Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Настоящая железная леди!" История начальницы лучшей районной налоговой инспекции страны

14.08.2024 | 17:17
Если человек добросовестно платит налоги, значит, он уважает свое государство и заботится о других гражданах, считает наша героиня. Рабочий день минчанки Натальи Титок традиционно начинается... с новостей. В поисках актуальной информации она внимательно штудирует различные интернет-ресурсы, но предпочитает проверенные и надежные. Иногда что-то из виртуального пространства перекочевывает в блокнот для записей. Читать новостные ленты "с пользой для дела" - многолетняя и, как считает Наталья Брониславовна, очень хорошая привычка. А уж ей-то, лучшему начальнику лучшей районной налоговой инспекции страны, точно виднее, так это или нет.

- Ответственность, честность, профессионализм, целеустремленность, коммуникабельность, желание постоянно развиваться, смелость, позитивный настрой на жизнь, умение работать в команде на взаимном доверии, - Наталья Брониславовна перечисляет качества, которыми должен, по ее мнению, обладать налоговый инспектор. И неожиданно дополняет свой профессиональный "райдер": - Аккуратный, следящий за собственным здоровьем и внешним видом.
Когда деревья были большими… В этом году сын Никита окончил лицей БНТУ

- Ого, сколько требований! Где ж таких идеальных найти? - засомневался.

- А у нас, в инспекции МНС по Центральному району города Минска, - заулыбалась Наталья Титок. Чувствуется, руководитель гордится своим коллективом. В нем ни много ни мало 114 сотрудников, в основном женщины, хватает молодежи. Как здесь шутят, в процентном соотношении представительниц прекрасного пола даже больше, чем собираемость налогов, которая в среднем по стране составляет 98 % и выше. Подобный расклад и в других инспекциях. Поэтому смело можно утверждать: у нашей налоговой службы - женское лицо. Кое-кто считает, что это к лучшему: женщины со свойственными им терпеливостью и дотошностью, умением быть одновременно мягкими и убедительными лучше справляются с теми задачами, которые стоят перед налоговыми органами. Небесспорное суждение, но, как говорится, имеет право на жизнь.

- Если думать только о том, какая тут зарплата светит, то ничего хорошего не выйдет, - продолжает Наталья Титок, явно намекая на одну из причин, почему мужчины не торопятся в налоговую службу. - Здесь особенные, как говорит наш Президент, государевы люди. Так и есть на самом деле. Мы работаем для государства, и уровень зарплаты - не единственный критерий при выборе профессии. К нам гармонично вписываются те, кто сочетает в себе порядочность, ответственность и неравнодушие к стране, ко всему происходящему в ней.
Центральный район столицы, по мнению начальника налоговой инспекции, особенный и сложный

Наталья Титок пришла в налоговую в 19 лет, окончив с отличием Минский технологический техникум. Резонно рассудив, что в бухгалтерию на предприятии всегда можно вернуться, заявилась в инспекцию МНС по Фрунзенскому району столицы № 1. Уверенно, сходу поставила начальство перед фактом: мол, хочет работать в контрольном управлении, поскольку анализ хозяйственной деятельности, аудит - именно то, в чем может преуспеть. Слегка оторопевшее руководство инспекции ("Вы очень молоды, обычно начинают с учетного подразделения") настойчивость кандидатки в налоговые инспекторы и наличие красного диплома все же оценило. "Что-то такое в вас есть, давайте попробуем", - коротко заметил тогдашний начальник Владимир Владимирович Халаёнок.

- Можно было на предприятие податься, где все представлялось более-менее понятным, поскольку практику проходила, - рассказывает Наталья Брониславовна. - Но хотела развиваться и пробовать что-то новое - это в моем характере всегда было и остается. Налоговая казалась подходящим вариантом. Но все-таки оставила для себя путь к отступлению. Собиралась на год-два, а задержалась на двадцать с лишним.

Солидные директора и опытные главбухи порой несколько свысока смотрели на юного налогового инспектора. Правда, их отношение кардинально менялось, когда по итогам проверки приходилось доплачивать существенные суммы в бюджет.

