Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?

29.04.2024 | 19:39

"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.

БТР-82А - современный бронетранспортер, предназначенный для доставки десанта и огневой поддержки личного состава, уничтожения живой силы и легкобронированной техники неприятеля. На вооружении белорусской армии бронетранспортеры с индексом "82А" появились относительно недавно, с 2021 года, хотя история этой машины началась гораздо раньше.

По сути, БТР-82А - глубокая модернизация советской "восьмидесятки", по сей день имеющей непререкаемый авторитет в войсках. Первые опытные образцы 82-го вышли из цехов Арзамасского завода в декабре 2009 года. Новые БТР вобрали самые современные наработки конструкторов и проверенные временем узлы предыдущих поколений машин.

Схема с двумя двигателями

А началось все в конце 1940-х. Как класс БТРы появились в советской армии сразу после Великой Отечественной. Для быстрой и безопасной доставки пехоты к месту боя были разработаны и запущены в серию легкий БТР-40 на базе грузовика ГАЗ, а также средний БТР-152 на базе грузовика повышенной проходимости ЗИС-151. Новинки, рассчитанные на перевозку 10 и 17 человек соответственно, быстро завоевали популярность в войсках. Впрочем, обе машины при всех плюсах имели ряд недостатков, и главными были уязвимость и посредственная проходимость. И если с первой проблемой удалось справиться оперативно и практически безболезненно, то вторая потребовала кардинальных решений - по сути, создания новой машины. Так в 1958 году появился привычный и до сих пор актуальный внешний облик бронетранспортера.

Первопроходцем стал БТР-60, созданный в КБ Горьковского автомобильного завода. На четырех осях и с двумя бензиновыми двигателями, по проходимости он был сопоставим с танком и мог с легкостью преодолевать не только окопы и рвы шириной до двух метров, но еще и плавать. А в спарке бензиновых агрегатов военные поначалу увидели своего рода преимущество: даже с одним ДВС бронетранспортер мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч.

Следующим шагом в развитии бронетранспортеров стал БТР-70 - внешне похожий, он имел повышенные боевые и эксплуатационные характеристики, но, по сути, оставался лишь модернизацией исходной машины. Исправить ситуацию удалось только в 1984 году, с принятием на вооружение БТР-80. В нем конструкторы полностью ушли от двухдвигательной схемы и заменили бензиновые агрегаты на дизельную установку. Учли опыт эксплуатации в горах Афганистана: усилили лобовое бронирование и увеличили вдвое угол возвышения основного орудия - крупнокалиберного пулемета КПВТ. Десанту добавили большие двустворчатые двери по обоим бортам.

За свою историю БТР-80 стал самым массовым бронетранспортером в мире. Он использовался практически во всех вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, активно поставлялся на экспорт. Да и сегодня стоит на вооружении по меньшей мере 25 государств. На его базе создали целое семейство машин - командно-штабные, управления артиллерии, огневой поддержки со 120-миллиметровым орудием, медицинские, для химразведки и еще массу вариантов. Серийное производство "восьмидесяток" началось в 1984 году и продолжалось вплоть до 2011-го, когда на смену заслуженному ветерану пришла новейшая модификация - БТР-82А.

Проедет и через ров, и через стенку

"Восемьдесятдвойка" имеет стандартную, сходную с предшественником, компоновку - с отделением управления в лобовой части машины, совмещенным десантным и боевым отделениями в средней части и моторно-трансмиссионным в корме.

Экипаж БТР-82А состоит из трех человек: командир, механик-водитель и наводчик. Бронетранспортер может принять на борт семь бойцов в полной экипировке в десантное отделение и еще столько же снаружи, на броне. Посадка и высадка традиционно производится через двустворчатые бортовые двери. Кроме того, два десантных люка расположены в крыше, еще пара индивидуальных - у механика и командира.

Экипаж - 3 чел.; десант - 7 чел.; длина - 7650 мм; ширина - 2900 мм; высота - 2350 мм; клиренс - 475 мм; привод - полный 8х8.

