Продолжается выдвижение номинантов на Международную бизнес-премию "Лидер года - 2024". В этот раз члены экспертного совета посетили уникальные и высокотехнологичные предприятия в Минске - ОАО "ИНТЕГРАЛ" - управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ", ОАО "Крион" и ГП "Белгипродор".
ОАО "ИНТЕГРАЛ" - управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ": высокие технологии для лучшей жизниМикроэлектроника стала драйвером научно-технического прогресса и технологического базиса динамики ключевых отраслей экономики. И сегодня без нее немыслимо развитие энергетики, машиностроения, систем связи и управления, навигации, банковской системы, космических и иных технологий. Вот уже более 60 лет флагманом в данной сфере является ОАО "ИНТЕГРАЛ" - управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ". С его деятельностью ознакомились члены экспертного совета Международной бизнес-премии "Лидер года - 2024".
ОАО "ИНТЕГРАЛ" - управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ" - одно из крупнейших научно-производственных предприятий на территории СНГ, специализирующееся на производстве микроэлектронных компонентов.
Предприятие реализует весь комплекс работ, включающий проектирование, производство, маркетинг и сопровождение конечных изделий у потребителя. Следует отметить, что Республика Беларусь входит в число немногочисленной элиты государств, обладающих собственной микроэлектронной отраслью.
На предприятии постоянно расширяется и обновляется номенклатура, разрабатывается и выпускается инновационная продукция. Если в 2021 году ее удельный вес в общем объеме отгружаемой продукции составил 36,7%, то уже в 2024-м - 44,0%. Здесь проводят научные исследования, внедряют новые разработки.
ОАО "ИНТЕГРАЛ"- управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ" -экспортоориентированная организация.
- Конкурентоспособность на рынках сбыта обеспечивается хорошим соотношением ценовых и качественных характеристик. Большое количество производимых нами интегральных микросхем и полупроводниковых приборов по своим техническим характеристикам и эксплуатационным свойствам не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги, - обратил внимание первый заместитель генерального директора по экономике и финансам Юрий Трущенко.
В период с 2021 по 2024 годы отмечается поступательный рост объемов производства промышленной продукции, экспорта товаров. Номинальная среднемесячная заработная плата выросла в два раза.
- Главная сила и достояние предприятия - это трудовой коллектив, благодаря которому ОАО "ИНТЕГРАЛ" - управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ" остается прочным звеном в системе белорусской промышленности, а каждый работник - настоящим патриотом и примером выполнения своего профессионального долга, - прокомментировал Юрий Трущенко.
Экспертный совет премии "Лидер года" отметил достижения предприятия. Своими впечатлениями поделился помощник председателя Либерально-демократической партии Беларуси Руслан Мизуло:
- ОАО "ИНТЕГРАЛ" - управляющая компания холдинга "ИНТЕГРАЛ" - серьезнейшее предприятие 5-го технологического уклада. Поразило кристальное производство и выпуск пластин монокристаллического кремния. Подобных условий и технологических процессов на производстве я еще не видел. Нам действительно есть чем гордиться! И это не пустые слова. Продукция востребована на внешних рынках и поставляется даже для космической промышленности.
ОАО "КРИОН": "Все, что мы делаем, делается людьми и для людей"О деятельности этого предприятия в 2020 году узнала вся страна. Ведь именно его продукция позволила спасти тысячи жизней. Речь, безусловно, о "КРИОН". Уже 68 лет оно остается единственной специализированной компанией в стране по производству продуктов разделения воздуха - кислорода медицинского и технического, азота, аргона в жидком и газообразном состояниях.
- Проверку на профессионализм персонала, технологичность и надежность мощностей мы прошли в период пандемии COVID-19, когда возник повышенный спрос на медицинский кислород. Тогда завод почти год работал в режиме 24/7, круглосуточно отгружая медицинский кислород, - вспоминает директор ОАО "КРИОН" Олег Гаврюшин. - И кислорода хватило на всех. В пандемию мы занимались только его производством. На постоянной основе снабжали более 100 учреждений здравоохранения различной ведомственной подчиненности по всей стране в круглосуточном режиме, выстраивая сложные логистические маршруты и цепочки. Большинству больниц мы завозим жидкий кислород и наполняем специальные емкости, там он газифицируется с помощью так называемых атмосферных испарителей и поступает непосредственно в отделения. В ряде больниц еще используется баллонная система. Туда поставляются баллоны с уже готовым газообразным медицинским кислородом.
Всего в сутки в то время предприятие отгружало учреждениям здравоохранения до 200 тонн кислорода. И все вместе мы справились достойно! Притом что в допандемийные времена это число колебалось в пределах 40-50 тонн. Прежде чем попасть к потребителю, кислород тщательно проверяют в специализированных лабораториях. Потребителю он поступает с паспортом качества.