- Очень непростые времена были, - вспоминает Наталья Титок. - Сложное законодательство, неоднозначное его толкование. Случалось, что не понимали. Но я не из робкого десятка. Вроде на первый взгляд хрупкая и нежная, а стержень все-таки есть. Не жалею ни капельки: приобрела бесценный профессиональный опыт.
В Центре обслуживания плательщиков Центрального района столицы посетителей приветливо встречает ведущий референт Карина Милашевская

Любопытно, что работа именно в контрольном подразделении считается у налоговиков высшим пилотажем. А все почему? Сотрудник здесь как универсальный солдат-аналитик: знает особенности учета, привлекает к административной ответственности недобросовестных плательщиков - понятное дело, без уверенных юридических знаний никак не обойтись. Нередко приходится даже выступать в роли следователя. И эта тенденция с каждым годом, по словам Натальи Титок, проявляется все ярче: налоговики не просто выявляют технические ошибки, а "раскручивают" целые преступные схемы, позволяющие уходить от налогов.

- Мы в курсе всего происходящего и всегда начеку, - говорит Наталья Брониславовна. - Все, что связано с банковской сферой, Министерством экономики и теми ведомствами, которые выдают лицензии, касается и нас. Огромный массив информации приходится осваивать, выделяя при этом именно те направления, где усматриваются риски и могут быть нарушения. Деятельность любого субъекта хозяйствования связана с привлечением финансовых ресурсов. Чтобы свято соблюдалось налоговое законодательство, надо понимать, откуда приходят и куда уходят деньги.

"Здесь особенные, как говорит наш Президент, государевы люди".

По словам Натальи Титок, все меняется очень быстро, и крайне важно, чтобы сотрудники постоянно стремились совершенствовать свои знания и профессиональные навыки. Подчиненным она любит повторять знаменитое президентское выражение: остановился - значит опоздал, и сама для них убедительный пример. Не было еще дня, говорит Наталья Брониславовна, чтобы не почерпнула что-то новое, не углубилась в какую-то проблему.

Инспекцию МНС по Центральному району столицы она возглавила в феврале 2019-го, успев четыре года поработать здесь же заместителем начальника. Поэтому специфику знала не понаслышке. Это для минчан и гостей столицы Центральный район - один из красивейших, известный бурлящей жизнью. Для начальника налоговой инспекции он особенный и сложный. Чем аргументирует? Судите сами. Здесь свыше 10 тысяч плательщиков - юридические лица, это больше, чем в каком-либо районе страны. На налоговом учете также около 5 тысяч индивидуальных предпринимателей, более 84 тысяч физических лиц. Тут сосредоточено множество объектов торговли и общепита, располагаются банки, зарубежные посольства, государственные учреждения. Именно в Центральном районе Минска проводится рекордное количество различных крупных мероприятий.
Можно лишь представить, какой колоссальный объем работы при таких масштабах приходится проделать сотрудникам инспекции, чтобы обеспечить соблюдение налогового законодательства. Их старания не напрасны: собираемость налогов в районе составляет 99,6% - абсолютное большинство плательщиков своевременно и в полном объеме отдают положенное государству.

Цифра во многом показательна, ведь, как известно, налоги платить никто не любит. Она свидетельствует не только об эффективной работе фискального органа, но и о возросшей правовой и налоговой культуре людей.

- Отношение белорусов к уплате налогов развернулось на 360 градусов, - констатирует Наталья Титок.

Феномен этот начальник инспекции объясняет просто. По ее словам, налоговая служба за последние годы кардинально перестроила свою работу.

- Раньше боялись заходить в налоговую инспекцию, сейчас совершенно иная ситуация, - улыбается Наталья Брониславовна. - Для меня это хороший знак, потому что мы открытые и клиентоориентированные, рассчитываем на партнерские отношения. Вникаем в проблемы плательщиков и стремимся способствовать тому, чтобы они ответственно и честно вели бизнес.
Референт Карина Глазко

Налоговая инспекция действительно уже не та, что была вчера. Это понимаешь сразу, едва войдя в здание. На первом этаже разместился светлый, просторный и уютный Центр обслуживания плательщиков (ЦОП) - такой, как в Центральном районе, есть во всех налоговых инспекциях столицы, но здесь, говорят, один из лучших.

"Собиралась на год-два, а задержалась на двадцать с лишним".

Милая и приветливая администратор Карина Милашевская ответит на вопросы, поможет сориентироваться в размещенной на стендах информации. Иногда этого достаточно, и довольный посетитель уходит. Но чаще всего занимают электронную очередь, чтобы пообщаться с налоговым инспектором. Как правило, ждать долго не приходится. Любопытно, что отсутствует закрепление инспекторов за субъектами хозяйствования - плательщик ведет диалог со свободным специалистом. Такая организация работы здорово экономит время. Физическим же лицам в случае необходимости совсем не обязательно отправляться в "свою" инспекцию: разобраться в каких-то нюансах помогут в любом налоговом органе страны. Через электронные сервисы можно отправить декларацию о доходах и имуществе, получить различную информацию. Словом, взаимодействовать с налоговой инспекцией сейчас удобно, быстро и просто.