Уровень баллистической устойчивости корпуса БТР-82А остался на уровне предыдущего поколения машин противопульным. Но конструкторы добавили внутреннюю многослойную кевларовую защиту, что значительно повысило шансы остановить осколки с пробитием корпуса и в качестве бонуса снизило уровень шума, а заодно и теплопотери. Кстати, кондиционер и отопитель на борту БТРа десант и экипажи особенно оценят. А еще в их распоряжении появился автономный дизель-генератор, который питает основных потребителей электроэнергии, заряжает аккумуляторные батареи и снижает на стоянке заметность машины в тепловом и акустическом диапазонах.

За счет современных и энергоемких решений в трансмиссии, а также благодаря новому двигателю маневренность и проходимость нового бронетранспортера стали одними из лучших в своем классе. 8-цилиндровый дизель выдает мощность в 300 лошадиных сил и позволяет заметно потяжелевшей машине (а прибавил БТР почти 400 килограммов) развивать скорость около 10 км/ч на плаву и порядка 100 км/ч на суше. При этом преградой для БТР не станет даже ров шириной до 2 метров или стенка высотой до 50 сантиметров.

Двигатель - КАМАЗ-740, мощность - 300 л/с, подвеска - независимая, торсионная, скорость (шоссе) - макс. 100 км/ч, скорость (на плаву) - до 10 км/ч, снаряженная масса - 16 т.

Бронетранспортер массой 16 тонн может на полных баках проехать порядка 700 километров или провести 12 часов на плаву.

Запас хода (шоссе) - 700 км, грунт - 500 км.

Традиционная система подкачки шин позволит проехать 300 километров, даже если пробиты все восемь колес. Кстати, для продолжения движения БТРу, в принципе, достаточно четырех.

Какой арсенал на борту?

Задача БТРа - доставка личного состава к месту выполнения боевой задачи. Но в случае контакта с неприятелем экипаж в состоянии поддержать десант огнем, причем довольно мощным и эффективным не только против живой силы, но и против легкобронированной техники. С имеющимся на борту арсеналом БТР-82А легко может потягаться с любым из своих "одноклассников".

Для огневой поддержки подразделений БТР-82А оснащается унифицированным боевым модулем с электроприводами. В необитаемой башне установлена спарка из 30-миллиметровой скорострельной пушки 2А72 с 300 снарядами и пулемета калибром 7,62 миллиметра с боекомплектом на 2000 патронов.

Пушка 2A72, калибр - 30 мм, боекомплект - 300 снарядов. Пулемет ПКТМ, калибр - 7,62 мм, боекомплект - 2000 патронов.

Пушка 2А72 позволяет вести прицельную стрельбу по наземным целям на дальности до 4 километров, по воздушным низколетящим объектам - до 2000 метров.

Дальность стрельбы - макс. 3600 м, скорострельность - 330 выст/мин, начальная скорость снаряда (ОФС) - 960 м/с.

Наводчика на "восемьдесятдвойке" вооружили комбинированным всесуточным прицелом. С учетом всех новшеств, вести эффективную стрельбу из вооружения БТР стало возможно не только ночью, но и в движении - за счет работы установленного электромеханического стабилизатора вооружения.

На БТР-82А установлены новые (к слову, белорусские) цифровые средства связи, которые улучшили устойчивость, скрытость и качество передачи информации, а также расширили возможности управления.

Сегодня в армию Беларуси поступило уже несколько партий новых БТР-82А. Часть из них пошла на комплектование частей и соединений сил специальных операций, часть - стала в строй механизированных подразделений, где колесные бронетранспортеры заменили гусеничные машины старого парка.

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.

Читайте также:

Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5 так популярен?

Не летает, зато проедет почти везде. Видели "Драконов" белорусской армии?

Почему МиГ выбирают в 20 странах? Как создавали и улучшали легендарный истребитель