- Сегодня традиционно мы обеспечиваем криогенными продуктами высокого качества стратегически важные отрасли - машиностроительную, металлургическую, медицинскую, строительную, сельскохозяйственную, нефтехимическую, обеспечивая стабильность функционирования. Наши потребители - более тысячи субъектов хозяйствования по всей территории страны, - отметил Олег Гаврюшин. - В Минске наиболее крупными являются "Интеграл", "МАЗ", "МТЗ".
После пандемии на предприятии было принято решение о создании резервных мощностей для хранения жидкого кислорода. Идею государство поддержало. Причем и финансово. Проект не из дешевых - его стоимость Br 10 млн. Часть средств выделил концерн "Белнефтехим", часть - Мингорисполком, а также само предприятие. И в апреле этого года система хранения жидкого кислорода введена в эксплуатацию.
- Сама система - это два криогенных резервуара общей вместимостью 500 куб. м для хранения дополнительного объема жидкого кислорода, - отметил Олег Гаврюшин. - Мы получили современную систему хранения и выдачи жидкого кислорода, которая обеспечивает бесперебойную работу воздухоразделительных установок и снижает естественные потери при хранении. При реализации проекта использовалось специализированное оборудование - изготовленные под заказ два горизонтальных криогенных резервуара вместимостью 250 куб. м каждый.
На модернизации заводчане не экономят. Инвестируют в перспективное развитие и модернизацию: закупают новое оборудование, ремонтируют здания, обновляют подвижной состав. При этом придерживаются основного принципа - жить по средствам.
- Работаем так, чтобы оставаться самодостаточными, - говорит руководитель ОАО "КРИОН". - Мой подход таков: надо жить по средствам, за те деньги, которые сами зарабатываем, с разумным инвестированием. Делаем много, но, как я говорю в таких случаях, нужно делать еще больше, развитие должно быть постоянным, поступательным и прогрессивным. А работаем мы эффективно и прибыльно. Рентабельность продаж - более 10%. За пятилетку объем производства вырос в 2 раза. Что касается инвестиций, то их уровень ежегодно увеличивается. Например, в 2021 году к уровню 2020-го рост - в 5 раз, в 2023-м к уровню 2022-го - в 1,2 раза. Не снижаем темп по результатам года и в текущем году.
В планах освоение новых видов продукции. В частности, ведется планомерная работа по организации производства дыхательных смесей в небольших баллонах для индивидуального пользования - для всех желающих, аналогов данной продукции в Беларуси не производится. Инновационная продукция будет ориентирована не только на людей, страдающих от проблем с дыхательной системой, но и на фанатов спорта, путешественников, проводящих много времени в дороге, жителей мегаполисов, автолюбителей и профессиональных водителей.
В целом специфика производства подразумевает направленность на внутренний потребительский рынок как приоритетный, поскольку перевозить на дальние расстояния газы в любом физическом состоянии довольно проблематично. Они имеют естественное свойство испаряться.
- Что касается экспорта, то в зависимости от рыночной конъюнктуры поставки идут в Россию, и предприятие постоянно держит руку на пульсе, отслеживая рыночные тенденции. На дальнее зарубежье не ориентируемся, так как есть специфика транспортировки, что в значительной степени увеличивает цену для конечного потребителя, - пояснил Олег Гаврюшин.
Сегодня на предприятии трудится 141 человек. При этом на производстве человеческий фактор минимизирован - процессинг полностью автоматизирован. Средняя заработная плата с каждым годом увеличивается. Для понимания, к уровню 2023 года она выросла на 30%. Тут также действует солидный социальный пакет.
Ведется также активная работа и сотрудничество с вузами, сузами, проводятся мастер-классы для учащихся старших классов школ, химия на практике.
Впечатлениями от посещения предприятия поделилась член экспертного совета бизнес-премии "Лидер года - 2024", член Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Татьяна Лавринович:
- Безусловно, ОАО "КРИОН" - это уникальное предприятие, строительство которого было необходимым в годы восстановления разрушенной войной экономики республики. На протяжении уже почти 70 лет предприятие только наращивает обороты, вводит новые мощности, расширяет спектр оказываемых услуг. В настоящее время продукты разделения воздуха широко применяются в различных отраслях экономики Беларуси. Оборудование, эксплуатируемое на предприятии, требует глубоких знаний процессов и на достаточно высоком уровне - технологической подготовленности. Специалисты ОАО "КРИОН" также отлично ориентируются в специфических особенностях продаж и логистических процессов.
ГП "Белгипродор": место, где берут начало дорогиCовременные комфортные магистрали уже стали визитной карточкой Беларуси. Качество, безопасность и скорость - именно это автолюбители ценят в дорогах. Безусловно, многое зависит от дорожников (строителей и эксплуатирующих организаций). Но без грамотного и выверенного до мельчайших деталей проекта любые работы будут неэффективны. Вот уже более 90 лет именно проектированием дорог занимается государственное предприятие "Белгипродор". Сегодня это ведущая организация дорожного хозяйства Республики Беларусь по комплексному проектированию автомобильных дорог общего пользования, мостовых сооружений, аэродромов, промышленно-гражданских зданий и технологических комплексов, объектов дорожного и придорожного сервиса.