Эти разительные перемены - результат цифровизации, которой ведомство очень активно занимается последнее время. Неслучайно на нынешнем Международном форуме "ТИБО-2024" деятельность Министерства по налогам и сборам отмечена дипломом "Цифровой государственный орган". Плюс постоянная активная информационно-разъяснительная работа.

- Налоговая инспекция по сути своей структура фискальная, и наполнение бюджета - дело святое, - говорит Наталья Титок. - Но сейчас приоритет отдаем превентивным мерам, профилактике. Добиваемся того, чтобы к нам шли с желанием добровольно платить налоги и тем самым помогать развитию государства.
Старший налоговый инспектор Евгений Суховерх

- Видимо, с развитием цифровизации жизнь злостных неплательщиков усложнилась? - спрашиваю.

- Для них она всегда была непростая, о них не забываем никогда, - чуть заметно улыбнувшись, замечает моя собеседница. Улыбка ей явно к лицу. - Но сегодня акцент на добросовестных плательщиков, которые могут случайно ошибиться или не знать отдельных законодательных моментов. Поэтому и правовой ликбез обширный проводим. Считаю: у кого нет умысла не платить, то и страха какого-то быть не должно.

"Отношение белорусов к уплате налогов развернулось на 360 градусов".

Налоговые проверки с выездом в организацию или на предприятие, конечно, существуют, но далеко не в таких масштабах, как раньше, и уже не они ассоциируются с деятельностью инспекции МНС. Главным является камеральный контроль - после предоставления деклараций дистанционно, без посещения субъекта хозяйствования налоговая отслеживает ситуацию. Информационные ресурсы, которыми она располагает, позволяют "видеть" движение потоков товаров и денежных средств, иностранную безвозмездную помощь, заработную плату, количество наемных работников и другие моменты, которые важны для уплаты налогов. Стоит ли говорить, какой гигантский информационный массив приходится анализировать специалистам? Точно так же они контролируют доходы и расходы физических лиц, в полном ли объеме и своевременно те платят налоги.

- Некоторым субъектам хозяйствования, где замечены риски, направляем уведомление о факте неуплаты налогов или просим дать пояснение по определенным операциям, - рассказывает Наталья Брониславовна. - Это и есть та самая предупредительная мера.

Более 96% получивших документ из налоговой "уточняются" сами, добровольно. А это, между прочим, дополнительные поступления в бюджет.

- Если на наше уведомление не реагируют, то по материалам проверки выносится решение о бесспорном взыскании денежных средств, имущества, - говорит начальник инспекции. - Но это единичные случаи.

Доверие и диалог должны стать нормой во взаимодействии налоговой службы и плательщиков, считает Наталья Титок. Основа для этого закладывается сегодня: инспекторы приходят в школы и учебные заведения, чтобы рассказать юным гражданам о налогах, их важности для развития страны и комфортной жизни белорусов.
Консультирует начальник управления по работе с плательщиками Наталья Бесан

- Мы должны прийти в нашем обществе к тому, что честно платить налоги - значит уважать свое государство и заботиться о других, - рассуждает Наталья Брониславовна. - Важно с молодежью этот момент не упустить. Для нее в Беларуси открыты все пути-дороги. Ребята имеют то, о чем мы даже мечтать не могли. Но нужно научить их ценить труд. Любую копейку надо заработать: труд равно доход. Тогда появится понимание, что налоги служат нам всем. Тому, кто их платит, в том числе.

В народе говорят: чтобы узнать кого-то, надо с ним пуд соли съесть. Но порой даже мимолетного общения достаточно, чтобы понять, что за человек перед тобой. Так и сейчас. Не почувствовать жизненную энергию и оптимизм Натальи Титок в общении с ней просто невозможно.

- Иногда спрашивают: "Вы, наверное, оптимистка?" - смеется Наталья Брониславовна. - Всегда отвечаю: "Да, и вам этого желаю". Утром солнышко - и у меня уже хорошее настроение. Очень помогает простое правило: "Если не можешь изменить ситуацию, поменяй отношение к ней".

- Для руководителя это, наверное, незаменимое качество?

