В нашей стране ни одно обращение гражданина или юридического лица не остается без внимания. О своих проблемах можно сообщить посредством прямой или горячей телефонной линии, лично прийти на встречу с председателем райисполкома, облисполкома, депутатами и другими чиновниками. Недавно Совет Министров в своем телеграм-канале объявил о запуске еще одного способа взаимодействия с населением - чат-бота. Узнали, какие вопросы в первую очередь волнуют белорусов и как их решают в разных регионах страны.
Помимо прямых и горячих линий, личных встреч, правительство Беларуси более двух недель назад в телеграм-канале запустило чат-бот. По словам пресс-секретаря премьер-министра Александры Исаевой, это современный и удобный способ обратной связи. Необходимость его создания продиктована временем.
- Главная идея чат-бота - быть полезными и оперативными в решении действительно важных вопросов. Причем стоит отметить, что данная система не попадает под закон об обращении граждан и не имеет четких сроков ответа, - поясняет Александра Валерьевна. - Кто-то ставит под сомнение полезность чат-бота, однако с начала его запуска мы получили сотни сообщений. В основном это житейские вопросы.
Например, своей проблемой поделилась мама из Барановичей: "С понедельника в школах города запретили питаться учителям и ученикам после уроков. Мы живем далеко от учебного учреждения, после уроков ребенок посещает много кружков, поэтому у него нет возможности приехать домой на обед. Раньше проблем не было: сын в школьной столовой покупал набор блюд, указанных в меню. Сейчас у нас встал вопрос невозможности посещения кружков, ведь в приоритете здоровье ребенка, а он останется голодным до вечера. Местные СМИ подняли вопрос питания учителей, в комментариях люди жалуются. Как донести информацию о том, что учителя и родители готовы платить за возможность питаться в школьной столовой, даже если поднимут цены?"
- Данный вопрос решился при непосредственном участии премьер-министра, который берет на контроль многие вопросы из нашего чат-бота. К слову, правительство уделяет особое внимание питанию школьников. Сейчас в Минске и областях идет пилотный проект Минобразования по данной теме, - отмечает пресс-секретарь и уточняет, что в чат-бот поступают не только жалобы, но и обратная связь от заявителей.
Так, мама из Барановичей сообщила, что со следующей недели в школе питание будет организовано по предзаказу. Поблагодарила от имени родителей, учащихся и учителей за то, что с пониманием отнеслись к их проблеме и оперативно ее решили.
- Очень много поступает обращений от граждан по вопросам работы ЖКХ и состояния дорог, которые могут быть решены на уровне облисполкомов и райисполкомов без вмешательства правительства, но наши управления в Аппарате Совмина и министерства всегда на связи и быстро подключаются, за что им отдельное спасибо, - говорит Александра Исаева. - Бывают и такие ситуации, в решении которых мы бессильны, хотя постарались сделать все возможное. К примеру, вопросы здоровья, когда уже подключены лучшие специалисты и от нас, увы, ничего не зависит.
Председатель Гомельского горисполкома Владимир Привалов, находящийся в этой должности с декабря 2022-го, выступает за открытый диалог с горожанами. Это он подтверждает не только словом, но и делом. Например, в начале года запущен телеграм-канал "Владимир Привалов. Официально", где публикуются интересные новости и факты про город над Сожем. Еще одной формой, позволяющей держать связь с населением, стал чат-бот горисполкома, который сразу же подтвердил свою актуальность. Буквально на днях здесь стартовал проект "Мэр онлайн". Целый час градоначальник отвечал на вопросы всех желающих, а поступило их более сотни.
- Идею предложил лично Владимир Александрович. Прекрасно, когда есть прямой контакт между властью и жителями города. Понимаем: зачастую с помощью мобильного телефона можно оперативно зафиксировать какие-то проблемные вопросы. Снять фото или видео и за пару секунд отправить сообщение в наш чат-бот, - поясняет начальник управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского горисполкома Николай Светогор. - На такое сообщение и реакция будет моментальной, в отличие, скажем, от электронного обращения в горисполком, которое требует времени для рассмотрения и решения.
По традиции большая часть вопросов касалась жилищно-коммунальных услуг, в частности ремонта дорог и дворовых территорий, капремонта жилья. Например, после сообщения о неисправности лифта в одной из многоэтажек города по адресу была оперативно направлена аварийная служба. Быстро удалось решить вопрос с уборкой лестничной площадки, ямочным ремонтом одного из жилых дворов.
- Моментальная реакция была на вопросы, которые в первую очередь касаются жизнедеятельности горожан, работы аварийных служб, проблем, которые принес с собой паводок. Без их решения люди не могут чувствовать себя комфортно в собственных домах, - уточняет Николай Сергеевич. - Вопросы, требующие более длительного рассмотрения, были сразу же распределены по соответствующим службам для дальнейшей работы и решения. Каждый из них - на контроле мэра.
К слову, отрадно, что, помимо жалоб и проблем, в рамках онлайн-встречи было озвучено большое количество предложений жителей о том, как улучшить родной город - от автоспорта до благоустройства улиц и дворов. Подводя итоги, Владимир Привалов отметил, что такой формат общения планируется проводить и дальше - как минимум раз в месяц он будет выходить на час в онлайн.