- По нашим проектам построена опорная сеть республиканских автомобильных дорог и все крупные автодорожные объекты, включая дороги, соединяющие столицу - г. Минск - с областными центрами, участки международных транспортных коридоров, проходящих по территории страны, Минскую кольцевую автомобильную дорогу, Вторую кольцевую автомобильную дорогу вокруг Минска, - не без гордости отметил директор государственного предприятия "Белгипродор" Виталий Билоус.
Кстати, именно "Белгипродором" разработана модель транспортных потоков Республики Беларусь. Она позволяет выполнять прогноз интенсивности и состава транспортных потоков на сети дорог. Это нужно для обоснования эффективности вложения средств в развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, оптимизации международных транспортных маршрутов и формирования рациональных схем перевозок грузов, оценки и прогнозирования влияния шума и выброса вредных веществ от движущегося транспорта в окружающую среду.
- Нами получены аттестаты соответствия Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь первой категории на право выполнения функций генерального проектировщика, осуществления комплексных инженерных изысканий, работ по обследованию зданий и сооружений, разработки разделов проектной документации, разрешение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на право бурения скважин на твердые, жидкие (воду) полезные ископаемые глубиной более 20 метров. Кроме того, имеем все необходимые разрешительные документы на право деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан, - добавил руководитель государственного предприятия "Белгипродор".
Предприятие состоит из 25 структурных подразделений, в том числе в состав входят: филиал Гомельский дорожный отдел, филиал государственного предприятия "Белгипродор" в Российской Федерации. Проектные и изыскательские работы выполняются высококвалифицированным коллективом аттестованных специалистов управлений дорожного проектирования, мостового проектирования, инженерных изысканий, аэродромного проектирования, архитектурно-строительного проектирования, организации строительства, сметного отдела и отдела технико-экономических и экологических обоснований.
- С 2016 года по настоящее время реализовано более 500 проектов по возведению, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, мостовых сооружений, аэродромов. Относительно недавно у нас создано управление аэродромного проектирования, где за последнее время одной из ключевых задач стало возрождение аэродрома Болбасово. Его взлетно-посадочная полоса признана крепким подспорьем логистики Оршанского района, - отметил директор "Белгипродора".
При проектировании автомобильных дорог и мостовых сооружений предприятие использует самые современные программные средства. Особое внимание уделяется проектированию объектов транспортной инфраструктуры с применением технологий информационного моделирования. Проще говоря, это возможность создавать 3D-модель объекта возведения или реконструкции. Преимущества очевидны: сокращение финансовых и временных издержек, предупреждение возможных погрешностей, которые не придется исправлять в будущем. При разработке проектной документации учитываются: рельеф местности, наличие рек и болот, жилой и промышленной застройки, существующие подземные, наземные коммуникации и другие особенности, не позволяющие использовать типовые проекты и принимать трафаретные решения. Все вышеуказанные факторы предусмотрены уже на предпроектной (предынвестиционной) стадии. Это позволяет к моменту выдачи готового проекта заказчику выдержать оптимальный баланс технической и экономической составляющих.
Оценка основных показателей социально-экономического развития организации показывает, что предприятие имеет устойчивое финансовое положение, работает стабильно и эффективно. Стратегическая цель "Белгипродора" - перспективное развитие, которое заключается в создании прибыльного производства с сохранением и расширением занятых позиций на рынке проектных и изыскательских работ на территории не только Республики Беларусь, но и стран ЕАЭС.
- Аттестованные специалисты нашего предприятия внесены в реестр инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования на территории Республики Казахстан, и Национальные реестры специалистов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования на территории Российской Федерации, - рассказал директор Виталий Билоус. - Мы также являемся полноправным членом саморегулируемых организаций: Союза изыскательских организаций "РОДОС" и Союза дорожных проектных организаций "РОДОС".
Член экспертного совета бизнес-премии "Лидер года - 2024" директор ГУО "Гимназия № 32 г. Минска" Марина Васько отметила успехи государственного предприятия "Белгипродор":
- Среди слагаемых успешной деятельности предприятия "Белгипродор" - многолетний опыт работы, высокий профессионализм и качество выполняемых работ. Все это позволяет организации оставаться признанным лидером дорожной отрасли страны по возведению, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, мостовых сооружений, аэродромов, промышленно-гражданских зданий. Специалисты предприятия справляются с самыми сложными проектами и задачами. Здесь проектируют надежное будущее.
Совсем скоро экспертный совет бизнес-премии "Лидер года - 2024" оценит следующих номинантов. А имя победителей мы по традиции узнаем в начале декабря.
Размещение рекламы на БЕЛТА