Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Студентам надо давать больше самостоятельности при получении знаний - Журавков

19.01.2016 | 12:23

19 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Студентам надо предоставлять больше самостоятельности при получении знаний, заявил министр образования Беларуси Михаил Журавков в статье, опубликованной в газете "СБ. Беларусь сегодня".

Михаил Журавков отметил, что одна из особенностей современных университетов - все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной-двух наук, направлений. Отсюда все больше проблем с классификацией этих специальностей, проявляются "трудности прописки" их на конкретных факультетах. Поэтому следует серьезно посмотреть и на структуру университетов. К примеру, лучшие мировые вузы сегодня уходят от построения по принципу "базовый факультет", а во главу угла ставят базовую кафедру, которая и формирует необходимый набор дисциплин, позволяющий предоставить студенту достаточный объем знаний по специальности. "Активнее следует переходить и на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки", - сказал министр.

По результатам исследований Национальной ассоциации консультантов по вопросам приема в колледжи, в США главными трендами в системе высшего образования сейчас являются интенсификация академической мобильности студентов, значительное увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, распространение практики онлайн-поступлений в вузы и повсеместное внедрение дистанционных форм обучения. Поступление в вуз по интернету становится обычной практикой, что расширяет географию студентов и положительно сказывается на экспорте образовательных услуг. По мнению Михаила Журавкова, онлайн-курсы не могут полностью заменить традиционную модель обучения. Поэтому наиболее разумной представляется смешанная модель, когда основную информацию учащиеся получают дистанционно, а время непосредственно самого занятия преподаватель тратит на активное взаимодействие со студентом.

Михаил Журавков также считает, что необходимо учитывать и сложившуюся объективную реальность: сегодня одной из характерных черт высшего образования является его превращение из элитарного в массовое. Беларусь здесь не исключение. Во многом это продиктовано запросами рынка, ведь сформировалось мнение, что для работы, которая не требует простого ручного труда, необходимо специальное профессиональное образование. По прогнозам, скоро потребность в специалистах с образованием на уровне бакалавриата достигнет 90% от общего количества трудоспособного населения.

К сожалению, в последнее время во многих странах произошло обесценивание понятия "образование". В обществе зачастую потерян ориентир, многим не ясно, что такое по-настоящему образованный человек, считает министр. Стоит подчеркнуть, что по-прежнему актуален отбор способной, талантливой молодежи. Так, в Болонской модели предусмотрены три основных цикла образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Последние два считаются элитарным образованием. В развитых странах в среднем от 70% до 80% студентов учатся на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры - лишь около 20-30%, а в докторантуру попадают не более 2-5%. "В итоге бакалавриат сегодня фактически представляет собой образование для всех. Поэтому в современных условиях перестают быть приемлемыми и те критерии оценки высшего образования, которые применялись в недалеком прошлом, так как они ориентировались на доступное лишь немногим элитарное образование. То есть претензии к качеству высшего образования должны быть не только в адрес студентов и их слабой подготовки, но и в адрес университетов, которые не вполне готовы учить в таком количестве. Эта проблема не только белорусских вузов", - сказал министр.-0-