В Брестском облисполкоме подвели итоги 2022 года по вопросам обращений граждан. Всего за минувший год поступило 4288 обращений, что на 660 меньше по сравнению с 2021-м.
- Анализ обращений граждан показывает, что чаще всего поднимаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства, ремонта дорог, строительства и архитектуры, землепользования, трудоустройства, - уточняет заместитель начальника управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Брестского облисполкома Виктория Патейчук. - Основная тематика хоть и остается неизменной - это вопросы жилищного фонда и ЖКХ, но их количество уменьшилось почти на 16%.
Сохранили свою актуальность, пусть и в меньшей степени, вопросы, связанные со сферой здравоохранения. Всего поступило 355 обращений (в 2021 году - 390).
Актуальными остаются вопросы землеустройства и землепользования. Это споры землепользователей по границам смежных участков и порядку их пользования, наследственно-имущественные споры, изъятие и предоставление земельных участков. Таких обращений поступило 332.
- Действенным механизмом взаимодействия населения и областной власти является проведение личных и выездных приемов граждан, в том числе в дистанционной форме. Так, в прошлом году руководство Брестского облисполкома провело 114 личных встреч с населением. На системной основе каждую субботу также проводятся прямые телефонные линии. В 2022-м к нам обратилось 675 граждан, - уточняет Виктория Анатольевна. - Все это позволяет своевременно принимать меры по решению проблемных вопросов, снижая количество обращений граждан в вышестоящие органы.
Например, после телефонного обращения к руководству облисполкома благоустроили сквер в микрорайоне Южный, отремонтировали памятник погибшим солдатам. В деревне Дубрава приведен в порядок мост для проезда транспорта, а в Малых Радваничах - пешеходный мост через реку. Быстро решился вопрос и жителей деревни Тобулки Пинского района с закрытием сельской бани.
Нередко граждане, не дожидаясь ответа местных властей или будучи с ним не согласны, пишут жалобы в Администрацию Президента. В 2022 году на адрес Брестского облисполкома поступило 521 обращение из вышестоящего органа власти.
Такие поручения находятся в облисполкоме на особом контроле. Зачастую причинами направления жалоб в Администрацию Президента является требование граждан в решении их сугубо личных проблем, в том числе путем направления многочисленных обращений. Имеют место и факты затягивания сроков исполнения заявленных работ. Не всегда вопросы, поднятые гражданами, могут решиться в кратчайшие сроки.
- На текущий момент удовлетворено 33 обращения. Так, введен в эксплуатацию объект "Подключение деревни Дружба Брестского района к городским сетям водоснабжения", - уточнил заместитель начальника. - Вопрос рассматривался райисполкомом в 2020-м. Однако принимаемые меры по обеспечению потребителей качественной питьевой водой не устроили граждан. Впоследствии были приняты необходимые меры для решения вопроса.
Еще один пример из Столина, где ремонтировался участок ливневой канализации, проходящей от улиц Полесской до Буденного. В своем обращении в Администрацию Президента заявители отметили: "Обращались в ЖКХ, но они ничего не делают. В райисполкоме сказали, что на ремонт канавы нет денег".
- Выполнены строительно-монтажные работы по объекту "Квартал усадебной застройки по ул. Кутузова в Кобрине. 3-я очередь. Строительство ул. Братской с гравийным покрытием". Вопрос находился на рассмотрении в Кобринском райисполкоме с 2021-го, - рассказывает собеседница. - Заявителям дали подробные разъяснения, что при формировании перечня объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки на 2022 год будет рассмотрена возможность включения в программу работ по разработке проектно-сметной документации на строительство улицы Братской в гравийном исполнении.
Несмотря на полученный официальный ответ, жители направили письмо в Администрацию Президента: "Помогите нам решить этот вопрос по улице Братской. У нас в Кобрине ответ один: нет денег и ничего не сделаем". По словам Виктории Патейчук, вопрос был решен положительно в конце 2022 года.
Со 2 января 2023 года в Беларуси изменился порядок подачи и рассмотрения обращений граждан. В первую очередь нововведения коснулись электронных обращений в государственные органы и организации. Теперь заявители вносят их через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета. Для нее создан отдельный сайт - обращения.бел, куда после авторизации и подтверждения своих данных можно направлять сообщения. Доступ к системе учета и обработки - бесплатный.
Зарегистрированные в системе пользователи смогут обратиться в любой государственный орган, будь то министерство, райисполком или учреждение. Ответ придет туда же или по требованию вам пришлют письменный по почте в установленные законом сроки.
Надо сказать, данная мера полностью исключает возможность направления обращения от других лиц или под вымышленными именами. Правда, если ваше обращение будет содержать нецензурные выражения, оскорбления или множество интернет-ссылок, то его оставят без рассмотрения.
Без ответа останутся и послания так называемых профессиональных жалобщиков. Например, гражданка Н. направляет многочисленные обращения, несмотря на то, что они уже неоднократно и в полном объеме рассмотрены, на них даны исчерпывающие ответы. Теперь для регулирования деятельности таких вот "писателей" законодательством выделена отдельная статья. Под ее действие попали как электронные, так и аналогичные письменные обращения в количестве более 10. Если после ответа на них на официальном сайте организации такие письма продолжат поступать, то рассматривать их больше не станут.
Марина ВАЛАХ,
газета "7 дней".-0-