28 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Осиповичи - крупный железнодорожный узел, который немцы стали бомбить уже в ночь на 23 июня 1941 года. С первого дня войны в городе началась мобилизация и эвакуация населения. Но фронт на неделю обошел населенный пункт стороной. Танковые полчища Гудериана, не заходя в Осиповичи, отправились перерезать дороги на Бобруйск и Могилев и только затем вернулись сюда. Оккупация в городе началась 30 июня.
С первых дней оккупации в Осиповичском районе патриоты начали формировать подпольные группы и небольшие партизанские отряды. Так, 8 июля был создан отряд Николая Королева, который постепенно превратился в мощное боевое соединение. Множество независимых друг от друга подпольных групп появилось и на железной дороге. В конце июля 1941 года их участники совершили первую диверсию - пустили под откос немецкую дрезину.
На территории Осиповичского района действовало не менее семи отрядов и бригад народных мстителей. Так, продолжительное время здесь воевала 1-я Бобруйская партизанская бригада Виктора Ливенцева. На границе Пуховичского и Осиповичского районов сражалась бригада "Пламя" Евгения Филипских, бойцы которой подрывали железнодорожные пути на всем протяжении дороги от Пуховичей до Осиповичей. Не давала покоя немцам и бригада Владимира Тихомирова, которая в общей сложности пустила под откос 93 вражеских эшелона. В 1944 году все эти три партизанских командира стали Героями Советского Союза.
В октябре 1942 года в район прибыл отряд легендарного Алексея Флегонтова, командовавшего партизанскими частями на Дальнем Востоке еще в годы Гражданской войны. Почти полгода его бойцы взрывали вражеские поезда и громили гарнизоны, пока в марте 1943 года у деревни Игнатовка флегонтовцы не попали в засаду карателей из батальона "Днепр". По воспоминаниям товарищей, прикрывая отход бойцов, командир отстреливался до последнего патрона и был сражен очередью из пулемета. Позже отряд получил имя Алексея Флегонтова.
Осиповичи были перекрестком дорог, идущих из Могилева на Слуцк, из Бобруйска в Минск. Здесь, говоря современным языком, располагался логистический центр гитлеровцев. Немцы берегли город как крупный перевалочный железнодорожный пункт, а партизаны, стремясь нанести противнику максимальный ущерб, проводили диверсии на путях.
В декабре 1942 года для уничтожения патриотов в Осиповичский район прибыл батальон СС Дирлевангера. Первоначально каратели проводили разведку, не вступая в крупные бои с партизанами и не трогая мирное население. 6 января 1943 года началась одна из страшнейших по своим последствиям операций - "Франц", которая прокатилась по Осиповичскому, Березинскому и Червенскому районам. Но никакие зверства и расправы не могли остановить участников рельсовой войны. Именно в Осиповичах станционным электромонтером Федором Крыловичем была совершена самая крупная диверсия времен Второй мировой. Ее итог был настолько ошеломляющим, что несколько высших чинов немецкой охранной службы сняли с должностей, а двоих расстреляли.
Всего же за годы войны партизаны и подпольщики Осиповичского района пустили под откос 371 вражеский эшелон, уничтожили более 270 автомашин, 17 танков, разгромили 13 гарнизонов и истребили 15 тыс. гитлеровцев, разрушили 17 км железнодорожных путей, взорвали 21 железнодорожный мост, 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах.
Осиповичи стали 25-м пунктом в списке городов, в который отправились авторы проекта "Цитадели мужества".
Проект
"Цитадели мужества" выходит в газете "7 дней" и на сайте БЕЛТА раз в две недели. Всего будет опубликовано 36 материалов - о каждом из населенных пунктов, награжденных вымпелом "За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.