая лаборатория для различных исследований. Она позволяет практически по деталям разобрать не только пожарные машины, но и высотную технику.

Чтобы детально описать все тонкости и нюансы, которые конструкторы спасательной техники учитывают при ее разработке, не хватит и нескольких часов. Это действительно тщательная и кропотливая работа, направленная на важнейший результат - сделать работу белорусских спасателей еще более эффективной. Ведь их эффективность напрямую зависит от техники и оборудования, которая поступает в их распоряжение. Все это в свою очередь значительно повышает шансы на спасение людей, которым требуется безотлагательная помощь спасателей.

Андрей ВОРОПАЙ,

БЕЛТА.-0-