Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Можно ли сэкономить деньги на более теплой зиме? Считаем вместе со специалистами

03.03.2023 | 11:45

Зима пока не уступает дорогу весне, а до этого три месяца капризничала, балансировала на нуле. Как изменение климата и, в частности, теплые зимы сказываются на экономике страны и семейном бюджете простых белорусов? Спросили об этом у экспертов.

- Очевидных плюсов теплых зим два. Во-первых, это экономия топливно-энергетических ресурсов в отопительный сезон, во-вторых, сокращение его продолжительности, - отмечает кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси Виктор Мельник, при этом уточняя: - Только повышение средней годовой температуры воздуха от 0,5 до 3°С дает возможность обогревать дома меньше - от 6 до 36 суток, а также держать батареи не на максимуме.

Может быть, можно экономить на центральном отоплении?

Пока же опыт Минска показывает, что количество дней отопительного сезона при имеющемся уровне повышения температуры не уменьшается: зимой 2013–2014 гг. при средней температуре +1,4°С он длился 175 суток, а зимой 2021–2022 гг при средней +2 градуса - 231 день!

- Решение о включении и выключении отопления в жилфонде принимается Мингорисполкомом на основании среднесуточных температур, прогнозов Белгидромета и текущей эпидемиологической обстановки, - рассказывает заместитель начальника инспекционно-энергетического отдела Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Александр Горбач. - Но несмотря на увеличение отопительного сезона, коммунальщикам все эти годы удается не превышать лимиты, согревая наши дома в рано наступившую осень или затянувшуюся весеннюю непогоду.

В числе плюсов Виктор Мельник назвал сокращение расходов на уборку и вывоз снега, которого с каждым годом выпадает все меньше:

- Республика ежегодно теряет порядка $100 миллионов из-за неблагоприятных погодных явлений: 42% - сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - 19%, строительство - 12%, коммунальщики - 8%, транспорт - 7%, другие отрасли - 12%. Таковы данные оценки уязвимости, сделанной белорусскими экспертами и Всемирным банком более 10 лет назад.

Сделайте перерасчет и проверьте штампы в паспорте. Как сэкономить на коммуналке

За прошедшее время вышеупомянутые отрасли научились адаптироваться к климатическим вызовам. Предотвращать экологические риски помогли разработка и реализация госпрограмм и национальных стратегий, в частности, Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года. Это основа индивидуальных стратегий для тех, кто старается экономить разумно, не в ущерб обществу.

Вместе с тем, отметил ученый, перепады температур и жидкие осадки зимой ухудшают устойчивость зданий и сооружений. А еще рост осадков и температур в эту пору приводит к увеличению случаев гололедно-изморозевых отложений, что увеличивает вероятность аварий на дорогах и ЛЭП.

Что происходит с дорогами и при чем тут погода?

А вот дорожникам в теплую зиму не позавидуешь.

- Слово "экономия", когда идет разговор о содержании дорог, не уместно! - считает начальник Березовского ДРСУ 102 Владимир Евтух. - Если ездите по улицам и автотрассам, то видите, какая пошла ямочность. Такой деформации дорожного полотна, как в этом году, я не припомню: разрушения покрытия - десятикратные. Да и песко-соляной смеси сыплем больше при таких температурах: прошел дождик, растаял снег и погода ушла в минус - все, гололед!

В курсе проблем дорожников и проектировщики.

- Асфальтобетонные покрытия очень чувствительны к частым перепадам температур - переходам через ноль градусов. Их количество в некоторые зимы доходит до 250! - отмечает главный специалист технического отдела государственного предприятия "Белгипродор" Николай Кречетников. - Вода попадает в микротрещины на покрытии, и после многократных циклов замораживания-оттаивания происходит активное разрушение структуры асфальтобетона с последующим образованием поверхностных дефектов - трещин, шелушения, выбоин.

Активное разрушение дорожной одежды происходит не в лютый мороз, а именно в переходный период. Полностью избежать деформаций и разрушений дорожного покрытия в таких условиях пока никому не удается - это проблема всех стран, расположенных в аналогичных климатических зонах.

Выход из данной ситуации Николай Кречетников видит в улучшении качественных характеристик битумов за счет их модификации, в использовании полимерных добавок, резинобитумных компонентов, совершенствовании процесса подбора состава асфальтобетонных смесей.

- Пока такие модифицирующие добавки применяются в основном на дорогах первой-второй категорий. На относящихся к третьей-четвертой - в меньшей степени, - отмечает эксперт и уточняет, что межремонтный срок службы нежесткой дорожной одежды на дорогах высоких категорий составляет 12–14 лет, более низких категорий - 9–11 лет. Устройство поверхностной обработки покрытия либо нанесения тонкого асфальтобетонного слоя износа в зависимости от интенсивности движения потребуется уже через 5–6 лет.

Может быть, можно сэкономить на газовом котле?

Позволяют ли теплые зимы экономить простым белорусам? Вот что об этом рассказал Роман Петрович из Жодино, семья которого в осенне-зимний сезон с учетом любви главы семейства к ежедневным ваннам в среднем тратит 600-660 м3 газа.

- Мы не хотим жить в сырости, потому уже с осени поддерживаем в доме температуру 20–22 градуса. При необходимости сразу включаем отопление. Дом у нас немаленький - 250 "квадратов", да еще полы с обогревом, а тарифы на газ выросли, потому стали платить больше. Планирую в ближайшее время заменить котел, которому уже 16 лет, на более экономичный, с терморегулятором, - делится мыслями хозяин коттеджа.

Чтобы сэкономить, жители частных домов все чаще переходят на современные котлы - газовые или электрические. Бум их установки сегодня переживают малоэтажные застройки. Народ переходит с дров и торфа на голубое топливо и киловатты.

| Тамара МАРКИНА, газета "7 дней", фото БЕЛТА.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Как сэкономить время на ТО? Полезные советы и нюансы изменений в законе

Зима теплеет. Как придется меняться сельскому хозяйству? Мнение ученых и аграриев

Как будто иллюстрации к доброй сказке. 19 фото настоящей белорусской зимы