- Конечно, ведь в работе всякие ситуации бывают, - говорит Наталья Титок. - Стараюсь быстро совладать с собой и "перепрограммировать" сотрудников, чтобы у них не опускались руки, потому что любая неудача сказывается на самооценке. Произошло значит произошло - надо принять. Доношу до коллег лишь самое важное и необходимое. Всегда стремлюсь создавать в коллективе позитивный настрой.
Позитивный настрой в коллективе - залог эффективной работы

Наталья Брониславовна говорит, что, закрывая дверь служебного кабинета, старается переключиться. Но работа не отпускает даже в отпуске. Приходится быть на связи 24/7. Часто рабочие моменты обусловлены жесткими, конкретными сроками. Доводится много коммуницировать и с сотрудниками, и с посетителями разного возраста и социального статуса. Для каждого нужно найти правильные слова, доходчиво объяснить ситуацию. Например, в чем именно плательщик не прав.

"У кого нет умысла не платить, то и страха какого-то быть не должно".

- Что радует? - задумчиво переспрашивает она. - Когда уходят с улыбкой на лице, с легким сердцем. Когда найден компромисс. Случается, приходят со своими адвокатами, юристами. И убедить плательщиков, что мы правы, дорогого стоит. Это большой плюс нам.

- Но больше всего довольны, когда раскрываете какую-нибудь мутную схему, не так ли?

- Да, но радуюсь не тому, что выявили определенную сумму ущерба и человеку даже может уголовное дело светить, а что справедливость восторжествовала, - говорит Наталья Титок. - Часто схемы выявляем совместно с правоохранительными органами, в бюджет взыскиваются большие деньги. Безнаказанности нет места, рано или поздно расплата придет.

- Настоящая железная леди!
Сотрудники инспекции МНС по Центральному району столицы - активные участники различных спортивных и общественных мероприятий

Услышав такое о себе, моя собеседница не может сдержать улыбки.

- Никогда не думала об этом. Может, со стороны кажется, что я железная леди, не знаю, - с едва заметным сомнением в голосе произносит она. - Но считаю, что в любой ситуации должна выглядеть достойно. Если в жизни что-то происходит нехорошее, то об этом окружающие не должны догадываться. Когда уж совсем плохо, ищу спасение в семье. Тут меня выслушают и поймут. А еще предпочитаю больше загрузиться на работе. Это тоже помогает.

"Стараюсь быстро совладать с собой и «перепрограммировать» сотрудников, чтобы у них не опускались руки".

Родители Натальи Титок - Нина Михайловна и Бронислав Эдуардович - поженились в далеком 1969-м. Прожили вместе большую счастливую жизнь, вырастили двух дочерей. Сестра Татьяна, кстати, тоже работает в налоговой службе.

Несколько лет назад отца не стало. Наталья Брониславовна говорит, что жизнь родителей является для нее примером, как должны строиться отношения между близкими людьми и что такое настоящая семья. Счастлива, что семейные традиции живут. Как всегда, собираются все вместе на праздники. Любят проводить время в родительском доме под Дзержинском. Лучший отдых - на природе, уверена наша героиня. Супруг Павел, хоккейный тренер, и сын полностью разделяют ее мнение. Никита после окончания лицея БНТУ решил продолжить учебу в высшем учебном заведении. А еще они театралы. Походы в Большой и Музыкальный - это тоже традиция дружной семьи Титок, где царствуют любовь и уважение, где все по справедливости.

Так, как она любит!  
2008 год. С родителями Ниной Михайловной и Брониславом Эдуардовичем

Цифры и факты

В 2023 году налоговые органы Беларуси обеспечили поступление в доход консолидированного бюджета 42 878,4 млн рублей.

Платежи, уплаченные плательщиками в добровольном порядке, составили 98,8 %.

Наибольший удельный вес в общем объеме доходов консолидированного бюджета составил подоходный налог - 26,8 %, на второй позиции - НДС (25,4 %).

Уровень удовлетворенности плательщиков работой налоговых органов страны, по данным независимого социологического исследования, вырос до 86,7 %.

На Международном форуме "ТИБО-2024" деятельность Министерства по налогам и сборам отмечена дипломом "Цифровой государственный орган".

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

| Игорь ГОНЧАРУК, журнал "Беларуская думка". Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, из личного архива Натальи ТИТОК.

Читайте также:

Оформляю страховку: на что обратить внимание? Мнение эксперта

"Страх - недопустимое чувство в бизнесе". Как белоруска спасла предприятие от разорения?

Можно ли сэкономить деньги на более теплой зиме? Считаем вместе со специалистами