Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"По любой своей станции пройду буквально с закрытыми глазами". Белорус более 40 лет строит метро

15.08.2024 | 19:49
Сегодня сложно представить себе, как бы существовал Минск без метро, которое только за прошлый год перевезло 234 млн пассажиров. А ведь еще полвека назад никакой подземки и в помине не было, а технология быстрого передвижения под землей казалась за гранью реальности. Открытие первых восьми станций метрополитена пришлось на 1984 год, и в их строительстве принимал участие 22-летний паренек Владимир Суховаров. Спустя 44 года опытный метростроевец вспоминает, как выглядела первая ветка метро в 1980-е.
"В 80-е строить подземку было самой престижной работой"

Развитие послевоенного Минска шло семимильными шагами. В январе 1972 года в 6-й больнице родился миллионный житель столицы. Наземный общественный транспорт едва справлялся с перевозкой пассажиров. Город как никогда нуждался в подземке. Да и в СССР по тем временам существовало правило: метро можно проектировать в городе, если его численность населения достигает миллиона человек. Так что после долгих раздумий и разработок в 1976 году наконец был утвержден проект первого пускового участка: линия протяженностью более восьми километров с восемью станциями, в возведении которых принимал непосредственное участие наш герой - звеньевой проходчик Владимир Суховаров. Носить гордое звание "метростроевец" он стал в начале 80-х. По сей день трудится под землей, возводя станции и прокладывая новые пути метрополитена.
- Помню, когда по проспекту Независимости, который в те годы именовался Ленинским, ходили только автобусы, троллейбусы да такси. Когда объявили о начале строительства метро, никто не верил, что его все же запустят в нашей столице, - рассказывает собеседник и тут же вспоминает свои первые рабочие дни на стройке. - В олимпийский 1980 год вернулся домой после армии, а все вокруг только и говорят о строителях метро, называя их героями. Конечно, престижно было работать на таком объекте. Поэтому, долго не раздумывая, устроился проходчиком в тоннельный отряд. Было мне всего 22 года. Закрепили за мной опытного наставника, и так потихоньку стал вникать во все процессы. Ведь отряд, помимо проходки и возведения станций, выполняет огромный комплекс работ.

Владимир Суховаров подключился на этапе строительства станции метро "Академия наук". Вспоминает, как над ее внутренним оформлением трудились лучшие советские архитекторы.
- Станция получилась просторной, я бы даже сказал - величественной. Огромные колонны в зале посадки выполнены из мрамора, монументальные панно - из серого гранита. Стены также отделаны мрамором и украшены профилями из нержавеющей стали, - уточняет Владимир Владимирович и отмечает, что над эскизами каждой станции (что в минувшие годы, что сегодня) ведется кропотливая работа. Именно поэтому они не похожи друг на друга, каждая несет свой смысл. - Пассажиры зачастую даже не задумываются о том, кто строил эти станции, разрабатывал и делал их оформление. Люди ждут поезда, выходят, заходят - и им даже в голову не может прийти, что та же станция "Московская" или "Якуба Коласа" могли выглядеть иначе.

По словам нашего собеседника, станция метро "Якуба Коласа" выделяется на фоне остальных: колонны зала облицованы керамическими изразцами золотистого цвета, на плитках изображены свадебные обряды, жатва, сбор урожая, празднование Купалья и другие сцены из народной жизни.
- Эта станция, как и семь других - от "Института культуры" до "Московской" - были открыты 29 июня 1984 года. Первыми оценили новый объект партийные деятели, ученые, руководители предприятий. Кстати, столичные организации оказали огромную помощь в строительстве, ведь каждый тогда старался сделать все возможное для Минска. Заводы на субботниках выделяли нам в помощь людей. Так, в смену доходило до 100 волонтеров. Петр Машеров лично инспектировал строительство. Помню, как приезжал, спускался в подземку. Прохаживался по станции, осматривал все вокруг, интересовался ходом работ, - говорит Владимир Суховаров и мысленно возвращается на четыре десятка лет назад - в день запуска метрополитена: - Проезд для пассажиров был бесплатным, а уже на следующий день он стоил 5 копеек. Жетонов тогда и в помине не было: 5-копеечную монету бросали в специальный терминал, и пропускник автоматически открывал створки.

Не только быстрый, но и самый безопасный вид транспорта

И сейчас, спустя более чем 40 лет, Владимир Суховаров уверенно заявляет: ничего бы в своей жизни не поменял, особенно по части профессии. Ведь не зря же говорится: счастлив тот, кто занимается любимым делом.

- По сей день помню, с какой гордостью наша бригада принимала благодарности от минчан и гостей столицы за построенную подземку. Люди дарили цветы и говорили нам искреннее спасибо! Действительно, в том числе и нашими силами, в Минске стало еще комфортнее жить, - говорит наш герой. - Как же радостно ехать в метро и понимать, что именно ты приложил свои силы, душу к его строительству. Каждый день идешь и видишь результат проделанного труда. Возводишь объект за объектом, но самое приятное, когда люди заходят в вагоны и состав трогается. В тот момент понимаешь - все было не зря!

- А какие мысли обычно посещают вас в вагоне метро? - интересуемся у проходчика.

- Как же хорошо ехать: летом - прохладно, зимой - тепло, - улыбается Владимир Владимирович. - Самое главное - удобно и быстро. Согласитесь, что со станции метро "Могилевская" до "Каменной Горки" вряд ли вас домчит такси за полчаса, особенно в час пик. А метро - пожалуйста! К тому же это самый безопасный вид транспорта.

Пока общаемся, Владимир Суховаров то и дело поправляет свою каску - она у него уникальная. Признается, что другой такой во всем метрострое не найти.
- Ей уже лет 30. Это заводская модель, такие ранее выпускали, правда, немного. Сейчас каски куда современнее, но зато мою все узнают. Где б я ее ни оставил, всегда вернут в руки. Она мне уже вроде талисмана на удачу, - поясняет строитель и рассуждает, как изменилось за десятилетия строительное оборудование: - В плане техники и технологий мы шагнули далеко вперед. Кроме того, что ассортимент вырос, так еще и его качество, скорость… Я застал времена, когда главный инструмент на стройке - перфоратор - весил более 40 кило. Только представьте себе, какая махина! После нескольких часов работы с ним ложку с супом ровно невозможно было удержать. Сейчас же оборудование совсем другое. Оно так продумано и разработано, чтобы в том числе облегчить труд строителя.

Владимир Владимирович уверен, что с современными технологиями, оборудованием, а главное - такими кадрами, которые трудятся с ним рука об руку, любые задачи по плечу. Речь как раз о возведении новых станций, третьей линии метро. Эту идею в свое время всецело поддержал глава государства, отметив, что в мире не так много городов, где занимаются строительством метро.

- Президент сравнил это с космосом, только под землей! Сказав, что метрострой - высший уровень, где есть и инновации, и новейшие технологии. Это лучшая похвала нашему каждодневному труду, - говорит собеседник. - Время идет, меняются требования к станциям. Так, сегодня большое внимание уделяется безопасности. К примеру, новые станции оснащены защитными ограждениями из прозрачного стекла. Дизайн также совершенно другой, не тот, что 40 лет назад. В 80-е таких светильников, которые устанавливаем на станции "Аэродромная", днем с огнем не сыскали бы. Очень мне нравится станция "Каменная Горка", выполненная в светлых тонах. Белый навесной потолок с освещением зрительно расширяет пространство. Величественные мраморные колонны с элементами из нержавеющей стали. Все так гармонично друг с другом сочетается, что мне кажется - это самая красивая станция нашего метрополитена.

Проходчик уверяет: даже сейчас, спустя 40 лет, он пройдется по любой из станций, в строительстве которых принимал участие, буквально с закрытыми глазами.
- Помню все: каждый поворот, ступеньку… Недавно был с руководством на "Пушкинской", требовалось попасть в определенный отсек. Я за пару минут провел, даже не пришлось ждать сопровождающего. Начальник удивился, мол, откуда знаешь все входы и выходы. Ответил ему: так я ж строил эту станцию, - говорит наш герой и тут же отмечает, что в его профессии очень важна преемственность поколений: - Приходит молодежь, и мы стараемся всему обучить, рассказать, показать, что знаем сами. Таким образом растим себе смену, как наши наставники готовили когда-то нас. За молодыми будущее!

"Не представляю свою жизнь без трудовых будней"


В конце разговора наш герой признается, что он уже давно пенсионер, но по-настоящему уйти на заслуженный отдых так и не собрался. Говорит, что пока не представляет свою жизнь без родной бригады, решения рабочих вопросов. Одним словом, без трудовых будней.
Отдыхать же от городской суеты предпочитает в загородном доме, где живут его родители. Там у Владимира Владимировича большой огород, куда он приезжает в сезон почти каждый день.

- Люблю работать на участке. Наверное, сказывается то, что много лет провел под землей. В этом году, к примеру, посадил одиннадцать сортов картофеля, совсем скоро приступим с семьей к сбору урожая - надеюсь, он нас порадует. Еще занимаюсь виноградом, растет на плантации сразу десять сортов - и каждый отличается по вкусу, методам ухода, - рассказывает Владимир Суховаров. - Мне нравится это все, кажется, неплохо разбираюсь в сельском хозяйстве. Если решусь пойти на пенсию, то без дела точно не останусь.

По словам собеседника, работая под землей, очень важно следить за своим здоровьем. В свободное время проходчики посещают бассейн, играют в теннис.
 
- Конечно, есть свои нюансы в нашей работе. К примеру, в летнее время, если долго находишься в подземке, а потом резко выходишь на солнце, то не просто щуришься некоторое время, но и чувствуешь себя некомфортно, будто дневной свет мешает, - уточняет он. - Так что обязательно нужно заниматься собой, поддерживать организм в форме, и не важно, сколько тебе лет. Как говорится, в здоровом теле - здоровый дух.

Марина ВАЛАХ,
фото Павла ОРЛОВСКОГО и из открытых интернет-источников,
газета "7 дней".-0-

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента